Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ '

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-квест / электронное обучение / геймификация / математика / WebQuests / e-learning / gamification / Mathematics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К.Д. Горбунова, И.В. Баженова

Рассматриваются вопросы применения веб-квестов в обучении. Поставлена задача проектирования оригинального веб-квеста по математике, который планируется внедрить в учебный процесс старших классов общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF WEB-QUESTS FOR EFFECTIVE LEARNING MATHEMATICS OF SENIOR PUPILS

The article deals with the use of WebQuests in learning.The task is to design an original Math’ WebQuest, which is planned to be introduced into the educational process of Senior Schools.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ »

УДК 372.851

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-КВЕСТОВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

К. Д. Горбунова Научный руководитель - И. В. Баженова

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: rctybz1999@bk.ru

Рассматриваются вопросы применения веб-квестов в обучении. Поставлена задача проектирования оригинального веб-квеста по математике, который планируется внедрить в учебный процесс старших классов общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: веб-квест, электронное обучение, геймификация,математика.

USE OF WEB-QUESTS FOR EFFECTIVE LEARNING MATHEMATICS OF SENIOR

PUPILS

K. D. Gorbunova Scientific Supervisor - I. V. Bazhenova

Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: rctybz1999@bk.ru

The article deals with the use of WebQuests in learning.The task is todesign an original Math' WebQuest, which is planned to be introduced into the educational process of Senior Schools.

Keywords: WebQuests, e-learning, gamification, Mathematics.

В современной школеделается упор на использование различных источников знаний помимо учебников для самостоятельного выполнения докладов, рефератов, домашних заданий, подготовки к экзаменам. Таким источникоминформации чаще всего выступает Интернет в силу его повсеместной доступности, быстрого результата и возможности получить информацию в режиме «24*7». Информацию часто ищут в сжатом, общем виде, не желая или не имея времени обратиться к более полному формату. Современные школьники и студенты обладают клиповым мышлением, обусловленным разрозненностью и отрывочностью информации, необходимостью ее ускоренной обработки. Из-за этого возникают трудности при обучении и неправильное понимание некоторых тем. Подходы к обучению, которые применялись 20-30 лет назад, уже малоэффективны, так как они нацелены на простую передачу информации, что нынешнему поколению кажется неинтересным и скучным. Поэтому необходимо придумывать и использовать что-то новое, например, геймификацию - применение приемов компьютерных игр в неигровых процессах, в том числе, обучении. Геймификация позволит «достучаться» до современных школьников, привыкших к гаджетам, компьютерным играм, социальным сетям.

Примером геймификации учебного процесса является веб-квест (web - сеть, quest -поиск). Термин предложил в 1995 г. Берни Додж, профессор университета Сан-Диего (США), понимая под этим «исследовательски-ориентированную деятельность, в которой вся

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

информация, используемая учеником, добывается из Интернета» [1]. В педагогике веб-квест рассматривается как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это позволяет учащимся достигать целей в обучении, играя и развлекаясь. Они самостоятельно или в группах выполняют предложенные задания, по завершении которых представляют творческие работы в электронной, печатной, устной форме или собственные веб-страницы по изученной теме. В процессе самостоятельного решения задачи, представленной в интересной и необычной форме, развиваются следующие навыки: самообучение и самоорганизация; творческое мышление; работа в команде; умение находить способы решения поставленной задачи, выбирать наиболее оптимальный из них и обосновывать свой выбор; использование ИКТ в решении проблемных ситуаций.

Таким образом, выполнение заданий требует от учащегося больше мыслительных затрат и коммуникативных способностей, чем простой поиск информации в Интернете, и, как следствие, наиболее полный анализ и усвоение представленной информации.

