Научная статья на тему 'Использование тестирования при изучении дисциплины «Теория и практика массовой информации»'

Использование тестирования при изучении дисциплины «Теория и практика массовой информации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИСЦИПЛИНА "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ" / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИ-РОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ / КРЕАТИВНЫЙ УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / FORMS OF THE STUDENTS' KNOWLEDGE ASSESSMENT / CRITERIA-BASED TESTS / COURSE "THEORY AND PRACTICE OF MASS MEDIA" / LEARNER-CENTERED EDUCATION / FORMALLY-ORIENTED / REPRODUCTIVE / CREATIVE LEVELS OF LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Доброзракова Галина Александровна

Статья посвящена использованию критериально-ориентированных тестов в вузе. На примере тестовых заданий, предназначенных для контроля знаний студентов факультета заочного обучения ПГУТИ, рассматриваются достоинства и недостатки формы тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TESTING IN THE COURSE “THEORY AND PRACTICE OF MASS MEDIA”

The article highlights use of criteria-based tests in the university. The merits and demerits of the testing form are viewed as exemplifi ed in the test tasks for part-time students of PSUTI.

Текст научной работы на тему «Использование тестирования при изучении дисциплины «Теория и практика массовой информации»»

УДК 070:37.091.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»

TESTING IN THE COURSE "THEORY AND PRACTICE OF MASS MEDIA"

© Г. А. Доброзракова Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

(Россия, Самара)

© G.A. Dobrozrakova Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics

(Russia, Samara)

Статья посвящена использованию критериально-ориентированных тестов в вузе. На примере тестовых заданий, предназначенных для контроля знаний студентов факультета заочного обучения ПГУТИ, рассматриваются достоинства и недостатки формы тестирования.

The article highlights use of criteria-based tests in the university. The merits and demerits of the testing form are viewed as exemplified in the test tasks for part-time students of PSUTI.

Ключевые слова: виды контроля знаний студентов; критериально-ориентированное тестирование; дисциплина «Теория и практика массовой информации»; личностно-ориенти-рованное образование; формально-ориентационный, репродуктивный, креативный уровни усвоения учебного материала.

Keywords: forms of the students' knowledge assessment; criteria-based tests; course "Theory and Practice of Mass Media"; learner-centered education; formally-oriented, reproductive, creative levels of learning.

Еще двадцать лет назад в педагогической среде только дискутировался вопрос о необходимости перехода от традиционного «нормированного» подхода к оценке знаний учащихся школ к критериально-ориентированному, который должен осуществляться на основе использования системы «измерителей», представляющих собой совокупность критериально-ориентированных тестов. Тестирование как форму выпускных экзаменов в школе в виде эксперимента начали вводить в России в 2001 г. С 2009 г. Единый государственный экзамен по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике стал единственной формой выпуск-

ных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. В настоящее время сфера применения тестирования расширяется. Так, появились исследования об использовании критериально-ориентированных тестов для индивидуального обучения студентов [3], а на заочных отделениях некоторых вузов, в том числе Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, несколько лет назад произошел переход на тестирование как один из основных видов контроля знаний студентов по каждой изучаемой дисциплине.

Безусловно, использование тестов в вузе, особенно на обучающем этапе, имеет свои положительные стороны, поскольку дает возможность осуществления перехода к лич-ностно-ориентированному образованию,

предполагающему актуальную для настоящего времени индивидуализацию обучения. Как показывают исследования и опыт работы, при соблюдении принципов дидактической изоморфности, многоуровневой структурированности, дозированности, семантической завершенности, формализации, рассредоточенного положительного баланса в учении, технологизации [3, с. 19-20], открытости критериально-ориентированных тестов для обучаемых, регулярности применения, а также принципа ограниченной интерпретации результатов тестирования [1, с. 14] индивидуализация обучения проводится эффективно и «требует относительно мало затрат, позволяя организовать сотрудничество субъектов учения и субъектов преподавания на основе опосредованного многоуровневого распределения мониторинга результатов самостоятельного усвоения обучающимися основного тезауруса той или иной учебной дисциплины» [3, с. 19]. Оперативная обратная связь, реализуемая с помощью проведения тестирования, позволяет преподавателю выявить пробелы в знаниях студентов и дает возможность их устранения за счет сэкономленного времени, отведенного по плану занятия на проверку знаний. Кроме того, тестовые технологии, относящиеся к числу инновационных образовательных технологий, позволяют успешно проводить инновационную политику высшего учебного заведения, которая анализируется по нескольким параметрам, в том числе по таким:

- использование преподавателями компьютерных обучающих программ;

- использование студентами компьютерных технологий;

- использование компьютеров при организации учебного процесса [2, с. 84].

