№ 3 (41), 2011 "Культурная жизнь Юга России"
Е. А. ШАДРИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ГИПЕРТЕКСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В БИБЛИОТЕЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Автором статьи обобщен опыт использования гипертекстовых материалов в библиотечно-информаци-онной образовательной среде. Для более точной характеристики гипертекстовых технологий охарактеризованы понятия, разграничивающие представления о традиционной, электронной и виртуальной книге. Выделена специфика гипертекстовой библиотечно-информационной коммуникации.
Ключевые слова: гипертекстовые материалы, электронные учебные издания, библиотечно-информаци-онная образовательная среда.
Повышенное внимание к новым каналам социальной коммуникации, основанным на электронных способах передачи информации, - одна из ведущих в последнее десятилетие тенденций библиотечно-информационного образования. Соответствующий круг проблем освещают с макросоциально-коммуникативных позиций [1], подчеркивая преимущества, которые имеет гипертекстовое освоение культурно-знаниевого пространства в учебном процессе [2]. Сравнительный анализ традиционных и мультимедийных форм преподавания в США показывает, что преимущества гипертекстовых материалов заключаются в следующем: предоставляется значительно больший объем информации, ведется отбор ее видов в той последовательности, в которой заинтересованы пользователи.
В частности, описан опыт применения программы «Тоо1 Book», которая в интегрированном виде содержит необходимые параметры мультимедиа: текст, графику, изображение, звук, анимацию, видео (программа задает условия пользователю для индивидуального просмотра интересующих его разделов, частей текста). Следует заметить, при анализе программы обращалось внимание и на такие аксиологические параметры, как наличие «авторского плана», предостерегающего от возможности «потеряться» в гиперпространстве, исказить созданный автором текст [3].
Описания первых опытов применения гипертекстовых материалов активизировали осмысление различий между понятиями «традиционная книга», «электронная книга», «виртуальная книга». Известно, что в ряде случаев встречаются отождествления терминов «электронная библиотека», «цифровая библиотека», «виртуальная библиотека», «библиотека машиночитаемых ресурсов» [4]. Но для постмодернистского этапа развития коммуникации, в условиях, когда заговорили о конкурентоспособности разных носителей информации, проработка понятий «виртуальная» и «электронная» оказалась своевременной. Само понятие «виртуальная книга» проиллюстрировало постмодерн в информационно-книговедческих и библиотечно-библиографических областях научного знания. Введение категории «библиографический образ документа» [5], по существу, отразило особенности функционирования информации о документе в сознании читателя до того, как использовался сам документ (без отчужденной
библиографической информации). Понимание под «виртуальной книгой» мыслительной формы книги без ее текстуального наполнения - знака книги без обозначаемого - частично исходит из культурологической, а также из ноосферной, ин-формациологической концепций.
К примеру, Ю. А. Елисеева определяет виртуальную книгу не только как образ книги, возникающий в сознании читателя, но и как вымышленную книгу, пересказанную или упомянутую в реальной книге. Это, как подчеркивается всеми исследователями, - конструирование книги как культурного феномена в отрыве от ее физической формы. Именно таким образом формируется представление о виртуальной книге, отличие которой от электронной книги видят в том, что последняя имеет материальный носитель [6].
Чтобы устранить терминологические неточности в употреблении понятия «виртуальное», предлагают не ставить знак равенства между этими понятиями, так как гипертекст - лишь форма придания целостности образу книги. Важно подчеркнуть: речь идет о виртуальных книгах как результате человеческой перцепции (приобретенного опыта). При этом предполагается, что строение книги (синтез структурно-смысловых элементов текста и материальных элементов блока) обладает в сознании читающего большей выразительностью, нежели автономный текст. Хотя, как неоднократно указывалось, «специфика форм» влияет на механизмы психики человека, универсализм книжной формы позволяет воплотить принципы нелинейности мышления и текста [7]. В связи с этим углубляется идея о нелинейности читательского сознания как результата функционирования книги.
Одновременно возникает необходимость уточнить понятие «электронный документ». Наиболее удобной, в том числе и с позиций социальной коммуникации и различий между техническими каналами передачи информации можно считать дефиницию «технотронный документ». Г. Н. Швецова-Водка рекомендует трактовку, в которой объединяются документы, характеризующиеся техническим происхождением, способом записи информации (кино-, фото-, фоно-, видео-, микрографические, созданные с применением компьютерной техники) [8].
