Научная статья на тему 'Использование творческих процессов как эффективного метода психокоррекции неосознаваемых отрицательных психоэмоциональных блокировок, как невротизирующего фактора'

Использование творческих процессов как эффективного метода психокоррекции неосознаваемых отрицательных психоэмоциональных блокировок, как невротизирующего фактора Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
171
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование творческих процессов как эффективного метода психокоррекции неосознаваемых отрицательных психоэмоциональных блокировок, как невротизирующего фактора»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ПСИХОКОРРЕКЦИИ НЕОСОЗНАВАЕМЫХ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БЛОКИРОВОК, КАК НЕВРОТИЗИРУЮЩЕГО ФАКТОРА

Н.Ю. Зарапина

Проблематикой использования творческих процессов как фактора, позитивно влияющего на общий психоэмоциональный фон личности, а также на разрешение депрессивных и стрессовых состояний давно занимаются многие психологи и психотерапевты.

Основной научной категорией, направляющей действия практического психолога при работе с клиентом, должна быть категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный подход.

Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:

1) нейропсихологический;

2) общепсихологический;

3) возрастно-психологический.

На первом, нейропсихологическом, уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления [1]. Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.

Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.

Возрастно-психологический уровень анализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.

Итак, получение психологической информации для осуществления коррекционной работы предполагает профессиональную рефлексию психолога на содержание нормы психического развития, которое будет исходным моментом для построения коррекционных воздействий.

Одним из наиболее гуманистических направлений психокоррекционного воздействия на клиента является в настоящее время направление, использующее невербальные методы работы с клиентом, базирующееся на творческие процессы.

К невербальным формам относятся методы психотерапии, основанные на лечебном влиянии общения с искусством: проективный рисунок, музыкотерапия, библиотерапия, имаготерапия, арттерапия, натуртерапия, разговорная (логотера-пия), гештапьттерапия, трансактный анализ, мо-риттерапия.

Обширная систематика форм и методов применения творческих методик для этих целей приводятся, например, в [2]. Наиболее близким к описываемой методике направлением является так называемая «синтетическая терапия» творчеством.

В психофизиологическом аспекте проблематика метода опирается на учение об общем адаптационном синдроме (ОАС), разработанном в 30-х годах нашего столетия канадским патофизиологом и эндокринологом Г. Селье [3], который провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий, а также на нейрофизиологические механизмы творческой деятельности мозга, предположительно связанные с учением А.А. Ухтомского о доминанте и функциональной асимметрии мозга.

Согласно А.А. Ухтомскому, «доминанта есть временно господствующая рефлекторная система с первичным очагом в одном из отделов мозга, направляющая работу нервных центров в данный момент».

Особую важность для понимания механизма психокоррекционного воздействия на психосферу клиента посредством вовлечения его в творческие процессы имеет экспериментально установленная возможность возникновения ассоциативной связи между скрытыми очагами возбуждения. Это - так называемый «феномен быстрого замыкания временной связи» путем устранения доминанты, открытой Р.А. Павлыгиной и рассматривающиеся как нейрофизиологический эквивалент творческого озарения.

При разработке метода рабочая гипотеза была сформулирована следующим образом:

система психолого-акмеологических методов активизации творческих способностей человека, направленная на создание устойчивой позитивнотворческой доминанты, использующая комплексную форму воздействия на физиологический, психоэмоциональный и биоэнергетический аспект, позволяет добиться устойчивых, прогрессирующих, положительных результатов в преодо-лениии последствий воздействия стрессогенных факторов на процесс самоактуализации и креативные свойства личности, предотвращение трансформации первичных стрессовых состояний в тяжелые невротические, влекущие развитие широкого спектра психопатогенных и стрессогенных заболеваний.

Согласно известной теории Кеннона-Барда, доказывающей, что эмоциональные переживания, являющиеся основой творческих процессов, связаны с гипоталамусом и центральной частью

лимбической системы головного мозга, ее положения были на практике апробированы в комплексной психокоррекционной методике работы с клиентом.

Особую роль в описываемой методике играет возможность вывода неосознаваемых эмоциональных блокировок из неосознаваемого уровня на осознаваемый с их последующей нейтрализацией.

Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных индикаторов (или физиологических коррелятов) психических процессов и состояний, в частности, начало разработки таких методик было с успехом положено известным советским психологом, профессором А.Р. Лурия [4].

В связи с этим важно отметить как показательный пример такого коррелирования психического состояния клиентов кабинет с компьютерной диагностикой потенциалов биологически активных точек по методу Фолля, проводимой с помощью специалистов Центра «Милосердие и здоровье» г. Тамбова. Результаты контроля убедительно доказывают стабилизацию потенциалов БАТ в пределах оптимального уровня после работы с клиентом по разработанной методике.

Разработанный и апробированный на практике метод комплексного психокоррекционного воздействия позволяет с помощью творчества (художественного, литературного и т. п.) реализовать эффект «вывода следов воздействия» травмирующих переживаний, стрессов в область осознаваемого с последующей успешной их нейтрализацией.

В результате исследования разработаны методики групповых и индивидуальных занятий с лицами, относящимися к категории лиц «группы риска». Разработаны методики психологической коррекции личности с помощью развития творческих способностей. Разработаны методики развития профессионально творческого роста личности.

Практическая значимость обусловлена, в первую очередь, тем, что разработанные методики психологической коррекции и развитие профессионально-творческого роста помогают лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, повысить эффективность своей трудовой деятельности, найти новые виды профессиональной деятельности, позволяющие решить проблемы личности в условиях стрессогенных ситуаций с целью их дальнейшей работы в условиях рыночной экономики.

Полученные результаты могут быть положены в основу учебных программ повышения профессионально-творческого роста личности, творческого мышления, творческих способностей, освоению новой информации, развитию способностей, расширению и обновлению обучаемыми своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Основные положения диссертационного исследования, его результаты, выводы и научно-практические рекомендации докладывались и обсуждались на конференции кафедры социальной психологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в институте повышения квалификации работников народного образования.

Результаты, полученные в ходе исследовательской работы, позволяют сделать вывод об эффективности применяемой психокоррекционной методики и целесообразности ее применения в целях повышения стрессоустойчивости, адаптационной способности, развития креативных свойств личности как основы для профессио-нально-творческого роста.

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

3. Селье Г. Эволюция концепции стресса. Новосибирск, 1976.

4. Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОССЛУЖАЩИХ

О.И. Миронова

В настоящее время связующим звеном между государством и гражданским обществом является социальный институт госслужбы [1]. Обусловленная потребностью общества, государственная служба определяется уровнем его развития и, являясь частью общества, реализует в нем свой потенциал.

«Государственный служащий» (в широком смысле) понимается как профессиональный ра-

ботник любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смысле - как профессиональный управленец органов государственной власти; «гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе» [2].

С точки зрения современного подхода к определению социальной организации [3], госслуж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.