Научная статья на тему 'Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза'

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза»

С.Н. Вачкова

Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном пространстве вуза

Информатизация образовательного процесса способствует в настоящее время тому, что общеобразовательные школы оснащаются современным компьютерным оборудованием. Однако это оборудование чаще всего используется для работы учеников исключительно по курсу информатики. Учителя начальной школы зачастую еще далеки от использования компьютерных технологий в образовательном процессе, в том числе и современных цифровых образовательных ресурсов. Это происходит потому, что они не сталкивались с данными технологиями ранее (ни в процессе профессиональной подготовки, ни в процессе своей работы в школе). Кроме того, некоторые педагоги боятся потерять контроль над процессом обучения в связи с тем, что ученик получает большую автономность и свободу действий. Однако в современном образовательном учреждении (школе или вузе) необходимо не просто передавать обучаемым знания, а учить тому, как получить доступ к информации, как произвести ее отбор, организацию, оценку, как можно применить полученные сведения в своей жизни. Объем информации постоянно увеличивается и любой учащийся через Интернет получает столько информации, сколько педагог за то же время не сможет передать традиционными способами, поэтому необходимо дать обучающимся такую подготовку, которая позволяла бы им научиться учиться.

Включение новых технологических средств в процесс обучения освобождает преподавателя от необходимости сообщать информацию знаниевого характера, но ставит перед ним задачу разработки или подбора специальных учебных заданий и ситуаций, а также наблюдения и корректировки процесса обучения каждого обучающегося, то есть процесс обучения становится более индивидуальным.

При таком подходе к обучению меняется не только роль педагога, но и роль обучающегося: он становится активным участником процесса обучения, структурируя изучаемый материал и устанавливая в нем главное, он может и должен использовать информационно-коммуникационные технологии, то есть те технологии, которые характерны для современного общества. Таким образом, включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью.

Отношение обучающихся к таким технологиям, как правило, положительное, так как многие знакомы с ними. В процессе работы обучающиеся обращают внимание не только на результат обучения, но и на сам процесс обучения, часто идут дальше, чем требует от них преподаватель.

Следовательно и учителю крайне необходимо иметь достаточно полное представление о возможностях, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). При использовании технологий в педагогической деятельности мы имеем дело с документами, подготовленными с помощью компьютера, а так как они передаются в цифровой форме их называют цифровыми документами. Однако в последнее время чаще используется термин цифровые ресурсы.

К цифровым образовательным ресурсам (далее ЦОР) относят не только образовательные ресурсы в Интернет, но и электронные учебники, образовательные программы, электронные библиотеки. Существует несколько классификаций цифровых образовательных ресурсов. Приведем в качестве примера классификацию по образовательно-методическим функциям (рис. 1) и по типу информации (рис. 2) [3].

На сегодняшний день в сети Интернет существует множество информационных образовательных порталов — сайтов, которые содержат необходимую и полезную информацию для создания учебно-методических комплектов и дидактических материалов, для применения на уроке и внеклассной деятельности. Кроме того, в рамках проекта «Информатизация системы образования», который реализовывался под руководством Национального фонда подготовки кадров (НФПК), создавались не только условия для поддержки системного внедрения и активного использования ИКТ в работе образовательных учреждений, но и формировалась коллекция цифровых образовательных ресурсов, которая доступна любому педагогу [2]. Однако не все педагоги знают о ее существовании.

Рассмотрим некоторые цифровые образовательные ресурсы, представленные в Единой коллекции.

ЦОРы — отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой;

ИУМК («инновационные учебно-методические комплексы») — совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс), а также из «бумажного» методического сопровождения;

ИИСС (информационные источники сложной структуры) — своего рода аналог содержания рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто носящие (в содержательном плане) комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам.

ы

40

Проблемы профессиональной подготовки

ВИДЫ ЦОР ПО ТИПУ ИНФОРМАЦИИ

<*>

о

ЦОР

с текстовой информацией

Учебники, учебные пособия

Первоисточники,

хрестоматии

Книги для чтения

Задачники, тесты

Словари

Справочники

Энциклопедии

Периодические

издания

Нормативно-

правовые

документы

Числовые данные

Программно-и учебнометодические материалы

ЦОР

с визуальной информацией

Коллекции:

Иллюстрации Фотографии Портреты В идео фрагменты процессов и явлений Демонстрации опытов

В идеоэкскурс ИИ

Модели:

2-3-х мерные

статические и

динамические;

Объекты

виртуальной

реальности;

Интерактивные

модели

Символьные

объекты:

Схемы, Диаграммы, Формулы

Карты для предметных областей

ЦОР с комбинированной информацией

Учебники

Учебные пособия

Первоисточники,

хрестоматии

Книги для чтения

Задачники

Энциклопедии

Словари

Периодические

издания

ЦОР с аудио информацией

Звукозаписи

выступлений

Звукозаписи

музыкальных

произведений

Звукозаписи живой природы

ЦОР с аудио и видео информацией

Звукозаписи неживой природы

Синхронизированные аудио объекты

Аудио-видео объекты живой и неживой природы

Предметные

экскурсии

Энциклопедии

Интерактивные модели

Предметные

лабораторные

практикумы

Предметные

виртуальные

лаборатории

ЦОР

со сложной структурой

Учебники

Учебные пособия

Первоисточники,

хрестоматии

Энциклопедии

ВЕСТНИК МГПУ ■ СЕРИЯ «ПЕДАГОГИКА II ПСИХОЛОГИЯ»

Задача преподавателя педагогического вуза состоит в том, чтобы познакомить будущего учителя начальных классов с разными цифровыми образовательными ресурсами, помочь понять и оценить их возможные функции в организации учебного и воспитательного процесса.

Процесс обучения с использованием предлагаемых ЦОР должен быть адаптивным, учитывающим уровень подготовленности обучающихся по данному разделу, их индивидуальные особенности, а также особенности самих ЦОРов.

На основании выбранной логики ведения каждого занятия педагог должен заранее планировать основной вариант навигации ресурсов, а также продумать вероятные варианты гибкого изменения навигации в зависимости от возможной реакции аудитории, её вопросов, возвращения к важным моментам и т.п., продумать сопутствующие разработанным иллюстративным материалам пояснения, комментарии, разные по видам вопросы. При этом, если возникает необходимость, ЦОРы, как открытые образовательные ресурсы, можно редактировать, структурно перестраивать в зависимости от текущих условий, специфики образовательных целей и задач, особенно в практической части, можно создавать собственные варианты тест-контроля, авторские и другие варианты деловых игр, ситуаций, практических заданий, дополнять основное содержание собственными иллюстративными вариантами, новой информацией. При этом планируемые педагогом обучающие воздействия не должны нарушать заданную стратегию управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых или противоречить ей, снижать учебную мотивацию.

Педагог должен определить наиболее оптимальную с точки зрения интерактивности стратегию демонстрации ЦОР на каждом занятии, чтобы стимулировать познавательный интерес обучающихся. Каждый разработанный ЦОР педагог должен использовать в соответствующий момент занятия и в течение запланированного отрезка времени. Темп и содержание демонстрации не должны перегружать обучаемых информацией. В то же время использование ЦОР не должно сводиться к пассивному созерцанию предлагаемого материала. Педагог должен постоянно руководить демонстрацией, взаимодействовать с аудиторией, организовывать обратную связь, использовать мини-диалоги, дискуссии, споры.

Мы согласны с Т.И. Татаринцевой, что речевое сопровождение информационных ресурсов должно использоваться, когда нужно:

- подчеркнуть наиболее важные иллюстративные материалы, которые без указания на них учителя могут остаться незамеченными школьниками, особенно, если материала достаточно много;

- связать иллюстрации с содержанием занятия; расширить и углубить содержание кадра;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обратить внимание на наиболее существенные материалы, структуры, понятия, содержание которых обязательно для прочного усвоения курса;

- пояснить непонятные места в информационно-иллюстративном материале [5].

Одним из наиболее естественных и целесообразных способов знакомства с цифровыми образовательными ресурсами в вузе является включение

их в учебный процесс при изучении будущими учителями начальных классов различных дисциплин учебного плана.

В ходе изучения курса «Детская литература» студенты знакомятся с разными видами цифровых образовательных ресурсов на лекциях и практических занятиях. Педагог может использовать ЦОР для предъявления информации, например:

- с текстовой информацией,

- со схемами и таблицами,

- с видео- и аудио-ресурсами,

- с презентациями.

Используя интерактивные цифровые образовательные ресурсы, студенты могут не только закрепить или отработать определенные навыки, но и проверить собственные знания по предмету:

- выполнить задание на «узнавание» героев книг или определение характера персонажа (см. рис. 3),

Сравни братца Кролика и зайчика из русских народных сказок. Распредели слова-характеристики по колонкам.