Сравнение бумажных и электронных носителей позволяет подчеркнуть качественно иную
о о "Культурная жизнь Юга России"
№ 3 (41), 2011
(не ограничиваемую территориальным статусом организаций) «архитектурно-планировочную среду» хранения, обработки и использования информации, независимость процессов формирования электронных ресурсов.
В начале XXI столетия усилился интерес к распространению гипертекстовой технологии при разработке учебной литературы. Осуществлен первый российский опыт по созданию в сети Интернет постоянно актуализируемого учебника, даются его сравнительные характеристики (динамичность содержания, сетевые особенности, универсальность использования). Выявлены преимущества по сравнению с традиционным печатным учебником: структура, помимо собственно текста глав и вопросов на самопроверку, включает ссылки на дополнительную литературу по теме раздела, интерактивные тестовые задания. Учебник с равным успехом может быть применен в вузе, колледже, на курсах повышения квалификации. Указывается на компактность расположения материала, сокращение времени поиска, быструю доставку, простоту внесения изменений в текст, активизацию информационно-воспринимающих способностей личности. В качестве негативных характеристик отмечены воздействие на психику (гипертекстовый вариант усиливает это воздействие) и затруднения с точностью ссылок на материалы ввиду постоянного обновления содержания [9].
Для библиотечно-информационного образования интересен обмен вузовским опытом по созданию гипертекстовых материалов, в частности, практика организации Web-страницы учебного курса в МГТУ им. Н. Э. Баумана. Имеет значение первоначальная дидактическая обработка учебно-методических материалов: разделение на юниты, вычленение понятий (линков), формирование контрольных вопросов, ссылок на документы и др. В число особых требований к компетентности преподавателей в области информационных технологий включают умение формировать текстовые, табличные и графические документы, преобразовывать их в гипертекстовую форму, работать в Интернет-среде. Web-страница учебного курса организуется в виде отдельных фреймов. Они позволяют студентам обращаться к учебному пособию, знакомиться с содержанием лабораторных практикумов, получать задания для самостоятельной работы, иметь доступ к дополнительной информации.
Предметниками оценены, с одной стороны, преимущества мультимедийных вариантов учебных книг (гипертекстность, динамизм, виртуальность, более четкая обозначенность между различными структурными составляющими, уровнями, элементами, структурированная целостность), с другой - на основе типологического моделирования вузовского учебного курса по блочно-модульному принципу сделан вывод о возможной трансформации первоначального варианта в другие виды информационных систем. А именно: интерактивной (построенной на принципах гипертекста); экспертной (осуществляющей
проблемную и аксиологическую ориентацию); автоматизированной (аналог искусственного интеллекта) [10].
Разработаны и особые разновидности гипертекстовых учебных материалов, в частности, квазихрестоматия. Пособие данного типа создается по заказу абонента системы, в автоматизированном режиме, после совместного с заказчиком анализа проблем (подготовки плана рабочей программы). Сборник формируется не из уже известных учебных материалов, а в опоре на весь спектр источников, преимущественно - вышедших за последние месяцы [11].
Учебники, имеющие гипертекстовую и мультимедийную форму, высоко оценены специалистами за иллюстративность, наличие видеоряда, звука и других факторов, способствующих усвоению материала [12]. Сегодня считается возможным автоматически сформировать графы (ассоциативные структуры) в опоре на взаимосвязь элементов, заданных списками используемых терминов.
Еще в начале XXI века в отечественных условиях, даже при тогдашней малочисленности гипертекстовых учебных ресурсов, уже сказались отсутствие унифицированных технологий конструирования учебных и методических материалов в электронном виде; а также единой стратегии в разработке электронных учебников и контролирующих систем. В ответ на предложение создать унифицированную программную оболочку для электронного обучения говорилось о том, что унифицировать отдельные элементы (особенно в плане контроля знаний) сложно. Была выделена такая проблема, как отсутствие «контента» -гибкого автоматизированного мониторинга образовательного процесса и управления им (неразработанность образовательных интерактивных стратегий сетевых сред) [13]. Проблема автоматизации этапа подготовки тестов до сих пор остается открытой.
Недостаточные тиражи учебных пособий в совокупности с другими факторами стимулировали развитие электронного дистанционного обучения и выпуск электронных учебно-методических комплексов на компакт-дисках. Один из первых таких комплексов был создан в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук. Электронный учебно-методический комплекс включал электронные версии учебных планов и программ центра, электронные учебники, электронные конспекты-хрестоматии, слайд-конспекты для обучающих семинаров, Интернет-навигаторы.
