Научная статья на тему 'Использование тестовых заданий для оценивания качества знаний учащихся'

Использование тестовых заданий для оценивания качества знаний учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЗНАНИЯ / ТЕСТ / ТЕСТИРОВАНИЕ / QUALITY OF KNOWLEDGE / TEST / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухова Д. А., Кондаурова Т. И., Корнилова Л. А.

В статье рассмотрены различные походы ученых к определению понятия «качество знания», определены основные группы тестов, а также возможности их использования на уроках биологии и химии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сухова Д. А., Кондаурова Т. И., Корнилова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION THE TESTS FOR MEASURING OF STUDENT’S KNOWLEDGE

The article consideres scientific approaches for concept of definition “the quality of knowledge”, we determined primary groups of chemistry tests and performances of its using at the chemistry and biology lessons.

Текст научной работы на тему «Использование тестовых заданий для оценивания качества знаний учащихся»

7. Фаткулина Л.Д., Голощапов А.Н., Бурлакова Е.Б. Структурные нарушения клеточных мембран в организме лейкозных животных при действии малых доз у - облучения. - С. 125-126.

8. Шишкина Л.Н., Кудяшева А.Г., Загорская Н.Г. др. Показатели антиоксидантного статуса.../ Радиац Биология. Радиоэкология., 2005, - Т. - 45. - Вып.4. - С. 505-511.

9. Шишкина Л.Н., Кушнирева Е.В., Беспалько О.Ф., Полякова Н.В. Роль антиоксидантного статуса ...// Радиац. Биология. Радиоэкология., 2000. - Т.40. - Вып.2.-С.162-167.

10. Шишкина Л.Н., Смотряева М.А. Связь повреждения мембраны и ДНК .// Биофизика, 2000.-Т.45.-Вып.5.-С.844-852.

11. Эйдус Л.Х. Мембранный механизм биологического действия малых доз. - М. :Изд-во ИТЭФ РАН, 2001. - С. 22 - 32.

Сухова Д.А.', Кондаурова Т.И.2, Корнилова Л.А.3

1Студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет 2профессор, кандидат биологических наук, профессор, Волгоградский государственный социально-педагогический

университет

3ассистент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье рассмотрены различные походы ученых к определению понятия «качество знания», определены основные группы тестов, а также возможности их использования на уроках биологии и химии.

Ключевые слова: качество знания, тест, тестирование.

Suhova D.A.1, Kondaurova T.I.2, Kornilova L.A3

'Student, Volgograd State Social - Pedagogical Univetsity; 2 professor, candidate of biological sciences, professor, Volgograd State Social - Pedagogical Univetsity; 3 assistent, Volgograd State Social - Pedagogical Univetsity APPLICATION THE TESTS FOR MEASURING OF STUDENT’S KNOWLEDGE

Abstract

The article consideres scientific approaches for concept of definition "the quality of knowledge ", we determined primary groups of chemistry tests and performances of its using at the chemistry and biology lessons.

Keywords: quality of knowledge, test, testing.

Особую актуальность в связи с введением новых образовательных стандартов приобретают средства оценивания.

Методологическую основу средств оценивания учебных достижений учащихся составляют понятия: «оценивание», «контроль», «тестирование». Дефиниция данных понятий сложна и многообразна.

«Оценивание» - процесс формирования оценки учебных достижений. «Контроль» представляет собой важнейшую сферу практической деятельности учителя, позволяющую оценить эффективность деятельности. Важное место среди средств оценивания результатов обучения учащихся биологии занимает тестовый контроль (Зорина Л.Я.).

«Тестирование» - метод диагностики, который использует стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений (Степанова Е.С., Носова Т.М.).

Само понятие «тест» хорошо знакомо каждому ученику, однако не каждый учитель знает, что впервые тестовые задания стали использовать еще в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне. Тесты как инструмент измерения знаний появились в США. В 1884 г. вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания и ответы к ним с оценкой по пятибалльной шкале.

Как отмечает В.С. Аванесов, понятие «педагогический тест» следует рассматривать в двух существенных смыслах: 1)как метод (точнее, форму) педагогического измерения (в этом значении употребляются словосочетания «зачет в форме теста», «тест в середине семестра»); 2) как результат применения соответствующего измерения (например, «пройти тест» или «провалить тест») (В.С. Аванесов).

Использование тестов в преподавании биологии играет большую роль особенно сегодня, когда отбор учащихся для продолжения образования осуществляется на основании централизованного тестирования.

