Научная статья на тему 'Использование теории массового обслуживания в управлении разработкой проектами объектов'

Использование теории массового обслуживания в управлении разработкой проектами объектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ДИСЦИПЛИНА ОЧЕРЕДИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина И.С., Кирбякова М.А.

Современная теория принятия управленческих решений опирается на методы, модели, теории математики, статистики и эконометрики. В работе рассматривается теория массового обслуживания как подход к управлению разработкой проектов объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юдина И.С., Кирбякова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование теории массового обслуживания в управлении разработкой проектами объектов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

следует уделить внимание маркетингу продукта и его продажам.

Важно понять, что на сегодня соответствие проекта и стратегии компании - это дополнительный показатель для конкретного проекта. Если раньше мы могли оценить проект по четырем основным критериям: время, стоимость, объем работы и качество внутри проекта, то сегодня нам следует добавить еще одну плоскость - это наличие стратегии. Наличие стратегии помогает зачастую реализовывать

дополнительные цели в долгосрочной перспективе, пусть даже это в какой-то ßDeu" стоимость степени превысит расходную часть проекта, но зато это поможет сэкономить

значительные ресурсы для выполнения стратегической цели всей организации.

Отдельным элементом, который необходимо протестировать, является текущий этап развития компании. В таком случае, если наша компания находится на этапе старта, то при внедрении корпоративной системы управления проектами мы должны понимать, что самое важное для нас - это люди: наша команда и компетенции, которые мы привлечем. Необходимо создать сильную, активную команду, которая будет заинтересована в достижении целей и, зачастую, это сопряжено с уменьшением внимания формализации проектной деятельности.

Однако, на стадии, когда наша организация уже уверенно «стоит на ногах», находясь на этапе зрелости, и необходима лишь формализация процесса, то внедрение КСУП (корпоративной системы управления проектом) - это самое правильное решение: потому как тогда менеджеры проектов помогают формализовать конкретные цели, процедуры и отойти от необходимости наличия компетенций конкретного человека.16 Бизнес должен быть в состоянии сам себя защищать, а в случае зависимости от компетенций какого-либо одного сотрудника, бизнес не имеет будущего. Таким образом, необходима формализация процессов, чтобы при реструктуризации штата сотрудников или потере значимых единиц, жизнь всего бизнеса не прекращалась. Список использованной литературы:

1. Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом / В. Богданов - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 248 с.

2. Друкер П. Эффективный руководитель / П.Друкер - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 - 240 с.

3. Капитонов А.В. Развитие системы управления проектами с учетом стратегии организации: дис. канд. эк. наук, Государственный университет управления, Москва, 2015.

© Кизеев В.М., Подрезова П.А., Пырьева Т.А., 2016

УДК 339

И.С.Юдина

аспирант 1 курса направления подготовки 08.00.00 Экономические науки Московский государственный университет дизайна и технологии

М.А.Кирбякова, к.э.н., доцент Московский государственный университет дизайна и технологии

г. Москва, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ РАЗРАБОТКОЙ ПРОЕКТАМИ ОБЪЕКТОВ

Аннотация

Современная теория принятия управленческих решений опирается на методы, модели, теории

16 Богданов В. Управление проектами. Корпоративная система - шаг за шагом / В. Богданов - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 - 248 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

математики, статистики и эконометрики. В работе рассматривается теория массового обслуживания как подход к управлению разработкой проектов объектов.

Ключевые слова

Система массового обслуживания, теория массового обслуживания, дисциплина очереди.

Разработка проекта любого объекта включает множество отдельных работ, которые необходимо представить в их взаимосвязи и взаимозависимости. Управление разработкой таких проектов можно осуществить на основе построения сетевого графика.

Сетевой график позволяет определить общую продолжительность разработки проекта, время начала и окончание каждой работы, сроки свершения событий. Продолжительность выполнения отдельных работ устанавливается нормативами или по экспертным оценкам, на основе которых рассчитывается ожидаемое расчетное время выполнение работы.