Электронные учебники подготавливались как HTML-версии традиционных изданий. Хрестоматии составлялись путем сканирования и оцифровки фрагментов - глав, параграфов - традиционных книг и статей со ссылками на публикацию или адрес Интернет-ресурса. Слайд-конспекты для сопровождения лекторской деятельности выполнялись в формате презентации (MS PowerPoint). Навигаторы представляли собой сборник адресов Интернет-ресурсов (URL).
В библиотечно-информационной сфере выс-
№ 3 (41), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
шего отечественного и зарубежного образования достаточно распространен учебный курс «Электронные библиотеки», появившийся в американских библиотеках и высших школах библиотековедения и информатики во второй половине 1990-х годов. Он охватывает широкий диапазон тем: технические аспекты, проблемы построения информационных систем и формирование электронных коллекций, менеджмент и др. [14]. Сегодня решаются более конкретные задачи: выбор лингвистических средств проектирования контента веб-сайтов, создание мультимедийных учебно-методических комплексов. Электронные учебные издания побеждают в номинации «Лучший издательский проект» (МГОУ), активно используются для повышения информационной культуры пользователей. Круг дисциплин, обеспечиваемых электронными учебниками, расширяется («Теория социальной работы», «Прогнозирование, моделирование, проектирование в социальной работе» [15]).
В специальной литературе появились следующие дефиниции понятия электронный учебник: «Электронный учебник - педагогически проработанные и структурированные учебные материалы, объединенные дружественным интерфейсом в гипертекстовой среде и размещенные в Сети или на обособленном носителе без возможности изменения информации» [16]. Данное определение в большей степени ориентировано на дидактические и технико-технологические моменты, не в полной мере заявлены коммуникативно-знание-вые аспекты, позволяющие строить электронное учебное пособие как систему не законсервированную, а направленную на обновление материала (открытую для дискуссионных положений).
Нельзя не учитывать, что при выборе технологии создания учебных гипертекстовых материалов существует альтернатива между ограничением объема информации и предоставлением самого обширного информационного ресурса. Коммуникативно-знаниевые аспекты понятия библиотечно-информационная образовательная среда полнее выражает следующее определения: образовательная гипертекстовая библиотечно-ин-формационная коммуникация - это ускоренная нелинейная дифференциация и интеграция содержания (смыслов) учебных материалов с помощью компьютерного (гипертекстового и мультимедийного) канала передачи информации с целью подготовки специалистов, главным образом, для системы документальных коммуникаций.
Чтобы полнее представить особенности этой коммуникации, важно подчеркнуть характеристики, которые во многом обусловлены новым технологическим каналом передачи информации:
- структурированность;
- нелинейность (качество, противоположное жесткой структурированности);
- разнообразный ссылочный аппарат,
- ретиальность (ориентированность на множественные одновременные потоки разнотипной информации);
- тесная связь с работой правого полушария;
- навигация (управление процессом перемещения), свободная ориентация;
- обмен созданными образами (децентрация);
- визуально-личностное обозначение в сети, персонализация, выдача информации с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей пользователя;
- поддержка принятия решений в реальном масштабе времени;
- ассоциативная переработка и генерация идей;
- трехмерное (адекватное глубинной структуре психики) информационное пространство;
- специфические категории гипертекста (дисперсность структуры, композиционная нестабильность, мультимедийность, интерактивность);
- композиционные единицы гипертекстов (фрагмент, информационная единица, меню, фрейм);
- гипертекст как практика восприятия и порождения текста, способ авторского конструирования смысла;
- возможность создания многоуровневых документов, обеспечивающих унифицированное обслуживание различных групп пользователей;
- реализация механизмов ассоциативной индексации - способности создавать управленческие переходы между текстами, связанными структурно.
В перечисленных характеристиках заметна противоположность свойств (структурированность / нелинейность восприятия; ассоциативная переработка идей / композиция единиц гипертекстовой структуры), отражающих определенное противоречие в познании материала.
Справочники по созданию и использованию электронных документов в публичных библиотеках содержат описание программных средств разработки электронного учебника и требования к аппаратному обеспечению процесса использования электронных учебников [17]. Мы полагаем, что рекомендация располагать тесты в конце каждого раздела не вполне разумна с позиций тестологии (выполнима лишь при условии, что тестовых заданий к разделу не очень много). Гораздо целесообразнее при завершении каждой отдельной темы поместить обычный список вопросов, а все тесты располагать после изложения всего учебного материала.
