Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
611
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ / ТРУДНОСТИ / ПАМЯТКА / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Шубякова Вероника Максимовна

Статья посвящена актуальной проблеме обучения технике чтения на уроках иностранного языка в начальной школе. В данной работе раскрывается сущность понятия «техника чтения». Представлена характеристика различных методов обучения навыкам чтения. Обозначена проблема, связанная с трудностями при обучении технике чтения на английском языке. Особое внимание уделяется трем видам трудностей: графические, орфографические и психологические. В статье представлены данные опытно-практической работы по использованию цифровых инструментов для снятия трудностей при обучении технике чтения на уроках иностранного языка. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования состояла в изучении и применении цифровых инструментов для снятия трудностей при обучении технике чтения на английском языке в начальной школе. Анализируются диагностические данные по уровню сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 класса. Уделяется внимание серии занятий, направленных на снятие определенных трудностей с использованием цифровых инструментов при обучении технике чтения. Особый акцент сделан на таких цифровых инструментах, как приложение «KizPhonics», сервис «WordWall», сайта «Starfall Learn to Read» для снятия трудностей при обучении технике чтения. Представлена памятка для обучающихся, включающая правила чтения. В результате проведенной опытно практической работы удалось выявить динамику уровня сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 класса. Исходя из полученных данных, констатируется, что грамотное и целенаправленное использование цифровых инструментов на уроках английского языка является эффективным средством формирования навыка техники чтения. Подведя итог исследования, отмечается, что на современном этапе развития образования цифровые инструменты - это необходимый помощник учителя на уроках иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Шубякова Вероника Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL TOOLS IN TEACHING READING TECHNIQUES IN FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The article is devoted to the actual problem of teaching reading technique at foreign language lessons in elementary school. This paper reveals the essence of the concept of "reading technique". The characteristics of various methods of teaching reading skills are presented. The problem associated with the difficulties in teaching the technique of reading in English is indicated. Particular attention is paid to three types of difficulties: graphic, spelling and psychological. The article presents data from experimental and practical work on the use of digital tools to relieve difficulties in teaching reading technique in foreign language lessons. The work was carried out in three stages: preparatory, formative and final. The purpose of the study was to study and apply digital tools to relieve difficulties in teaching reading skills in English in elementary school. Diagnostic data are analyzed according to the level of formation of reading skills among students of the 4th grade. Attention is paid to a series of classes aimed at removing certain difficulties with the use of digital tools in teaching reading techniques. Particular emphasis is placed on such digital tools as the KizPhonics application, the WordWall service, the Starfall Learn to Read website to relieve difficulties in teaching reading technique. A memo for students is presented, including the rules of reading. As a result of the experimental and practical work carried out, it was possible to identify the dynamics of the level of formation of reading skills in students of the 4th grade. Based on the data obtained, it is stated that the competent and purposeful use of digital tools in English lessons is an effective means of developing reading skills. Summing up the study, it is noted that at the present stage of development of education, digital tools are a necessary assistant to a teacher in foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент-бакалавр Шубякова Вероника Максимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме обучения технике чтения на уроках иностранного языка в начальной школе. В данной работе раскрывается сущность понятия «техника чтения». Представлена характеристика различных методов обучения навыкам чтения. Обозначена проблема, связанная с трудностями при обучении технике чтения на английском языке. Особое внимание уделяется трем видам трудностей: графические, орфографические и психологические. В статье представлены данные опытно-практической работы по использованию цифровых инструментов для снятия трудностей при обучении технике чтения на уроках иностранного языка. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования состояла в изучении и применении цифровых инструментов для снятия трудностей при обучении технике чтения на английском языке в начальной школе. Анализируются диагностические данные по уровню сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 класса. Уделяется внимание серии занятий, направленных на снятие определенных трудностей с использованием цифровых инструментов при обучении технике чтения. Особый акцент сделан на таких цифровых инструментах, как приложение «KizPhonics», сервис «WordWall», сайта «Starfall Learn to Read» для снятия трудностей при обучении технике чтения. Представлена памятка для обучающихся, включающая правила чтения. В результате проведенной опытно практической работы удалось выявить динамику уровня сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 класса. Исходя из полученных данных, констатируется, что грамотное и целенаправленное использование цифровых инструментов на уроках английского языка является эффективным средством формирования навыка техники чтения. Подведя итог исследования, отмечается, что на современном этапе развития образования цифровые инструменты - это необходимый помощник учителя на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: цифровые инструменты, техника чтения, методы обучения технике чтения, трудности, памятка, урок английского языка.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of teaching reading technique at foreign language lessons in elementary school. This paper reveals the essence of the concept of "reading technique". The characteristics of various methods of teaching reading skills are presented. The problem associated with the difficulties in teaching the technique of reading in English is indicated. Particular attention is paid to three types of difficulties: graphic, spelling and psychological. The article presents data from experimental and practical work on the use of digital tools to relieve difficulties in teaching reading technique in foreign language lessons. The work was carried out in three stages: preparatory, formative and final. The purpose of the study was to study and apply digital tools to relieve difficulties in teaching reading skills in English in elementary school. Diagnostic data are analyzed according to the level of formation of reading skills among students of the 4th grade. Attention is paid to a series of classes aimed at removing certain difficulties with the use of digital tools in teaching reading techniques. Particular emphasis is placed on such digital tools as the KizPhonics application, the WordWall service, the Starfall Learn to Read website to relieve difficulties in teaching reading technique. A memo for students is presented, including the rules of reading. As a result of the experimental and practical work carried out, it was possible to identify the dynamics of the level of formation of reading skills in students of the 4th grade. Based on the data obtained, it is stated that the competent and purposeful use of digital tools in English lessons is an effective means of developing reading skills. Summing up the study, it is noted that at the present stage of development of education, digital tools are a necessary assistant to a teacher in foreign language lessons.

