ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10768
Аннотация. Управленческий контроль предназначен в качестве инструмента для исследования и оценивания состояния функционирования процессов и подпроцессов организации. Предложена технология оценки реализации важнейших атрибутов стратегии нескольких организаций в рамках одной сферы деятельности. На основе представленных материалов были определены предложения по улучшению выбранных атрибутов стратегии организации.
Ключевые слова: управленческий контроль, атрибуты, стратегия, организация, предложения, характеристики, отклонения.
В основе успешного управления организациями лежит формирование, поддержание и развитие стратегии, ее постоянная адаптация к изменениям внешней среды.
Стратегия организации - это комплексный план управления, который должен укрепить положение организации в рыночной среде и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение собственных целей и задач [1].
Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех существующих направлений деятельности и заключается в выборе новых точек развития, в т.ч. осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса.
Деятельность по реализации стратегии заключается в преобразовании стратегических планов в рамках продвижения продукции для получения значимых экономических результатов [10, 11]. Основным критерием успешности реализации стратегии является повышение уровня отдельных атрибутов стратегии в целом, а также их опережающий рост по сравнению с организациями-конкурентами [13].
Контроль выполнения стратегии происходит в процессе ее реализации и направлен на выяснение того, в какой мере внедрение стратегии приводит к достижению
поставленных целей. При этом важной составляющей стратегии является производственная стратегия, которая определяет содержание стратегического плана или отдельных программ, процессов и функций самой организации.
Особенность управленческого контроля заключается в отслеживании и оценивании прохождения процесса стратегического управления, поэтому контроль реализации стратегии базируется в основном на экспертных оценках и показателях [12]. Кроме того, управленческий контроль является одной из форм прогноза ожидаемых результатов, т.е. он осуществляется до фактического начала работ по выполнению стратегических решений и направлен на принятие упреждающих воздействий для выполнения намеченных целей и задач [4]. При этом следует помнить о том, что стратегический контроль невозможен без текущего контроля промежуточных результатов, который осуществляется непосредственно в процессе намеченных преобразований.
Управленческий контроль осуществляется высшим руководством организация совместно с отделом стратегического планирования и включает отслеживание важнейших процессов по работе [2], в т.ч.:
- изменений во внешних и внутренних условиях деятельности организации;
- уровня реализации стратегических программ и проектов;
- использования средств распознавания необходимости адаптации стратегии к изменившимся условиям.
Управленческий контроль необходим для обнаружения проблем раньше, чем они примут угрожающий характер. В работе [14] контроль рассматривается как процесс, состоящий из следующих пяти этапов:
- определение параметров, подлежащих оценке.
- разработка стандартов и точного определения целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени.
- оценка результатов функционирования объекта контроля за обозначенный период.
- сопоставление результатов с установленными стандартами. определение допустимости выявленных отклонений.
- выработка корректирующих воздействий в случае, если отклонения больше допустимых, то есть выявление причин отклонений и путей их устранения.
Следует отметить, что в ходе реализации стратегии с учетом результатов управленческого контроля может проводиться корректировка самих принятых стратегических решений, и даже целей организация [6]. Этот процесс взаимосвязан с осуществлением дополнительных преобразований в управляющей системе с тем, чтобы обеспечить выполнение уточненных стратегических решений.
Одним из главных факторов создания конкурентоспособности продукции является эффективное управление как в частном, так и в государственном секторах экономики. Для достижения высокого уровня качества управленческих решений нужны профессионализм и ответственность менеджеров всех уровней иерархии
независимо от типа управления в социальных и экономических средах [3]. Если профессионализм формируется в процессе обучения и приобретения опыта, то ответственность менеджера - результат не только ментальных факторов и глубокого осознания философских красот корпоративной культуры, но и результат влияния контроля в его повседневной деятельности.
Для установления различных состояний атрибутов производственной стратегии организаций выбрана 10-балльная шкала, которая включает несколько лингвистических переменных, характеризующих различные свойства данного атрибута [2]. Было выбрано три атрибута, характеризующих состояние производственной стратегии организации: качество продукции, ассортимент продукции, срок выполнения заказа.
Наиболее важным из атрибутов стратегии является «качество продукции». С точки зрения потребителя, качество - совокупность свойств и характеристик продукции (работ, услуг), которые придают ей (им) способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности в соответствии с назначением. С точки зрения производителя, качество - соответствие характеристик объекта установленным требованиям.
