Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИАДЫ ПДК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ). К 30-ТИ ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИАДЫ ПДК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ). К 30-ТИ ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПДК-ТРИАДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / "СЛОВЕСНЫЕ СУБТЕСТЫ" / PDC-TRIAD / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / "VERBAL SUBTESTS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарожная Л.Л.

В статье описан опыт использования психодиагностической батареи (ПДК-триада) по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову (1990). Автор анализирует, исходя из собственного опыта использования в школьной практике возможности и перспективы применения методик этой батареи на примере методики «Словесные субтесты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE PDC-TRIAD IN THE PRACTICAL ACTIVITIES OF SCHOOL TEACHER-PSYCHOLOGIST (THE STUDY OF VERBAL-LOGICAL THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN). TO THE 30TH ANNIVERSARY OF CREATION OF THE PSYCHODIAGNOSTIC BATTERY

The article describes the experience of using a psychodiagnostic battery (PDC-triad) according to L.I. Peresleni, E.M. Mastyukova, L.F. Chuprov (1990). Based on his own experience in using school practice, the author analyzes the possibilities and prospects of using the techniques of this battery on the example of the «Verbal Subtest» methodology.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИАДЫ ПДК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ). К 30-ТИ ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ»

Психологические науки

УДК 159.99

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИАДЫ ПДК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА (ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВЕСНО-

ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ). К 30-ТИ ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ БАТАРЕИ

Л.Л. Нарожная

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа «Перспектива» (Томск, Россия)

Аннотация. В статье описан опыт использования психодиагностической батареи (ПДК-триада) по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову (1990). Автор анализирует, исходя из собственного опыта использования в школьной практике возможности и перспективы применения методик этой батареи на примере методики «Словесные субтесты».

Ключевые слова: ПДК-триада, младшие школьники, психологическая диагностика, «Словесные субтесты»

UDC 159.99

THE USE OF THE PDC-TRIAD IN THE PRACTICAL ACTIVITIES OF SCHOOL TEACHER-PSYCHOLOGIST (THE STUDY OF VERBAL-LOGICAL THINKING OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN). TO THE 30TH ANNIVERSARY OF CREATION OF THE PSYCHODIAGNOSTIC BATTERY

L.L. Narozhnaya

Municipal Autonomous Educational Institution School "Perspective" (Tomsk,

Russia)

Abstract. The article describes the experience of using a psychodiagnostic battery (PDC-triad) according to L.I. Peresleni, E.M. Mastyukova, L.F. Chuprov (1990). Based on his own experience in using school practice, the author analyzes the possibilities and prospects of using the techniques of this battery on the example of the «Verbal Subtest» methodology.

Keywords: PDC-triad, elementary school students, psychological diagnostics, «Verbal Subtests»

В наше время - время глобальных перемен в социально-экономической среде, мы все больше наблюдаем повышение трудностей в учебной деятельности. Речь сегодня пойдет о младших школьниках и именно об их трудностях - когнитивных, регуляционных, коммуникативных.

Стандарты второго поколения, с учетом требований которых сегодня работают образовательные организации, порождают некоторое несоответствие между увеличивающимися требованиями к уровню образования в целом, и ростом числа детей, имеющих сложности в обучении.

По данным разных исследователей, трудности обучения на

современном этапе, отмечаются у 15-40% детей младшего школьного возраста. Причем, основную часть этих учащихся составляют дети с задержкой психического развития. В заключениях городских ПМПК таким детям даются рекомендации по обучению в рамках «Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического здоровья), вариант 7.1 или 7.2, в зависимости от степени выраженности задержки». Это обуславливает актуальность для социума проблемы помощи таким учащимся, что отражено в положениях ФГОС второго поколения (ФГОС третьего поколения вступят в силу только с сентября 2021 года).

В современной образовательной деятельности, помимо скрининговой диагностики, включающей в себя экспресс-диагностику всего массива учащихся школы по различным направлениям, от педагога-психолога требуется и составление полноценного индивидуального заключения на отдельных учащихся, имеющих необходимость по разным причинам к изменению образовательного маршрута. И вот здесь-то как нельзя лучше подходит для использования батарея методик ПДК (по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Чупрову) [1; 2; 5]. ПДК представляет собой три диагностические методики «Угадайка», «Словесные субтесты» и цветные матрицы Дж. Равена, связанные между собой обоснованным авторами, теоретическим концептом, отвечающим всем необходимым требованиям психологической характеристики учащегося начальных классов. Посредством применения этого диагностического комплекса специалист может интерпретировать не только уровень актуального развития ребенка (память, внимание, мышление), но и сделать заключение относительно его уровня работоспособности, наличия/отсутствия признаков утомляемости, а также выявить возможный потенциал в перспективе наблюдения динамических характеристик по данным параметрам.

Ниже приводятся результаты психодиагностики учащихся параллели первых классов (2019-2020 уч. г.) одной из школ России, с применением батареи ПДК, в сравнении на начало и конец учебного

года. В исследовании приняли участие 96 учащихся. По итогам интерпретации полученных данных на начало года была сформирована «группа риска» развития школьной дезадаптации, с учащимися которой проведен цикл коррекционно-развивающих занятий. В конце года также была проведена итоговая диагностика.

