Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / цифровизация / технический процесс / вычислительная техника / Министерство Внутренних Дел России / цифровые платформы / цифровая грамотность / киберпреступность / digital technologies / digitalization / technical process / computer technology / Russian Ministry of Internal Affairs / digital platforms / digital literacy / cybercrime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна, Галдина Эльвия Олеговна

В статье исследуются перспективы использования цифровых технологий в деятельности органов внутренних дел. Авторами рассмотрен исторический процесс становления такого процесса как цифровизация и внедрения его в практическую деятельность органов внутренних дел. В процессе научного исследования авторы приходят к выводу о неоспоримых преимуществах использования цифровых технологий в практической деятельности Министерства Внутренних Дел России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волкова Виктория Владимировна, Галдина Эльвия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

The article examines the prospects of using digital technologies in the activities of internal affairs bodies. The authors consider the historical process of the formation of such a process as digitalization and its implementation in the practical activities of internal affairs bodies. In the process of scientific research, the authors come to the conclusion about the undeniable advantages of using digital technologies in the practical activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

8. Федеральный закон от 01.12.2007 N° 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // КонсультантПлюс.

9. Глазунова И.В., Бондаренко А.А. Взаимодействие органов публичной власти города Москвы и муниципальных образований при реализации государственных полномочий (административно-правовой аспект) // Муниципальная академия. - 2019. - M 3.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 M 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // КонсультантПлюс.

11. Федеральный закон от 06.10.2003 M 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // CP РФ. 2003. M 40. Ст. 3822.

12. Выдрин И.В. Муниципальное право России. - М.: Норма, 2004. - 368 с.

13. Аналитические материалы, подготовленные сотрудниками центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ РАНХИГС. М., 2017.

14. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г. // Российская газета. - 2003. - 17 мая.

15. Зубарев С.М. К вопросу об огосударствлении местного самоуправления// Lex Russica. - 201S. - M 12(145).

16. Не барьер, а грань сопряжения: Научный доклад об актуальных проблемах и перспективах развития современной отечественной модели разграничения полномочий между региональным и муниципальным уровнями власти / В.В. Балытников, A.A. Горбылёв, Е.Н. Михайлов и др. - М.: ИИУ МГОУ, 2019. - 2S с.

17. Публичная власть: система, компетенции. - Воронеж: Научная книга, 2021. - 237 с.

1S. Федеральный закон от 22.12.2020 N 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» // КонсультантПлюс.

References and Sources

1. Bel'skij K.S. O funkciyah ispolnitel'noj vlasti // Gosudarstvo i pravo. - 1997. - M 3. - S. 14-21.

2. Bahrah D.N., Rossinskij B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo: uchebnik dlya vuzov. - M.: Norma, 2016.

3. Ispolnitel'naya vlast' v Rossii. Istoriya i sovremennost', problemy i perspektivy razvitiya. - M.: Novaya Pravovaya kul'tura, 2004.

4. Yusupov V.A. Metody administrativno-upravlencheskogo prava// Publichnoe pravo segodnya. - 2020. - M 4. - S. S2-92.

5. Zapol'skij S.V. Predpriyatie i reformy upravleniya ekonomikoj: uroki proshlogo// Publichnoe pravo segodnya. - 2020. - M 4.

6. Glazunova I.V. Pravovoe regulirovanie sovremennyh form i metodov dostizheniya celej administrativnogo reformirovaniya // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. - 2021. - N^ 4.

7. Kupryashin G.L. Administrativnaya reforma: modeli i mekhanizmy// Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2016. Vyp. 58. Oktyabr'.

8. Federal'nyj zakon ot 01.12.2007 M 317-FZ «O Gosudarstvennoj korporacii po atomnoj energii «Rosatom» // Konsul'tantPlyus.

9. Glazunova I.V., Bondarenko A.A. Vzaimodejstvie organov publichnoj vlasti goroda Moskvy i municipal'nyh obrazovanij pri realizacii gosudarstvennyh polnomochij (administrativno-pravovoj aspekt) // Municipal'naya akademiya. - 2019. - N^ 3.

10. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 27.01.1999 N^ 2-P «Po delu o tolkovanii statej 71 (punkt "g"), 76 (chast' 1) i 112 (chast' 1) Konstitucii Rossijskoj Federacii» // Konsul'tantPlyus.

11. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 M 131-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // CP RF. 2003. M 40. St. 3822.

12. Vydrin I.V. Municipal'noe pravo Rossii. - M.: Norma, 2004. - 368 s.

13. Analiticheskie materialy, podgotovlennye sotrudnikami centra podderzhki i soprovozhdeniya organov mestnogo samoupravleniya VSHGU RANHIGS. M., 2017.

14. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii ot 16 maya 2003 g. // Rossijskaya gazeta. - 2003. - 17 maya.

