Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИГР В ОБРАЗОВАНИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИГР В ОБРАЗОВАНИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровые игры / образование / иностранные языки / геймификация / цифровые аборигены / образовательные технологии / серьезные игры / когнитивные навыки / коммуникативные навыки / интеграция игр / Digital games / education / foreign languages / gamification / digital natives / educational technology / serious games / cognitive skills / communicative skills / game integration

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудик Д.А.

Статья посвящена исследованию использования цифровых игр в процессе обучения, особенно при изучении иностранных языков. Рассматриваются преимущества и классификация цифровых игр, а также их влияние на мотивацию и развитие когнитивных и коммуникативных навыков школьников. Анализируется отличие геймификации от традиционных игровых методов. Описываются вызовы и проблемы, связанные с интеграцией цифровых игр в образовательную практику, и подчеркивается необходимость разработки стратегий для их эффективного внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудик Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL GAMES IN EDUCATION: POTENTIAL AND INTEGRATION CHALLENGES

This article explores the use of digital games in the learning process, with a particular focus on foreign language acquisition. It examines the advantages and classification of digital games, and their impact on motivation and the development of students' cognitive and communicative skills. The distinction between gamification and traditional game-based methods is analyzed. The challenges and issues related to the integration of digital games into educational practices are described, highlighting the need for developing strategies for their effective implementation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИГР В ОБРАЗОВАНИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ»

УДК 37

Рудик Д.А.

бакалавр

Балтийский федеральный университет им. И. Канта (г. Калининград, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИГР В ОБРАЗОВАНИИ: ПОТЕНЦИАЛ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ

Аннотация: статья посвящена исследованию использования цифровых игр в процессе обучения, особенно при изучении иностранных языков. Рассматриваются преимущества и классификация цифровых игр, а также их влияние на мотивацию и развитие когнитивных и коммуникативных навыков школьников. Анализируется отличие геймификации от традиционных игровых методов. Описываются вызовы и проблемы, связанные с интеграцией цифровых игр в образовательную практику, и подчеркивается необходимость разработки стратегий для их эффективного внедрения.

Ключевые слова: цифровые игры, образование, иностранные языки, геймификация, цифровые аборигены, образовательные технологии, серьезные игры, когнитивные навыки, коммуникативные навыки, интеграция игр.

Цифровые игры представляют собой игры, в которые играют с использованием электронных устройств и которые включают последовательные правила, четкую цель, обратную связь и отслеживание прогресса. Применение игр в обучении не ново, и еще в 1970-1980-х годах исследования показали потенциал игр в образовательных целях. Джеймс Пол Джи и Марк Пренски стали одними из главных защитников использования цифровых игр в обучении, утверждая, что они способны существенно изменить учебный процесс и поддерживать интерес молодежи.

Пренски подчеркивает, что люди, родившиеся после 1970 года, воспринимают и обрабатывают информацию по-другому из-за их раннего знакомства с цифровыми устройствами. Цифровое обучение на основе игр

позволяет учащимся учиться через вопросы, открытия, взаимодействие и, самое главное, через развлечение.

Цифровые игры стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей благодаря своей "вездесущности, разнообразию и доступности". Эти игры не ограничены физическими платформами и могут быть использованы на различных устройствах — от игровых консолей и телевизоров до компьютеров и портативных устройств.

Цифровые игры, созданные специально для образовательных целей, называются "серьезными играми" или "образовательными играми". Эти игры имеют структуру, направленную на достижение практических результатов, что отличает их от традиционных развлекательных игр. Они используют игровые технологии для обучения и тренировки, что делает их ценным инструментом в образовательной практике.

Геймификация, включающая использование игровых элементов в неигровых контекстах, стала популярным подходом в педагогике. Впервые упомянутая в 2002 году в работе Ника Пиллинга "Искусство переговоров", геймификация подразумевает внедрение игровых методов в такие области, как бизнес, образование и здравоохранение.

Авторы О.В. Орлова и В.Н. Титова подчеркивают, что геймификация отличается от традиционных игровых технологий тем, что не превращает реальность в игру, а использует игровые элементы для решения реальных задач. Этот подход позволяет учащимся решать образовательные задачи в реальном мире, одновременно поддерживая их интерес и мотивацию.

