Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЦОР / ПРИМЕНЕНИЕ ЦОР / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Л.А., Нафикова А.Р.

Статья раскрывает понятие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и их классификацию, а также возможности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. В работе приводится анализ использования ряда ресурсов за последние три года, и определяются пути оптимизации использования цифровых образовательных ресурсов в изучении школьной программы и при подготовке к итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Л.А., Нафикова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN MATH LESSONS

The article reveals the concept of digital educational resources (DER) and their classification, as well as the possibilities of using digital educational resources in mathematics lessons. The paper analyzes the use of a number of resources over the past three years and identifies ways to optimize the use of digital educational resources in the study of the school curriculum and in preparation for final certification in the ninth and eleventh grades.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

УДК 372.851

1 2

Ляйсан Анасовна Булатова , Альбина Ринатовна Нафикова

12

' Башкирский государственный педагогический университетм им. М. Акмуллы,

Уфа, Россия

1 lepestok.86@mail.ru

2 nafikova.a.r@bspu.ru

Автор, ответственный за переписку: Ляйсан Анасовна Булатова,

lepestok.86@mail. ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ

МАТЕМАТИКИ

Аннотация: Статья раскрывает понятие цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и их классификацию, а также возможности применения цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. В работе приводится анализ использования ряда ресурсов за последние три года, и определяются пути оптимизации использования цифровых образовательных ресурсов в изучении школьной программы и при подготовке к итоговой аттестации в девятом и одиннадцатом классах.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, ЦОР, применение ЦОР, оптимизация процесса обучения, оптимизация контроля знаний.

1 * 2

Laysan A. Bulatova , Albina R. Nafikova

1,2 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, Ufa, Russia

1 lepestok.86@mail.ru

2 nafikova.a.r@bspu.ru

Corresponding author: Laysan A. Bulatova, lepestok.86@mail.ru

USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN MATH LESSONS

Abstract. The article reveals the concept of digital educational resources (DER) and their classification, as well as the possibilities of using digital educational resources in mathematics lessons. The paper analyzes the use of a number of resources over the past three years and identifies ways to optimize the use of digital educational resources in the study of the school curriculum and in preparation for final certification in the ninth and eleventh grades.

Keywords: digital educational resources, DER, application of digital educational resources, optimization of the learning process, optimization of knowledge control

В связи с постоянным поиском наиболее эффективных методов и приемов подачи учебного материала, а также проверки знаний обучающихся возникает необходимость оценить эффективность использования цифровых образовательных ресурсов, количество которых из года в год возрастает.

Каждый преподаватель самостоятельно может выбирать цифровые образовательные ресурсы с целью подачи материала при его изучении, а также проведения контрольных опросов.

Актуальность темы исследования подчеркивается необходимостью совершенствования педагогической деятельности учителя математики с целью оптимизации процесса обучения.

Целью исследования является оценка влияния использования цифровых образовательных ресурсов на процесс изучения математики.

Объектом исследования являются цифровые образовательные ресурсы в сети

Интернет.

Предметом исследования является применение цифровых образовательных ресурсов для изучения математики в школе.

В процессе изучения специальной литературы и общедоступных источников сети Интернет сделан вывод, что вопросы использования цифровых образовательных ресурсов в своих работах затрагивают следующие авторы научных публикаций: И.М. Кочухова, В.А. Мурзинцева, Я.В. Макарчук, Д.И. Замалова, И.Г. Иванушкина и другие.

В связи с тем, что обучающиеся воспринимают математику по-разному, то и к вопросу изучения математики необходимо подходить с использованием различных методик преподавания.

Если обучающиеся проявляют повышенный интерес к математике, то используя ЦОР, можно расширить горизонты изучения предмета независимо от минимального объема знаний, которые обучающиеся получают по программе обучения.

Если обучающиеся воспринимают математику как «сухой», скучный предмет, то именно занимательные материалы (фото - видео - аудио) могут помочь детям проявить интерес к математике.

