Научная статья на тему 'Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании социокультурной компетенции учащихся (на примере программы Multimedia Builder)'

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании социокультурной компетенции учащихся (на примере программы Multimedia Builder) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / MULTIMEDIA BUILDER / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Елена Юрьевна, Сивкова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании социокультурной компетенции учащихся (на примере программы Multimedia Builder)»

7. URL: http://its-journalist.rU/Articles/chtenie_kak_vid_rechevoj_deyatel._ nosti.html

8. URL:http://www.mein-deutschbuch.de/lernen.php?menu_id=3

9. URL:http://www.dsporto.de/ubungen/lv06.htm

10. URL:http://www.goethe.de/z/jetzt/detexte.htm

11. URL:http://www.vitaminde.de/seiten/lehrer_vde_ege.html

Е.Ю.Панина, О.В. Сивкова

Использование цифровых образовательных ресурсов в формировании социокультурной компетенции учащихся (на примере программы Multimedia Builder)

Стратегической целью иноязычного образования в условиях школы является развитие и воспитание поликультурной личности, способной и готовой осуществлять продуктивное межкультурное и межличностное общение с носителями языка, представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур, т.е. формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

Успешность межкультурной коммуникации невозможна без знания социокультурного контекста, к которому относятся участники диалога культур, без толерантного отношения к его особенностям, поэтому необходимо подготовить учащихся к общению с представителями иноязычной культуры. К сожалению, не у всех есть возможность организовать ознакомление с культурой страны непосредственно, «из первых рук». Таким образом, образовательная значимость иностранного языка только усиливается, создавая необходимость в более последовательной опоре на социокультурный компонент содержания обучения.

О Панина Е.Ю., Сивкова О. В., 2012

Задача преподавателя ИЯ заключается не только в том, чтобы ознакомить учащихся с особенностями страны изучаемого языка, помочь им избежать ошибок в диалоге культур. Не менее важной задачей учителя является формирование патриотических чувств по отношению к собственной стране, осознание учащимися роли своей страны в развитии общечеловеческой культуры, принятие себя как части мира в целом.

Существует множество способов и средств развития социокультурной компетенции, при выборе которых необходимо учитывать интересы и возраст учащихся. В настоящее время огромный интерес вызывают современные информационные технологии, которые также могут служить средством формирования социокультурной компетенции.

Практически любая тема и подтема в школьной программе предполагает возможность развития социокультурной компетенции. Спорт, одежда, праздники, продукты питания — любая тема содержит не только лексический аспект, но и социокультурный. Учащиеся должны знать не только слово, но и план содержания, стоящий за ним. С помощью современных информационных технологий возможно мотивировать учащихся к овладению этой социокультурной информацией, поэтому многие преподаватели ИЯ начинают использовать цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в настоящее время приобретают огромное значение и являются великолепным материалом в работе преподавателя ИЯ, т.к. экономят время, делают уроки насыщенными и интересными, развивают общеучебные умения и навыки, оставляют возможность для самостоятельной работы и мотивируют учащихся к активной познавательной деятельности, формируя так называемую «стратегию учения».

Существует огромное количество программ для создания образовательных ресурсов, но многие из них достаточно сложны в использовании и требуют навыков программирования. Можно найти подобные готовые ресурсы в Интернете, но они не всегда подходят для

определенного класса по уровню, используемой лексике и грамматике. К тому

131

же большинство таких ресурсов сделано за рубежом, а значит, не подразумевает развитие социокультурной компетенции.

Одной из современных программ, с помощью которых можно создавать цифровые образовательные ресурсы, реализуя принципы доступности, посильности и учета личностных особенностей учащихся конкретного класса, является программа Multimedia Builder.

Multimedia Builder - это простая в использовании программа, которая позволяет создавать приложения, презентации, объединяет разнообразные ресурсы в одну увлекательную образовательную программу-игру для учащихся. В программу могут быть включены упражнения на развитие всех видов речевой деятельности: письмо, чтение, аудирование, говорение. И кроме этого, Multimedia Builder можно использовать для формирования социокультурной компетенции.

Проиллюстрируем возможности использования данной программы при работе над темой «Кинематограф» в 7 классе. В первую очередь необходимо познакомить учащихся с историей российского и зарубежного кино в целом. Для того чтобы учащиеся проявляли внешнюю и внутреннюю активность, можно заставить их искать информацию самостоятельно - в программе Multimedia Builder можно прикрепить ссылки на сайты с необходимой информацией, как русские, так и зарубежные. Таким образом, можно создать своеобразную «Охоту за сокровищами», где в поисках ответа на поставленные вопросы учащиеся познакомятся с необходимой информацией. Главное, чтобы их работа привела к определенному результату. Динамика продвижения к цели обеспечивается решаемыми коммуникативными задачами. Например: Какие самые популярные жанры в русском кино? Каких режиссеров вы знаете? Чем они прославились? И в конце: что необходимо улучшить российскому кинематографу и что привлекает зарубежных зрителей в русских фильмах? Внесите свои предложения.

Таким образом учащиеся развивают речевые навыки и умения, обучаются «стратегии учения» и одновременно осознают место своей страны в истории мирового кино, учатся говорить не только о кинематографе, но и о своей стране, развивается чувство патриотизма.

Главное в процессе познания - не только накопление сведений о стране, но и познание людей, своих сверстников, их образа мыслей, поведения, отношения к общечеловеческим ценностям. Большинство принципов и стереотипов закладывается в детстве. Формирование личности зависит от многочисленных факторов: воспитания, социальных условий, окружающей среды. В нашей стране мы все выросли на одних и тех же мультфильмах. Например, «Ну погоди!» представляет собой невероятно ценный материал для изучения родной культуры. Можно предложить учащимся сравнить два практически идентичных мультфильма - «Ну погоди!» и «Том и Джерри», на базе которых можно выявить множество личностных особенностей представителей разных культур, их обычаи, особенности времяпрепровождения и даже праздники и традиции. Учащиеся получат удовольствие от просмотра и взглянут на происходящее на экране по-новому - как социокультурно грамотные участники диалога культур. Преподавателю необходимо отобрать наиболее яркие в культурном плане серии и сюжеты для обсуждения в классе. Программа Multimedia Builder дает возможность сравнить мультфильмы на практике с одновременным выполнением предметных действий по формированию речевых навыков и коммуникативных умений, например, решая кроссворд, заполняя текст с пропусками, созданными с помощью программы Hot Potatoes.

Наряду с изложенным можно включить множество других упражнений -создать рейтинги русского кинематографа, интервью с актерами и включить все задания в финальный проект, например, газету, посвященную кино в России

(можно приложить образец буклета Microsoft Publisher с необходимыми ссылками).

Совместная работа над проектом носит воспитательный характер, дает учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом и культурой своей страны, проявить активность и взглянуть на себя глазами иностранца, понять национально-специфические модели поведения, присущие двум культурам, и осознать историко-культурный фон обеих стран — своей и страны изучаемого языка.

Таким образом, социокультурный компонент - неотъемлемая составляющая содержания любой темы, представленной в учебно-методическом комплекте. Задача учителя — помочь учащимся открыть мир и стать полноправной частью его, используя весь арсенал дидактических средств, в том числе и современных мультимедийных образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Бгш И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на на базе английского): учеб. пособие. - М., 2002.

2. Пассов Е.И. Современные направления в методике обучения иностранному языку. - Воронеж, 2002. - № 22. - С. 36.

3. Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка //Иностранные языки в школе. - 2001. -№ 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.