Требования к качеству продукции могут быть сформулированы на различных уровнях: государственные контролирующие органы, уполномоченные в области обеспечения качества, потребитель, производитель. Понятие качества, как относительная категория - это такая характеристика качества, основанная на сравнении значений его показателей, оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих характеристик.
Приведем в таблице 1 шкалу оценки параметра «качество продукции.
Таблица 1. Шкала оценки параметра «качество продукции»
0 Очень некачественные материалы, вредные для здоровья составы, продукция выходит из строя раньше срока
l Некачественные материалы, производитель предупреждает о составе, недолгий срок использования
2 Некачественные материалы компенсируются заниженной ценой, состав подходит не для всех (не рекомендуется для детей и при аллергии)
3 Дешевые материалы, доступная цена, производитель стремится к безопасным составам
4 Недорогие, но прочные материалы, срок годности более недолгий, простой дизайн и ограниченные функции
5 Материалы проверены на прочность, организация стремится к экологичности, простой дизайн
б Использование безвредных составов, простой дизайн и использование
l Безвредные составы, современный дизайн, сборка на современном оборудовании, длительный срок использования
S Прочные материалы, продукт проверен отделом качества, современный дизайн и долгий срок использования
9 Качественные и безопасные, гипоаллергенные составы, проверенные отделом качества, длительные сроки использования, удовлетворение нескольких потребностей покупателя, контроль за новинками на рынке и за конкурентами
lO Безопасные, долго служащие составы, отдел качества представлен опытными сотрудниками, проведение тестирования продукции, улучшение прочности, новейшее оборудование или ручная работа
Назначение и место в производствен- разъяснений [15]. Шкалы оценки атрибу-
ной стратегии атрибутов «ассортимент тов «ассортимент продукции» и «срок
продукции» и «срок выполнения заказа» выполнения заказа» представлены в таб-
очевидно и не требует дополнительных лице 2 и 3.
Таблица 2. Шкала оценки параметра «ассортимент продукции»
0 Единственный экземпляр, имеющий недостатки, за одну фиксированную цену
l Один и тот же товар представлен по-разному, не имеет отличий в функциях, различна только упаковка
2 Товар различается по объему (большой/маленький), содержимое и функции одинаковы
3 Товар имеет несколько объемов, одинаковое содержимое и функции, могут быть различия в упаковке
4 Несколько цветов/вкусов одного продукта, функция одинакова
5 Несколько аналогов одного продукта, разные объемы и оформление
б Небольшой выбор аналогичных продуктов, наличие в организации отдела по разработке новых продуктов
l Активное внедрение новых разработок, работники отдела, отвечающего за новинки, иницативны в зависимости от потребностей покупателей
S Продукт, способный заменить продукты конкурентов по необходимым функциям и качеству
9 Продукт доступен по разной цене, в зависимости от количества функций или дизайна
lO Возможность потребителя самому выбирать необходимые ему функции и дизайн продукта
Таблица 3. Шкала оценки атрибута «срок выполнения заказа»
O Отсутствие контроля за сроками выполнения заказа
l Заказы доставляются с опозданием, отсутствие наказаний и компенсаций потребителям
2 Существуют четкие сроки выполнения, но нет контроля
3 За нарушение сроков выполнения заказов вводятся штрафы
4 За выполнение заказа раньше срока вводятся премии
5 Заказы выполняются вовремя, возможны исключения
б Выполнение заказов в установленные сроки, анализ поставщиков, наличие службы доставки
l Выполнение заказов в срок и выбор наиболее подходящих партнеров, наличие службы доставки
S Выполнение заказов вовремя, постоянная работа над ускорением процесса, наличие службы доставки
9 Заказы выполнены вовремя, в случае задержек предоставляется компенсация потребителю, наличие службы доставки
lO Заказы выполнены вовремя или раньше срока, наличие службы доставки
Для проведения исследования были выбраны 4 организации одной области деятельности в сфере услуг для проведения
оценки трех атрибутов их производственных стратегий. Эти организации должны иметь примерно одинаковый масштаб дея-
тельности, ассортимент продукции и численность персонала. Это зарубежные он-лайн-магазины модной одежды, которые имеют свои отделения в России и предлагают свою продукции для потребителей. Приводится краткая характеристика деятельности каждой выбранной организации.