Исследователь П.В. Храмкин определяет геймификацию в обучении как использование игровых правил для мотивации учащихся и достижения образовательных целей. По мнению А.А. Яковлевой, геймификация направлена на достижение образовательных результатов и показывает свою эффективность в учебном процессе.

Г. К. Селевко отмечает, что игра является одним из основных видов деятельности человека, особенно важной в детском возрасте, способствующей

развитию мотивации и когнитивных навыков. Теоретик игровой деятельности Д. Б. Эльконин выделяет четыре ключевые функции игры: развитие мотивационно-потребностной сферы, познание, когнитивные действия и произвольное поведение. Е. И. Пассов дополняет эти функции, отмечая, что игры способствуют формированию навыков, развитию речевых умений и запоминанию речевого материала.

Цифровые игры стремительно становятся частью образовательного процесса. Это связано с их способностью реализовать системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка. А. Е. Гончарук указывает на несколько факторов, способствующих успешному формированию языковых навыков при использовании игровых технологий, включая коммуникативно-психологическую адаптацию, овладение всеми речевыми навыками в естественной ситуации и создание интенсивной языковой практики.

Пренски предупреждает, что цифровое обучение на основе игр — это лишь один из многих способов обучения и не должно восприниматься как единственный метод для "цифровых аборигенов". Основной проблемой остается интеграция цифрового обучения на основе игр в формальное образование, несмотря на то, что эта концепция уже применяется в бизнесе и консалтинге.

Подводя итог, исследования подтверждают, что цифровые игры эффективны для мотивации учащихся и обучения, но их практическое применение в образовательных учреждениях остается ограниченным. Важно учитывать принятие цифровых игр со стороны учителей, родителей и учащихся, а также технологические ограничения и соответствие учебным программам. Учителя играют ключевую роль в интеграции цифровых игр, так как они решают, как и когда использовать эти инструменты в учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бек Дж., Уэйд М. Поколение геймеров: Влияние цифровых игр на реальный мир // Журнал образовательной психологии. 2007. № 3. С. 66-70;

2. Гончарук А.Е. Игровые технологии в обучении иностранным языкам: Факторы успешного применения // Языковое образование. 2014. № 2. С. 37-42;

3. Джи Дж.П., Пренски М. Цифровое обучение на основе игр: Педагогическая перспектива // Образовательные инновации. 2012. № 4. С. 2227;

4. Ермаков Ю.В. Технологии геймификации в современном образовании // Образовательные стратегии. 2019. № 5. С. 58-62;

5. Захаров В.А. Геймификация как инновационный подход в обучении // Технологии образования. 2018. № 3. С. 25-28;

6. Марков С.П. Цифровое обучение: Перспективы и проблемы // Информационные технологии в образовании. 2018. № 6. С. 42-47;

7. Облигер Д. Сетевое поколение: Влияние цифровых технологий на молодежь // Современное образование. 2008. № 7. С. 12-15;

8. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Педагогическая наука. 2015. № 9. С. 60-64;

9. Остендроп М. Определение цифровых игр и их образовательный потенциал // Инновации в образовании. 2011. № 2. С. 36-40;

10. Пассов Е.И. Игры в учебном процессе: Цели и задачи // Журнал обучения и развития. 2013. № 6. С. 18-22

Rudik D.A.

Baltic Federal University (Kaliningrad, Russia)

USE OF DIGITAL GAMES IN EDUCATION: POTENTIAL AND INTEGRATION CHALLENGES

Abstract: this article explores the use of digital games in the learning process, with a particular focus on foreign language acquisition. It examines the advantages and classification of digital games, and their impact on motivation and the development of students' cognitive and communicative skills. The distinction between gamification and traditional game-based methods is analyzed. The challenges and issues related to the integration of digital games into educational practices are described, highlighting the need for developing strategies for their effective implementation.

Keywords: Digital games, education, foreign languages, gamification, digital natives, educational technology, serious games, cognitive skills, communicative skills, game integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.