Постепенный переход к контрольному тестированию в ПГУТИ осуществлялся на базе созданного Центра тестирования и разработанных «Методических рекомендаций к тестовым заданиям» [4]. В 2011 г. нами был создан комплекс тестовых заданий по дис-

циплине «Теория и практика массовой информации» для контроля знаний студентов заочного отделения по специальности «Связи с общественностью», где дисциплина изучалась в течение трех семестров: 100 тестов предназначены для сдачи зачета в первом семестре II курса, 100 тестов - для сдачи экзамена в первом семестре III курса; во втором семестре II курса зачет проводился устно. При переходе на бакалавриат (направление подготовки 031600 - Реклама и связи с общественностью) количество часов по дисциплине и база тестовых заданий остались прежними.

Тесты были составлены по таким разделам программы, как «Социально-политические реформы общества и история журналистики», «Особенности и основные этапы развития журналистики в ХХ-ХХ! вв.», «Массовая информация и ее роль в современном мире», «Теория и методика журналистского творчества», «СМИ: правовые и этические нормы», «Маркетинговые коммуникации в журналистике». Как правило, созданные тесты позволяют успешно проверять, как студенты усвоили даты, значение терминов, дефиниции понятий. Но для итогового тестирования этого недостаточно. Как показывает практика, хотя составление тестов является сложной и весьма трудоемкой работой, не удается создать такой комплект тестовых заданий, с помощью которого можно было бы проверять все уровни усвоения учебного материала: формально-ориентаци-онный, репродуктивный и креативный.

В ходе составления тестовых заданий и практики контрольного тестирования возникли следующие проблемы:

1. Несмотря на данные в методических указаниях к составлению тестов рекомендации о том, что тестовое задание может быть представлено в одной из четырех форм: а) открытой форме; б) закрытой форме (с оди -ночным или множественным выбором); в) на установление правильного порядка (упорядоченный список); г) на установление

Г. А. Доброзракова

соответствия, - по дисциплине «Теория и практика массовой информации» практически возможными для применения оказались лишь первые две формы - открытые тесты и закрытые тесты с одиночным выбором.

Примеры открытых тестов:

A. Сотрудник редакции, который по заданию редакции готовит обозрения, называется ... (обозревателем).

Б. Сообщение, содержащее новость -открытие выставки, представление нового продукта и т. д., - называется ... (пресс-релизом).

B. Начало заметки, освещающее ее главную тему и привлекающее интерес читателей к ней, называется ... (лидом).

Здесь возникает еще одна трудность: если, отвечая на открытый тест, необходимо вставить не одно слово, а несколько, то студенту надо сформулировать ответ так, как его сформулировал при создании теста преподаватель - вплоть до запятой, иначе ответ компьютерной программой не будет засчитан. Например:

A. Форматом радиостанции называется ... (совокупность стилевых и тематических направлений).

Б. Редакционные отделы газет и журналов формируются по принципам: . (отраслевому, функциональному, жанровому, региональному).

B. Три источника информации, которые должен использовать журналист при подготовке материалов: . (индивидуальный, коллективный, документальный).

Примеры закрытых тестов с одиночным выбором:

А. В каком веке Гуттенберг изобрел первый печатный станок?

1) XIV

2) XV

3) XVI

4) XVII

Б. В какой стране в XI в. было создано первое информационное бюро?

1) Польша

2) Англия

3) Франция

4) Италия

В. Как называлась первая русская протогазета?

