Educational Technology & Society 4(4) 2001 ISSN 1436-4522
Использование тезаурусов в проектировании педагогической подготовки преподавателей технических вузов в системе последипломного образования
Гурье Л.И.
Казанский государственный технологический университет,
ЦППКП вузов Поволжья и Урала [email protected]. ru
Аннотация.
Статья посвящена проблемам проектирования содержания педагогической подготовки преподавателей технических вузов. Показано, что перспективным направлением является использование тезаурусов в качестве основы проектирования. Раскрыта возможность тезаурусного подхода в указанном контексте; приведены примеры его реализации в последипломном образовании преподавателей технических вузов.
Ключевые слова
проектирование, тезаурус, содержание педагогической подготовки, преподаватель технического вуза, учебная дисциплина.
Введение
В современном обществе происходит интенсивная концентрация теоретического знания, оно становится основой изменений в производстве, а в конечном итоге - в обществе. Идет формирование новой интеллектуальной технологии. Доминирующей ценностью в обществе становится высокий уровень образования работников, обусловленный широким распространением чрезвычайно быстро обновляющихся информационных технологий и интенсивным информационным обменом на международном, региональном и национальном уровнях. Эти процессы определяют конкретные требования к уровню образованности, профессиональной компетентности преподавателя высшей школы.
Вопросы проектирования содержания педагогической подготовки преподавателей приобретают особую актуальность в контексте реформирования системы высшего образования. По своей сути подготовка преподавателя носит опережающий характер по отношению к подготовке специалиста. Ее главный ориентир - профессиональная компетентность как сочетание фундаментальной инженерной подготовки с учетом современных новаций, профессионально направленных на инженерное образование и педагогическую компетентность. Поэтому при разработке структуры педагогической подготовки следует исходить прежде всего из целей инженерного образования, структуры и содержания педагогической деятельности, ее функций и класса решаемых образовательных задач. При этом должны учитываться социальноэкономические и национально-культурные условия региона, обеспечиваться взаимосвязь планов подготовки и повышения квалификации преподавателей с техникоэкономическими перспективами региона, новыми направлениями развития специальностей и специализаций (Ахметова Д.З., Гурье Л.И., 2001).
В то же время, следует учитывать, что педагогическая подготовка преподавателей технического вуза проходит в рамках последипломного образования и представляет собой дополнительное профессиональное образование. В этом виде образования основной проблемой является не усвоение огромного и постепенно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, а проблема получения, создания, производства уникального знания, в котором назрела личностная потребность. То есть образование такого рода становится
способом информационного обмена, который совершается в каждом акте жизнедеятельности личности на протяжении всей ее жизни. Таким образом возникает новая форма образования образованных людей, которая перестает быть видом обучения и становится формой непрерывного проективного образования (Еляков А., 2001).
Проектирование содержания образования определяется его целями. Конкретизация целей дополнительного профессионального образования и целей проектирования задаваемой учебной информации, составляющей основу обучения, на уровне общего теоретического представления вряд ли возможна. Во-первых, такая конкретизация в сфере “образования образованных людей”, каковыми являются преподаватели высшей школы, приведет к насаждению единой, в значительной степени умозрительной, модели преподавателя как результата обучения, не учитывающей различные стили деятельности, опыт, личностные особенности и потребности преподавателя. Во-вторых, такая конкретизация не будет учитывать растущее многообразие профессиональной деятельности преподавателя.
Первоначальная конкретизация целей проектирования содержания педагогической подготовки осуществима на уровне учебной дисциплины. Она заключается в определении требований к конечному результату обучения и выражается в наборе учебных предметов, содержащих необходимую учебную информацию. Формой представления такой информации является учебный план образовательного учреждения, реализующего дополнительное профессиональное образование преподавателей высшей школы.
В этом контексте перспективным представляется построение учебного плана и учебных программ подготовки преподавателей, базирующихся на тезаурусе. При этом могут использоваться информационно-поисковые (ИПТ) и логикокатегориальные (ЛКТ) тезаурусы.
