УДК 373.31
Гаррыев А.
Старший преподаватель,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
Аллаберенова Л.
Преподаватель,
Университет инженерных технологий Туркменистана имени Огуз-хана
Туркменистан, г. Ашхабад
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ СИСТЕМ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: В данной статье рассматривается использование цифровых систем в процессе обучения русскому языку. Авторы анализируют возможности и преимущества применения информационных технологий на практических занятиях по русскому языку, а также рассматривают перспективы развития данного направления.
Ключевые слова: цифровые системы, информационные технологии, обучение русскому языку, практические занятия, образовательные платформы.
Ландшафт изучения языка претерпел значительные изменения с интеграцией цифровых систем. В контексте практических занятий по русскому языку эти системы предлагают множество возможностей для повышения вовлеченности, удовлетворения разнообразных стилей обучения и обогащения общего опыта обучения.
Цифровые системы могут изменить традиционную динамику занятий в классе, способствуя повышению вовлеченности и взаимодействия. Интерактивные
доски и онлайн-платформы позволяют проводить совместные мероприятия, такие как опросы, викторины и сеансы мозгового штурма в реальном времени. Это способствует участию, поощряет здоровую конкуренцию и позволяет учащимся активно участвовать в процессе обучения.
В современном образовательном процессе цифровые системы занимают все более значимое место. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить эффективность обучения, в частности, при преподавании русского языка. Цифровые системы позволяют сделать процесс обучения более интерактивным, мотивирующим и интересным для студентов.
Цифровые системы удовлетворяют разнообразные стили обучения, предлагая различные методы обучения. Аудиовизуальные ресурсы, такие как подкасты и обучающие видеоролики, предназначены для учащихся-аудиалов, а элементы геймификации и интерактивные упражнения привлекают кинестетических и визуальных учащихся. Это позволяет каждому студенту получать доступ к информации и практиковать свои навыки в соответствии с его индивидуальными предпочтениями.
Цифровые системы обеспечивают доступ к огромному количеству учебных материалов, помимо традиционных учебников и аудиторных лекций. Онлайн-словари, руководства по произношению и аутентичные ресурсы русского языка, такие как новостные статьи, музыка и видео, погружают студентов в язык и предоставляют ценный контекст для практического применения.
Многие цифровые системы используют технологии адаптивного обучения, которые адаптируют процесс обучения к индивидуальным потребностям. Анализируя прогресс и успеваемость учащихся, эти платформы могут регулировать уровень сложности упражнений, рекомендовать дополнительные ресурсы и предоставлять персонализированную обратную связь. Это способствует более эффективному и индивидуальному обучению.
В современном цифровом мире крайне важно обладать базовыми навыками цифровой грамотности. Интеграция цифровых систем в практические занятия по русскому языку позволяет учащимся беспрепятственно развивать эти навыки, одновременно изучая язык. Они учатся ориентироваться в онлайн-платформах, проводить исследования и эффективно использовать технологии для изучения языка.
Интернет-форумы, доски обсуждений и инструменты видеоконференций могут способствовать сотрудничеству и взаимному обучению. Студенты могут участвовать в дискуссиях, делиться идеями и практиковать свои навыки общения со сверстниками, развивая чувство общности и предлагая ценные возможности для взаимного обучения.
Хотя цифровые системы предлагают множество преимуществ, важно осознавать потенциальные проблемы:
• Доступ к технологиям и подключению к Интернету. Неравный доступ к технологиям и надежному подключению к Интернету может создать препятствия для некоторых учащихся. Крайне важно обеспечить инклюзивность и рассмотреть альтернативные методы обучения для тех, кто сталкивается с такими проблемами.
• Чрезмерная зависимость от технологий. Технологии должны служить инструментом улучшения обучения, а не заменять традиционные педагогические методы. Поддержание баланса между цифровыми ресурсами и традиционными занятиями в классе имеет решающее значение для всестороннего обучения.
Цифровые системы могут использоваться на всех этапах обучения русскому языку: при изучении нового материала, закреплении и повторении пройденного, контроле знаний и умений. С их помощью можно организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся.
Одним из наиболее популярных инструментов являются образовательные платформы, которые предоставляют обширный материал для изучения русского языка: интерактивные задания, тесты, видеоуроки, статьи и т. д. Например, платформа "Яндекс.Репетитор" предлагает помощь в подготовке к экзаменам по
русскому языку и литературе, а платформа "Фоксфорд" предназначена для организации дистанционного обучения школьников.
Также на практических занятиях могут использоваться мультимедийные презентации, интерактивные доски, онлайн-тесты и другие цифровые ресурсы, которые повышают наглядность и доступность учебного материала.
Цифровые системы играют важную роль в обогащении практических занятий русским языком, способствуя вовлечению, обслуживая разных учащихся и расширяя возможности обучения. Однако крайне важно признать потенциальные проблемы и обеспечить равный доступ и сбалансированный подход, охватывающий сильные стороны как технологий, так и традиционной педагогики. Таким образом, преподаватели смогут использовать весь потенциал цифровых систем для создания динамичной и увлекательной среды обучения для своих учеников.
Таким образом, использование цифровых систем на практических занятиях по русскому языку позволяет сделать образовательный процесс более эффективным, интересным и разнообразным. Информационные технологии помогают студентам лучше усваивать материал, развивают их критическое мышление и навыки работы с информацией. В перспективе важно продолжать разработку и внедрение новых цифровых инструментов и методик, способствующих развитию образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Афанасьева О.Ю., Афанасьев М.Г. Использование цифровых систем в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2018. №243. С. 215227.
2. Богданова Е.С. Использование информационных технологий в преподавании русского языка // Образование и наука. 2020. Т. 22. №5. С. 149-172.
3. Григорьева А.К. Применение цифровых систем в преподавании русского языка и литературы: опыт и перспективы // Наука и образование. 2019. .№11. С. 8998.
4. Ефимова Е.А. Роль цифровых систем в повышении качества преподавания русского языка и литературы // Педагогика. 2021. №2. С. 67-73.
5. Иванова Н.В., Кузнецова Е.М. Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении русскому языку // Современное образование. 2017. №3. С. 94-108.
6. Кириченко А.Д. Электронные ресурсы в обучении русскому языку и их влияние на качество образования // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. 2016. №1. С. 32-38.
7. Комаров Р.В. Применение цифровых технологий в изучении русского языка как иностранного // Иностранные языки в школе. 2019. №8. С. 40-44.
8. Кудрявцева А.А., Ларина Т.В. Использование цифровых ресурсов в обучении русскому языку в условиях дистанционного образования // Образование и саморазвитие. 2020. №25. С. 73-84.
9. Федотова Е.Я. Цифровые технологии в обучении русскому языку: возможности и перспективы // Русский язык в современном мире: традиции и инновации в преподавании. 2015.
Garryyev A.
Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
Allaberenova L.
Lecturer,
Oguz Han Engineering and technology university of Turkmenistan
Turkmenistan, Ashgabat
USING DIGITAL SYSTEMS IN PRACTICAL CLASSES IN THE RUSSIAN
LANGUAGE
Abstract: This article discusses the use of digital systems in the process of teaching the Russian language. The authors analyze the possibilities and advantages of using information technologies in practical classes in the Russian language, and also consider the prospects for the development of this area.
Key words: digital systems, information technology, teaching the Russian language, practical classes, educational platforms.