Веб-квест включает в себя следующие части[2]:

• введение - формулировка темы и обоснование ценности проекта, обзор всего квеста;

• центральное задание - вопросы, на которые нужно найти ответы, или задача, которую нужно решить. Задание должно быть понятно, выполнимо, полезно и интересно в первую очередь для учащегося;

• порядок выполнения задания- описание последовательности действий и ролей, необходимых для выполнения задания;

• ресурсы - список ресурсов, которые могут быть использованы. Это могут быть не только веб-источники, но и энциклопедии, научная или художественная литература, карты, видео- или аудио-записи, электронные лекции и так далее;

• оценивание - описание критериев и параметров оценки выполнения квеста. Они зависят от типа учебных задач и должны быть справедливы и понятны учащемуся;

• заключение - описание того, чему могут научиться учащиеся при выполнении квеста.

Целью данной работы является создание электронного ресурса в виде веб-квеста по

математике для старших классов общеобразовательного учреждения. Главной задачей этого ресурса будет получение и закрепление необходимых знаний, улучшение успеваемости по темам, которые вызывают наибольшие затруднения.

Были выделены следующие этапы разработки:

• анализ понятия и идеи веб-квеста;

• изучение предметной области и выбор темы веб-квеста;

• проектирование и создание электронного ресурса с использованием веб-квестов;

• тестирование готового продукта в общеобразовательном учреждении;

• выявление ошибок и недочетов, возникших при тестировании, посредством анкетирования и их исправление.

На данный момент работа находится на этапе проектирования электронного ресурса. Были изучены примеры веб-квестов, находящиеся в открытом доступе [3-5]. Проведен опрос учителей математики старших классов в МБОУ СОШ №7 города Кызыла, в ходе которого были выявлены наиболее частые затруднения у школьников при изучении алгебры. По результатам этого опроса определены возможные темы реализации квеста. Так, учитель 9-х классов выделила следующие сложные темы: «Решение линейных и квадратных неравенств»; «Решение систем уравнений 2-й степени с двумя переменными»; «Решение текстовых задач на движение и производительность».

Учитель 10-х классов выделила затруднения в темах: «Тригонометрия»; «Производные».

Учащиеся 11-х классов испытывают сложности с темой «Первообразная».

Было принято решение разработать сценарий веб-квеста для учеников 11 класса по теме «Интегральное исчисление». Данная тема важна, так как во многих вузах (не только

технических) одной из дисциплин является математический анализ. Преподаватели отмечают, что студенты сталкиваются с трудностями при построении графиков, не знают свойств некоторых функций и плохо решают интегралы, что свидетельствует об их пробелах в знаниях после окончания школы. Цель прохождения квеста - запомнить необходимую теорию, научить строить графики и вычислять интегралы. Чтобы заинтересовать учеников, сценарий веб-квеста сделан по мотивам известных рассказов Артура Конана Дойла «Приключения Шерлока Холмса» с единым заданием для всех участников квеста. Вначале веб-квеста ученики разбиваются на группы, выбирают себе роли персонажей рассказов и получают собственные задания. По ходу их выполнения участники получают зашифрованные слова, которые впоследствии им необходимо будет расшифровать и составить предложение: «Интегрирование - это нахождение функции по ее производной».Оригинальный сценарий веб-квеста в виде схемы представлен на рис. 1.

Схема веб-квеста по теме «Первообразная»

Для реализации веб-квеста планируется разработать электронный ресурс. В дальнейшем он будет представлен старшеклассникам МБОУ СОШ №7 г. Кызыла. Для выявления недочетов и ошибок будет проведено анкетирование учеников и учителей математики. Электронный ресурс призван повысить интерес учеников к математике.

Библиографические ссылки

1. Dodge B. Some Thoughts AboutWebQuests, 1997 [Электронный ресурс]. URL: http:// webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 04.04.2020).

2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/513088/ (дата обращения: 02.04.2020).

3. Веб-квест: немного истории [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/77/482/ 10370^р(датаобращения: 02.04.2020).

4. Веб-квест «В гостях у помещиков» [Электронный ресурс]. URL: http://kvect. blogspot.com/ (дата обращения: 12.04.2020).

5. Веб-квест «История развития вычислительной техники» [Электронный pecypc].URL: http://istoriya-vt.narod.ru/index.html (дата обращения:12.04.2020).

© Горбунова К. Д., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.