© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1991 УДК 371.7(|47 + 571+430.2)
Н. А. Ананьева, /О. А. Ямпольская, Д. Мюллер, Д. Мюллер, У. Войвод, Е. Кляйн
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УНИФИЦИРОВАННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ДИНАМИКИ
СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ 13—15 ЛЕТ В СССР И ГДР
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ проф
Москва; Институт гигиены детского и подросткового возраста
илактической медицины Минздрава СССР, Минздрава ГДР, Берлин
Изучение состояния здоровья детей и подростков с разработкой мер, направленных на его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой. Она занимает центральное место в государственных программах здравоохранения восточноевропейских стран. В рамках этих программ особое внимание уделяется установлению и оценке уровня здоровья самого большого по численности контингента — школьников. При этом изучение состояния здоровья учащихся средних и старших классов неразрывно связано с решением задач по совершенствованию профессиональной ориентации и врачебно-профессионального консультирования школьников [7, 9, 15] .-Ряд авторов [3, 8, 10, 11, 16] указывают также, что профессиональные ограничения по состоянию здоровья имеют от 15— 20 до 40 % школьников-подростков. В основном это нарушения опорно-двигательного аппарата, болезни органа зрения, главным образом миопия, органов пищеварения,
дыхания, сердечно-сосудистои и нервной систем.
Настоящее исследование, выполняемое совместно с Институтом гигиены детского и подросткового возраста Минздрава ГДР, продолжает серию научных работ по различным аспектам школьного здравоохранения, осуществляемых НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков ВНИЦ профилактической медицины (ВНИЦ ПМ) в рамках международного сотрудничества. Целью работы является изучение динамики развития и состояния здоровья школьников средних и старших классов с позиций решения гигиенических задач, связанных с профессиональной ориентацией учащихся. Направленность исследования обусловлена в первую очередь задачами реализации реформы школы, введением обязательного профессионального образования для всех учащихся, что должно обеспечить качественное и социально эффективное осуществление ' на практике профессиональной ориентации, профессионального отбора и врачеб-но-профессионального консультирования школьников.
В связи с проведением реформы школы, а также перестройкой системы медицинского обеспечения школьников на современном этапе значительный интерес для отечественного здравоохранения и просвещения представляет опыт, накопленный в ГДР. Система профессионального обучения и про-
фессиональной ориентации школьников в ГДР существенно отличается от отечественной. Здесь обязательное 10-летнее образование (политехническая школа). После окончания десятилетки 85 % всех учащихся продолжают обучение в профессиональных школах с целью получения рабочих профессий высокой квалификации. 8—10 % учащихся продолжают школьное образование еще 2 года (в 11 — 12-х классах) и после окончания 12-го класса получают аттестат зрелости и право на поступление в высшее учебное заведение ГДР. Остальные выпускники школ поступают в медицинские, педагогические или технические средние специальные учебные заведения. Преобладающее большинство профессиональных школ ГДР входит в структуру предприятий, а остальные в систему коммунального хозяйства. Уже после окончания 9-го класса ученик выбирает профессию и предприятие. Количество мест для обучения по каждой профессии определяется ежегодно на пятилетку вперед. Это дает возможность долгосрочной профориентации учащихся.
Медицинские осмотры детей в ГДР осуществляются в строгом соответствии со «Стандартной программой обследования детей и подростков от О до 18 лет», которая введена в действие законоположением Минздрава ГДР от 1.01.79. Ее несомненным преимуществом является не только деталь-
ев
ная характеристика программы обследования, которая дифференцируется с учетом медико-социальных задач, решаемых при обследовании детей и подростков различных возрастных групп, но и подробное описание методики каждого обследования в рамках программы с указанием необходимого инструментария и справочным материалом (таблицы для оценки физического развития, величины артериального давления и др.). Введение Стандартной программы массовых осмотров позволило повсеместно значительно повысить качество самих осмотров и обеспечить полную идентичность обследования в различных районах. При этом представляет особый интерес опыт ГДР по организации медицинских осмотров учащихся средних и старших классов с ориентацией их на определение профессиональной пригодности ко времени окончания школы. Специальный раздел Стандартной программы, предназначенный для врачей, обслуживающих общеобразовательные школы, содержит характеристики ведущих производственных факторов (общее представ-
ление), к которым даются отдельные примеры, когда тот или иной фактор является ведущим, и основные формы патологии, при который освоение профессий с. данным доминирующим фактором противопоказано. С учетом такого подхода составлена и медицинская документация на выпускников школ, что облегчает не только профориентационную работу в школе, но и более углубленное обследование учащихся при переходе к профобучению.