В зависимости от цели тестирования тесты по биологии и химии используются по группам: 1) тесты входного контроля -определяют уровень владения базовыми знаниями, необходимыми для продолжения обучения предмету; 2) формирующие тесты -предназначены для контроля за динамикой в обучении путем выявления проблем, возникающих в процессе изучения темы, и дальнейшей коррекции процесса обучения; применяются в ходе текущего и тематического контроля; 3) диагностические тесты -устанавливают причины пробелов в знаниях каждого ученика; применяются в ходе текущего и тематического контроля; 4) итоговые тесты (суммирующие тесты, суммативные тесты, тесты школьных достижений) предназначены для объективной оценки результатов обучения, т. е. для итогового контроля (О.И. Сечко).

Технология создания тестов включает этапы:

• разработку концептуальных основ теста;

• создание базы тестовых заданий;

• формирование двух вариантов теста.

Концептуальные основы теста включают в себя: тип теста, объект тестирования, критерии оценивания, формы и количество тестовых заданий, ожидаемую интерпретацию результатов тестирования (Аванесов, 2007; Звонников и Челышкова, 2008).

Инструментом оценивания является тест, единицей оценивания - тестовое задание, мерой оценивания - баллы, результатом оценивания - сумма баллов, который набрал учащийся за выполненные задания.

Создание базы тестовых заданий предполагает:

• определение дидактических единиц. Например, по теме «Эволюционное учение» можно выделить 8 дидактических единиц: 1) История эволюционного учения; 2) Основные методы изучения эволюционного процесса; 3) Микроэволюция; 4) Естественный отбор; 5) Вид и видообразование; 6) Макроэволюция; 7) Эволюционный прогресс и регресс; 8) Основные направления эволюции;

• формулировка цели задания;

• выбор формы задания;

• композиция тестового задания;

• разработка критериев оценивания тестовых заданий;

• формирование теста;

• составление ключа для проверки теста.

Тестирование по биологии занимает определенное самостоятельное место в общей системе повышения качества образовательного процесса в школе. При его правильной поэтапной организации на уроках, педагогическое тестирование помогает учащимся систематизировать и закрепить знания, ликвидировать пробелы в знаниях, критически оценить свои успехи, а также

65

получить учителю информацию о том, как происходит овладение учебным материалом, какие элементы учебного процесса недостаточно эффективны, какие корректирующие мероприятия следует внести в содержание и форму познавательной деятельности учащихся.

Литература

1. Avanesov V.S. The Problem of Psychological Tests // Soviet Education. A journal of translations. 1980, p.623

2. Аванесов В.С. Тест как педагогическая система.// Педагогические измерения. - 2007, №1

3. Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А.. Современная дидактика школьной химии. // Химия. - №21. - 2007 г. 300 с.

4. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: изд. центр «Академия», 2008. - 224 с.

5. Зорина Л. Я. Системность — качество знаний. М.: Просвещение 1976.

6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. М: «Экзамен», 2006

г. 349 с.

7. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. M.: Просвещение, 1976. 191 с.

8. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? М.: Просвещение, 1978.

9. Сечко О. И. Тест как форма обучения и контроля знаний по химии / БГУ: электрон. журнал 2012 г. URL: http://elib.bsu.by/handle/123456789/13054 (дата обращения - 20.12.2013 г.);

10. Степанова Е.С., Носова Т.М. Средства оценивания качества профессиональной подготовки специалистов в области биологического и географического образования. Сб. матер. Всероссийской научно-практической конференции «Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации», 26-29 ноября 2012 г., Санкт-Петербург: Тесса, 2012, с. 180-182.

Кулагин А.Ю.1, Тагирова О.В.2, Ибрагимова А.Х.3

'Профессор, доктор биологических наук, ФГБУН Институт биологии Уфимского научного центра РАН; 2кандидат биологических наук, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы, 3аспирант СОСТОЯНИЕ ПАРКОВЫХ НАСАЖДЕНИЙ Г. СТЕРЛИТАМАК (РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН)

Аннотация

Распложенный в Предуралье г. Стерлитамак - крупный промышленный город, территория которого находится под постоянным техногенным прессом, что отражается на состоянии древесных насаждений (Кулагин и др., 2010). Обоснование и проведение практических мероприятий по оптимизации парковых насаждений является необходимым звеном в обеспечении комфортной среды жизни людей в современном городе. Целью настоящей работы является определение относительного жизненного состояния насаждений в парках Стерлитамакского промышленного центра. Задачи - оценить перспективы использования дуба черешчатого (Quercus robur L.), липы мелколистной (Tilia cordata Mill.), березы повислой (Betula pendula Roth.), лиственницы Сукачева (Larix sukaczewii Dyl.), тополя бальзамического (Populus balsamifera L.).