15. Zubarev S.M. K voprosu ob ogosudarstvlenii mestnogo samoupravleniya// Lex Russica. - 2018. - M 12(145).

16. Ne bar'er, a gran' sopryazheniya: Nauchnyj doklad ob aktual'nyh problemah i perspektivah razvitiya sovremennoj otechestvennoj modeli razgranicheniya polnomochij mezhdu regional'nym i municipal'nym urovnyami vlasti / V.V. Balytnikov, A.A. Gorbylyov, E.N. Mihajlov i dr. - M.: IIU MGOU, 2019. - 28 s.

17. Publichnaya vlast': sistema, kompetencii. - Voronezh: Nauchnaya kniga, 2021. - 237 s.

18. Federal'nyj zakon ot 22.12.2020 N 437-FZ «O federal'noj territorii «Sirius» // Konsul'tantPlyus.

ГЛАЗУНОВА ИНЕССА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, сектора административного права и административного процесса, Институт государства и права Российской академии наук (ginesa@mail.ru).

GLAZUNOVA, INESSA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Senior Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (ginesa@mail.ru).

УДК 342.95 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-6-287-291

ВОЛКОВА В.В., ГАЛДИНА Э.О. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, технический процесс, вычислительная техника, Министерство Внутренних Дел России, цифровые платформы, цифровая грамотность, киберпреступность.

В статье исследуются перспективы использования цифровых технологий в деятельности органов внутренних дел. Авторами рассмотрен исторический процесс становления такого процесса как цифровизация и внедрения его в практическую деятельность органов внутренних дел. В процессе научного исследования авторы приходят к выводу о неоспоримых преимуществах использования цифровых технологий в практической деятельности Министерства Внутренних Дел России.

VOLKOVA, V.V., GALDINA E.O. THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES

Key words: digital technologies, digitalization, technical process, computer technology, Russian Ministry of Internal Affairs, digital platforms, digital literacy, cybercrime.

The article examines the prospects of using digital technologies in the activities of internal affairs bodies. The authors consider the historical process of the formation of such a process as digitalization and its implementation in the practical activities of internal affairs

bodies. In the process of scientific research, the authors come to the conclusion about the undeniable advantages of using digital technologies in the practical activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Цифровизация (digitaliyation) представляет собой переход к новым техническим процессам, моделям и подходам в решении практических задач, основанным на информационных технологиях. Наиболее яркими примерами цифровизации можно назвать перевод документооборота с бумажных носителей на электронные носители. Как техническое явление цифровизация возникла в 40-х годах прошлого века. Она служила исключительно военным и научным целям. С ростом количества вычислительной техники цифровизация расширила сферу влияния. После появления персональных компьютеров информационные технологии прочно вошли в жизнь и приобрели прикладное значение. Дальнейшее развитие цифровизация получила с появлением сети Интернет, а позже - с созданием смартфонов [1, с. 7-8].

Нынешний этап развития цифровизации - фундаментальный технический ресурс, обслуживающий науку, технику, производство, экономику, все сферы жизни общества. Цифровизация меняет не только способы производства, но и мировоззрение граждан, их образ жизни и ценностей. Информационный ресурс стал важнейшим стратегическим и управленческим ресурсом. Информация является фундаментом эффективного функционирования государства. Применение ее на практике служит интересам личности, государства, общества в целом.

Активное внедрение передовых цифровых технологий - признак современного общества. Принято считать, что цифровизации подлежат в первую очередь процессы производства и технологии. Но практика доказывает глубокую гуманитарную и социальную значимость этого процесса. Он затрагивает все слои общества, все службы, в том числе и государственную службу. Не остаются в стороне и органы Министерства Внутренних Дел России. Одна из задач цифровизации органов внутренних дел - поставить цифровой интеллект на службу закону, на обеспечение безопасности государства, использовать инновационные технические продукты, достижения науки и техники, современные технологии и информационные системы в процессе расследования и раскрытия преступлений.

В связи с этим на законодательном уровне закреплено формирование единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных органов, которая является необходимой для повышения эффективности деятельности внутренних органов. Цифровизация затронула все подразделения от оперативных до кадровых подразделений и службы тыла. Каждый сотрудник органов внутренних дел должен наряду с профессиональными умениями и навыками обладать базовыми знаниями в цифровой сфере - уметь пользоваться электронным документооборотом, обладать навыками в сфере цифровой безопасности, применять в своей деятельности возможности электронной почты и др. [2, с. 14-15].

Нормативно-правовая база цифровизации органов внутренних дел представлена Распоряжением от 29.12.2020 № 1/15065 [3]. Документ предполагает дорожную карту реализации программы на период с 2021 по 2023 годы. Текст Распоряжения находится на портале Федеральной государственной информационной системы. Суммарные показатели затрат на реализацию программы составляют 14.604.562 рубля.

