Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / SMM / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ / DIGITAL-МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богданова И.Н., Богданова А.Ю.

С целью формирования рациональной коммуникации с обучающимися предложена технология коммуникации, состоящая из элементов digital-маркетинга и инструментов визуализации контента. Использование результатов исследования на практике показали их достаточную эффективность при разумности мультимедийного контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Богданова И.Н., Богданова А.Ю. Национальный институт бизнеса

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТРОЕНИИ КОММУНИКАЦИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. С целью формирования рациональной коммуникации с обучающимися предложена технология коммуникации, состоящая из элементов digital-маркетинга и инструментов визуализации контента. Использование результатов исследования на практике показали их достаточную эффективность при разумности мультимедийного контента.

Ключевые слова: визуальная коммуникация, контент, социальные сети, цифровизация, SMM, персонализация коммуникации, digital-маркетинг.

Цифровая образовательная среда - приоритетное направление в системе российского образования. Анализ практики показывает, что успешность циф-ровизации во многом зависит от объединения действий хозяйствующих субъектов всех уровней, степени технологизации бизнес-процессов, степени индивидуализации услуги, готовности к развитию цифровой экономики и, что немаловажно, неспособности полной замены творческого потенциала преподавателя. Основные факторы, препятствующие цифровизации образования - в т.ч. административные ограничения, низкий уровень компетенций, требуемых для осуществления цифровой трансформации, технологическая оснащенность. В контексте оказания содействия цифровизации в Департаменте образования города Москвы уже представлена новая профессия - цифровой куратор.

Процесс информатизации общества не может не сопровождаться утверждением новой системы ценностей, новых принципов деловой и образовательной культуры, и, в конечном счете, формированием цифровой культуры.

Глобальная компьютерная сеть, в первую очередь социальная сеть, привлекает обучающихся как удобный и почти всегда доступный источник разнообразных сведений, как среда общения, игровой и созидательной деятельности. В связи с чем необходимо максимальное использование данного ресурса в образовательных коммуникациях, т.е. цифровая трансформация дает возможность обновления методов и приемов в организации образовательного процесса, формируя инновационную коммуникацию между преподавателем и обучающимся в т.ч. с использованием инструментов digital-маркетинга.

Согласно аналитическим исследованиям «Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018» пользователи больше внимания уделяют площадкам, позволяющим повысить качество общения при сокращении количества информации. В роли таких площадок выступают, в первую очередь, форумы и тематические ресурсы, взросление аудитории - общий тренд для всех социальных сетей, сеть приросла, в основном, за счет прихода пользователей

1 Богданова Ирина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент АНО ВО «Национальный институт бизнеса», Богданова Анастасия Юрьевна - Институт коммуникаций и медиабизнеса Московского политеха.

9

старше 45 лет. Соцсетью номер один по-прежнему остается ВКонтакте: и по числу публичных сообщений, и по числу активных авторов. Возрастные группы наиболее полно представлены в ВК: наиболее активна здесь группа авторов в возрасте 25-34 лет, но при этом 23,3% авторов - пользователи в возрасте от 18 до 24, и еще 20% — младше 18 лет [7].

Владелец профиля, в нашем случае им выступает преподаватель, сам решает какую информацию и в каком виде он желает продемонстрировать другим пользователям в первую очередь обучающимся: публичный пост - в статусе, на стене, в группах, комментариях, в личной переписке и т.д. Информационные тексты преподносятся, как новостные, они обычно побуждают обучающегося к действию. Вовлеченность аудитории так же может регулироваться владельцем профиля (администратором группы). Как и любая коммуникация, коммуникация в социальных сетях обладает рядом преимуществ и недостатков, отношение к которым у каждого пользователя индивидуальное, например, публичность, рассматривается одними как достоинство, другими как недостаток.

Следует также учитывать и процесс конвергенции в широком смысле -слияние информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс (в широком смысле конвергенция может пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними), а также факт того, что преподаватель является носителем бренда образовательной организации, в то же время формируя свой собственный.

Таким образом, социальные сети сегодня активно развиваются, и становятся эффективной площадкой для образовательных коммуникаций, двойственный характер которых проявляется в повышении качества предоставления образовательной услуги и в то же время для продвижения самой услуги посредством SMM (Social Media Marketing) (инструмент маркетинга социальных медиа, прямого и скрытого взаимодействия с целевой аудиторией).

Не следует ставить знак равенства между понятиями «продвижение» и «коммуникации», поскольку качество услуги может говорить потребителю больше, чем рекламное сообщение, а форма, дизайн предоставления услуги может сыграть решающую роль в процессе ее приобретения. Уровень восприятия и усвоения учебного материала обучающимися в существенной степени зависит от форм его представления в ходе всех видов коммуникаций. Опыт российских и зарубежных компаний, в том числе образовательных организаций показывает, что персонализация и визуализация коммуникации ведет к достижению большего положительного эффекта. Это связано, в том числе, с феноменом идентификации. По своей сути понятие «идентификация» является психологическим, причем первоначально возник термин «идентификация», который позже начал применяться с приставкой «само» - процесс формирования отличительных характеристик, а другое значение - узнавание, определение объекта.