РОБКИЙ

ДОВЕРЧИВЫЙ НАХОДЧИВЫЙ БЕСПОМОЩНЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ НАСМЕШЛИВЫЙ АКТИВНЫЙ

Рис. 3.

- исследовать особенности языка жанра, например былины, или загадки (см. рис. 4, 5),

Проведи исследование языка былины.

(Подбери материал для заполнения таблицы на несте знаков вопроса-)

В словах есть двойные гласные почему? Исполнялись нараспев вот это в тексте 7

Много архаизмов почему? ? вот это в тексте "1/ 7

Есть слова с /Ч - уШК почему? ? вот это в тексте ?

Прочитай загадку.

Определи приём, с помощью которого загадывается

предмет.

С ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

СРАВНЕНИЕ

Загадка

С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ

ПРИЗНАКОВ Не крылата.

А перната;

С ОТКРЫТОЕ Ка« летит, так свистит;

СРАВНЕНИЕ А сидит.

Так мопчит.

С СКРЫТОЕ

СРАВНЕНИЕ

и*»т. готоао]

Рис. 5.

- проверить свое знание биографии писателя, выполнив, например, интерактивное задание для индивидуальной работы (см. рис. 6),

Рис. 6.

- проверить свой уровень знакомства с произведениями устного народного творчества, ответив на вопросы теста или выполнив предлагаемые задания, причем в коллекции есть несколько вариантов таких тестов (см. рис. 7), и многое другое.

Внимательно прочитай произведения и определи их жанр.

Соедини стрелкой текст и название жанра.

Красная вода. © Побасенка

Зелёные береге. ©

Чёрные рыбки. ® Считалка © Скороговорка

Как петух в печи пироги печёт, А кошка на окошке рубаху шьёт, © Загадка

Поросёнок в ступе горох толчёт, (О)

Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках дорожку метёт. © Потешка © Небылица

Сброа пь I готово

А так как эти задания предназначены для учащихся начальной школы, то здесь решаются пропедевтические задачи, поскольку осуществляется связь с курсом «Методика обучения русскому языку и литературе», который будущие учителя начальных классов будут изучать позднее.

Кроме того, студентам предлагается сопоставить и оценить подачу материала в разных коллекциях цифровых образовательных ресурсов, например, в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и «КМ-школе». При этом использование цифровых образовательных ресурсов на лекциях и практических занятиях во многом способствует повышению эффективности образования, что непосредственно свидетельствует об актуальности применения цифровых образовательных ресурсов. Их использование позволяет расширить возможности предъявления учебной информации, вовлечь обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также позволяет изменить качество контроля за их работой, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, так как результаты своей деятельности студенты могут публиковать на социальных сервисах сети Интернет.

Более подробное знакомство с цифровыми образовательными ресурсами и методикой их использования на уроках в начальной школе происходит при изучении курса методики. Студентам могут быть предложены задания разного рода. Во-первых, это задания, которые предлагают будущим учителям анализировать уже существующие цифровые образовательные ресурсы. Например: «Охарактеризуйте видеоряд, представленный в ЦОР. Выберите тот, который наиболее целесообразен для использования на Вашем уроке: а) для демонстрации учителем; б) для самостоятельной работы учащихся». В результате такой работы студенты учатся выявлять дидактический и развивающий потенциал цифровых образовательных ресурсов. Во-вторых, студентам предлагаются задания, выполняя которые необходимо проанализировать, отобрать цифровой образовательный ресурс или ресурсы и включить их в урок. Им могут быть даны следующие задания:

- Вы проводите урок изучения нового материала с использованием видеоряда ЦОР. Вам необходимо подобрать материалы, сопровождающие изучение темы, а также организовать учащихся класса на самостоятельное изучение темы с использованием видеоряда ЦОР, продумав ключевое задание урока.

- Приготовьте презентацию с включением ЦОР, подобранных на данный урок для учителя и учащихся.

- Подберите ЦОР для контроля и аттестации учебных достижений учащихся по изучаемой теме, обоснуйте целесообразность использования данного ЦОР на уроке учителем или самостоятельно дома учащимися.

- Сопоставьте две презентации о творчестве Е.И. Чарушина. Когда и с какой целью можно использовать каждую презентацию?