Key words: digital instruments, reading technique, methods of teaching reading technique, difficulties, reminder, English lesson.

Введение. Обучение технике чтения на уроке английского языка является важной частью процесса обучения. Как известно, многие учителя сталкиваются с проблемой как научить обучающихся читать, а также, повысить мотивацию к предмету. Существует большое количество методов, приемов и средств, которые позволяют сделать процесс овладения чтением более увлекательным и познавательным. Одним из важных вспомогательных средств является использование цифровых инструментов при обучении технике чтения на уроке английского языка в начальной школе.

Не стоит забывать тот факт, что введение в устную часть Всероссийской проверочной работы (ВПР), Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ) выразительного прочтения текста ставит перед учителями английского языка задачу сформировать и развить у обучающихся навыки техники чтения, чтобы обучающийся набрал максимальное количество баллов на экзамене, что еще раз подчеркивает актуальность изучаемой проблемы.

Такие ученые, как, Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, рассматривают технику чтения как «соотнесение букв и буквосочетаний с соответствующими фонемами» [6]. Ученые Н.Е. Кузовлева и И.Е. Пассов идентифицируют технику чтения как «моментальный распознавание зрительных изображений речевых единиц и их озвучивание» [9]. Таким образом, техника чтения - это совокупность технологий, обеспечивающих восприятие и обработку языковых информационных форм школьниками на всех этапах.

Изложение основного материала статьи. Е.И. Пассов классифицирует несколько методов обучения навыкам чтения: алфавитный (учащиеся заучивают названия букв), звуковой (учащиеся заучивают звуки и далее объединяют их в слова), слоговой (учащиеся заучивают сочетания слогов) [9].

В дополнение к перечисленным методам необходимо добавить метод целых слов (учащиеся изучают слово целиком), метод анализа-синтеза и фонемно-графический метод. Эти методы широко применяемы в отечественной методике преподавания иностранным языкам.

В зарубежной методической литературе учеными выделяется такие методы как: алфавитный метод (The Alphabetic Method), звуковой метод (The Phonic Method), метод целых предложений (The Sentence Method), метод целых слов (Look and Say Method) и метод рассказа (The Whole Language Method) [11].