Ключевые слова: промышленный центр, относительное жизненное состояние, древесные насаждения, парк.

Kulagin A.U.1, Tagirova O.V.2, Ibragimova A. Kh.3

'Professor, Doctor of Biological Sciences, Federal State Budgetary Scientific Institution of Biology in RAS Scientific Center in Ufa;

2Candidate of Biological Sciences, FSBEI HPE Bashkir State Teacher Training University named after M. Akmulla; 3PhD student.

PARKLAND STATE IN STERLITAMACK (REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

Abstract

Situated in the Cis-Ural region the city of Sterlitamack is a large industrial center. It exists under continuous technogenic pollution which affects the state of tree plantations. (Kulagin and others, 2010). The grounding and the realization of measures aimed at the parkland optimization serve as the essential part for providing the comfort environment in the city. The aim of the present work is to evaluate the relative life condition of parkland in the Sterlitamack industrial center. The task is to determine the prospect of planting English oak (Quercus robur L.),Small-leaved lime (Tilia cordata Mill.), European white birch (Betula pendula Roth.), Sukachev’s larch (Larix sukaczewii Dyl.), Rough-bark poplar (Populus balsamifera L.).

Keywords: industrial center, relative life condition, tree planting, parkland.

Формирование территории современных парков г. Стерлитамака и посадка насаждений древесных происходило в середине XX века. В основном парки и скверы приурочены к селитебной зоне.

На территории парков Стерлитамакского промышленного центра (СПЦ) проведена оценка относительного жизненного состояния (ОЖС) насаждений дуба черешчатого (Quercus robur L.), липы мелколистной (Tilia cordata Mill.), березы повислой (Betulapendula Roth.), лиственницы Сукачева (Larix sukaczewii Dyl.), тополя бальзамического (Populus balsamifera L.).

Оценено состояние древесных насаждений в парке им. Гагарина, расположенного в северо-западной части г. Стерлитамак вблизи ОАО «Каустик» и ОАО «Синтез-Каучук». На основании проведенных исследований установлено, что ОЖС насаждений березы повислой относится к категории «сильно ослабленное» и «ослабленное» (по В.А. Алексееву, 1990). ОЖС липы мелколистной и тополя бальзамического характеризуется как «здоровое». ОЖС лиственницы Сукачева и дуба черешчатого характеризуется как «ослабленное». ОЖС березы повислой характеризуется как «сильно ослабленное». Самый высокий индекс ОЖС у липы мелколистной (91,0), а самый низкий у березы повислой (49,0%). Оценено состояние древесных насаждений в парке «Содовик», который расположен в северо-восточной части г. Стерлитамак вблизи ОАО «Сода». ОЖС насаждений березы повислой относится к категории «сильно ослабленное» и «отмирающее» (44%). Оценено состояние насаждений березы повислой в сквере по ул. Худайбердина, расположенного в центральной части г. Стерлитамак вдоль р. Стерля. Установлено, что ОЖС насаждений березы повислой относится к категории «ослабленное» и составляет 69,5%. Состояние насаждений березы повислой в парке им. Жукова, расположенного в юго-западной части г. Стерлитамак. ОЖС насаждений березы повислой относится к категории «ослабленное» (60%). Состояние насаждений березы повислой в парке им. С. Юлаева, расположенного в юго-восточной части СПЦ. ОЖС насаждений березы повислой относится к категории «сильно ослабленное» и составляет 44%.

В условиях СПЦ современное состояние деревьев дуба черешчатого, липы мелколистной, лиственницы Сукачева и тополя бальзамического в парковых насаждениях в целом оценивается как удовлетворительное. В то время как ОЖС насаждений березы повислой оценивается как «сильно ослабленное». Таким образом, в условиях СПЦ причиной угнетения деревьев березы повислой является воздействие комплекса экстремальных факторов окружающей среды, включая загрязнение окружающей среды выбросами промышленных предприятий. В сложившихся условиях практические мероприятия, направленные на поддержание парковых древесно-кустарниковых насаждений должны включать постоянный мониторинг состояния деревьев, проведение комплекса лесозащитных мероприятий, своевременные санитарные рубки и реконструкцию насаждений.

Литература

1. Алексеев В.А.Некоторые вопросы диагностики и классификации поврежденных загрязнением лесных экосистем // Лесные экосистемы и атмосферное загрязнение. Л.: Наука, 1990. - С. 38-54.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.