Метод построения ИПТ и ЛКТ, основанный на анализе новейшей литературы, позволяет считать тезаурус объективно отражающим сущность и перспективы развития специальности, так как документальный информационный поток, на основе анализа которого строится тезаурус, формируется практически бесконечным числом участников научной коммуникации в данной обрасти знаний. Таким образом, содержание подготовки преподавателей, спроектированное на основе тезауруса, будет объективно и адекватно отражать в каждый конкретный момент времени требуемый уровень, содержание и характер профессионально-педагогической деятельности преподавателя (Гурье Л.И., 2001).
Тезаурус содержит понятия всех уровней иерархии, что позволяет осуществить составление объективной рабочей программы, дает возможность распределять учебное время таким образом, чтобы дисциплинам низших иерархических уровней, содержание которых изменяется значительно быстрее, выделялось меньше времени. Тезаурус может встраиваться в экспертную систему, которая в этом случае (будучи снабжена средствами обучения) может использоваться как автоматизированная обучающая система.
Тезаурус как основа проектирования содержания подготовки прподавателей
Представление базы данных в виде тезауруса позволяет разработать стройную концепцию ступенчатого образования преподавателей высшей школы. Основанием для использования тезауруса в педагогической практике является аналогия между учебным процессом и совокупностью семантических процессов, происходящих в некоторой языковой среде. Эта языковая среда образована множеством элементарных понятий (законов, теорий, методов, проблем, научных фактов ) и связей между ними (конкретизация, интерпретация. Формализация, моделирование, аналогия, синтез, анализ, абстракция, индукция, дедукция и т.д.), а также совокупностью вложенных друг в друга структур: элементарные понятия, элементарные структуры из элементарных понятий и т.д.
В педагогике понятие “тезаурус” связывают с информационно-семантической моделью обучения. Каждый индивидуум обладает собственным понятийным психологическим тезаурусом - тезаурусом личности. Расширение тезауруса личности обу-
чающегося при включении в него новой информации интерпретируются Л.Т. Турбо-вичем как обучение.
В работе В.И. Гинецинского предлагается модель факторов регуляции учебнопознавательной деятельности. Центральным объектом в данной модели является тезаурус, который “служит информационным хранилищем накапливаемого опыта, отдельные уровни и компоненты которого могут актуализироваться под влиянием внешних воздействий (условий)” (Ильин Г., 2001). В содержании тезауруса разграничиваются два типа образований: образы (операнды) и операции. Процесс обучения представляется как процесс расширения и реструктурирования тезауруса.
В этом ракурсе интересен подход Л.В. Макаровой по обоснованию логикокатегориальных тезаурусов и их практическому применению (Макарова Л.В., 1992). Предлагается методика объективного отбора содержания образования и выделения “ядра” предметной области на основе информационно-поисковых тезаурусов, модель представления знаний в виде логико-категориальных тезаурусов. Так, пакет прикладных программ “Тезаурус” позволяет создать продукционную базу знаний на основе информационно-поисковых и логико-категориальных тезаурусов. Другая система, по утверждению автора, позволяет оценивать уровень сформированности знаний, делать прогноз дальнейшего педагогического процесса и осуществлять управление содержанием образования.
Разграничивая понятия “информационно-поисковый тезаурус” и “логикокатегориальный тезаурус”, автор считает, что первый лишь делит терминополе (предварительно отобранное множество понятий) на отдельные области, а второй -устанавливает их логическую и функциональную взаимосвязь (Макарова Л.В., 1992). При этом построение информационно-поисковых тезаурусов рассматривается как этап построения логико-категориальных тезаурусов. Тезаурус определяется как множество дескрипторов и связей между ними, т. е. позволяет описывать процесс обучения на уровне “учебных элементов”.
Представление знаний с помощью тезауруса позволяет моделировать как процессы вывода новых знаний, так и процессы принятия решений с помощью так называемого коммуникационного блока, так как тезаурус явным образом отражает структуру предметной области и методы передачи знаний о ней обучающимся. Конкретной обучающей системе соответствует сеть траекторий на тезаурусе, формируемая объективными методами, не опирающимися на мнение какого-либо коллектива экспертов. Сравнение обучающих систем сводится к измерению степени топологической эквивалентности двух сетей, что также может осуществляться вполне объективно с использованием соответствующего аналитического аппарата.
