Научная статья на тему 'Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб образования'

Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CONTINUING EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES / INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION SOURCES OF A COMPLEX STRUCTURE / INNOVATIVE EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEXES / DISTANCE EDUCATION / DIGITAL RES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Ж.В., Идигова Л.С., Вагапова М.В., Кудусова М.И.

В данной статье рассмотрены такие понятия, как система непрерывного образования, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы. Представлен теоретический разбор целей информатизации образовательного процесса. Проанализировано практическое использование цифровых ресурсов в системе непрерывного образования. Приведено дистанционное образование, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплексы, как результат использования цифровых технологий в системе непрерывного образования, образовательная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of digital resources and services in the web education system

This article deals with such concepts as system of a continuing education and the electronic educational resources. A theoretical analysis of the informatization purposes of the educational process is presented. Analyzed the practical using of an electronic educational resources in the system of a continuing education. Distance education, information sources of complex structure, innovative educational and methodical complexes as a result of the using of digital technologies in the system of continuous education are presented.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб образования»

Использование цифровых ресурсов и сервисов в системе веб образования

Ж.В. Идрисова, Л.С. Идигова, М.В. Вагапова, М.И. Кудусова ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»

Аннотация: в данной статье рассмотрены такие понятия, как система непрерывного образования, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы. Представлен теоретический разбор целей информатизации образовательного процесса. Проанализировано практическое использование цифровых ресурсов в системе непрерывного образования. Приведено дистанционное образование, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплексы, как результат использования цифровых технологий в системе непрерывного образования, образовательная система.

Ключевые слова: непрерывное образование, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, информатизация образовательного процесса, информационные источники сложной структуры, инновационные учебно-методические комплексы, дистанционное образование, цифровые ресурсы, цифровых технологий, образовательная система.

В современном мире, в веке информационных технологий (ИТ), жизненный темп требует от нас постоянного развития и самообучения, люди должны постоянно расширять и обновлять, а образовательная система обязана помочь им в этом. Однако жизнь не стоит на месте, и современные проблемы требуют современных решений. Здесь и возникает вопрос об использовании цифровых ресурсов (ЦР) и сервисов в системе непрерывного образования (НО). Сущность НО, в широком смысле, заключается в развитии личностного роста человека. Оно позволяет человеку самоутвердиться как личность, самосовершенствуясь до конца своей жизни. НО можно назвать всеохватывающее образование, которое предусматривает для отдельной личности время, направление и скорость обучения, тем самым давая каждому возможность составления собственной программы обучения. Каждый человек в НО должен найти для себя путь самообразования и саморазвития, развить свои задатки и способности в разновидных формах обучения, формируя и удовлетворяя свои духовные потребности. Ведь НО обеспечивает общество и государство: благоприятными условиями для

профессионального развития человека, условием развития общественного производства, а также механизмом воспроизведения заложенного потенциала [1,2].

Анализ в потребности человека в постоянном образовании показывает, что для большинства граждан, НО можно характеризовать скорее, как эпизодическим. Исключением являются работники, чья деятельность требует постоянного пользования компьютером (ПК). В большинстве своем, внимая данное исключение, в нынешней системе, НО постоянное образование является возможностью, но не обязательством, так как для его получения человек пользуется личными средствами [3].

Процесс внедрения ИТ в, НО раскрывает такие определения, как электронные и цифровые образовательные ресурсы (ЭОР, ЦОР). ЭОР - это спектр обучения, разработанный на базе компьютерных технологий, другими словами ЭОР - это учебный материал, воспроизводимый на электронных устройствах [4].

ЦОР - это учебные материалы, представленные в цифровой форме, требуемые для организации и проведения учебного процесса. К ЦОР можно отнести виртуальные лаборатории, редакторы текста или презентации, пакеты для построения графиков и т.д.

