Заключение.
Таким образом, данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процесс продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умения графически представлять результаты работы с текстом, анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание с уже имеющимися представлениями.
Технология развития критического мышления соответствует требованиям современной жизни, которая устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Технология развития критического мышления - это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное, т.к. данная технология даёт возможность личностного роста и обращена, прежде всего, к ребёнку и его индивидуальности.
В связи с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ), грамматика стала объектом контроля. Задания по грамматике включены в тест и составляют отдельный блок. Суть заданий - в правильном выборе формы слова, времени, залога, управления. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, учащиеся должны знать правила и иметь практику в применении знаний по грамматике. Следовательно, грамматика становится не только средством, но и целью обучения.
Задачи, поставленные перед предметом «Иностранный язык», должен решать методически грамотный учитель, владеющий современными технологиями обучения иностранному языку, знающий психолого-педагогические особенности учащихся школьного возраста. Основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ученика.
Список литературы:
1. Витлин Ж. Л. «Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков» журнал «Ин. яз. в школе» № 5 2000
2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, М. Просвещение, 2004г.
3. Т. В. Карамышева, А. И. Иванченко «Уроки французского языка» СПб «КАРО» 2001
4. Комарова И. С. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 999-1002. — URL https://moluch.ru/archive/125/34843/ (дата обращения: 21.12.2017).
5. Обучение коммуникативной грамматике иностранного языка.
6. Роль и место грамматики в процессе преподавания иностранного языка.
7. Г. М. Чернова «Секреты успеха» урок французского языка Москва «Просвещение» 2007
8. http//festival.1september.ru/articles/312423
9. http//festival.1september.ru/articles/557146
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПОСОБИИ, СОЗДАННЫХ _САМОСТОЯТЕЛЬНО_
Федотова Нина Викторовна
учитель немецкого языка ГБОУ школа №98 Калининского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
В данной статье описана работа по обучению чтению на немецком языке с помощью самостоятельно разработанного электронного пособия к урокам: «Формирование умений и навыков чтения на уроках немецкого языка».
Ключевые слова: ИКТ-компетентность учителя; стратегии смыслового чтения; особенности чтения на немецком языке.
Наша школа, как и многие в стране, от мечтаний перешла к практике использования ИКТ, к переосмыслению педагогической деятельности на новом этапе развития школы. Преподавание всех предметов поддержано средствами ИКТ, локальная сеть и Интернет доступны в аудиториях, где идет образовательный процесс, имеются места свободного доступа, педагоги и другие работники школы обладают необходимой профессиональной ИКТ-компетентностью, обеспечены технические и методические сервисы.
Деятельность в новых условиях приводит учителя к идее создания и использования в учебном процессе пособий, созданных самостоятельно в качестве учебного пособия или контроля с включением учащихся в активный процесс как пользователя с учетом анализа состава учащихся, требований учебной программы по предмету, оснащенности учебного кабинета техникой.
В школе я преподаю немецкий язык как второй иностранный с 5-го класса (после английского языка). Конечно учащиеся, которые изучают английский язык со второго класса, уже имеют опыт
построена на сравнении языков: немецкого и русского.
Электронное пособие: «Формирование умений и навыков чтения на уроках немецкого языка» создано на основе широкой практики преподавания для формирования стратегий смыслового чтения на основе упражнений, раскрывающих особенности чтения на немецком языке. Достижению целей обучения способствует демонстрация на примере немецкого и русского языков
^ сходства и различий в написании букв и произношении звуков: одинаковое чтение букв, одинаковые буквы, но читаются по-разному, одинаковые звуки, но иное написание;
^ особенностей чтения на немецком языке буквосочетаний, особых гласных, сложных для произношения слов с постановкой в них ударения, понимания рифмы как способа построения предложения, стихотворения, закрепление знания алфавита и умения распознавать значение букв близких по написанию, чтение сложных слов, упрощенное тем, что слово читается по одной букве.
Соотносим чтение на немецком языке с чтением на русском языке.
Таблица1
Одинаковое чтение букв как в русском языке_
Буквы Аа, Oo, D, Eе,T, Кк, M
Упражнение Найти сходство букв и их звуков немецкого языка с буквами и их звуками в русском языке. Похоже ли чтение?
Результат Умение находить русские буквы и их звуки в немецких словах и читать их правильно.
Таблица 2 Одинаковые буквы, но они читаются по-разному
Буквы ВЬ, Сс, Н, т, п, Рр, Ии, Хх, Уу
Упражнение Найти различие букв и их звуков немецкого языка с буквами и их звуками в русском языке. Похоже ли чтение этих букв?
Результат Умение находить русские буквы в немецких словах и читать их правильно.
Таблица 3 Одинаковые звуки в русском и немецком языках, но иное написание
Буквы 4 И, О, Яг, 88, г, Уу, Ww, Уу, Zz
Упражнение Узнать новые буквы и их звуки в немецком языке. Есть ли такие буквы в русском языке? Есть ли подобные звуки в русском языке, и какими буквами они обозначаются?
Результат Умение соотносить звуки и их написание, буквы и звуки, которые они обозначают. Понимание различий в любых иностранных языках, несмотря на аналогичность написания букв или произношение звуков
Особенности чтения на немецком языке
Таблица 4
_Буквосочетания_
Буквосочетания Еи, е1, 1е,У, В, 88, Б!, Бр, Ww, Уу, Zz, НИ, аЬ, еЬ, юИ, оИ, иИ, рИ, аи, сЬ, бсИ, гБсИ, ск, би, Ри, qu ^ в конце слова
Упражнение Данные буквы и буквосочетания, встречаясь в словах, имеют особое правило чтения, которое необходимо запомнить. Нахождение сочетаний, упражнение в их чтении.