Авторы ПДК, в методических рекомендациях отмечают,: патопсихологическое исследование не начинается и не заканчивается предъявлением диагностической методики. Необходимо посредством наблюдения, или еще в процессе беседы определить, как обследуемый ориентирован в пространстве и времени, каково его отношение к процедуре исследования, способен ли он работать на максимуме его сил, понимает ли он инструкцию и какой степени сложности, как следует инструкции. Понимает ли он поставленную перед ним задачу. Уже в процессе непосредственного наблюдения за поведением испытуемого (его речевой активностью, мимикой, жестами и т.п.) могут быть получены ценные для предварительных выводов сведения [1].

В комплексном исследовании применялась вся батарея методик ПДК, ряд дополнительных методик, а также метод длительного психолого-педагогического наблюдения. Для наглядности в представленной диаграмме 1 указан только низкий результат по методике «Словесные субтесты».

Как видно из диаграммы, самые большие сложности у учащихся наблюдаются по параметру «Умозаключения», но это легко объяснимо, так как в данном субтесте для успешности процесса установления аналогий, учащемуся необходимо продемонстрировать на должном уровне ряд уже сформированных психических процессов (это касается уровня восприятия, памяти, абстрактного мышления и т.д.). Далеко не все первоклассники могут в предшкольный период освоить все эти операции, так как, прежде всего различен их уровень подготовленности к школьному обучению. Кроме того, ряд имеющихся функциональных нарушений также может препятствовать развитию данных процессов. Именно такие нюансы позволяет учитывать при психодиагностике батарея методик комплекса ПДК.

Рисунок 1. Диаграмма распределения динамических характеристик исследования уровня сформированности словесно-логического мышления (% учащихся, демонстрирующих низкий результат)

Специфика состоит в том, что трудности обучения в процессе овладения ребенком учебным материалом, не сразу могут проявляться школьной неуспеваемостью, и об этом пишут многочисленные исследователи. Очень часто дети с «парциальным отставанием отдельных когнитивных функций» при прохождении образовательной программы первого класса вроде бы и справляются с ней. Но какой ценой им это дается? Это происходит, в большинстве случаев, с привлечением всех ресурсов психофизического здоровья. Ребенок, так сказать, «балансирует на грани» своих возможностей, а адекватную картину родители видят лишь во втором классе, когда начинают ставить отметки за выполненную работу. Исходя из вышеизложенного, именно ранняя психодиагностика уровня актуального развития учащихся младших классов является основным выходом из данной ситуации. Ведь чем позже диагностируются трудности в обучении, тем менее эффективна коррекционная помощь.

Таким образом, в своей практической деятельности,

осуществляя психологическое сопровождение учащихся начальной школы, применив за годы работы большое количество психологических методик, в том числе, и проективных, наиболее целесообразными мы считаем использование комплекса ПДК по Л.И. Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф.Чупрову [1; 2; 3; 4], что позволяет провести наиболее детальное индивидуальное исследование школьника с целью определения уровня его актуального развития.

Литература:

1. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан: АГПИ, 1990. 68 с.

2. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: (практическое пособие) / под ред. Л.Ф. Чупрова // Психологическая диагностика. 2014. № 2. С. 366.

3. Чупров Л.Ф. Методика «Словесные субтесты»: опыт доработки и применения // Журнал практического психолога. 1997. № 4. С. 24-41.

4. Чупров Л.Ф., Нарожная Л.Л. К методике «Словесные субтесты». Технология исследования индивидуальной и групповой динамики развития особенностей вербального мышления детей по вариантам методики «Словесные субтесты» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2012. № 1-2. С. 62-67.

5. Чупров Л.Ф., Чудакова В.П. Особенности использования психодиагностической триады методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников // 1нноваци в освтьому процесс методолопя, тенденци, технологи. Збiрник наукових праць за матерiалами Мiжнародноí науково-практичноТ конференций 1змаТл: РВВ 1ДГУ. 2020. С. 176 -179.

References:

1. Peresleni L.I., Mastjukova E.M., Chuprov L.F. Psihodiagnosticheskij kompleks metodik dlja opredelenija urovnja umstvennogo razvitija mladshih shkol'nikov (uchebno-metodicheskoe posobie). Abakan: AGPI, 1990. 68 p.

2. Peresleni L.I., Mastjukova E.M., Chuprov L.F. Psihodiagnosticheskij kompleks metodik dlja opredelenija urovnja umstvennogo razvitija mladshih shkol'nikov: (prakticheskoe posobie) / pod red. L.F. Chuprova // Psihologicheskaja diagnostika. 2014. № 2. Pp. 3-66.

3. Chuprov L.F. Metodika «Slovesnye subtesty»: opyt dorabotki i primenenija // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 1997. № 4. Pp. 24-41.

4. Chuprov L.F., Narozhnaja L.L. K metodike «Slovesnye subtesty». Tehnologija issledovanija individual'noj i gruppovoj dinamiki razvitija osobennostej verbal'nogo myshlenija detej po variantam metodiki «Slovesnye subtesty» // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2012. №1-2. Pp. 62-67.

5. Chuprov L.F., Chudakova V.P. Osobennosti ispol'zovanija psihodiagnosticheskoj triady metodik dlja issledovanija struktury intellektual'nogo razvitija mladshih shkol'nikov // Innovacii v osvitn'omu procesi: metodologija, tendencii, tehnologii. Zbirnik naukovih prac' za materialami Mizhnarodnoi naukovo-praktichnoi konferencii. Izmail: RVV IDGU. 2020. Pp. 176 -179.

— • —

Сведения об авторе

Лариса Леонидовна Нарожная, педагог-психолог. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа "Перспектива" (Томск, Россия), e-mail: pikazz2@yandex.ru

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.