Тезаурус дает возможность однозначного описания содержания образования, определяемого образовательной программой, так и анализа возможных последствий реализации образовательной программы. Прогнозирование результатов реализации программы начинается с топологического анализа сети траекторий на тезаурусе. На втором этапе построения прогноза выявленная совокупность топологических характеристик (совокупная длина траектории, степень ветвления, распределение элементарных ячеек по зонам и уровням и т.д.) преобразуется с использованием аппарата логики антонимов в собственно прогноз последствий реализации образовательной программы .
В реализации указанного подхода можно выделить несколько этапов. Во-первых, необходимо провести информационный поиск в конкретной предметной области (научные труды по педагогике; работы. обобщающие передовой педагогический опыт, нормативные документы, определяющие содержание образовательной программы и т.д.) для определения содержания, характера профессиональнопедагогической деятельности преподавателя технического вуза, ее условий и особенностей, объекта, предмета, целей и задач , тенденций развития и т.д. Во-вторых, следует выделить ключевые слова, которые в качестве основных структурных единиц -дескрипторов- составят терминополе тезауруса. В-третьих, дескрипторы следует представить в соответствующей, оптимальной для конкретных задач, форме. Наиболее целесообразно для наших целей представление дескрипторов в форме фрейма.
Указанный подход реализуется нами пока лишь на одном учебном курсе, входящем в содержание обучения преподавателей технических вузов в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей при Казанском технологическом
университете. Курс “Педагогическое проектирование содержания учебных дисциплин” по своей сути представляет наибольшие возможности для реализации данного подхода.
Основной целью курса является формирование у слушателей знаний, умений и навыков проектирования содержания учебных дисциплин. Для этого в курсе раскрываются сущность, этапы и процедура педагогического проектирования, анализируется роль проектирования учебных текстов в деятельности преподавателя вуза, изучаются методики проектирования различных учебных текстов. Курс носит междисциплинарный характер, объединяя понятия педагогики, психологии, кибернетики, ква-лиметрии, семиотики, математики, используя квалиметрические методы. При этом системообразующими понятиями являются педагогические понятия.
Курс имеет модульную структуру. Выделена структурно-логическая схема дисциплины. В ней раскрыта последовательность изучения дисциплины, выделены понятия, которые необходимы для усвоения дисциплины в целом и каждой конкретной темы; выделены базовые понятия, на основании чего сформирован тезаурус дисциплины. В соответствии с изучаемыми методиками проектирования содержания учебной дисциплины, спроектировано содержание самой дисциплины “Педагогическое проектирование содержания учебных дисциплин”. Определены требования к содержанию и результатам обучения данной дисциплины со стороны профессиональной деятельности педагога высшей технической школы с учетом меняющихся требований к профессионально-педагогической деятельности ,типичных затруднений преподавателей.
Выводы
Использование тезауруса и основанных на нем методик проектирования содержания учебной дисциплины позволяет диагностично задавать результаты обучения и, следовательно, оптимизировать процесс подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе последипломного образования.
Проектирование содержания обучения преподавателей на основе тезауруса позволит четко выделить структурно-логические основания учебных дисциплин, круг базовых понятий, выделить и оптимальным образом использовать межпредметные и межцикловые связи, обеспечить преемственность и целостность учебного содержания, что позволит повысить эффективность обучения и создаст возможности для постепенного перехода к непрерывному проектному образованию .
Литература
[Ахметова Д.З., Гурье Л.И., 2001] Ахметова Д.З., Гурье Л.И. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России, 2001, № 4, С. 89-95. [Гурье Л.И., 2001] Гурье Л.И. Проектирование педагогической подготовки преподавателя технического вуза на основе тезауруса/ Инженерная педагогика. Сб. научн. статей. - М.: МАДИ, 2001.
[Еляков А., 2001] Еляков А. Современное информационное общество // Высшее образование в России., 2001, № 4; С.77-85.
[Ильин Г., 2001] Ильин Г. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России, 2001, № 4, С. 85-88.
[Макарова Л.В., 1992] Макарова Л.В. Преподаватель: методы деятельности и аттестация. - М, 1992. - 162 с.