2. Процессный подход к управлению предприятием. Почему за ним будущее? «КН-груп. Управление проектами» [Электронный ресурс]. URL: https://kn-grup.com/publications/articles/protsessnoe-upravlenie/135 (дата обращения: 11.04.2021).
3. Родионова Л.Н., Пашин С.Т. и др. Управление инновациями: экономические аспекты. - Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. - 248 с.
4. Функциональный подход. Портал «Manage vation. Инновационный менеджмент» [Электронный ресурс]. URL: http://www.manageva-tion.ru/mvas-696-1.html%20 (24.04.2018) (дата обращения: 11.04.2021).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КАЗАХСТАНА
Уалиева Б.Б.
Казахский национальный университета им. Аль-Фараби докторант Высшей школы экономики и бизнеса
Алматы
THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF
KAZAKHSTAN
Ualiyeva B.
Al-Farabi Kazakh National University Doctoral student of High School of economics and business
Almaty
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются особенности цифровизации агропромышленного комплекса и преимущества от использования цифровых технологий в процессе трансформации АПК Казахстана.
ABSTRACT
The article discusses the features of digitalization of the agro-industrial complex and the benefits of using digital technologies in the process of transformation of the agro-industrial complex of Kazakhstan.
Ключевые слова: цифровые технологии, агропромышленный комплекс, цифровая платформа, виртуальная организация.
Keywords: digital technologies, agro-industrial complex, digital platform, virtual organization.
С недавних времен в Республике Казахстан правительство стало уделять больше внимания использованию цифровых технологий в агропромышленном комплексе. Интенсивное внедрение цифровых технологий обещает рост производительности труда, инвестиционную привлекательность отрасли, повышение качества продукции при резком снижении затрат. Вектор развития АПК в Казахстане сегодня направлен на технологии цифровиза-ции.
АПК не относится к инновационному сектору экономики, но, тем не менее, он трансформируется в новые биологические, нанотехнологические разработки, интегрирует логистические цепочки производства и маркетинга и адаптирует свою продукцию к потребностям конкретного потребителя. Все это несет в себе тренд цифровых технологий. Для объединения всех заинтересованных лиц необходимо создание цифровой платформы.
Цифровая платформа - это организационно-техническая система, работающая на принципах виртуальной организации, объединяющая предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей, сообщества и государственные органы, непосредственно связанные с агропромышленным комплексом.
Программа цифровизации будет реализована в виде специального веб-портала в сети Интернет, содержащего классификатор по типу объектов, полнотекстовый поиск, описание объектов с фотографиями, видеоматериалы и обзоры, статистику важнейших социально-экономических показателей. Каждое сельскохозяйственное предприятие, зарегистрированное на веб-портале цифровой платформы, получает уникальное имя пользователя и пароль для дальнейшей идентификации в сети.
Цифровые платформы облегчают процессы принятия решения как производственных, так и экономических задач агропромышленного сектора экономики посредством коммуникаций между субъектами системы.
Использование цифровых платформ направлено на обеспечение взаимодействия с пользователем для решения следующих производственных задач, которые стоят перед сельхозпредприятиями:
— поиск трудовых ресурсов для сезонной работы;
— найм специалистов с определенными компетенциями агропромышленного сектора (агрономы, зоотехники, ветеринары и др.);
— обеспечение сельхозпроизводителей специальным оборудованием и приспособлениями на конкурсной основе;
— планирование посевных площадей под определенные культуры на основе заранее подписанных договоров с покупателями (элементы планирования через отрасль саморегулирования);
— обеспечение животноводческих хозяйств необходимыми материальными
— ресурсами (сено и корм);
— обеспечение растениеводческих хозяйств качественным семенным фондом, удобрениями и
др.;
— обмен передовым опытом;
— поиск инвестора.
Цифровая платформа поможет повысить доверие участников друг к другу за счет повышения прозрачности бизнеса, повышения доверия к инструменту сотрудничества за счет ускорения результатов; оказывать организационную поддержку путем построения технологической цепочки от производителя сырья до производителя готовой продукции и далее до потребителя [1].
Цифровая площадка создаст условия для участников взаимодействовать не только на уровне «бизнес для бизнеса», но и также на уровне «от бизнеса к потребителю» [2].
В целом виртуальная площадка повысит деловую активность в отрасли, инвестиционную привлекательность субъектов агробизнеса, создаст новые инструменты взаимодействия бизнеса и власти, бизнеса и кредитных организаций, позволит без дополнительных затрат со стороны производителей товаров и услуг, повысить уровень жизни сельских жителей, повысить конкурентоспособность производителей за счет оптимизации затрат (оптимизация поставщиков, сокращение цепочки посредников, аутсорсинг поддерживающих процессов) [3].
Виртуальная площадка облегчает процесс автоматизированного сбора необходимой информации, анализа данных и управленческих решений, доведения их до исполнителей и реализации на практике. В то же время, в отличие от традицион-
ного способа сбора данных через органы статистики, электронный обмен информацией обеспечит необходимую эффективность и актуальность данных. Компании, зарегистрированные на сайте, будут участвовать в опросах, собирать статистику. В зависимости от значения собранных показателей, они будут включены в ту или иную государственную программу, осуществлять государственные закупки, субсидии и гранты на развитие.
Каждое предприятие, объект, ресурс будет иметь свое представление на портале. Субъекты системы будут размещать информацию о себе, включая ссылки на свои сайты и другие информационные ресурсы [4]. Цифровая платформа предоставит им информационный сервис, возможность рекламировать и презентовать предприятие на национальном и международном уровнях.
Оставаясь юридически независимыми, предприятия будут объединены в виртуальную организацию, которая за счет реализации принципа саморегулирования обеспечит координацию деятельности участников в направлении максимальной эффективности для аграрного сектора.
Литература
1. "New forms of work in the digital economy," OECD digital economy papers, 2016, No. 260. Retrieved from: https://www.oecdilibrary.org/science-and-technology/oecd-digital-economy-papers_2071 6826
2."Digital Economy Concept, Trends and Visions: Towards a Future- Proof Strategy," Retrieved from: http://pub-
docs.worldbank.org/en/513361482271099284/Digital-
Economy-Russia-Discussion-paper-2016-12-20-
eng.pdf
3. "The New Digital Economy. How it will transform business," Oxford economics. Retrieved from: https://www.pwc.com/mt/en/publications/assets/the-new-digital-economy.pdf
4. "Forecasting the world in 2018," The Financial Times, December 29, 2017. Retrieved from: https://www.ft.com/content/d18f4518-eca7-11e7-bd17-521324c81e23