Реализация программы цифровой трансформации МВД России призвана способствовать значительному улучшению качества цифровых услуг для населения; решение программы позволит минимизировать издержки государственного управления; положительно скажется на повышении сбора налогов; позволит улучшить качество борьбы с теневой экономикой. Имплементация программы сможет повысить уровень надежности и безопасности информационных систем органов внутренних дел. В условиях санкционной блокады станет возможной независимость информационно - технической инфраструктуры, программного обеспечения от производителей из недружественных стран.

Российские цифровые платформы смогут стать залогом надежности и безопасности цифровых информационных систем.

В рамках контрольно - надзорной деятельности в перспективе станет возможно сокращение бюрократической и административной нагрузки.

Распоряжением Министерства Внутренних Дел России от 11.01.2022 №1/37 (ред. от 30.06.2022) [4] была утверждена эта программа.

На период до 2024 года спланированы научно - исследовательские работы, результатами которых являются предложения, направленные на совершенствование законодательства в части применения цифровых технологий в деятельности органов внутренних дел. Совершенствование нормативно-правовой базы наряду с методическим обеспечением, подготовкой высоко квалифицированных кадров создадут прорыв в отставании применения цифровых технологий в практической деятельности органов внутренних дел.

Цифровизация органов МВД станет частью системы цифровых технологий всей страны.

В МВД России организовано перманентное тестирование с последующей имплементацией готовых отечественных программных продуктов цифровой составляющей.

Четвертая научно-практическая конференция «Искусственный интеллект на службе полиции» (25.05.2022 Московский университет МВД России) акцентировала внимание на методах машинного обучения в органах внутренних дел. Качественная подготовка специалистов остается в приоритете.

Переходя к результатам использования искусственного интеллекта в практической деятельности органов внутренних дел, полагаем необходимым начать с государственных услуг, оказываемых гражданам сотрудниками МВД. Проводимые Министерством работы уже сделали возможным получение гражданами ряда услуг без личного посещения подразделений ведомства или МФЦ. В качестве примера можно привести внедрение онлайн сервиса по обжалованию штрафов, передача гостиницами информации о посетителях в электронном виде и оформление электронного свидетельства о регистрации по месту пребывания.

Количество запросов, обрабатываемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия, составил за прошедший год более 2 млрд. Массовые социально значимые услуги органов внутренних дел переводятся в электронный формат. Цифровизация коснется 18 услуг и сервисов.

Рассмотрим ряд инновационных технологий, нашедших применение в деятельности органов внутренних дел. Первым можно назвать создание нейросетей. От деятельности нейросетей ожидаемы следующие результаты:

1) идентификация преступника, его внешних признаков по предоставленным биологическим вещественным доказательствам;

2) определение «серийности» преступлений (возможность свести воедино разрозненные данные из разных регионов с целью сличения дел и выявления закономерностей для возможного объединения);

3) создание биометрической базы данных.

Министерство Внутренних Дел России инициировало первый этап по внедрению цифровых технологий в практическую деятельность - создание банка биометрических данных россиян, иностранцев, а также лиц без гражданства. Специалисты одобрили данную инициативу; тем более, что за рубежом подобные проекты уже реализованы.

Означенная база данных будет способствовать в раскрытии по сей день нераскрытых преступлений. Информация будет получена со статистических карточек. Отечественные открытые библиотеки искусственного интеллекта возможно использовать в качестве инструментария. Информация базы данных также окажет существенную помощь в распознавании останков. Биометрическая база данных надежно защищает хранящиеся сведения от утечки.

Бесспорным лидером практического использования искусственного интеллекта в работе органов внутренних дел можно назвать российскую компанию МесИЬаЬ. Динамику развития взаимодействия представляет трансформация сервиса по поиску социальных сетей по фото в В2В и В20 проект. Для фиксации нарушений правил дорожного движения и идентификации регистрационных номеров транспортных средств российской компанией УОСОКО разработана цифровая система. Высокую результативность этого цифрового продукта оценила фирма Ниаэде^ купившая его. В области голосовой биометрии успешно сотрудничает с органами внутренних дел петербургская компания ЦРТ. Созданная компанией цифровая программа позволяет сличать запись голоса звонка мошенника с голосом подозреваемого.

Постоянной стабильностью отличается взаимодействие органов внутренних дел с российской компанией «Интернет - розыск». Ее продукция - сеть ботов-ловушек для выявления

номера хозяина аккаунта. Развивает эту идею бот TeleSINT, определяющий, в каких публичных чатах состоит мессенджер, способный даже деанонимизировать пользователей Telegram.