Результат Сформированность умения (навыка) чтения слов с данными буквосочетаниями.
работы с иностранным языком, что конечно облегчает мою работу. Но имеются и трудности. Правила чтения в английском и немецком языках отличаются. Имеются и особенные «Значки», например умлауты (о, и, а и В). Ученики постоянно сбиваются и читают эти звуки как обычные звуки (без умлаутов). Также есть буквосочетания, вызывающие при чтении затруднения для учащихся.
Для обучения чтению на немецком языке необходима практика чтения. Современные учебники не дают возможности многократного чтения слов с одинаковым буквосочетанием. Можно конечно найти дополнительную литературу для чтения. Но с помощью компьютерной программы, которую достаточно включить на компьютере, это сделать гораздо проще, чтобы учащиеся научились видеть различие в чтении этих букв, мною разработано электронное пособие к урокам, которое помогает учащимся в освоении этого материала.
В основе содержания учебного материала лежит книга A.Budjko, К. VonWrangel „ABC-Pfad" „АБЦ-тропинка» вводный курс по немецкому языку для начинающих, Минск, Сапун 1997. Книга
Таблица 5
Особые гласные немецкого языка_
Буквы Аа, Об, Ш-умлауты
Упражнение Знакомство с умлаутами, распознавание в слове, чтение. Есть ли такие звуки в русском языке? Выполнение упражнений в произношении звуков в виде игры по кругу, цепочкой. Распознавание букв по написанию двух точек над буквой.
Результат Формирование умений в произношении кругового звука, не встречающегося в русском языке и запоминание написания. Внимание к особенностям написания букв немецкого языка.
Таблица 6
Упражнение «Найди рифму»_
Выражения Onkel Peter ist .. .Onkel Gunter ist.. .Onkel Klaus ist... Onkel Frank ist.. .Trompeter munter im Haus krank
Упражнение Закончить предложения в рифму и записать в тетрадь. Например, Onkel Peter ist Trompeter. Прочитать про себя, вслух, хором, в парах. С помощью рифмы формируется умение читать сложные для произношения слова, ставить ударение.
Результат Объединение умений чтения и письма, сложных для произношения слов, постановка в них ударения. Дети оценивают красоту немецкого языка, мелодичность. Понимание рифмы как способа построения предложения, стихотворения.
Таблица 7 Упражнение «Читай наоборот»
Слова eneneB ennaT
Упражнение Прочитать слова, восстановив правильность их написания. Например, eneneB-Banane ennaT-Tanne Трудно ли восстановить слово, если оно написано в обратно порядке? Читают слова в правильном порядке, записывают их в тетрадь.
Результат Объединение чтения и письма, упражнение на внимательность. Возможность детям проявить свою наблюдательность и внимательность.
Таблица 8 Упражнение «Сколько Ь и d спрятано в строчке?» Как показывает опыт, многие дети путают эти две буквы.
Выражение gfgbmdbefmdnbkhbpdudbfg
Упражнение Определить, сколько Ь и d спрятано в строчке. Буквы: Ь и d назовите? Чем похожи буквы по написанию? Они действительно в череде букв кажутся похожими? Как их научиться различать? Ответ: по смыслу слова или, если много незнакомых слов, то по смыслу предложения.
Результат Определяют: 5Ь и 4d. Закрепление знания алфавита и умения распознавать значение букв близких по написанию.
Таблица 9
Упражнение «Раздели слово»_
Выражение PaarRollerRoboterBruderBrotRadioMotor
Упражнение Тренировка в определении границ слов, если даже они написаны без пробелов. В данном случае заглавные буквы помогают учащимся определить начало нового слова.
Задания Разделить строчку на слова и записать эти слова в тетрадь. Paar Roller Roboter Bruder Brot Radio Motor
Результат Объединение умений чтения и письма.
Таблица 10
Упражнение «Слово растет и убывает»
Слова Например, Р...Ри.. .Рий.. .РМй.. .Рийй1.. .Риййш..
Упражнение Научить читать сложные слова. Прибавляя по одной букве, образовать целое слово. Чтение сложных слов, упрощенное тем, что слово читается по одной букве.
Результат Оригинальное упражнение на чтение, развивающее внимательность. «Вырасти» слово из одной буквы.
Электронное пособие позволяет применять его в течение первого года обучения для формирования умений в чтении на немецком языке, а также и на последующих этапах обучения для формирования навыка чтения. Оно удобно в пользовании: сокращает затраты времени на уроке и создает образный ряд в памяти учащихся, позволяющий вспомнить особенности чтения. Большое количество упражнений делает это умение читать на немецком языке прочным. Если же по какой-то причине учащиеся забывают правила чтения, то вновь можно проделать ряд этих упражнений.
Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты, требует от каждого учителя осмысления накопившегося опыта работы, анализа его успешности. Поэтому современные педагогические технологии являются предметом особого внимания учителей. Среди них информационные технологии все шире применяются в школах,
имеющих необходимое оснащение. Каждый учитель, опираясь на свой опыт и требования ФГОС, создает пособия, позволяющие достигать результата, в том числе, и с учетом интересов современного школьника, для которого Интернет стал естественным продолжением учебника.
Список литературы
1. А.Ви4]ко, K.vonWranglerABC-Pfad, АБЦ-тропинка, Минск, Издатель Сапун, 1997
2. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». -2010. Шр://юигпа1.к^Бра.ш/аг!1с1еБ/45/
3. Телицына, Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка/ Т.Н Телицына, А.Ф. Сидоренко//Иностранные языки в школе.-2002.-№2.-С.41-43