H&M - крупнейший интернет-магазин модной одежды, обуви, аксессуаров, косметических средств, существующий уже 16 лет. Доставка действует по всей России. Представлены различные бренды одежды и обуви в основном демократичного и массового сегмента.
LaModa - ведущая онлайн-платформа в сфере моды и lifestyle в России и СНГ и частый победитель отраслевых наград. Предлагает более 4 миллионов товаров 3000 международных и локальных брендов одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии. Собственная логистическая сеть осуществляет экспресс-доставку в более, чем 150 городах России и странах СНГ. Собственная инфраструктура: мощная IT-платформа, складской комплекс, служба доставки, call-центры и фотостудия. В 2016 г. доступ к ним получили и другие ритейлеры: мы запустили маркет-плейс и вышли на рынок B2B, предложив широкий спектр услуг третьим лицам.
Wildberries - мульти брендовый Британский магазин, широко известный в Европе и по всему миру. На этой платформе-агрегате представлены более 900 продавцов - это 50 тыс. товаров от молодых дизайнеров, продавцов винтажа, нишевых брендов и маленьких бутиков из 40 стран мира. Чтобы попасть в их число, нужно
Экспертные данные были обработаны для определения средних фактических значений оценок состояния всех выбранных атрибутов производственной стратегии по 4 организациям. Приведем данные
пройти отбор по качеству товара и визуальному контенту, и всего за 20 фунтов стерлингов в месяц и 20% с продажи вы получаете доступ к многомиллионному глобальному рынку покупателей данного магазина.
ЛБОБ - представлено более 2900 брендов, включающих в себя, как марки с мировым именем, так и начинающих дизайнеров. Для удобства все товары на сайте разделены на категории: женская, мужская и детская одежда, винтаж, украшения и часы. Осуществляется доставка в 190 стран мира. К числу преимуществ относятся вебсайт, полностью локализованный для русскоговорящей аудитории, служба клиентской поддержки, бесплатная доставка заказов на сумму от 12000 руб. в Россию, Украину и Казахстан, легкий и бесплатный возврат.
Экспертиза выполняется на определенных формах, в которых фиксируются значения фактических оценок состояния атрибутов производственной стратегии организации. Производится определение фактических значений состояния, выбранных ранее трех атрибутов производственной стратегии по 4 выбранным организациям. Для выполнения экспертизы в разделе используется 10-балльные шкалы трех атрибутов стратегии, которые разработаны и представлены выше [9]. Фактические оценки представляют цифровые собой значения с точностью до 0,1.
Экспертный лист фактической оценки одним специалистом состояния атрибутов всех выбранных магазинов представлен в таблице 4.
фактических значений оценок состояния трех атрибутов производственной стратегии для Н&М, который представлен в таблице 5.
Таблица 4. Экспертный лист фактической оценки состояния атрибутов
№ Наименование атрибутов Организации
H&M LaModa Wildbeeries ASOS
1 Качество продукции 3,5 6,8 7,2 9,3
2 Ассортимент продукции 6,2 8,5 8,7 8,7
3 Срок выполнения заказа 6,5 8,7 9,8 9,2
Таблица 5. Оценочный лист оценки фактических значений состояния атрибутов стратегии H&M
№ Наименование Эксперты Средняя
п/п атрибутов 1 2 3 4 5 оценка
1 Качество продукции 3,5 3,7 4,2 3,5 3,7 3,72
2 Ассортимент продукции б,2 б,В 7,3 7 б,5 б,7б
3 Срок выполнения заказа б,5 5,4 б,2 б,5 б,9 б,3
Проведем вычисления для выбранных трех атрибутов производственной стратегии 4 организаций. Итоговые значения
фактических оценок состояния атрибутов производственной стратегии 4 организаций представлены в таблице 6.
Таблица 6. Итоговые данные фактической оценки состояния атрибутов стратегии организаций
№ п/п Наименование атрибутов Организации Среднее значение
H&M Lamoda Wildbeeries ASOS
1 Качество продукции 3,72 б,74 7,38 9,08 6,73
2 Ассортимент продукции б,7б 8,38 8,48 8,54 8,04
3 Срок выполнения заказа б,3 8,48 9,5 9,3б 8,41
Значения фактических оценок состояния атрибутов производственной стратегии являются поводом для исследования фактических значений состояния трех её атрибутов выбранных организаций. Производится сравнение фактических значений состояния атрибутов с средним значением значения этих же атрибутов (табл. 6). На основе этих данных могут быть определены отклонения от средних значений этих же атрибутов. По этим значениям
можно ранжировать место каждой организации на рынке.