Таким образом, создание и использование гипертекстовых учебных пособий обретает свое место в библиотечно-информационно-образова-тельной деятельности, но разработчики данного направления сталкиваются с нерешенными проблемами как теоретического, так и технологического характера.
Литература
1. Сафиуллина З. А. В контексте мировых цивилизаций // Библиография. 1999. № 4. С. 43-49.
2. Шлыкова О. В. Об использовании мультимедиа в учебном процессе // Информатизация общества: культурологические аспекты и проблемы. Краснодар, 1997. С. 427-428.
3. Там же. С. 426.
84 "Культурная жизнь Юга России" № 3 (41), 2011
4. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг; под ред. Л. А. Казаченковой. М., 2007. С. 100.
5. Сафиуллина З. А. Тестовая библиотечно-биб-лиографическая диагностика читателей. М., 1994. С. 37.
6. Елисеева Ю. А. Виртуальные книги: пространственно-временные координаты бытия в культуре // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества: в 2-х ч. Ч. 2. М., 2000. С. 48.
7. Там же. С. 49.
8. Швецова-Водка Г. Н. К определению понятия «технотронный документ» // Библиотечное дело - 2001: в 2-х ч. Ч. 1. М., 2001. С. 51.
9. Степанов В. К. Электронный учебник «Применение Интернет в информационной деятельности» // Подготовка информационно-библиотечных кадров XXI века: освоение новых технологий. Челябинск, 2002. С. 114.
10. Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. Краснодар, 2002. С. 430.
11. Там же. С. 336.
12. Шлыкова О. В. Об использовании мультимедиа в учебном процессе ...
13. Шаравин В. В. Инфокоммуникационные технологии как неотъемлемая часть обучения и управления учебным процессом в региональном вузе в контексте парадигмы высшего образования и современного общества / В. В. Шаравин, М. С. Прокофьева // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. Самара, 2003. С. 335.
14. Нохрина В. А. Электронные ресурсы в образовании // Библиотечное дело - 2008: Библиотеки и профессиональное образование в информационном обществе. М., 2008. С. 25-29.
15. Дьячек Т. П. Электронный учебник в подготовке специалиста для социальной сферы / Т. П. Дьячек, Д. П. Медовиков // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы. Тамбов, 2009. С. 99-103.
16. Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справ. / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. СПб., 2007. С. 108.
17. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы ... С. 111, 114.
ye. a. shadrina. the use of the educational hypertext materials
in the library and educational field
The author of the article summarizes the experience of using hypertext materials in library and information field. For more precise characteristics of hypertext technologies the notions that differentiate ideas of traditional, electronic and virtual book were described. The specificity of hypertext library and information communication was pointed out. Key words: hypertext materials, electronic educational publications, library and information field, educational field.
А. В. ГОЛОЛОБОВА
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ В РОССИИ
В статье приводятся характеристики основных программных систем, используемых для автоматизации современных библиотек.
Ключевые слова: библиотека, электронный каталог, автоматизация, программное обеспечение.
Первоочередная задача библиотек заключается в автоматизации процессов комплектования, обработки, учета фондов, создания каталога, обслуживания пользователей - всего, что связано с потребностью населения в оперативном получении информации. Благодаря выполнению основных действий с помощью компьютерных программ сотрудники освобождаются от рутинной работы, могут оперативно выдавать читателям издания из различных фондов. Появление новых технологий, повышающих качество и эффективность труда библиотекарей - признак информатизации, одним из компонентов которой является автоматизация [1].
Первым шагом в изменении всей системы библиотек является создание электронного каталога (далее — ЭК), обеспечивающего читателей элект-
ронным формуляром и билетом со штрих-кодом для приема, выдачи, предварительного заказа литературы и контроля задолженности книг.
В России широко эксплуатируются отечественные и зарубежные системы автоматизации библиотек: ИРБИС, Руслан, MARC, SQL, Aleph, VTLS, LiberMedia и др. Оценивать функциональность ЭК непросто, поскольку системы находятся на разных ступенях внедрения [2].
В начале 1990-х годов первостепенным стало изучение и применение на практике форматов UNIMARC, USMARC и др. Для ускорения процесса интеграции российских библиотек в международную систему библиотечной кооперации на русский язык были переведены основные материалы по UNIMARC (в октябре 1995 г. принято решение о создании Российского Национального