В последние годы в детском здравоохранении все шире применяются скрининг-тесты [1, 2, 4, 12]. Для повышения эффективности диспансеризации детского населения в СССР НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков разработана программа скрининг-тестов для массовых осмотров дошкольников и школьников, утвержденная Минздравом СССР в 1984 г. Ее использование улучшает первичное выявление патологии при массовых осмотрах (хронических заболеваний в 2,8 раз, морфофункциональных отклонений в 4 раза) с одновременным уменьшением объема обследований здоровых. Созданная в институте ранее схема группировки по состоянию здоровья [5, 6] характеризует детские коллективы и в плане их нуждаемости во врачебном наблюдении, и в плане социальной дееспособности. Научные исследования, проводимые на протяжении последних 25 лет институтом совместно с другими институтами гигиенического и клинического профиля, легли в основу разработки и обоснования Перечней медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков для различных отраслей народного хозяйства.
Опыт, накопленный сотрудничающими сторонами в области организации медицинского контроля за здоровьем школьников, был использован при выполнении настоящего совместного исследования. При этом особое внимание, как в ранее проводимых исследованиях [13, 14], уделялось унификации программы обследования. Программа исследования состояния здоровья учащихся средних и старших классов, созданная на основе совместного отбора и экспертной оценки наиболее информативных методов и тестов из программ СССР и ГДР, обеспечивала медицинские осмотры учащихся на основе скрининг-тестов, объективную оценку физического развития школьников, комплексную оценку состояния здоровья с учетом 4 важнейших критериев здоровья (группировка СССР) и характера диспансерного наблюдения (диспансерные группы ГДР); определение структуры патологии, ограничивающей профпригодность школьников-подростков; установление микросоциальных характеристик семьи, наиболее значимых в качестве факторов риска. Она включала анкетный тест для выявления соматической патологии (методика СССР), 5 тестов для исследования состояния опорно-двигательного аппарата (осанка, гибкость позвоночника, стопа — методи-
ка СССР, ГДР), 5 тестов для исследования органа зрения (острота зрения; стереоскопическое, бинокулярное, цветовое зрение — методики СССР, ГДР), 2 комплексные методики для оценки состояния нервной системы (методики СССР, ГДР), скрининг-таблицы для оценки физического развития (по шкалам регрессии — методика СССР). Оценка физического развития школьников ГДР осуществлялась по таблицам, разработанным на •материале обследования школьников Берлина в рамках данных исследований. При изучении патологии, приводящей к ограничению выбора профессии школьниками, использовались принципы, заложенные как в Стандартной программе ГДР (ориентация не на конкретные профессии, а на противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса), так и в Перечнях медицинских противопоказаний СССР (использование перечня конкретных форм патологии).
В настоящем сообщении представлен анализ результатов I этапа основной серии исследований— обследования учащихся 13—14 лет Москвы, Магдебурга, Ашерслебена, Квидленбурга (478 человек) в 1987—1988 гг. Выявлены как общие закономерности, так и некоторые различия в уровне здоровья советских и немецких детей. Элементом первичного контроля за состоянием здоровья обследованных контингентов советских и немецких детей стала индивидуальная оценка .их физического развития по региональным стандартам. Она показала, что в среднем до 85,8 % обследованных школьников как СССР, так и ГДР имело нормальное физическое развитие, причем среди мальчиков 13—14 лет их количество было несколько выше, чем среди девочек (соответственно 83,4—85,8 и 70,9—76,6 % — различия недостоверные). Следует, однако, отметить, что отклонения в физическом развитии у советских и немецких детей формировались по-разному: если у первых несколько чаще (до 15 %) определялся дефицит массы тела (особенно у девочек), то у вторых была относительно велика доля детей с избыточной массой тела (до 10,5 %). Состояние здоровья детей определялось с установлением групп здоровья. Среди обследованных школьников 13—14 лет обоих контингентов 60,1—75,8 % составляли здоровые (I—II группы здоровья), однако половина и более из них имели различные морфофункцио-нальные отклонения (II группа здоровья); I группа здоровья встречалась у немецких детей достоверно чаще (р<0,05). Среди детей с хроническими заболеваниями (III—IV группы здоровья — 24,2—39,9 %) основную долю составляли учащиеся с длительно текущими заболеваниями в стадии компенсации (III группа здоровья). При общей схожести структуры диагностируемой патологии у московских школьников несколько чаще выявлялись нарушения ЛОР-органов, органов пищеварения, нервной системы; у немецких же — нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, сдвиги артериального давления. Причины ука-
занных различий будут уточняться в процессе дальнейших динамических наблюдений.