1) «Ведомости»

2) «Куранты»

3) «Северная почта»

4) «Северная пчела»

2. Почти невозможным оказалось создание тестов, которые бы проверяли такие уровни усвоения учебного материала, как репродуктивный и креативный.

Репродуктивный уровень предполагает не только знание определенного набора фактов, причинно-следственных связей и способность к их формальному воспроизведению, но и достаточно определенное их понимание, выражающееся, как правило, в способности их осмысленной модификации, вербального воспроизведения и наличии выраженной рефлексии.

Так, например, при проведении зачета или экзамена в устной форме, в отличие от тестовых заданий, возможны были бы следующие вопросы, проверяющие усвоение студентом материала на репродуктивном уровне:

Как можно оценить пражурналист-ские явления в античном мире, средневековой Европе и допетровской Руси?

Каково ваше мнение о значении «Ведомостей»? Почему они выходили нерегулярно, малым тиражом, а затем их выпуск был передан Академии наук?

Почему в XIX и особенно в XVIII вв. в России издатели отдавали предпочтение журналу, а не газете?

Назовите примеры «персонального журнализма». Возможен ли он сегодня?

Креативный уровень связан с фиксацией способности обучаемого к самостоятельному формированию новых суждений как результата познавательно-практической деятельности. Например, с помощью тестов невозможно проверить умение обучаемых создавать собственные тексты в различных жанрах, в том числе и в жанрах, которы-

ми необходимо владеть будущему специалисту в области рекламы и связей с общественностью (пресс-релиз, рекламные тексты и т. п.).

Таким образом, предлагаемые тесты направлены на проверку лишь формально-ориентационного уровня усвоения учебного материала, достижение которого «предполагает знание определенного набора фактов, причинно-следственных связей и алгоритмов, выступающих ориентационной основой деятельности в некоторой предметной области, его способность к формальному исполнению названных алгоритмов; и, вообще говоря, не предполагает глубокого понимания названных фактов, связей и алгоритмов, а также способность к их точному вербальному воспроизведению и трансляции» [1, с. 9]. Этот уровень даже с точки зрения школьных, а не только вузовских подходов является наиболее примитивным и не отвечает современным требованиям к будущему специалисту. Самым большим достоинством системы тестирования выступают в таком случае следующие обстоятельства: а) удобная по своей

оперативности полная автоматизированная обработка результатов и б) возможность пересдать зачет или экзамен в Центре тестирования еще один раз без присутствия преподавателя, что экономит время преподавателя.

Справедливости ради стоит отметить, что деканат заочного отделения ПГУТИ разрешает сдавать зачеты и экзамены и в традиционной устной форме (по желанию студента и с согласия преподавателя). Кроме того, в одном из семестров по дисциплине «Теория и практика массовой информации» предполагается только устный зачет, на котором обучающиеся отчитываются по своей творческой работе - умению создавать тексты в разных публицистических жанрах.

По нашему мнению, проведение итогового контроля по гуманитарным дисциплинам даже при дистанционном обучении только в форме тестирования является ущербным, а ведь уже появлялись заявления о том, что студентов, как и школьников, необходимо полностью перевести на сдачу экзаменов с помощью тестов. Этого допускать нельзя.

Литература

1. Грязнов С.А. Дидактический потенциал критериально-ориентированного тестирования : автореф. ... канд. пед. наук. Самара, 2002. 19 с.

2. Инновационная политика высшего учебного заведения / сост.: М.А. Девяткина, Т.А. Мирошникова, Ю.И. Петрова [и др.] ; под ред. Р.Н. Федосовой. М. : ЗАО «Изд-во "Экономика"», 2006. 178 с.

3. Малова Н.В. Критериально-ориентированное тестирование как фактор индивидуализации обучения студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2010. 21 с.

4. Методические рекомендации к тестовым заданиям. URL : http: // www.fzo.psuti. ru>article/tests.pdf (дата обращения 10.12.2014).

Сведения об авторе

Доброзракова Галина Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики.

E-mail: deva_roza@list.ru.

Почтовый адрес: 443010, г. Самара, ул, Л. Толстого, д. 23.

Телефон: 228-00-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.