Таким образом, возникает серьезный вопрос по качеству контента. Исследования показывают тренд визуализации контента. Традиционно визуальная коммуникация понимается как общение посредством визуального канала и

описывается как передача идей и информации в «неких образах», что позволяет потребителю достаточно быстро обработать большой поток информации. Е.В. Сальникова визуальные объекты определяет следующим образом: «Визуальными именуются те явления зримого мира, которые невозможно воспринимать более никакими иными органами чувств, кроме зрения. В отличие от прочих явлений зримого мира ... с визуальным невозможен тактильный контакт, прямое взаимодействие» [6, с.21].

Основополагающие элементы «науки об образах» изначально были сформированы в Германии и Австрии в период между 1900-1933 гг., а затем вновь актуализированы в 1970-е гг., в теории культуры появляется понятие «иконический поворот». Савчук В.В. так охарактеризовал этот процесс: «Он фиксирует отход в средствах коммуникации от вербального способа к визуальному. Господство новых средств коммуникации изменяет существо восприятия, что в конечном итоге ведет к изменению представлений о реальности» [5, с.20]. «Общество становится в полной мере современным (modern), когда его основной характеристикой является информация, важнейшая часть которой -образ, его производство и потребление. Образы подменяют реальность, что, в свою очередь, ведет к утрате подлинности, рождая феномен симуляции реальности» [Там же, с. 17].

Так постепенно возникла визуальная коммуникация. Высокая значимость именно визуальных средств выражения в исследованиях многих авторов объясняется ростом объемов информации в современном мире, развитием процессов глобализации и новых форм медиа [2, с. 29].

Таким образом, на первое место как никогда выходит важность в каком виде публикуется контент и с какой эмоциональной привязкой. Естественно, что первоочередная задача - определиться с посылом, который будет транслироваться. В современном экологическом пространстве обучающийся, особенно заочной формы обучения, вынужден одновременно решать ряд проблем, реагировать сразу на несколько информационных потоков, что и послужило основанием для роста исследований эмоционально-когнитивного взаимодействия и развитием направления - нейронауки. Анализ показал неоднозначность данных исследований и ограниченность такого рода работ в доступной литературе. Но в целом, научные исследования доказывают существование эмоционального воздействия на ход решения задач, которое носит комплексный характер и тенденции мотивационного влияния эмоции на стремление к достижению результата [1].

Вместе с тем, существуют объективные сложности, так если значение вербальных символов (слов) более или менее одинаково понимается всеми членами культурной общности, то большинство визуальных знаков не принадлежат к какому-либо определенному словарю значений. Например, с помощью визуальных знаков транслируется аудитории нематериальные образы, настроения, эмоции, идеи, фантазии и ощущения, невыразимые вербальными средствами. В визуальной коммуникации особенно важна проблема выбора средств выражения, которые правильно передают смысл сообщения и сходным образом

интерпретируются большинством представителей целевой аудитории. В настоящее время отсутствуют систематизированные данные о том, какие образы формируются в сознании аудитории при восприятии различных видов визуальных знаков. Эта проблема актуальна при создании визуальных элементов контента. Исследование семантики визуальных объектов является одной из ключевых проблем. В визуальной коммуникации особенно интересны метаморфозы реальности, происходящие по линиям «выражение - построение» и «восприятие - понимание». Для специалиста - это переход от реальности в условность (к знаку, символу); для зрителя наоборот - от условности (от знака, символа) к живым процессам, событиям и переживаниям. Изучение семантических особенностей визуального выражения и восприятия ведется по двум направлениям.

Первой задачей является «техника визуализации», в которую входят характерные для данной ситуации способы построения изображения или выражения, а также средства, с помощью которых они создаются. Для характеристики визуальных систем знакового кодирования смыслов, для интерпретации смыслов используются лингвистические методы анализа, и, в первую очередь, семиотика (Ч. Пирс) [4]. Представителями семиотической школы проведен глубокий анализ языка визуальных текстов с точки зрения набора используемых символов, их комбинации и системной организации. Но, семиотика не способна ответить на вопрос о том, как визуальные знаки воспринимаются и интерпретируются аудиторией.

Применение психосемантических методов к анализу текстов (восприятие визуального контента) осуществляется и в отечественных исследованиях, например, И.Ю. Александрова, М.Г. Колбеневой [3]. Коммуникация может быть эффективной лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодирования и декодирования сообщений.

