единения со скулолобной линией.
Напротив, точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий средней зоны лица соответствуют прочным, утолщенным костным структурам, к которым можно отнести скулоальвеолярный гребень, верхний и средний отделы наружной стенки глазницы, а также латеральные отделы грушевидного отверстия.
При трехмерной визуализации отчетливо видно, что наиболее хрупкими являются зоны лицевого скелета, располагающиеся между описанными выше горизонтальными и вертикальными линиями. При этом из-за разности в прочностных характеристиках более массивные костные фрагменты, например скуловая кость, смещаясь в момент травматического воздействия, могут нарушать целостность близлежащих костных структур.
Трехмерные данные наглядно показывают, что смещение скуловой кости во многом зависит от направления действия силы и может сочетаться с вращением вокруг вертикальной оси, совпадающей со скулолобным контрфорсом, с вращением вокруг сагиттальной оси - вдоль тела скуловой кости, а также
с вращением по горизонтальной оси - через нижнеглазничный край и тело скуловой кости.
Трехмерная визуализация позволяет определить и более сложные вращения скуловой кости, происходящие при ее смещении вокруг горизонтально-вертикальной, сагиттально-вертикальной и сагиттально-горизонтальной осей. На основании анализа трехмерных изображений в этих случаях наиболее точно можно определить объем и характер разрушения костных структур.
Таким образом, реконструкция трехмерного вида лицевого черепа при травматическом повреждении средней части лица может играть значительную диагностическую роль, оказывая существенную помощь в выявлении участков нарушения целостности кости, а также в точном определении степени и направлений смещения костных отломков. Особенно полезными в проведении предоперационного планирования трехмерные изображения оказываются при сложных деформациях, позволяя добиться качественного улучшения диагностической оценки состояния вертикальных и горизонтальных линий лицевого скелета.
© Коллектив авторов, 2008 УДК 611.716.1/.4:616-073.75
В.Б. Хышов, В.К. Семенцов, А.Н. Курицын, И.А. Куров ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕХМЕРНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ВЗЯТИЯ ТРАНСПЛАНТАТА ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
3 ЦВКГ имени А.А.Вишневского, г.Москва;
Государственный институт усовершенствования врачей МО, г.Москва;
32 ЦВМКГ, п.Купавна, Московской обл.
Цель исследования: оценка возможностей использования трехмерных данных для определения места взятия трансплантата для нижней челюсти.
Материалы и методы
После получения трехмерного изображения фрагмента нижней челюсти, необходимого для замещения ее дефекта, мы выбирали участок ребра или гребня подвздошной кости, наиболее подходящие для формирования трансплантата. С этой целью мы выполняли совмещение изображения фрагмента нижней челюсти и участков других костей, предполагаемых для получения трансплантата. Таким образом удавалось в максимально возможной степени учитывать индивидуальные анатомические особенности и оптимизировать выбор трансплантата с учетом его трехмерной формы.
Прицельные рентгенограммы для получения изображения ребер выполнялись в двух проекциях - прямой и боковой, подвздошной кости - в передней, косой и боковой проекциях. Суммарная
лучевая нагрузка при полипозиционной рентгенографии двух вышеуказанных зон у одного больного не превышала допустимую.
Результаты и обсуждение
Каждая из рентгенограмм предполагаемой для взятия трансплантата зоны содержала изображение двух масштабирующих меток, расположенных вдоль продольной оси кости. Расстояние между этими метками использовалось в дальнейшем для масштабирования изображения, а также для определения точек введения проволочных меток, служащих ориентирами при взятии трансплантата, в мягкие ткани и кость. На кожу пациента медицинскими маркерами наносились линии, соответствующие положению рентгеноконтрастных меток при выполнении снимков в прямой и боковых проекциях.
Масштабирование трехмерного изображения трансплантата выполнялось до установления соответствия между размерами, определенными в трехмерном графическом редакторе, и размерами,
заданными для конкретной серии рентгенограмм области получения трансплантата. После этого края рентгеновского изображения кости и трехмерного образа трансплантата совмещались. Для этого вначале выполнялось его направленное перемещение, а затем корректировочное вращение.
Перемещение графического образа трансплантата производилось последовательно, вначале во фронтальной, а затем - сагиттальной плоскости до максимального совпадения его контуров с контурами одного из участков кости, намеченной для взятия трансплантата. При этом во время перемещения в одной из плоскостей, с целью избежания нежелательного смещения, перемещение трехмерного изображения в другой плоскости запрещалось.
Выбор участка кости, предназначенного для замещения дефекта нижней челюсти, считался завершенным, если его контуры полностью совпадали с контурами подходящего для взятия трансплантата участка ребра или подвздошной кости. В случаях, если такого совпадения добиться не удавалось, наиболее приемлемым с морфометрической точки зрения считался участок кости, наиболее близкий по своим пространственным характеристикам к виртуальному образу трансплантата.
После завершения позиционирования изображения трансплантата определялись расстояния от его медиального и латерального краев до латеральной и медиальной рентгеноконтрастных меток, соответственно.
К полученным таким образом расстояниям с каждой из сторон по продольной оси добавлялось по 1,5 см для формирования зоны "накладки" трансплантата на подготовленное костное ложе с удаленной наружной компактной пластинкой челюсти.
Затем, по полученным таким образам дистанци-
ям, на коже больного медицинским красителем наносились метки, проекции которых на подлежащий участок кости соответствовали линиям резекции для получения костного фрагмента. Такой метод определения зоны резекции был использован нами в 22 случаях, когда форма тела на этих участках без значимых погрешностей позволяла отложить прямую линию. У 7 больных было использовано введение проволочных меток, которые служили удобными дополнительными ориентирами во время операции для идентификации костного фрагмента, выбранного с использованием трехмерных диагностических данных.
Одной из привлекательных с практической точки зрения возможностью использования индивидуальных трехмерных диагностических данных, точно отражающих необходимую форму трансплантата нижней челюсти, является изготовление прототипа протеза на устройстве, формирующим точную материальную копию трехмерного изображения из полиэстера.
В задачах возмещения дефектов нижней челюсти, возникших после ее резекции, формирование точного образца аллотрансплантата может оказать значительную помощь при его изготовлении из соответствующего материала. Современные технологии воспроизведения трехмерной формы по компьютерным данным позволяют получить с высокой точностью образец любой степени сложности за несколько минут.
Вывод: применение описанного выше метода проекций позволяет получить важную дополнительную информацию для планирования реконструктивных операций при дефектах нижней челюсти по индивидуальным топографо-анатоми-ческим данным и добиться точного определения объема и формы костного трансплантата.
© Коллективавторов, 2008 УДК 611.716.1/.4:616-073.75
В.К. Семенцов, В.Б. Хышов, А.Н. Курицын, И.А. Куров
ОПТИМИЗАЦИЯ ОБЪЕМА КОСТНОГО ТРАНСПЛАНТАТА ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ ДЕФЕКТА НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ
3 ЦВКГ имени А.А.Вишневского, г.Москва;
Государственный институт усовершенствования врачей МО, г.Москва;
32 ЦВМКГ, п.Купавна, Московской обл.
Цель исследования: исследование возможности оптимизации объема костного трансплантанта для замещения дефекта нижней челюсти.
Материалы и методы
При расчете объема костной ткани, необходимой для замещения дефекта нижней челюсти, нами была использована симметрия нижней че-
люсти относительно сагиттальной плоскости. Расчеты объема костного трансплантата мы выполняли путем измерения соответствующего фрагмента на неизмененной стороне нижней челюсти. Этот вид предоперационного планирования использовался нами только в тех случаях, когда противоположенный дефекту сегмент нижней