Для использования сетевых графиков в качестве инструмента управления проводят календаризацию работ сетевой модели, что дает возможность составить план разработки проекта в реальном масштабе времени по отдельным подразделениям проектной организации. Каждое подразделение использует для выполнения своей работы ресурсы, которые одновременно участвуют в нескольких параллельно разрабатываемых проектах. Наглядно это можно представить в виде обобщенной сети (сшивание). Процесс объединения нескольких сетевых графиков в один общий носит название «сшивание» сетевых графиков. Такие графики показывают неравномерность загрузки отдельных подразделений организации.

Возникает проблема распределения ресурсов для подразделений, которые задействованы в нескольких параллельно разрабатываемых проектах.

Решение задачи распределения ресурсов имеет некоторое ограничение. Основным условием оптимизации параллельного выполнения нескольких работ является использование общих ресурсов, задействовать которые можно только последовательно для каждой работы. Из множества ресурсов необходимо выделить то подмножество ресурсов, которое участвует в однотипных работах. Таким ресурсом может быть единственный специалист или коллектив специалистов, выполняющих общую работу в данный момент. Другим условием является определение последовательности работ, выявить зависимость выполнения одних работ от факта окончания других.

При сшивании сетевых графиков образуется перечень однотипных работ по подразделениям, которые не могут быть выполнены одновременно. Такие работы образуют очередь на выполнение в данном подразделении. Один и тот же ресурс не может быть использован в разных подразделениях.

Появление необходимости выполнить исполнителем вновь появившуюся работу можно определить как заявку на исполнение или «заявку на обслуживание». Это ситуация системы массового обслуживания (далее - СМО), базирующаяся на теории массового обслуживания. Подразделения, выполняющее работу, называют «узлом обслуживания». СМО — система в которой с одной стороны, постоянно возникают запросы на выполнение каких либо работ или услуг, а с другой - происходит постоянное удовлетворение этих запросов [3, 95 с.].

Теория массового обслуживания - область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах обслуживания управления, в которых однородные события повторяются многократно [4]. Задачи теории массового обслуживания носят оптимизационный характер, включают экономический аспект по определению того или иного варианта системы, при котором будет обеспечена минимальная сумма затрат от ожидания обслуживания, потерь времени и ресурсов на обслуживание и простоев каналов обслуживания.

В рассматриваемом примере заявки на обслуживание приходят хаотично. Время в течении которого заявки находятся в СМО (в очереди и в узле обслуживания) тоже величина случайная. Время появления заявки в очереди конкретного узла обслуживания зависит от общей случайной величины времени выполнения всех работ разрабатываемого проекта.

Распределения длительностей интервалов между поступлениями заявок соответствует случаю совершенно случайных поступлений. Термин «совершенно случайных» означает, что вероятность поступления заявки в любом достаточно малом интервале (to, to+t) зависит только от длины интервала t и не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

зависит ни от положения в момент «стартовой» точки to, ни от протекания процесса поступлений заявок на обслуживание в моменты времени, предшествующие to. Входной поток заявок является стационарным и не обладает памятью.

Так как главным параметром сетевого графика являются сроки разработки проектов объектов, необходимо определить оптимальное распределение временных характеристик узлов обслуживания при сшивании сетевых моделей, а именно, среднее время ожидания в очереди заявки. Среднее время ожидания связано с понятием дисциплины очереди в СМО.

Попав в СМО и направляясь в очередь на обслуживание, заявка должна вести себя так, как предписывает дисциплина очереди. Дисциплина очереди — важный компонент СМО, он определяет принцип, в соответствии с которым поступающие на вход требования подключаются из очереди к процедуре обслуживания [2, 93 с.]. Многообразие работ, их взаимосвязи позволили выделить три типа дисциплины очереди, которые являются наиболее традиционными.

Дисциплина очереди «Бесприоритетная». Этот порядок дисциплины с точки зрения математического моделирования является самым простым.

Заявка, попав в узел обслуживания, становится последней в имеющуюся очередь, т.е. используется, другими словами, дисциплина очереди типа «первым пришел - первым обслуживаешься». Заявки в ожидании обслуживания выстраиваются в ряд. Очередь продвигается в естественном порядке - как только узел обслуживания освобождается, первая по очереди заявка поступает на обслуживание, а все остальные заявки в очереди продвигаются на одно место вперед.