Цифровыми образовательными ресурсами называют информационные ресурсы, которые предназначены для образовательных целей и представленные в цифровой форме [2]. Классификация цифровых образовательных ресурсов, раскрытая в научной литературе, представлена на рисунке 1.

Применение цифровых образовательных ресурсов учителем математики идет по трем направлениям, каждое из которых является неотъемлемой частью в освоении материала: учебная деятельность, внеклассная деятельность, подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Практика применения цифровых образовательных ресурсов такова, что учитель самостоятельно выбирает тот цифровой образовательный ресурс, который ему удобнее использовать, и который отвечает поставленным учителем целям.

Рисунок 1 - Классификация ЦОР с целью изучения математики

Часть цифровых образовательных ресурсов размещается в сети Интернет, и для демонстрации материала достаточно лишь выхода в данную сеть, а часть оформляется и подается на уроках при помощи различных технических средств. При этом все цифровые образовательные ресурсы можно применять для подачи материала множество раз, что облегчает как подготовку к урокам учителей, так и доступность материала для обучающихся [1].

Проведем сравнение нескольких цифровых образовательных ресурсов, которые используются школьными учителями чаще всего. Результаты сравнения оформим в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнение наиболее часто используемых образовательных ресурсов учителями

математики

Наименование Наличие Результаты Наличие Наличие Возможность

ЦОР регистрации решений теоретического задач (с учителю

по видны материала ответами, добавлять

электронной учителю которые свои

почте / вход (варианты)/ может материалы

без возможность увидеть

регистрации поставить оценку обучающийся

Учи.ру да да/да да нет да

ЯКласс да да/да да нет да

Skysmart да/нет нет да нет да

Сайт да/нет нет да да нет

Полякова

Videouroki.net да/нет да/нет да нет да

Сдам ГИА да/нет да/нет нет Да да

Таким образом, на основании данных таблицы 1 видно, что все перечисленные сервисы в большей степени соответствуют требованиям образовательного процесса и могут быть применены на уроках математики и для решения задач внеурочной образовательной деятельности. Все вышеперечисленные сервисы являются web-сервисами, которые можно использовать при выходе в сеть Интернет и не требуют дополнительного программного обеспечения.

В некоторых сервисах, например, в сервисе «ЯКласс», есть функция родительского контроля, которая позволяет подключаться к аккаунту ребенка и родителям. Данная функция полезна в том случае, если родители вынуждены контролировать обучение ребенка, находясь на удалении или во внеурочное время.

Надо отметить, что в каждой параллели учителя математики предпочитают использовать разные сервисы. Далеко не все учителя прибегают ко всем сервисам в течение учебного года. Удобнее для учителя выбрать 1-2 сервиса и использовать их в процессе обучения.

С 2022 года активно развивается бесплатный электронный образовательный ресурс для учителей «Яндекс. Учебник», который позволяет давать задания ученикам по предмету из постоянно пополняемой библиотеки заданий, отслеживать прогресс учеников, общаться со всем классом и отдельными учениками, быстро готовиться к урокам [6]. На данный момент наиболее полезен данный ресурс для начальной школы, но развивается ресурс и для средней и старшей школы.

Цифровой образовательный ресурс «Яндекс. Учебник» позволяет не только изучать материал по предмету и контролировать знания учеников, но и общаться ученикам между собой и с учителем.

Рассмотрим информацию об использовании сервисов в различных параллелях школы в таблице 2.

Таблица 2

Использование ЦОР на уроках математики по параллелям_

Наименование ЦОР 5кл 6кл 7кл 8кл 9кл 10кл 11кл

Учи.ру +

ЯКласс + + +

Skysmart + +

Сайт Полякова + + +

Videouroki.net + + +

Сдам ГИА + + +

На основании данных таблицы 2 видно, что на сервисе ЯКласс предпочитают работать учителя математики с 5 по 7 классы. Сервис Учи.ру в 2021-2022 учебном году использовали учителя математики в пятых классах. Также 6-8 классы использовали сервис Videouroki.net. Сайт Полякова и сайт «Сдам ГИА» предпочитают использовать учителя математики в 9-11 классах при подготовке к ГИА. На сайте «Сдам ГИА» учитель может самостоятельно формировать как подготовительные, так и проверочные работы из тех заданий, которые уже есть на сайте. Ученики решают розданные учителем задачи и сразу могут видеть результаты.

