УДК 004 Гурьев С.А., Лаптева А.В.
Гурьев С.А.
студент кафедры менеджмента и предпринимательства Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
Лаптева А.В.
доцент, кандидат физико-математических наук кафедры бизнес информатики Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ^-РАЗРАБОТКЕ
Аннотация: виртуальная реальность (УЯ) и дополненная реальность (AR) представляют собой два различных, но взаимосвязанных направления развития современных информационных технологий. Они используются в различных сферах человеческой деятельности, включая образование и разработку информационных технологий (1Т). В данной статье мы рассмотрим основные аспекты применения виртуальной и дополненной реальностей в этих областях.
Ключевые слова: виртуальная реальность, современные технологии, цифровизация.
Основные аспекты применения УЯ и АЯ в образовании. VR и AR имеют огромный потенциал для использования в образовательном процессе. Они позволяют создавать интерактивные обучающие программы, которые позволяют ученикам изучать материал в более наглядной и интересной форме. Кроме того, применение VR и AR позволяет моделировать различные ситуации, что помогает ученикам лучше понимать изучаемый материал.
Одним из примеров использования VR в образовании является создание
виртуальных лабораторий, которые позволяют студентам проводить эксперименты, невозможные в реальной жизни. Например, виртуальная лаборатория может моделировать процессы, происходящие в атомном реакторе, или создавать условия для изучения законов физики в космическом пространстве.
Дополненная реальность также может быть использована для создания интерактивных обучающих программ. Например, AR может использоваться для создания виртуальных моделей, которые можно увидеть через специальные очки или шлемы. Это позволяет ученикам изучать объекты в трехмерном пространстве и взаимодействовать с ними.
Применение VR и AR в 1Т-разработке.
VR и AR также активно используются в разработке информационных технологий. Например, VR используется для создания симуляторов, которые позволяют разработчикам тестировать свои продукты перед их выпуском на рынок. AR, в свою очередь, используется для создания интерфейсов, которые позволяют пользователям взаимодействовать с виртуальными объектами в реальном мире.
Преимущества применение VR-технологии в образовании.
Использование виртуальной реальности (VR) в образовании предлагает значительные преимущества, включая увлекательный игровой формат обучения, который более привлекателен, чем сухое теоретическое обучение. Одним из ключевых преимуществ является наглядность информации, которую обеспечивает VR. Благодаря симуляции, учащиеся могут детально изучить предмет или опробовать полученные знания на практике.
Особенностью VR является полное погружение в процесс обучения, что повышает концентрацию и эффективность обучения. Возможность программирования индивидуальных учебных сценариев исключает отвлекающие факторы. Сложные химические и физические эксперименты могут быть проведены без риска для учащихся, равно как и отработка навыков
вождения или хирургической практики, так как все ситуации являются смоделированными.
Обучение с использованием виртуальной реальности основано на иммерсивных технологиях, которые расширяют виртуальное представление реальности, позволяя лучше воспринимать и понимать окружающий мир. Из этого следуют преимущества иммерсивного подхода:
1. Наглядность: виртуальное пространство позволяет подробно изучить объекты и процессы, которые сложно или невозможно наблюдать в реальной жизни. Например, анатомию человека, работу механизмов и т.д. Виртуальная реальность открывает огромные возможности: полеты в космос, погружения на сотни метров, путешествия по человеческому организму.
2. Сосредоточенность: в виртуальном мире человек меньше подвержен внешним раздражителям и может полностью сосредоточиться на материале, улучшая его усвоение.
3. Вовлечение: сценарий учебного процесса можно точно запрограммировать и контролировать, в виртуальной реальности студенты могут проводить химические опыты, наблюдать за важными историческими событиями, решать сложные задачи в увлекательной игровой форме.
4. Безопасность: в ней можно без риска проводить сложные операции, отрабатывать навыки управления транспортом, ставить эксперименты и многое другое. Независимо от сложности сценария, учащийся не причинит вреда себе и окружающим.
5. Эффективность: на основе уже проведенных экспериментов можно утверждать, что эффективность обучения с использованием виртуальной реальности минимум на 10% выше, чем при классическом формате."
Распространение применение VR-технологии в образовании.
Распространение виртуальной реальности в сфере образования обусловлено рядом факторов:
1. Снижение стоимости технического обеспечения: за последние несколько лет стоимость современного VR-оборудования для дома и
профессионального использования значительно снизилась, что сделало его доступнее.
2. Бурно развивающееся программное обеспечение для VR: сегодня существует множество разнообразных приложений для VR, и их число продолжает расти каждый день.
3. Увеличение инвестиций в VR: объем инвестиций в эту сферу превышает 2,5 миллиарда долларов в год, и эта цифра продолжает расти с 2012 года, не показывая признаков существенного замедления в ближайшем будущем.
4. Рост числа крупных компаний, работающих в области VR: на европейском рынке уже насчитывается более 300 таких компаний, а гиганты отрасли, такие как Oculus, HTC, Sony, Microsoft, Samsung, активно внедряют свои разработки в этой области.
5. Внедрение VR-технологий во многих отраслях, включая нефтегазовый сектор, машиностроение, энергетику, металлургию, телекоммуникации.
Таким образом, VR и AR являются важными технологиями, которые могут быть использованы в различных областях, включая образование и IT-разработку. Они позволяют создавать более эффективные и интересные обучающие программы и разрабатывать новые продукты, которые могут улучшить качество жизни людей. Однако, для полного раскрытия потенциала этих технологий необходимо продолжать исследования и разработки в данной области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азума Р. Обзор дополненной реальности // Присутствие: телеоператоры и виртуальные среды. - 1997. - Т. 6. - № 4. - С. 355-385;
2. Барфилд У., Харрисон И. и др. Современное состояние исследований виртуальной реальности: обзор литературы // Компьютеры и графика. - 2012. - Т. 36. - №6. - С. 720-756;
3. Милграм П., Кишино Ф. Таксономия смешанной реальности // Транзакции IEICE по информации и системам. - 1994. - Т. 77. - № 12. - С. 1321-1329
Guryev S.A., Lapteva A. V.
Guryev S.A.
Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia)
Lapteva A.V.
Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russia)
USE OF VIRTUAL AND AUGMENTED REALITY IN EDUCATION AND IT DEVELOPMENT
Abstract: virtual reality (VR) and augmented reality (AR) represent two different but interrelated areas of development ofmodern information technologies. They are used in various fields of human activity, including education and information technology (IT) development. In this article, we will look at the main aspects of the application of virtual and augmented reality in these areas.
Keywords: virtual reality, modern technologies, digitalization.