Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / УМЕНИЕ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич, Турчин Анатолий Степанович

Получая высшее образование, молодые люди демонстрируют недостаточную сформированность содержания учебно-академической деятельности, которая, однако, может измениться на старших курсах обучения. Цель статьи - рассмотрение системы условий, при которых возможно успешное формирование познавательной субъектности личности обучаемых - будущих офицеров-психологов. В статье рассматривается проблема компенсации такого важного для первоначального этапа обучения в военном институте умения, как работа с текстом. Отмечается, что недостаточная сформированность этого умения как составляющей инструментальной основы учебно-академической деятельности может отрицательно сказываться на первичном профессиональном самоопределении курсантов, избравших профессию военного психолога. Учебно-академическая деятельность развивается при условии предоставления обучаемым свободы выбора средств познания и поощрении внеситуативной (надситуативной) познавательной активности, однако существующая система организация школьной учебной работы не способствует в полной мере такому обогащению инструментальной основы учебной деятельности. В психологической структуре деятельности учебные действия определяются соответствующей целью, то есть действие должно завершаться проверяемым результатом. Все действия могут быть не только подконтрольны субъекту, но должны формироваться таким образом, чтобы выполняться «сразу правильно» при решении типовых учебных задач. Авторам процесс учебной деятельности представляется как система компонентов, начинающихся с ее специфической, то есть содержательной мотивации, что подразумевает сохранение и поддержание стойкого позитивного мотивационного отношения как самой учебной дисциплине, так и к процессу ее преподавания. Формирование текстовой деятельности оказывает позитивное влияние на процесс компенсации недостаточной освоенности учебных действий. Выявлены особенности влияния освоения работы с учебными и научными текстами на познавательную направленность личности обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячков Алексей Анатольевич, Турчин Анатолий Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TEXTUAL ACTIVITY FOR THE DEVELOPMENT OF SUBJECTIVE COGNITIVE ACTIVITY OF CADETS OF PSYCHOLOGICAL SPECIALTY

In obtaining higher education, young people demonstrate a lack of educational and academic content, which, however, can be changed in senior courses of study. The purpose of the article is to consider the system of conditions under which it is possible to form successfully the cognitive subjectivity of the personality of trainees - future officers-psychologists. The article examines the problem of compensation for skills as important for the initial stage of training at a military institute as working with text. It is noted that the insufficient formation of this skill as a component of the instrumental basis of educational and academic activity can negatively affect the primary professional self-determination of cadets who have chosen the profession of a military psychologist. Educational and academic activity develops provided that students are given the freedom to choose means of cognition and encourage non-institutional (suprasituative) cognitive activity, however, the existing system of organizing school educational work does not fully contribute to such enrichment of the instrumental basis of educational activity. In the psychological structure of the activity, educational actions are determined by the corresponding goal, that is, the action must be completed by a verifiable result. All actions can not only be controlled by the subject, but must be formed in such a way as to be performed «immediately correctly» when solving typical educational tasks. The authors are presented with the learning process as a system of components beginning with its specific, that is, meaningful motivation, which implies the preservation and maintenance of a stable positive motivational attitude both to the educational discipline itself and to the process of its teaching. The formation of textual activity has a positive impact on the process of compensating for the lack of mastery of educational activities. The peculiarities of the influence of mastering the work with educational and scientific texts on the cognitive orientation of the personality of the trainees were revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 159

doi: 10.20323/1813-145X-2021-6-123-131-140

Использование текстовой деятельности для развития субъектной познавательной активности курсантов психологической специальности

Алексей Анатольевич Дьячков1, Анатолий Степанович Турчин2И

1 Кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры общей и прикладной психологии ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ». 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

2Доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии ФГКВОУ ВО «Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии РФ». 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1

1 dyachkov-alexx@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-7002 2ast55@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-7973-2017

Аннотация. Получая высшее образование, молодые люди демонстрируют недостаточную сформированность содержания учебно-академической деятельности, которая, однако, может измениться на старших курсах обучения. Цель статьи — рассмотрение системы условий, при которых возможно успешное формирование познавательной субъектности личности обучаемых — будущих офицеров-психологов. В статье рассматривается проблема компенсации такого важного для первоначального этапа обучения в военном институте умения, как работа с текстом. Отмечается, что недостаточная сформированность этого умения как составляющей инструментальной основы учебно-академической деятельности может отрицательно сказываться на первичном профессиональном самоопределении курсантов, избравших профессию военного психолога. Учебно-академическая деятельность развивается при условии предоставления обучаемым свободы выбора средств познания и поощрении внеситуативной (надситуативной) познавательной активности, однако существующая система организация школьной учебной работы не способствует в полной мере такому обогащению инструментальной основы учебной деятельности.

В психологической структуре деятельности учебные действия определяются соответствующей целью, то есть действие должно завершаться проверяемым результатом. Все действия могут быть не только подконтрольны субъекту, но должны формироваться таким образом, чтобы выполняться «сразу правильно» при решении типовых учебных задач. Авторам процесс учебной деятельности представляется как система компонентов, начинающихся с ее специфической, то есть содержательной мотивации, что подразумевает сохранение и поддержание стойкого позитивного мотивационного отношения как самой учебной дисциплине, так и к процессу ее преподавания. Формирование текстовой деятельности оказывает позитивное влияние на процесс компенсации недостаточной освоенности учебных действий. Выявлены особенности влияния освоения работы с учебными и научными текстами на познавательную направленность личности обучаемых.