Итак, именно воздействующая функция мотивирует создателей контента прибегать к различным нестандартным способам представления сообщения. В современном информационном пространстве визуальная коммуникация, будучи неосязаемой («иллюзорным образом») формирует особый мир существования человека, причем, определенным образом, востребованный им, тем самым являясь наиболее эффективным образовательным инструментом.

Для реализации данной технологии необходимо изучение системы визуальной идентификации, средств, с помощью которых такой тип коммуникации осуществим, и характер восприятия визуальной информации реципиентом.

С учетом вышеперечисленных подходов и элементов визуальной айден-тики на первом этапе нами были разработаны визуальные идентификаторы бренда социального проекта экологического просвещения школьников, содержательно формализованные в брендбук, сформирована стратегия брендинга, далее опыт был распространен на студенческую аудиторию, а отдельные элементы и на образовательный процесс.

В качестве обратной связи проводились, в зависимости от возрастной категории, опросы, тестирование, в том числе аттестация в игровой форме, кото-

рая подтвердила достаточно высокую восприимчивость материала. Коммуникации с лектором в виде групп сообществ в социальных сетях ВКонтакте позволили обучающимся быстро налаживать диалог, в том числе приватный, а родителям осуществлять контроль за образовательной деятельностью ребенка.

Исследования так же показали высокую эффективность инфографики и необходимость разумности в мультимедийном контенте, в связи с возможностью возникновения вместо наглядности - развлекательности процесса и формировании потребительской позиции на занятиях, снижающей формирование необходимых компетенций.

Практическое значение исследования состоит в возможности использования полученных результатов для дальнейшего изучения цифровизации образовательного и просветительского процессов и поиска эффективных направлений её развития. А также использовании инструментов digital-маркетинга в продвижении как собственного, так и образовательного бренда в социальных сетях.

Результаты исследовательской работы докладывались на XXIV и XXV Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов», МГУ им. М.В. Ломоносова в 2017 и 2018гг, а также были представлены на Всероссийском студенческом фестивале социальных проектов «Медиа Класс-2017» и «Медиа Класс-2018», на Международном фестивале социальной рекламы ART.START, где получили призовые места.

Ряд благодарственных писем от государственных, негосударственных, общественных организаций и фондов подтверждает эффективность и реализуемость данного подхода.

Список использованных источников и литературы

1. Богданова А.Ю. Использование визуального PR-текста в управлении публичными коммуникациями на примере экологического проекта. Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2017» / Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2017 ISBN 978-5-317-05504-2

2. Ильин В.И. Социология потребления 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Издательство ЮРАЙТ, 2017— 455 С.

3. Колбенева М.Г., Александров Ю.И. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический словарь / Институт психологии РАН. — М.: Языки славянских культур, 2010. — 368 с. ISBN: 9785-9551-0384-6

4. Пирс Ч.С. Начала прагматизма. Логические основания теории знаков в 2 т /Пер. с англ, предисловие В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. — СПб.: Алетейя, 2000. — 672 С.

5. Савчук В.В. Медиафилософия: приступ реальности / В.В. Савчук. — СПб.: изд-во РХГА, 2013. — 348 С.

6. Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры: автореф. дис. д-ра культурологии. — М., 2012. — 52 С.

7. «Социальные сети в России: Цифры и тренды, осень 2018» https://br-analytics.ru/blog/socseti-v-rossii-osen-2018/.

Блохина А.В.1- Московский гуманитарный университет

МОЛОДЁЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация: Установлена роль явления молодёжного предпринимательства в структуре экономики Российской Федерации. На основе анализа социологических исследований определены основные черты и характеристики молодёжи в сфере малого бизнеса. Рассмотрены проблемы определения категории «молодёжного предпринимательства» на законодательном уровне и государственной поддержки молодёжи при открытии собственного дела.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, молодёжная политика, развитие экономики, самозанятость, молодёжь.

Молодежное предпринимательство - один из видов предпринимательской деятельности, осуществляемых в современной рыночной экономике. Особенно оно актуально для российских непростых условий, когда будущее поступательное развитие невозможно без активных долгосрочных инвестиционных прогнозов и человеческого потенциала. В Конституции Российской Федерации в пункте 1 статьи 34 говорится о том, что каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельностью [1], следовательно, молодежь не является исключением. Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [2].

Развитие предпринимательской деятельности в среде молодёжи является одним из приоритетных направлений поддержки и развития малого предпринимательства на территории РФ и, в частности, в Москве [3].

По данным национального отчёта GEM за 2016/2017 гг. средний возраст российского предпринимателя составляет 39 лет. Среди ранних предпринимателей в 2016 г. наиболее активными были люди в возрастной группе 25-34 года (35,7%). Доля этой группы была наибольшей за все время наблюдений, например, в 2014 — 37,8%. Доля молодежи в возрасте от 18 до 24 лет в раннем предпринимательстве составляет 16,9%. Значение этого показателя выросло по

1 Блохина А.В.- студентка кафедры экономических и финансовых дисциплин АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.