Для бесприоритетных СМО разработана формула Хинчина-Паллека. Эта формула позволяет получить характеристики системы с простейшим входным потоком при любом законе распределения времени обслуживания, если дисциплина очереди не зависит от времени обслуживания [5].

Среднее время ожидания в очереди для заявки первым пришел - первым обслуживаешься:

р* х 1 -р

Некоторые работы проекта разработки объекта образуют СМО с перспективными заявками. Тогда дисциплина очереди строится по некоторой системе приоритетов - относительных или абсолютных. Дисциплина очереди «Относительные приоритеты» — это когда начатое обслуживание доводится до конца, а заявка с более высоким приоритетом имеет лишь право на лучшее место в системе МО с N пуассоновскими потоками.

Распределение вероятностей попадания N заявок на обслуживание в произвольным образом выбранный интервал продолжительностью Т называется пуассоновским.

Поступающим заявкам даются числа 1, 2, ... N/

/ 1,2,... к ... N' \i1,i2,...ik ... i^J

тогда число называют приоритетом заявки номера K. Если у одной заявки приоритет как число меньше приоритета другой заявки на обслуживание, то приоритет первой заявки выше, чем приоритет другой заявки.

Каждая поступающая в СМО заявка имеет свой приоритет - приоритет своего потока; попав в СМО она начинает продвигаться по очереди вперед до тех пор, пока не встретит заявку своего же приоритета или заявку более высокого приоритета. Столкнувшись с такой заявкой, она становится в очередь за ней. Если поступившей заявке удалось сразу подойти к узлу обслуживания и он занят, то она дожидается, когда узел освободится и поступает на обслуживание.

Важнейшей характеристикой СМО является среднее время ожидания в очереди заявки приоритета К. Потоки заявок занумерованы своими приоритетами. Для каждого К:

Rk= Ui=iPK

- загрузка СМО первыми К потоками.

Rn - общая загрузка СМО.

Если Rn <1 СМО обладает устоявшимся режимом, тогда среднее время ожидания заявки приоритета К=1, 2, ... N.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

N

1 £l ■

WK = --^-

Среднее время пребывания в СМО заявки приоритета к:

1

Ук = жк + -

И-к

Среднее число заявок приоритета к, находящихся в очереди:

Ьожк = ^к^к

Среднее число заявок приоритета к, находящихся в СМО:

Ьк = ^кУк

Общее число заявок, находящихся в СМО:

= +

Дисциплина очереди «Абсолютные приоритеты». Предполагается, что входным потокам присвоены приоритеты, т.е. задана подстановка.

1,2,...к ...М'

о = .

< Н,12,.--1к .■■1к

Потоку номер к сопоставлено число I к, называемое его приоритетом. Чем это число меньше, тем приоритет выше. Имеет смысл, следовательно, говорить о заявке более высокого приоритета и о заявках менее высокого приоритета.

Дисциплина очереди «абсолютные приоритеты» происходит следующим образом: очередная заявка обходит в очереди все заявки более низкого приоритета и становится за последней заявкой того же приоритета или более высокого; если в результате такого обхода очереди заявка оказывается перед обслуживающим устройством, то происходит сравнение приоритетов заявки, находящейся на обслуживании, и заявки, подошедшей к углу обслуживания; если приоритет подошедшей заявки выше, то обслуживаемая заявка снимается, возвращается в очередь в соответствии со своим приоритетом, а подошедшая заявка с более высоким приоритетом поступает на обслуживание. Удаляемая с обслуживания заявка становится первой в очереди.

При такой дисциплине основная характеристика СМО - среднее время ожидания в очереди заявки приоритета к имеет иной вид, чем в случае относительных приоритетов.

ук £±

(1-RK-1)(1-RK) ^k(1-RK-!)