Не менее важным вопросом наряду с методами обучения чтению состоит проблема, связанная с трудностями при обучении технике чтения на английском языке в начальной школе. Нами были выявлены трудности, включающие в себя: графические, орфографические и психологические.

Как отмечают ученые, З.Н. Никитенко, Н.Н. Шумилова, первое с чем обучающиеся сталкиваются это - графические трудности. В основном они обусловлены тем, что школьников большое количество букв встречают в первый раз, также некоторые буквы похожи на буквы русского языка. Из этого вытекает ряд трудностей, стоящих перед обучающимися: трудности при чтении, как гласных, так и согласных, поэтому рекомендуется обучать двум видам речевой деятельности, таким как чтению и письму одновременно [7; 8].

Известно, что большое количество слов в английском языке читаются не по правилам, поэтому обучающиеся заучивают огромное количество правил чтения и исключений, теряется мотивация в образовательном процессе [5].

Во-вторых, согласно исследованиям, таких ученых как, Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина, обучающиеся сталкиваются с орфографическими трудностями на уроках чтения. Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина особо подчеркивают трудности чтения гласных, так как в зависимости от словесного ударения и типа слога они представляют двадцать разнообразных гласных звуков.

Более того, исследователи Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина сосредотачивают внимание на трудностях чтения сочетаний гласных. Многие сочетания в английском языке читаются по-разному, что составляют трудности при прочтении, как и чтения гласных после некоторых согласных, а также трудности чтения сочетаний гласных перед сочетаниями согласных.

Следующими трудностями, которым Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина уделили отдельное внимание, являются определённые трудности, связанные с чтением слов, которые являются исключениями в английском языке [10].

Для успешного обучения технике чтения необходимо учитывать психологические трудности, которые связаны с возрастом 7-8-летних школьников. Они включают в себя, в первую очередь, кратковременную память, школьник не может фокусироваться подолгу на одних и тех вещах, также это недостаточно сформированное логическое мышление, неусидчивость, потеря мотивации за короткий период в процессе обучения. В связи с вышеперечисленными факторами, обучающимся достаточно сложно распознавать тот или иной тип слога, вспомнить правила чтения, распознать слова-исключения при чтении на английском языке [1; 2].

Теоретический анализ литературы позволил определить, что для снятия трудностей при обучении технике чтения по английскому языку могут быть использованы следующие цифровые инструменты- приложение «KizPhonics», сервис «WordWall», сайт «Starfall Learn to Read» [3; 4].

Опытно-практическая работа осуществлялась на базе МБОУ «Школа №22» в Нижнем Новгороде. В исследовании для реализации поставленных задач принимал участие 4 «И» класс. Цель нашего исследования состояла в изучении и применении цифровых инструментов для снятия трудностей при обучении технике чтения на английском языке в начальной школе. Опытно-практическая работа проходила в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Основной задачей нашего исследования на подготовительном этапе была оценка уровня сформированности навыков техники чтения на уроке английского языка в 4 классе. Было проведено входное тестирование по выявлению уровня сформированности навыков техники чтения обучающихся 4 класса. Обучающимся предлагалось прочитать специально подобранный по программе обучения текст.

По результатам входного тестирования мы выделили три уровня сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 класса. На высоком уровне находятся 18,75% учеников, на среднем уровне - 43,75%, низкий уровень характерен для 37,5% обучающихся.

На основном этапе опытно-практической работы нам удалось внедрить серию уроков, направленных на выявление трудностей при обучении технике чтения на английском языке в начальной школе, а также обеспечить снятие данных трудностей с помощью цифровых инструментов.

Мы посчитали целесообразным разработать памятку для обучающихся, которая включала в себя правила чтения. Данную памятку мы предложили обучающимся как опору для снятия трудностей при чтении на английском языке.

Для реализации поставленных задач мы использовали специально разработанную систему упражнений по обучению технике чтения с использованием цифровых ресурсов.