Внедрение ЦОР требует информационно-технической поддержки, которою можно описать как удовлетворение потребностей обучающегося в информации и в специальных способах ее использования, необходимых для образовательной деятельности. К средствам информационно-технической поддержки относятся:

■ технические средства: компьютеры, колонки, микрофоны, видеокамера, принтер, сканер, мультимедиа-проектор и др.;

■ Программное обеспечение и драйверы;

■ инструментальное ППО: редакторы текста, графики, физических моделей и т.д.;

■ информационные ресурсы: виртуальные энциклопедии, музеи, справочники и другие.

Существуют различные типы ЦОР:

♦♦♦ Наборы ЦОР, расширяющие учебники, направленны на лучшую встраиваемость в образовательных системах (ОС). К ним можно отнести фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности, звукозаписи, символьные объекты, текстовые документы и другие учебные материалы, которые необходимы для организации учебного процесса, представленные в цифровой форме.

♦♦♦ Информационные источники сложной структуры (ИИСС) - ЦОР, основанный на структурированных цифровых материалах таких, как тексты, фото и видеоизображения, интерактивные модели и т.д., сопровождающийся конкретным учебно-методическим обеспечением, которое направлено на поддержание деятельности учащихся и учителя. Такие источники ориентированы на определенные решения, основанные на использование информационно коммуникационные технологии (ИКТ) и нацеленные на внесение локальных изменений в процесс образования.

♦♦♦ Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) - полный набор средств обучения, необходимых для организационных моментов учебного процесса, а также его проведения. ИУМК должны обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:

фундаментальную общеобразовательную подготовку;

^ способность к самообучению;

^ коммуникабельность, способность к групповой работе; ^ самостоятельность в мышлении и действиях; ^ способность, путем применения приобретенных знаний, умений

навыков, решать нетрадиционные задачи. Интересно, что ЦР более полно отвечают на требования непрерывного образования, они в разы упрощают саму ОС, а также помогают раскрыть принципы, которые определяют его специфику, с большей точностью:

Принцип гуманизма направлен на то, чтобы показать человеку его право самому выбирать, где и как получать знания, он сам держит под контролем своё развитие и самосовершенствование в получении образования. Данный принцип осуществляется путем создания благоприятных условий для каждого человека для развития его творческой индивидуальности.

Принцип демократизма основан на доступности образования для всех, независимо от возраста, благодаря многообразию форм обучения. Он дает возможность свободного перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и ПК. В основе такого принципа лежит демократизация всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств и способов, организации системы, НО и ориентирован на использование разных методических систем и технологий, которые позволяют учиться гораздо продуктивнее.

Принцип опережения нацелен на быстрое развитие, перестройки образовательных учреждений и самой системы, НО, опираясь на нужды общественной практики. Этот принцип ориентирует на широкое и активное

использование новаторских решений для обучения и переподготовки специалистов.

Принцип открытости основан на расширении деятельности учебных заведений путем привлечения к обучению нетрадиционной аудитории, т.е. данный принцип выражается в обучении разных слоев населения: с возрастными отличиями и отличиями уровнем образования и профессиональной подготовки и др. [5,6].

Принцип, НО несет в себе некую систематизацию процесса. Региональная система должна пересмотреть роль и место образования в жизни человека и общества [7,8]. Одним из ярких примеров использования цифровых ресурсов и сервисов в системе непрерывного образования является дистанционное образование (ДО). Это взаимодействие учителя и обучающегося между собой, посредством информационных технологий, в связи с существующим расстоянием между ними. Дистанционное образование может предложить, как различного рода курсы, интересующие отдельного человека, или курсы повышения квалификации, так и полный образовательный процесс, например, обучение в ВУЗе. Рассмотрим преимущества ДО:

> экономию времени поездок к месту обучения;

> снижение затрат на проведение обучения, например, аренда помещения или же вспомогательные материалы;

> возможность обучения большого количества учащихся одновременно;

> повышение качества обучения путем применения современных технологий;

> мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам;

^ создание единых, либо отраслевых образовательных сред и методик [9,10].