В среднем почти треть обследованных школьников имели определенные профограничения по состоянию здоровья. Основными причинами, ограничивающими выбор профессии школьниками, явились патология опорно-двигательного аппарата и болезни органа зрения. Установлены также некоторые различия как в структуре патологии, ограничивающей профпригодность мальчиков и девочек, так и в ранговом распределении заболеваний, ограничивающих профпригодность советских и немецких школьников, что также будет конкретизироваться в ходе динамических исследований. Получены первые сведения и о факторах семейного риска, играющих значимую роль в формировании патологии у учащихся, во многом похожие в сравниваемых контингентах.
Таким образом, I этап совместной работы, выполняемой в рамках сотрудничества НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и
подростков (СССР) и Институтом гигиены детского и подросткового возраста (ГДР), показал, что
разработанная унифицированная программа массовых динамических обследований школьников средних и старших классов достаточно четко ориентирована на раннее выявление отклонений в состоянии здоровья учащихся, в том числе и ограничивающих их профпригодность. Это имеет большое значение для разработки системы адекватных методов профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников-подростков, эф-
фективной организации их врачебно-профессио-нального консультирования.
Литература
1. Ананьева И. А. Руководство для врачей школ.— М., 1983.— С. 71—77.
2. Ананьева И. А., Бондаренко H. М., Вишневская Е. Л., Крамерова А. Ф. и др. // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков.— М., 1984.— С. 145—154.
3. Батов А. С., Бренер И. В. // Состояние здоровья школьников, организация их обслуживания.— М., 1973.— С. 6—8.
4. Божилов Д. // Национален конгресс по хигиена, 5: Резюме-та на докладите.— София, 1988.— С. 281.
5. Громбах С. M. II Вопр. охр. мат.— 1973.— № 7.— С. 3—7.
6. Громбах С. М. И Вестн. АМН СССР.— 1984.—№ 4.— С. 75—80.
7. Малахова А. И., Центерова Л. Г. // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии.—Л., 1986.—С. 52—57.
8. Перченок Н. Д. Медицинские аспекты профориентацион-ной работы в школе: Автореф. дис. ... канд. наук.— М., 1974.
9. Сердюковская Г. И., Сухарева Л. М., Антонова Л. Т. // Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии.— Л., 1986.— С. 34—40.
10. Толоконцев И. А. // Сов. здравоохр.— 1980.—№ 7.— С. 12—14.
И. Boßdorf U., Müller D. // Z. ges. Hyg.— 1987.—Bd. 33, IM 2._S. 91_94.
12. Cross A. H A'rztl. Jugendk.— 1988.—Bd 79, N 3.— S. 149—157.
13. Kahl И., Ananjeva N. A. // Ibid.— 1986.— Bd 77, N 1.— S. 25—30.
14. Mader U., Jurko G. P. // Z. ges. Hvg.— 1987.—Bd. 33, N 2.— S. 88—91.
15. Müller D., Hartmann D. et al. // Ibid.—Bd. 33, N 8.— S. 388—389.
16. Müller DBoßdorf U., Gutsmuths F.-G. // Arztl. Jugendk.— 1987.— Bd 78, N 2.— S. 103—107.
Поступила 31.10.89
Я. КОВАЧИЧОВА. 1991 УДК 613.2:615.285.7|-074
Я. Ковачичова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕСТИЦИДОВ
В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ
Институт питания, Братислава, ЧСФР
Определение посторонних веществ в продуктах питания является специальным типом анализа, при котором концентрации анализируемых веществ могут колебаться в пределах от миллиграммов до микрограммов на 1 кг субстрата. К чувствительности методики определения остаточных количеств пестицидов предъявляются ряд требований; так, если максимально допустимый уровень (МДУ) препарата составляет 5 мг/кг, то нижний предел определения должен быть не выше 0,5 мг/кг; при МДУ 0,5—5 мг/кг — 0,1 —
0,5 мг/кг; при МДУ 0,01—0,5 мг/кг — 0,02— 0,1 мг/кг, при МДУ 0,05 мг/кг предел определения 0,05 МДУ. Проведение таких анализов требует специальной инструментальной техники, высокого
профессионального навыка и квалифицированной интерпретации полученных результатов, которую необходимо считать значимой составной частью целого анализа.
Вопрос об интерпретации аналитического результата становится особенно острым в тех случаях, когда этот результат должен служить основанием для решений контролирующих органов о способах реализации анализируемого продукта. Решение такого важного вопроса не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения экономики, не всегда осуществляется специалистами в области аналитической химии микропримесей, поэтому интерпретация полученных результатов воспринимается как информация, отра-