Сайт Полякова используется для решения наиболее сложных задач для подготовки к ГИА, а также автор сайта предлагает довольно большой выбор тренировочных вариантов. Однако, этот сайт можно использовать для разбора заданий учеником самостоятельно и закрепления материала. Оценочные работы на сайте не предусмотрены [4].

Удобно проводить опросы и тестирования в отдельных сервисах, предназначенных специально для этих целей, например, используя сервис Online Test Pad или специальное программное обеспечение для тестирования MyTest, которое можно скачать в сети Интернет, а затем использовать в работе.

Во втором случае количество вопросов в тесте или опроснике можно регулировать самостоятельно и выбирать в зависимости от сложности пройденного материала.

В случае, если учитель хочет больше использовать собственный материал для проверки знаний обучающихся, то есть возможность оформления теста или опросника в ресурсах Google или при помощи программного обеспечения MyTest [3].

Программное обеспечение MyTest имеет возможность:

- создать необходимый тест в зависимости от запроса учителя (одиночный выбор, множественный выбор, логические ответы (ложь или истина), сопоставление, указание порядка, точка на изображении, заполнение пропусков, ручной ввод числа или текста);

- перемешивать задания в процессе тестирования (каждый отдельный ученик получает свой вариант теста);

- ограничивать количество вопросов, либо выдавать все вопросы в любом случае;

- при указании ответа можно как увеличивать количество пунктов, либо уменьшать.

Создав тест или опросник один раз, учитель может использовать его много раз. При

необходимости можно вносить коррективы.

Если программное обеспечение необходимо устанавливать на компьютер, то сервисы Google требуют только регистрации аккаунта в сервисе. С этой целью необходимо завести электронную почту на данном сервисе и после этого уже использовать возможности сервисов Google в полной мере.

Google предоставляет множество возможностей при работе со своими сервисами, как платных, так и бесплатных [5]. При этом бесплатные сервисы содержат минимальный

функционал, а платными предлагается увеличить время работы над собственным блогом, либо увеличить хранилище документов.

Google предлагает следующие сервисы, которые можно использовать при подаче материала и при контроле знаний учителю математики:

- создание текстового документа, таблицы (с возможностью расчета различных функций и расчетов значений при решении задач);

- создание презентаций;

- создание тестов, опросников, в том числе с оценкой правильности ответов и местом для хранения результатов тестирования;

- диск для хранения информации, в том числе созданных файлов;

- создание отдельного класса для размещения заданий, в том числе видео информации, и приема работ от учеников в удаленном режиме;

- создание закрытого чата для ограниченного круга лиц, например, для отдельного

класса.

Несомненным преимуществом данных сервисов является возможность их открытия и использования не только на компьютере, но и в смартфонах современных школьников.

Немаловажную роль играют учебные видеоролики, которые учитель может создавать самостоятельно и размещать их в выбранных сервисах. Видеоуроки можно создавать при помощи специальной аппаратуры.

Технические средства, которые используются при создании видеоуроков:

- видеоаппаратура (фото-видеокамеры);

- аудиоаппаратура (микшеры, микрофоны);

- компьютеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К программным средствам относят: программное обеспечение записи видео- и аудиоматериалов с различных периферийных устройств; программное обеспечение создания аудио- и видеоматериалов, а также программное обеспечение для их обработки.

На сегодняшний день видеоурок можно записать в сервисе беспроводного взаимодействия для проведения конференций и уроков Zoom, в котором есть функция «запись с экрана». Запись можно сделать при проведении конкретного мероприятия, либо специально запустив Zoom на своем компьютере, включив микрофон, камеру и нажав на кнопку «запись с экрана». В этом случае также можно сохранить и отредактировать запись в специальных программах, либо разместив на канал Youtube, отредактировать возможностями канала. Во втором случае дополнительного программного обеспечения не потребуется.