В таблице 7 описано сравнение фактических значений состояния атрибутов с нормативными значениями этих же атрибутов и определены отклонения и представлена качественная характеристика количественного значения фактической оценки атрибута производственной стратегии интернет-магазина H&M.
Таблица 7. Характеристика отклонений фактической оценки состояния атрибутов про-
изводственной стратегии H&M
№ п/п Наименование атрибутов Оценки
Количественные Качественная
норматив факт отклонение
1 Качество продукции 7,5-8 3,72 -3,78 Недорогие, но прочные материалы, срок годности более недолгий, простой дизайн и ограниченные функции
2 Ассортимент продукции 7,5-8 б,7б -0,74 Недорогие, но прочные материалы, срок годности более недолгий, простой дизайн и ограниченные функции
3 Срок выполнения заказа б,5-7 б,3 -0,2 Выполнение заказов в установленные сроки, анализ поставщиков, наличие службы доставки
После определения отклонений был произведен анализ отрицательных значений отклонений три атрибутов производственной стратегии организации, на основе которого были выявлены причины отклонений данных атрибутов для того, что-
бы знать, на какие значения оценки атрибутов необходимо обратить внимание. Пример исследования отрицательных отклонений фактических значений оценки атрибутов от нормативов деятельности интернет-магазина H&M описан в таблице 8.
Таблица 8. Анализ фактических значений оценки атрибутов состояния производствен-
ной стратегии Н&М
№ Наименование атрибутов Отклонение Оценка качественная Причина фактического состояния атрибута
1 Качество продукции -3,78 Недорогие, но прочные материалы, срок годности более недолгий, простой дизайн и ограниченные функции 1.1. Сотрудничество с брендами одежды среднего и ниже среднего качества 1.2. Отсутствие контроля за состоянием продукции во время хранения и транспортировки 1.3. Невысокие заработные платы сотрудников, отсутствие нематериальной мотивации. Нерегулярные выплаты
2 Ассортимент продукции -0,74 Недорогие, но прочные материалы, срок годности более недолгий, простой дизайн и ограниченные функции 2.1. Часто возникающие конфликты внутри отдела 2.2. Отсутствие единых решений по определению ассортимента 2.3. Отказ от более качественных, но востребованных товаров из-за их высокой себестоимости
3 Срок выполнения заказа -0,2 Выполнение заказов в установленные сроки, анализ поставщиков, наличие службы доставки 3.1. Заказы в труднодоступные регионы 3.2. Задержки выполнения заказов по вине службы дос-гавки 3.3. Ошибки при оформлении заказа (адрес доставки введен неверно) и задержка заказов в праздничные дни
После определения уровня отклонений зации (табл. 9). Выбраны причины факти-
и выявления причин их состояния разра- ческого состояния одного атрибута страте-
ботаны предложения по улучшению атри- гии. бутов производственной стратегии органи-
Таблица 9. Предложения для повышения эффективности реализации атрибутов Н&М
П Мероприятия Средства реализации Ожидаемые результаты
1.1. Сотрудничество с брендами одежды среднего и ниже среднего качества Сотрудничество с брендами, качество продукции которых среднее и выше среднего Отказ от сотрудничества с организациями, чья продукция низкого качества. Сравнение и выбор наиболее оптимальных партнеров, заключение договоров Повышение лояльности покупателей, увеличение количества покупателей, создание положительного имиджа
1.2. Отсутствие контроля за состоянием продукции во время хранения и транспортировки. Усиление контроля за состоянием продукции Разработка и ознакомление всех сотрудников с документом, описывающим процесс проверки состояния товара. Фиксация состояния на различных этапах (от склада до конечного потребителя) Повышение лояльности покупателей, поддержание имиджа, уменьшение количества возвратов и жалоб
1.3. Невысокие заработные платы сотрудников, отсутствие нематериальной мотивации. Нерегулярные выплаты Введение системы мотивации для сотрудников Разработка и внедрение премий за различные достижения: за скорость сборки и доставки, за минимальное количество возвратов и задержек. Система скидок для сотрудников организации на заказы через онлайн магазин Улучшение рабочей атмосферы в организации, повышение качества работы, снижение текучести кадров
Из таблице 9 видно, что разработка и внедрение предложенных мероприятий способствует повышению лояльности среди потребителей, снижению издержек на возврат товара и улучшение отношений внутри коллектива.
