Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
цифровая технология / цифровая школа / информационное пространство / ситуация успеха / мультимедиа / дистанционные конкурсы / мотивация в обучении.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабов Урал Маматович

в статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости использования цифровых технологий в начальной школе, способствующих повышению эффективности и качества обучения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Раджабов У.М.

Раджабов Урал Маматович - старший преподаватель, кафедра педагогика и иностранные языки, Азиатский технологический университет, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы актуальности и необходимости использования цифровых технологий в начальной школе, способствующих повышению эффективности и качества обучения младших школьников.

Ключевые слова: цифровая технология, цифровая школа, информационное пространство, ситуация успеха, мультимедиа, дистанционные конкурсы, мотивация в обучении.

Новая образовательная среда, открытое информационное пространство-эти слова прочно обосновались в нашем обиходе. Цифровые технологии - это возможность безграничного доступа к большому объему разнообразной информации. Они предназначены для более простой и быстрой передачи данных.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Поэтому важно, начиная с первого класса, обучать детей использовать цифровые технологии в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни. При этом не менее важно развивать у учащихся интерес к учению, творчеству. Эту задачу также позволяет решить применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

В настоящее время нас заинтересовали возможности ресурсов интернета, а именно, образовательные проекты, программы, призванные помогать учителю в построении урока, в индивидуализации учебного процесса и внеурочных занятий.

Одним из ресурсов, который широко используется на уроках, является Edu Market-национальная онлайн-платформа, где учащиеся изучают школьные предметы в интерактивной форме по индивидуальной образовательной траектории. К работе на платформе следует активно привлекать детей со второго класса, потому что платформа предлагает ребятам не только участие в олимпиадах и конкурсах, но и ежедневные занятия по математике, русскому языку и окружающему миру. При этом все задания представлены в игровой форме. Особенно важно то, что система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. (а не упрекать) Последовательное прохождение школьной программы каждого, участие в олимпиадах и конкурсах, обсуждение заданий - все это привлекает обучающихся и педагогов. Отрадно, что на платформе проходят вебинары по разбору решения сложных задач, в которых могут участвовать и педагоги, и учащиеся. Работа на платформе Edu Market нравится детям еще и потому, что каждое задание хорошо иллюстрировано, что соответствует возрастным особенностям ребенка. В кабинете дистанционного обучения ребята могут работать и дома. Все задания очень необычные и оригинальные.

Также надо использовать компьютерные тренажеры по различным предметам (их в системе образовании немало, один из них «Отличник». Занятия с использованием тренажёра провожу в основном на этапе закрепления изученного материала.

Тренажер позволяет быстро обработать результаты, определить проблемные моменты в изучении определенных тем, способствует объективной оценке знаний учащегося.

Стало привычным, что урок закрепления изученного материала строится на основе тестирования. Учащиеся выполняют тестовые задания, получив их в индивидуальное пользование в распечатанном виде или работая, сидя за компьютером. Очень часто тесты проектируются на экран через мультимедийную систему, а учащиеся заполняют только карточку ответов. Так же, для отстающих учеников возможно проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На «устном счете», орфографической разминке или кратком повторении изученного можно пригласить для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни или другой уважительной причине. При проведении динамических учебных игр, эстафет с классом учащиеся с заниженной скоростью мыслительных процессов могут выполнять аналогичные задания за компьютером.

Использование видеоматериалов позволяет повысить роль наглядности, дает учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу. Например, на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Рыбы. Приспособление рыб к жизни в водной среде» «погружение» учащихся в подводное царство совершается путем просмотра видеоролика из «Энциклопедии подводного мира». Во 2 классе при изучении растений расширить детский кругозор помогает видеофильм «Жизнь леса». В 4 классе по теме «Человек» можно использовать материалы учебного видеофильма «Анатомия для малышей».

Коллекции видеоуроков, представленные на образовательных порталах Eduportal, Utube.uz, «Kitob.uz», являются идеальными помощниками при изучении новых тем, закреплении материала, для обычных и факультативных занятий, для групповой и индивидуальной работы. Они содержат оптимальное количество графической и анимационной информации, способствуют повышению мотивации к получению знаний. Ученики ценят оригинальность подачи материала, при необходимости его можно смотреть много раз. Эта возможность привлекает и родителей обучающихся. Представленные в «Kitob.uz» задачи и упражнения помогают обучающимся закрепить полученные знания, а проверочные задания позволяют учителю осуществить контроль усвоения материала. Понравилось, что тренировочные задания и варианты ответов со звуковым сопровождением. Подсказка на страничке помогает детям младшего школьного возраста вспомнить материал для успешного выполнения задания.

Сайт Eduportal интересен не только видеоуроками, но и конспектами, тестами для самопроверки, интерактивными тренажерами, возможностью задать вопрос учителю. Используется данный ресурс при изучении предметов естественно-научного цикла и гуманитарных дисциплин. Видеоролики по литературному чтению помогают мне объяснить новую тему или познакомить с новым произведением в более легкой и понятной форме. Моя задача - преподнести материал так, чтобы обучающиеся в полной мере заинтересовались изучаемым произведением, а также автором, написавшим его.

В течение нынешнего учебного года педагоги школы имеют возможность использовать цифровой образовательный ресурс для школ Online maktab. Он помогает учителю проводить тестирование знаний учащихся, задавать домашние задания в электронном виде. Привлекает то, что система автоматически проверит и оценит работу каждого ученика. Ученик же приобретает для себя тренажёр по школьной программе. Online maktab автоматически собирает информацию о том, что решили учащиеся в разделе «Предметы», и отображает её учителю в «Портфолио класса». Постоянное обновление рейтингов лидеров класса добавляет обучению элементы игры, которые стимулируют и школьников, и учителей.

Основное назначение цифровых ресурсов - улучшать качество обучения, делать его интересным для учеников, возвращать учителям радость творчества. Замечено,

50

что с использованием цифровых ресурсов в обучении в моем классе увеличилось количество детей, желающих принимать участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх. Конечно, интернет не может стать полноценной заменой учителя. Не секрет, что живое слово педагога имеет огромное значение для ребенка младших классов. Поэтому наиболее эффективным вариантом я считаю смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет подготовить детей к самостоятельному решению возникающих проблем, развивать навыки самообразования и самоконтроля, что в конечном итоге положительно влияет и на учебную деятельность, и качество обученности.

Список литературы

1. Андреев О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги / О. Андреева // Школьное планирование. - 2010. - №2. - С. 107-114.

2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 120 с.

3. Громова О.К. Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества // БШ. -2001. - №12.

4. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

СВЯЗЬ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И НАЧАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ Рузибоева Ф.О.

Рузибоева Феруза Омонбоевна-старший преподаватель, кафедра педагогики и иностранных языков, Азиатский технологический университет, г. Карши, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается общность преемственности между дошкольным и начальным образованием, условия обеспечения преемственности. Проблема адаптации младших школьников к новым условиям обучения всегда актуальна в системе образования. В его исследовании большое внимание уделяется детским психологам, учителям, врачам и ученым.

Ключевые слова: интернет, молодежь, духовность, иммунитет, воспитание, долг, вера, патриотизм.

Период дошкольного детства-благоприятный период для формирования и развития фундаментальных умений и навыков. Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, мышления, воображения-также активно развивается в дошкольном возрасте. В период перехода от детского сада к школьному учреждению происходит перестройка организма и психологии ребенка. Процесс прохождения игры связан с появлением некоторых трудностей в восприятии ребенком самого процесса обучения. Детский сад и непрерывность школьной работы означает создание особой целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.