Итак, как отмечалось ранее, в ходе проведения основного этапа опытно-практической работы нами были определены пути снятия трудностей при обучении технике чтения с помощью таких цифровых инструментов, как приложение «KizPhonics», сервис «WordWall», сайта «Starfall Learn to Read».

Таблица 1

Пути снятия трудностей с помощью цифровых инструментов

Вид трудности/правило чтения Пути снятия трудностей с помощью цифровых инструментов

Графические трудности Чтение буквы а и о в сочетании с буквой г а+г [а:] о+г [о:] 1. https://wordwall.net/resource/28506042/sm1-ar-words-reading Сервис: «wordwall», words reading «ar» Задание: прокрутить колесо, в определенный момент, когда колесо останавливается, стрелка укажет на определенное слово, которое нужно прочитать в соответствии с правилом чтения a+r [a:]. 2. https://wordwall.net/resource/21777214/english/reading-rules-or-ar Сервис: «Wordwall», reading rules «or\ar» Задание: перенести слова в нужную группу в соответствии с чтением a+r [a:], o+r [о:]. 3. https://www.starfall.com/h/ltr-pc-ar/maw-ar/?sn=ltr-classic Сайт: «Starfall Learn to Read», reading «ar» Задание: послушать слово и вставить правильные буквы, в соответствии с услышанным словом.

Графические трудности Чтение букв Ц е, и в сочетании с буквой г i+r [з:] и+г [з:] е+г [з:] 1. https://wordwall.net/resource/15068768/english/or-ar-ur-er Сервис: «Wordwall», «or/ar/ur/er» Задание: перенести слова в нужную группу в соответствии с правилом чтением a+r [a:], o+r [о:], u+r [з:], e+r [з:]. 2. https://www.starfall.com/h/ltr-pc-er-ir-ur/maw-er-ir-ur/?sn=ltr-classic Сайт: «Starfall Learn to Read», reading «er» Задание: послушать слово и вставить правильные буквы, в соответствии с услышанным

словом.

Графические трудности Чтение буквы g g-^Ндж^перед гласными e, 1 У g-Ы-М-перед всеми остальными буквами и в конце слова 1. https://wordwall.net/resource/3037595 Сервис: «Wordwall», soft «g» перед гласными «e,i,y» Задание: попасть по кротам, у которых есть слова со звуком «g» перед гласными «e,i,y». 2. https://wordwall. net/resource/8131952/reading/g-reading Сервис: «Wordwall», «g» reading Задание: перенести слова в нужную группу в соответствии с чтением буквы «g».

Чтение буквосочетания 00 Oo-^-перед согласными l, m, n и в конце слова Oo-^-во всех остальных случаях 1. https://wordwall.net/resource/9042521/reading/reading-oo Сервис: «Wordwall», reading «^»Задание: перенести слова в нужную группу в соответствии с правилом чтения буквосочетания «oo», long [u:] или short [u]. 2. https://wordwall.net/resource/28641407/oo Сервис: «Wordwall», reading «oo» Задание: перенести каждое ключевое слово рядом с его определением в соответствии с правилом чтения буквосочетания «oo». 3. https://www.kizphonics.com/phonics/oo-long-vowel-digraph-audio-card/ Приложение Phonics App «Phonics Kinder», игра «oo long vowel digraph audio card» Задание: нажмите на аудиокарты, чтобы прослушать, а затем повторите.

Чтение буквы "у" в открытом и закрытом слогах y-[ai],[i],[j] 1. https://wordwall.net/resource/29666024/y-as-ee-reading Сервис: «Wordwall», «у» as «ee» reading Задание: прочитать слово по правилу и найти ему соответствующую картинку из предложенного списка. 2. https://wordwall.net/resource/1533249/reading/y-as-a-vowel-long-e Сервис: «Wordwall», «у» as a vowel (long e) Задание: попасть по кротам, у которых есть слова, при чтении которых «у» читается, как долгий звук «e». 3. https://www.starfall.com/h/ltr-pc-y/picture-hunt-y/?sn=ltr-classic Сайт: «Starfall Learn to Read», «у» as long «e» Задание: выделенное слово в предложении найти на картинке, повторить и прочитать за диктором в соответствии с правилом.