Но для успешного противостояния преступлениям необходимы новые требования к подготовке современного полицейского. Профессиональные компетенции сотрудника органов внутренних дел дополнены цифровой компетенцией. Сегодня постоянно появляются новые формы информационного обеспечения, которые помогают сотрудникам органов внутренних дел раскрывать преступления с помощью искусственного интеллекта. Формирование цифровой грамотности сотрудников МВД должно быть направлено на такие аспекты, как формирование цифровых навыков, необходимых для ежедневной профессиональной деятельности, формирование специальных профессиональных навыков в области борьбы с преступностью посредством применения возможностей искусственного интеллекта, а также навыков работы с закрытой информацией.

В работе по подготовке сотрудника органов внутренних дел к работе с искусственным интеллектом условно можно выделить три вектора.

«Hard Skills» - жесткие навыки - совокупность навыков для четкого и правильного выполнения работ. Способ контроля - тесты, экзамены. Содержат как теоретические вопросы (знание нормативно - правовой базы), так и практические задания (владение оружием, умение вести специальную документацию).

«Soft skills» - мягкие навыки - совокупность коммуникативных навыков (стрессоустойчивость, умение работать в команде, самообладание). Второе название данного направления-социальный интеллект.

«Digital» - цифровая грамотность - знания и умения эффективно применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах.

Новой реалией становится киберпреступность, особенно в банковской среде. Количество киберпреступлений и уровень их сложности растут. В органах внутренних дел идет интенсивная подготовка и переподготовка специалистов, способных раскрывать, расследовать и предотвращать киберпреступления.

Информационные технологии приобрели глобальный характер. Их активное применение повлияет на ускорение технического и экономического развития государства. Сложно переоценить роль информационной сферы в реализации национальных проектов и защите национальных приоритетов Российской Федерации.

На основе вышеизложенного материала можно увидеть необходимость внедрения цифровых технологий в деятельность органов внутренних дел, важность и необходимость цифровизации, как важного шага, некоего обновления работы МВД. Этот орган исполнительной власти, как никто другой, отчаянно нуждается в постоянных новациях, ведь борьба с преступностью не терпит промедлений, поэтому кардинальные изменения в этом направлении необходимо внедрять и развивать.

Литература и источники

1. Хромой Б.П. Некоторые исторические аспекты цифровизации // Экономика и качество систем связи. - 2020. - №3.

2. Мантуров О.С., Ганага В.С. Формирование цифровой компетентности у сотрудников полиции // Полицейская деятельность. - 2020. - №5.

3. Распоряжение МВД России от 29.12.2020 г. № 1/15065 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2021-2023 годы» (с изм. Распоряжение от 8.09.2021 г. №1/10161) // https://base.garant.ru/402620866/?ysclid=lb7vsbwkq3623967784 (дата обращения 29.11.2022 г.).

4. Распоряжение МВД России от 11.01.2022 № 1/37 (1ред. от 30.06.2022) «Об утверждении Ведомственной программы цифровой трансформации МВД России на 2022-2024 годы» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414300/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=lb7ws7hjcp91 6760576 (дата обращения 29.11.2022 г.).

References and Sources

1. Hromoj B.P. Nekotorye istoricheskie aspekty cifrovizacii // Ekonomika i kachestvo sistem svyazi. - 2020. - №3.

2. Manturov O.S., Ganaga V.S. Formirovanie cifrovoj kompetentnosti u sotrudnikov policii // Policejskaya deyatel'nost'. - 2020. - №5.

3. Rasporyazhenie MVD Rossii ot 29.12.2020 g. № 1/15065 «Ob utverzhdenii vedomstvennoj programmy cifrovoj transformacii MVD Rossii na 20212023 gody» (s izm. Rasporyazhenie ot 8.09.2021 g. №1/10161) // https://base.garant.ru/402620866/?ysclid=lb7vsbwkq3623967784 (data obrashcheniya 29.11.2022 g.).

4. Rasporyazhenie MVD Rossii ot 11.01.2022 № 1/37 (1red. ot 30.06.2022) «Ob utverzhdenii Vedomstvennoj programmy cifrovoj transformacii MVD Rossii na 2022-2024 gody» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_414300/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/?ysclid=lb7ws7hjcp916760576 (data obrashcheniya 29.11.2022 g.).

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права, Российский университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар) (www.truba.ru@mail.ru) ГАЛДИНА ЭЛЬВИЯ ОЛЕГОВНА - студент, Российский университет правосудия, Северо-Кавказский филиал (г. Краснодар) (elvia. galdina@yandex.ru).

VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D. in Law, Assistant Professor, Northern Caucasian branch of Russian State University of Justice (c. Krasnodar) (www.truba.ru@mail.ru).

GALDINA, ELVIA O. - student, North Caucasus Branch at Russian State University of Justice (elvia.galdina@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.