Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
153
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СКАЗКА / СКОРОГОВОРКА / ЗАГАДКА / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ / ПОТЕШКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гузева А.А., Суменко Л.В.

В работе раскрыта эффективность использования устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены формы устного народного творчества в работе педагогов для развития речи детей среднего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гузева А.А., Суменко Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING ORAL FOLKLORE TO DEVELOP THE SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

The paper reveals the effectiveness of the use of oral folk art for the development of speech of children of preschool age. The forms of oral folk art in the work of teachers for the development of speech of children of average preschool age are considered

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.3

Гузева А.А.

студентка

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

(г. Ставрополь, Россия)

Суменко Л.В.

канд. пед. наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

(г. Ставрополь, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в работе раскрыта эффективность использования устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрены формы устного народного творчества в работе педагогов для развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова:устное народное творчество, средний дошкольный возраст, сказка, скороговорка, загадка, пословицы и поговорки, потешки.

В настоящее время существует социальная потребность в воспитании детей с хорошо развитыми языковыми навыками. Причина этого кроется в социальной значимости речи и её роли в развитии личности ребёнка. Развитие речи в целом является одним из основных условий развития ребёнка и важнейшим элементом в формировании его личности, поведения и эмоционально-волевых процессов.

При речевом развитии решается комплекс задач по овладению детьми речью как средством общения и культуры, обогащению словаря, развитию связной речи (диалогической и монологической) и средствами ее выразительности, знакомство с детской литературой (детским фольклором) [1].

Возраст 4-5 лет является особенно важным периодом для развития речи. Главная задача воспитателей в её развитии у детей среднего дошкольного возраста - помочь им овладеть разговорной речью, родным языком, расширить, обогатить и активизировать словарь детей. Поэтому педагогу необходимо вдумчиво и ответственно подходить к данному процессу, а также к выбору средств речевого развития.

Устное народное творчество является одним из самых эффективных и ярких средств речевого развития детей, которое обладает огромным дидактическим потенциалом. Знакомство с ним обогащает эмоциональный фон и речь детей, формирует их отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль в их всестороннем развитии. Воспитательная, познавательная и эстетическая ценность устного народного творчества огромна. Это связано с тем, что оно расширяет знания детей, развивает их способность чувствовать художественные формы, мелодии и ритмы родного языка.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование и его повседневное применение, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности, развивает воображение и фантазию детей, влияет на их духовное развитие, учит их определённым моральным нормам, знакомит с фольклорной поэзией, приобщает к родному русскому языку. Константин Дмитриевич Ушинский писал, «пробуждают к жизни семена родного слова, обогащают детскую речь»

[3].

Через художественное слово - пословицы, поговорки, загадки, пестушки, сказки, скороговорки дети обогащают свой словарный запас. Расширяют и

углубляют свой кругозор, получают необходимые для жизни знания, умения и навыки.

Легко выделить сказку среди других произведений устного народного творчества. В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка.

Огромную роль играют сказки в развитии речи. Есть много приемов работы со сказкой для достижения этой цели. Для этого педагогом используются такие приемы как: чтение сказок; беседа; умение задавать вопросы (воспитателю по сказке, героям сказки); конструирование слов (придумать несколько однокоренных слов); словосочетаний (срифмовать 2 слова); предложений (составить длинное, распространенное предложение в игре «от каждого - по словечку»); сочинение сказок; придумывание новых названий известных народных сказок; придумывание нового персонажа; драматизация сказок.

Сказка - прекрасный материал для развития речи детей. То есть языковой материал сказок можно использовать практически на любом занятии по развитию речи в зависимости от целей и задач этого занятия: это и воспитание интереса к художественному слову, и развитие связной речи, и обучение диалогической речи, и обогащение словаря детей через использование различных методов и приемов работы со сказкой.

Введение пословиц и поговорок - сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка [2].

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

Потешки также привлекают детей данного возраста, они хотят повторять и запоминать их, а это, в свою очередь, служит поддержкой для развития

разговорной речи. Дети с легкостью заучивают потешки. Они начинают включать их слова в свои игры. Для запоминания потешек воспитатель может использовать подбор различного материала на выбор - красочные книги с потешками, наглядные и дидактические пособия.

Скороговорки используются для улучшения дикции и исправления неправильного произношения. Скороговорки развивают речевой аппарат детей, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой и понятной. Положительный эмоциональный фон при разучивании скороговорок позволяет организовывать приятное общение с взрослыми, обучать и развивать детей без принуждения. Скороговорки не являются случайным набором звуков или слов. Они тренируют конкретные навыки и оттачивают произношение определенных «проблемных» звуков.

Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений [2]. Загадки различаются по теме и содержанию. Об одном и том же предмете, явлении или животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его по-своему. При работе с загадками необходимо научить детей осознанно определять и запоминать различные особенности и признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают. Такого рода загадки предлагаются детям среднего дошкольного возраста.

При проговаривании всех фольклорных произведений, воспитатель добивается понимания детьми содержания, благодаря эмоциональной окраске речи и изменению интонации. Таким образом, с ребёнком устанавливается речевое взаимодействие, направленное на развитие звуковой культуры речи.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что использование устного народного творчества для развития речи детей среднего дошкольного

возраста очень важно и велико. Через устное народное творчество дети не только изучают родной язык, но и приобретают его красоту и лаконичность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [Текст]. М.: Просвещение, 2017. 42 с.

2. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду : Книга для воспитателей детских садов / Худож. Е.А. Дмитриева. - Москва : Учпедгиз, 1947. - 72 с.

3. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 2-х т. [Текст] / К.Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1999. Т. 1. 374 с.

Guzeva A.A.

Student

State Pedagogical Institute of Stavropol (Stavropol, Russia)

Sumenko L.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of General Pedagogy and Educational Technologies State Pedagogical Institute of Stavropol (Stavropol, Russia)

USING ORAL FOLKLORE TO DEVELOP THE SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN

Abstract: the paper reveals the effectiveness of the use of oral folk art for the development of speech of children of preschool age. The forms of oral folk art in the work of teachers for the development of speech of children of average preschool age are considered.

Keywords: folk art, middle preschool age, fairy tale, short story, riddle, sayings, poteshka.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.