Орфографические трудности Чтение буквы a перед буквами s и l a- [a^-перед буквой s a-^^-перед буквой l 1. https://wordwall.net/resource/23938130/чтение-буквы-a-перед-буквами-s-и-l Сервис: «Wordwall», чтение буквы «a» перед буквами «s» и «l» Задание: прокрутить колесо, в определенный момент, когда колесо останавливается, стрелка укажет на определенное слово, которое нужно прочитать в соответствии с правилом чтения «a»- [a^-перед буквой «s», ««»-[э^-перед буквой «l». 2. https://wordwall.net/resource/31903846/copy-of-reading-a-before-sl Сервис: «Wordwall», reading «a» before «s, l» Задание: перетащить буквы в правильное положение, чтобы расшифровать слово.

Чтение окончаний правильных глаголов в Past Simple (окончание -ed) Ed-[t],[d],[id] 1. https://wordwall.net/resource/30184242 Сервис: «Wordwall», окончание -ed. Задание: определить в колонку с правильным звуком -[t],[d],[id]. 2. https://wordwall.net/resource/l5l3538/past-simple-окончание-ed Сервис: «Wordwall», Past Simple, окончание -ed Задание: ответить на вопрос: какой оканчивается на этот звук: [t], выбирая правильный вариант ответа из предложенных. 3. https://wordwall.net/resource/31044848/english/ed-ending-revision Сервис: «Wordwall», ed ending Задание: прочитать глагол в Past Simple и определить на какой звук он оканчивается [t],[d],[id], выбирая правильный вариант ответа из предложенных.

Чтение слов с непроизносимыми согласными 1. https://wordwall.net/resource/22559828/чтение-слов-с-непроизносимыми-согласными Сервис: «Wordwall», чтение слов с непроизносимыми согласными Задание: нажимать на каждую коробку по очереди, чтобы открыть их, показать слова внутри и прочитать правильно в соответствии с правилом чтения.

На заключительном этапе нашего исследования целью ставилось определить динамику уровня сформированности навыков техники чтения у обучающихся 4 «И» класса после формирующего этапа опытно-практической работы. Задачами контрольного этапа стало повторное проведение диагностики и интерпретация результатов, а также сопоставление их с результатами, полученными в ходе первого этапа нашей опытно-практической деятельности. Для этого использовался специально подобранный текст для чтения.

По результатам итогового тестирования мы выявили, что количество учеников, которые показали низкий уровень снизился и приблизился к показателю 18,25%. Большая часть класса улучшили свои навыки техники чтения. Количество учеников, показавших высокий уровень владения навыком техники чтения увеличилось до 25%, средний уровень составил 56,25%.

Нами была отмечена положительная динамика по результатам повторного тестирования. Исходя из полученных данных, мы можем констатировать, что грамотное и целенаправленное использование цифровых инструментов на уроках английского языка является эффективным средством формирования навыка техники чтения.

Выводы. Подведя итог нашего исследования, отметим, что на современном этапе развития образования цифровые инструменты - это необходимый помощник учителя на уроках иностранного языка. В первую очередь, в игровой форме они помогают снять трудности, возникающие у обучающихся при обучении технике чтения на уроке английского языка. Во-вторых, цифровые инструменты, повышают мотивацию обучающихся в процессе обучения, способствуют развитию креативности и цифровой грамотности обучающегося.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - 8-е изд., испр. и доп. - Москва: Академия, 2015. - 363 с.

2. Илалтдинова, Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 3.

3. Королева, Е.В., Ливинчик В.А. Использование мобильных приложений при обучении грамматической стороне речи на уроках английского языка // В сборнике: Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 85-89.

4. Королева, Е.В., Конышева Ю.Р. Веб-квесты как средство развития коммуникативных навыков на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-3. - С. 184-186.

5. Королева, Е.В., Конышева Ю.Р. Технология эдьютейнмент как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках английского языка // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 203-206.