По оценкам ведущих зарубежных исследователей, в современной экономике на передний план выходят не столько процессы производства и обращения, сколько организации и управления [5]. Социальный и организационный факторы выво-
дятся в число определяющих. При этом в центр современной концепции управления ставится человеческий фактор.
Основное внимание в управлении любой организацией, будь то крупная или средняя организация, должно уделяться повышению уровня удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, расширению его прав и свобод, совершенствованию его психофизического и социального здоровья, а также созданию благоприятных условий для реализации творческого потенциала и необходимого развития.
В настоящее время управленцами высокого ранга становятся выходцы из структур управления персоналом, и именно они будут занимать лидирующие позиции в управлении современным деловым миром [16]. Все большее значение приобретает контроль «психологического климата» в коллективах, межличностных отношений сотрудников, их общения и взаимодействия. Это говорит о том, что возникает необходимость в глубоких исследованиях и оценки влияния контролирующих систем на работников организации в
ловека.
Стратегия в области формирования систем контроля - важная составляющая политики организации в рамках функционального подхода [4]. При его помощи обеспечивается сохранность собственности, выявление и мобилизация имеющихся резервов в сфере производства и в финансах, формируются условия для повышения эффективности управления организацией [8].
По выявленным отклонениям произведен анализ и даны предложения по повышению эффективности производственной стратегии. Данные рекомендации способствуют повышению лояльности среди потребителей, снижению издержек, а также повышению мотивации среди персонала, а так же возникает необходимость усиления внимания теоретиков и практиков корпоративного управления к вопросам контроля, так как грядущее еще большее усложнение хозяйственной жизни будет требовать новых подходов к разработке адекватных систем, способных удержать порядок в сложнейших системах хозяйствования.
свете психологических характеристик че-
Библиографический список
1. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. - М.: ЛМА, 1996. -353 с.
2. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы. - М.: Эйтэкс, 1993. Ч. 1. 186 с. Ч. 2. 214 с.
3. Герасимов Б.Н. Построение систем управления организациями на основе типовых методологических подходов // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2019. - №3. -С. 121-131.
4. Герасимов Б.Н. Исследование и развитие функционального подхода в процессах управления экономическими системами // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2019. - №4. - С. 4-14.
5. Герасимов Б.Н. Универсальная модель организационного реинжиниринга // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. - 2003. - №2 (4). - С. 2128.
6. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2019. - №1. - С. 30-42.
7. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методология управления: онтология, структура, содержание // Управление. - 2020. - Vol. 8. №3 (37). - С. 5-15.
8. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. - Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 288 с.
9. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. - 2018. -Вып. 8. № 2 (23). - С. 7-26.
9. Жигун Л.А. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии. - Феникс, 2007. - 469 с.
10. Иванов В.В., Хан О.К. Управленческий учет для эффективного менеджмента. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
11. Колпаков В.М. Методы управления. - К.: МАУП, 2003. - 268 с.
12. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.
13. Синицкая Н.Я. Управленческий учет в схемах и определениях. - М.: Проспект, 2015. - 144 с.
14. Турищева Т.Б. Внутренний контроль и управленческий учет в автономных учреждениях. Механизм взаимосвязи. - М.: КноРус, 2018. - 128 с.
15. Этрилл П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 648 с.
16. Bin A., Salles-Filhoa S. Science, technology and innovation management: Contributions to a methodological framework // Journal of Technology Management and Innovation. - 2012. -№2. - P. 73-86.
USING MANAGEMENT CONTROL TO EVALUATE THE IMPLEMENTATION OF AN ORGANIZATION'S PRODUCTION STRATEGY
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. Management control is intended as a tool for research and evaluation of the state of functioning of the organization's processes and sub-processes. The technology for evaluating the implementation of the most important attributes of the strategy of several organizations within the same field of activity is proposed. Based on the submitted materials, suggestions were made to improve the selected attributes of the organization's strategy.
Keyword: management control, attributes, strategy, organization, offers, characteristics, deviations.