К основной цели дистанционного обучения можно отнести то, что программа нацелена на полное вовлечение и погружение студентов в образовательный процесс, а также на дальнейшее самообразование.

В заключение, можно сказать, что цифровые ресурсы имеют огромное значение в региональной системе непрерывного образования, потому что они значительно упрощают сам образовательный процесс, а также позволяют усвоить новый материал проще и быстрее для разных типов людей. Так же мир стремительно растет в своих знаниях, и полученные знания из сегодняшнего образования, уже будут неактуальными через лет 10. Всеобщая образованность является лестницей к прогрессированию человечества, а электронные и цифровые технологии, позволяю в разы упростить и ускорить данный процесс.

Литература

1. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. рук. Карпухина А.Е.; Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

2. Везиров Т.Г., Баян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. - Ульяновск: Зебра, 2015. - 140 с.

3. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. г.Пермь, апрель 2015. С. 38-41.

4. Гербачевская Н. В. Информационно-образовательный портал учреждения СПО как часть корпоративной культуры // Академия профессионального образования. - 2010. - №1. - С. 39-46.

5. Панюкова С.В. Веб - сервисы в учебном процессе вуза. // Научные исследования и образование. - 2015. - №19. - С.3-6.

6. Н.В. Береза. Современные тенденции развития мирового и российского рынка информационных услуг //Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/758.

7. Н.А. Бородина, И.Б. Богданова. Особенности осуществления государственной политики в области информатизации образования в современной России // Инженерный вестник Дона, 2012, №1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/635.

8. Meirani Harsasi the use of open educational resources in online learning: A Study of Students' Perception // TOJDE. - 2015. - №3 URL: tojde.anadolu.edu.tr/yonetim/icerik/makaleler/1164-published.pdf.

9. Use of Technology in Teaching and Learning // U.S. Department of Education URL: ed.gov/oii-news/use-technology-teaching-and-learning.

10. Цифровые образовательные продукты и сервисы для современного образования // DOCPLAYER URL: docplayer.ru/78934076-Cifrovye-obrazovatelnye-produkty-i-servisy-dlya-sovremennogo-obrazovaniya.html.

References

1. Monitoring nepreryvnogo obrazovanija: instrument upravlenija i sociologicheskie aspekty [Monitoring of continuing education: management tool and sociological aspects]. Nauch. ruk. Karpuhina A.E.; Ser. «Monitoring. Obrazovanie. Kadry». M.: MAKS Press, 2006. 340 p.

2. Vezirov T.G., Ba'ajan A.V. Professional'naja podgotovka magistrov pedagogicheskogo obrazovanija sredstvami jelektronnogo obuchenija: monografija. [Professional training of masters of pedagogical education by means of e-learning: monograph]. Ul'janovsk: Zebra, 2015. 140 p.

3. Perezhovskaja A. N. Nepreryvnoe obrazovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspektivy razvitija. VI Mezhdunar. nauch. konf. g.Perm', aprel' 2015. pp. 38-41.

4. Gerbachevskaja N. V. Akademija professional'nogo obrazovanija. 2010. №1. pp. 39-46.

5. Panjukova S.V. Nauchnye issledovanija i obrazovanie. 2015. №19. pp.36.

6. N.V. Bereza. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/758/

7. N.A. Borodina, I.B. Bogdanova. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/635

8. Meirani Harsasi TOJDE. 2015. №3. URL: tojde.anadolu.edu.tr/yonetim/icerik/makaleler/1164-published.pdf.

9. Use of Technology in Teaching and Learning U.S. Department of Education URL: ed.gov/oii-news/use-technology-teaching-and-learning.

10. Cifrovye obrazovatel'nye produkty i servisy dlya sovremennogo obrazovaniya [Digital educational products and services for modern education]. DOCPLAYER URL: docplayer.ru/78934076-Cifrovye-obrazovatelnye-produkty-i-servisy-dlya-sovremennogo-obrazovaniya.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.