6. Маслыко, Е.А. Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. - 9-е изд., стереотип. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004. - 522 с.

7. Мусина, Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 [дата обращения 15.05.2022].

8. Никитенко, З.Н. Система работы по формированию у младших школьников техники чтения на английском языке /З.Н. Никитенко, Е.А. Никитенко // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 7. - С. 11-16.

9. Пассов, Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие / Е.И. Пассов. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. - №6. -40 с.

10. Рогова Г.В., Верещагина И. Н., Методика обучения английскому языку на начальном этапе. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.

11. Brewster, J. The Primary English Teacher's Guide / J. Brewster, G. Ellis G, D. Girard // Longman, 2003. - 283 p.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Конышева Юлия Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ПО

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика применения когнитивных стратегий на уроках английского языка. Выявлена классификация когнитивных стратегий. Доказано, что выбор стратегий обучающимися зависит от ряда факторов: тип задания, вид восприятия, уровень владения языком. Подчеркивается роль учителя-фасилитатора, который направляет ученика в выборе подходящей когнитивной стратегии. Представлены данные опытно-практической работы по обучению аудированию с использованием когнитивных стратегий. Работа проводилась в три этапа: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования - изучить особенности когнитивных стратегий и их применение при обучении аудированию на уроках иностранного языка. В работе приводится анализ диагностических данных по уровню сформированности умения аудирования иноязычного текста у обучающихся 11 класса. Рассматривается система упражнений, направленная на развитие умений использовать когнитивные стратегии, помогающие воспринимать информацию на слух более успешно. Уделяется внимание памятке для обучающихся, включающей в себя подробно описанные действия, основанные на когнитивных стратегиях. Также акцент сделан на этапах работы с текстом и конкретных видах когнитивных стратегий. Выявлена динамика уровня сформированности аудитивных навыков у обучающихся 11 класса после проведенной опытно-практической работы. Подтверждается целесообразность и эффективность реализации когнитивных стратегий при обучении аудированию на уроках английского языка. Авторы делают вывод о том, что применение когнитивных стратегий на уроках по иностранному языку способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Наряду с этим, использование данного вида стратегий при обучении иностранному языку вносит существенный вклад в развитие личности школьника.

Ключевые слова: когнитивные стратегии, аудирование, индукция, дедукция, поиск ключевого слова, урок английского языка.

Annotation. This article discusses the peculiarities of using the cognitive strategies in English lessons. The classification of cognitive strategies is revealed. It is proved that the choice of strategies by students depends on a number of factors: the type of a task, the type of perception, the level of language proficiency. The role of the teacher-facilitator who guides the student in choosing the appropriate cognitive strategy is emphasized. The data of experimental and practical work on teaching listening using cognitive strategies are presented. The work was carried out in three stages: preparatory, formative and final. The purpose of the study is to study the features of cognitive strategies and their application in teaching listening in foreign language lessons. The paper provides an analysis of diagnostic data on the 11th grade students' level of formation of the ability to listen to a foreign text. A system of exercises aimed at developing the skills of using cognitive strategies that help to perceive information by ear more successfully is considered. Attention is paid to a leaflet for students, which describes detailed actions based on cognitive strategies. An emphasis is placed on the stages of working with a text and specific types of cognitive strategies. The dynamics of the level of formation of listening skills among students of the 11th grade after the experimental and practical work was revealed. The expediency and effectiveness of the implementation of cognitive strategies in teaching listening in English lessons is confirmed. The authors conclude that the use of cognitive strategies in foreign language lessons contributes to the formation of cognitive universal learning activities. Along with this, the use of this type of strategy in teaching a foreign language makes a significant contribution to the development of the student's personality.

Key words: cognitive strategies, listening skills, induction, deduction, keyword search, English lesson.

Введение. Аудирование играет значимую роль в овладении иноязычной коммуникативной компетенцией, поскольку без овладения навыком аудирования невозможна коммуникация в устной форме. Исключительную значимость представляет аудирование для достижения таких целей, как формирование навыков распознавания на слух английской речи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.