Размещают видео и аудиоролики в сети Интернет на диске (хранилище информации) или на видео канале.

В случае, если используются Google сервисы, то, соответственно, используется видеоканал Youtube. Ссылка на видео размещается для учеников либо в «классе», либо передается по электронной почте и другими способами, привычными для конкретной группы учеников.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при использовании цифровых образовательных ресурсов в изучении математики, учителя не только имеют возможность наиболее эффективно подготовить материал для изучения учениками, но и проконтролировать полученные навыки через решения задач самостоятельно как в качестве домашней работы, так и организации контрольной работы в классе.

Учитель может самостоятельно добавлять материал по предмету в библиотеку сервиса, что позволяет корректировать учебный материал в соответствии с действующими ФГОС.

Урок с использованием цифровых образовательных ресурсов становится более интересным и эмоциональным для школьников, позволяет выявлять вопросы, малоизученные или пропущенные школьником, на которых необходимо заострить внимание в дальнейшем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках математики [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок». URL: https://urok.1sept.ru/articles/411543 (дата обращения 10.07.2022).

2. Кочухова И.М. Использование цифровых образовательных ресурсов во внеклассной работе по математике // Муниципальные образование: инновации и эксперимент. - 2019. - № 3. - С. 63-71.

3. Мурзинцева В.А. Педагогические условия использования цифровых образовательных ресурсов в процессе развития умений и навыков самостоятельной работы младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2021. - № 23 (365). - С. 327-330. URL: https://moluch.ru/archive/365/81963/ (дата обращения: 10.07.2022).

4. Чертовский О.О. Перспективы использования цифровых образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 4 (29). - С. 184-187.

5. Шапиев Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2019. - № 16 (254). - С. 296-298. - URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 10.07.2022).

6. Яндекс. Учебник [Электронный ресурс]. URL: https://education.yandex.ru/main/ (дата обращения: 14.07.2022).

REFERENCES

1. Goroxova L.I. Primenenie cifrovyx obrazovatelny'x resursov na urokax matematiki [Rlektronny'j resurs] // Festival' «Otkry'ty'j urok». URL: https://urok.1sept.ru/articles/411543 (data obrashheniya 10.07.2022).

2. Kochuxova I.M. Ispolzovanie cifrovy'x obrazovatel'ny'x resursov vo vneklassnoj rabote po matematike // MunicipaFny'e obrazovanie: innovacii i e'ksperiment. - 2019. - № 3. - S. 63-71.

3. Murzinceva V.A. Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya cifrovy'x obrazovatel'ny'x resursov v processe razvitiya umenij i navy'kov samostoyatel'noj raboty' mladshix shkol'nikov na urokax matematiki [E'lektronny'j resurs] // Molodoj ucheny'j. - 2021. -№ 23 (365). - S. 327-330. URL: https://moluch.ru/archive/365/81963/ (data obrashheniya: 10.07.2022).

4. Chertovskij O.O. Perspektivy' ispol'zovaniya cifrovy'x obrazovatel'ny'x resursov // Baltijskij gumanitarny'j zhurnal. - 2019. - T. 8, № 4 (29). - S. 184-187.

5. Shapiev D.S. Cifrovy'e obrazovatel'ny'e resursy' v deyatel'nosti uchitelya [Flektronnyj resurs] // Molodoj ucheny'j. - 2019. - № 16 (254). - S. 296-298. - URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (data obrashheniya: 10.07.2022).

6. Yandeks. Uchebnik [E'lektronny'j resurs]. URL: https://education.yandex.ru/main/ (data obrashheniya: 14.07.2022).

Информация об авторах

Л.А. Булатова — магистрант.

А.Р. Нафикова — кандидат физико-математических наук, доцент.

Information about the authors

Л.А. Булатова — магистрант.

А.Р. Нафикова — кандидат физико-математических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.