Включение подобных заданий позволяет сформировать у студентов систему знаний о месте и роли цифровых образовательных ресурсов в совре-

менном образовательном пространстве, выработать у них умения, которые обеспечивают квалифицированное методическое сопровождение процесса использования ЦОР в школьной практике обучения. Кроме того, у студентов формируются умения органично включать цифровые образовательные ресурсы (или их фрагменты) в уроки разных типов в различных системах обучения, организовывать учебную деятельность учащихся на занятиях с использованием средств ИКТ, а также студенты овладевают навыками работы с доступным кругом цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для обучения младших школьников.

Педагогу надо быть очень внимательным при отборе и использовании ЦОР, так как, к сожалению, использование информационно-коммуникационных технологий не всегда приводит к желаемому результату. Обратим внимание на возможные негативные последствия использования новых технологий:

- имея возможность доступа к большому объему информации, обучающийся не всегда может отделять важную информацию от не имеющей ценности, а иногда и ложной информации;

- информационная перегруженность, и как следствие — обучающийся не в состоянии обдумать, проанализировать и усвоить ее;

- может возникнуть переоценка собственно технологий, то есть для обучающегося становится важным знание «как» сделать и недооценивается собственно знание («что» и «почему»);

- злоупотребление аудиовизуальными средствами может привести к пассивности обучения (потере творчества и воображения) [7: с. 161].

Однако несмотря на возможность неблагоприятных воздействий информационных технологий, они обладают существенными преимуществами:

- позволяют вести обучение в темпе, соответствующем личностным характеристикам обучающегося;

- позволяют использовать различные каналы восприятия;

- повышают мотивацию обучающихся за счет привлекательности формы содержания;

- предоставляют возможность совместных действий — работа в группе способствует развитию навыков совместной работы, сотрудничества.

Мы придерживаемся точки зрения, что в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. Отсюда следует важный вывод: задача вузовского обучения с использованием ЦОР состоит в том, чтобы студент не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно приобретать знания, овладел способами познавательной деятельности, а затем на практике в школе смог вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, используя цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе школы.

Литература

1. Дьячко А. Г. Информационные технологии в планировании учебного процесса высшего образовательного учреждения / А.Г. Дьячко, Ю.А. Крупин и др. - М., 2000. - 96 с.

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [сайт]. - URL: http:// school-collection.edu.ru (дата обращения - 20.09.2009 г.).

3. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования. -URL: http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc (дата обращения - 20.09.2009 г.).

4. Соколова Т. Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: учебно-методическое пособие / Т.Е. Соколова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2008. - 96 с.

5. Татаринцева Т. И. Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии / Т.И. Татаринцева. - URL: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task= view&id=405&Itemid=28 (дата обращения - 20.09.2009 г.).

6. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования // Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / Отв. ред. Н.П. Безрукова. - М.: Университетская книга, 2008. - 160 с.

7. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. -СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

Literatura

1. D’yachko A. G. Informacionny’e texnologii v planirovanii uchebnogo processa vy’sshego obrazovatel’nogo uchrezhdeniya / A.G. D’yachko, Yu.A. Krupin i dr. - M., 2000. -96 s.

2. Edinaya kollekciya cifrovy’x obrazovatel’ny’x resursov. - http://school-collection. edu.ru

3. Metodiki primeneniya cifrovy’x obrazovatel’ny’x resursov v informacionno-tele-kommunikacionnom soprovozhdenii regional’noj sistemy obrazovaniya. - http://edu.of.ru/ attach/17/5890.doc

4. Sokolova T. E. Kompleksnoe ispol’zovanie razny'x istochnikov informacii na urokax v nachal’noj shkole: uchebno-metodicheskoe posobie / T.E. Sokolova. - Samara: Izdatel’skij dom «Fedorov», 2008. - 96 s.

5. Tatarinceva T. I. Cifrovy’e obrazovatel’ny’e resursy’ na urokax tehnologii / T.I. Ta-tarinceva. - http://totem.edu.ru/index.php?option=com_ content&task=view&id=405&Ite mid=28

6. Cifrovy’e obrazovatel’ny’e resursy’ v shkole: metodika ispol’zovaniya // Nachal’naya shkola: sbornik uchebno-metodicheskix materialov dlya pedagogicheskix vu-zov / Otv. red. N.P. Bezrukova. - M.: Universitetskaya kniga, 2008. - 160 s.

7. Chelovek i novy’e informacionny’e texnologii: zavtra nachinaetsya segodnya. -SPb.: Rech’, 2007. - 320 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.