После выявления дисциплины очереди СМО для каждого узла обслуживания можно с помощью использования методов решения задач линейного программирования выявить оптимальную структуру ресурсов таких узлов. Оптимизируя структуру узлов по среднему времени ожидания в очереди заявки, используя соответствующую дисциплину СМО, можно оптимизировать распределение ресурсов для таких узлов, которые одновременно участвуют в нескольких параллельно разрабатываемых проектах [1].

Область применения теории массового обслуживания охватывает практически все стороны человеческой деятельности: от обычного бытового обслуживания до военного дела. Анализ сетевого графика дает возможность оценить количество и качество проводимых мероприятий. Он позволяет установить. Он позволяет установить от каких из них и в какой степени зависит достижение цели. Сетевой график показывает также, какие мероприятия следует выполнить в первую очередь, а какие можно выполнять параллельно.

Список использованной литературы:

1. Баркалов П.С., Буркова И.В., Глаголев А.В., Колианчев В.Н. Задачи распределения ресурсов в управлении проектами. Москва, ИПУ РАН, 2002.

2. Бережная Е.В., Бережной В.И. Методы и модели принятия управленческих решений. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2014. 93 с.

3. Гармаш А.Н., Орлова И.В., Концевая Н.В. и [др]. Экономико-математические методы в примерах и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

задачах. Вузовский учебник, 2014г., 95 с.

4. Ивченко Г.И., Каштанов В.А., Коваленко И.Н. Теория массового обслуживания. М.: Высшая школа, 2009.

5. Карташевский В.А. Основы теории массового обслуживания. М.: Высшая школа, 2013.

© Юдина И.С., Кирбякова М.А., 2016

УДК 338

Д.Д. Корабельников

Студент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, ОГУ

г. Оренбург, Российская Федерация

АНАЛИЗ РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация

В данной статье проводится анализ объема кредитования физических лиц и динамика рисков кредитования за период с 2008 по 2016 год по данным Центрального Банка РФ. Определены основные тенденции развития рынка кредитования населения.

Ключевые слова

Риск кредитования, кредитование населения, банкротство физических лиц, микро-финансовые организации.

В настоящее время одним из наиболее важных элементов экономической жизни населения стало кредитование. Не одна среднестатистическая российская семья (домашнее хозяйство) не обходиться без кредита. Популярными являются кредиты на недвижимость, автокредиты и кредиты на бытовую технику. Субъектами кредитных отношений с населением выступают кредитные организации и физические лица. Обе стороны заинтересованы в кредите и получают от него выгоду: банки получают доход за счет возврата ссуды с процентами, а заемщик - получает возможность направить полученную ссуду на приобретение желаемого и рассрочку платежа, т.е. потребитель получает возможность тратит сейчас, а платит потом. Таким образом, кредит решает жилищные проблемы, удовлетворяет потребительские нужды и расширяет совокупный потребительский спрос.

Кредит - это важный экономический инструмент. Кредитование это финансовые отношения, в которых одна сторона - кредитодатель, предоставляет в пользование ссуду в денежной или натуральной форме второй стороне - заемщику на условиях платности, возвратности и срочности. Это значит, что через определенный срок заемщик должен полностью погасить величину ссуду и проценты. В данной ситуации банки (займодавцы) вынуждены идти на риск, так как существует некая вероятность того, что часть заемщиков не будут иметь возможности погасить кредит. Данная ситуация описывается такой категорией как риски кредитования физических лиц, то есть риск не возврата или просрочки платежа по ссуде. Риск кредитования - это величина, зависящая от многих макроэкономических показателей, таких как инфляция, уровень доходов населения и прочее. Именно поэтому нестабильная экономическая обстановка в стране способна повлиять на кредитоспособность населения, а следовательно на риск кредитования физических лиц.

В связи с вышесказанным, опираясь на мнение таких авторов как: Березина М.П. [1], Дурдыева Д.А. [2], Моллаева Ю.М. [3], Цыпин А.П. [4], Цыпина Ю.С. [5] и др., проведем статистический анализ основных показателей характеризующих кредитный рынок России.

Рассмотрим динамику кредитования физических лиц с помощью таблицы 1.

126

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.