Ключевые слова: учебная деятельность, учебно-академическая деятельность, профессионализация, умение работы с текстом, познавательная направленность личности, учебные действия

Для цитирования: Дьячков А. А., Турчин А. С. Использование текстовой деятельности для развития субъектной познавательной активности курсантов психологической специальности // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С. 131-140. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-131-140.

Original article

Use of textual activity for the development of subjective cognitive activity of cadets of psychological specialty

Aleksei A. Dyachkov1, Anatoly S. Turchin2^

:Candidate of psychological sciences, associate professor, head of the department of general and applied psychology, FSBMEI HE «St. Petersburg military institute of the national guard of the Russian Federation». 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov st., 1

© Дьячков А. А., Турчин А. С., 2021

2 Doctor of psychological sciences, professor of the department of general and applied psychology, FSBMEI HE «St. Petersburg military institute of the national guard of the Russian Federation». 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov st., 1

1 dyachkov-alexx@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4698-7002 2ast55@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0001-7973-2017

Abstract. In obtaining higher education, young people demonstrate a lack of educational and academic content, which, however, can be changed in senior courses of study. The purpose of the article is to consider the system of conditions under which it is possible to form successfully the cognitive subjectivity of the personality of trainees — future officers-psychologists. The article examines the problem of compensation for skills as important for the initial stage of training at a military institute as working with text. It is noted that the insufficient formation of this skill as a component of the instrumental basis of educational and academic activity can negatively affect the primary professional self-determination of cadets who have chosen the profession of a military psychologist. Educational and academic activity develops provided that students are given the freedom to choose means of cognition and encourage non-institutional (suprasituative) cognitive activity, however, the existing system of organizing school educational work does not fully contribute to such enrichment of the instrumental basis of educational activity. In the psychological structure of the activity, educational actions are determined by the corresponding goal, that is, the action must be completed by a verifiable result. All actions can not only be controlled by the subject, but must be formed in such a way as to be performed «immediately correctly» when solving typical educational tasks. The authors are presented with the learning process as a system of components beginning with its specific, that is, meaningful motivation, which implies the preservation and maintenance of a stable positive motivational attitude both to the educational discipline itself and to the process of its teaching. The formation of textual activity has a positive impact on the process of compensating for the lack of mastery of educational activities. The peculiarities of the influence of mastering the work with educational and scientific texts on the cognitive orientation of the personality of the trainees were revealed.

Keywords: educational activity, educational and academic activity, professionalization, ability to work with text, cognitive orientation of the individual, training activities

For citation: Dyachkov A. A., Turchin A. S. Use of textual activity for the development of subjective cognitive activity of cadets of psychological specialty. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2021;(6):131-140. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2021-6-123-131-140.

Введение

В современных условиях в учебном процессе военных вузов применяются самые разные педагогические технологии. При этом многие авторы отмечают, что сохраняется положение, свидетельствующее о недостаточной сформированно-сти содержания учебно-академической деятельности абитуриентов и курсантов первого года обучения [Гаранина, 2020; Герасимова, 2021; Дьячков, 2019; Жукова, 2007; Кудрявцев, 2014]. Данная ситуация может частично исправляться на последующих курсах, однако разброс результатов успеваемости, то есть академическая успешность значительной части обучаемых не превышает того уровня, который в текстах ФГО-Сов обозначается как «пороговый». Последнее неоднократно фиксировалось нами в первоначальный период обучения студентов классического университета [Турчин, 2021; Турчин 2020а; Турчин 2020б; Турчин 2018]. В частности, психологические исследования соответствия уровня психологической готовности абитуриентов вуза войск национальной гвардии к получению профессии психолога в последние годы имеют тенденцию к снижению [Смирнов, 2020]. Естественно, такие результаты не могут соответство-

вать ожиданиям профессорско-

преподавательского состава, старающегося не только обеспечивать компенсацию несформиро-ванности общих учебных умений, но и стремящихся развить познавательные возможности курсантов. Последнее так или иначе связано с решением задачи выявления предпосылок самоактуализации и определением условий успешности в плане познавательной субъектности на младших курсах [Луков 2017; Огулло, 2021].

Теоретические основания исследования

Оценивая круг вопросов, связанных с начальным периодом обучения в военном вузе, можно заключить, что проблема качества образовательной подготовки будущих офицеров-психологов является комплексной, и ее решение не может быть выполнено только лишь за счет увеличения объема учебных дисциплин или внедрения информационно-компьютерных технологий (ИКТ) [Пискунова, 2021] или усиления внимания к интеграции психологического знания [Чуприкова, 2003]. Требуется учет содержательной специфики образовательной среды и системы психолого-педагогических условий и средств, которые должны обеспечивать возможность сохранение качества психологического образования в новых,

осложненных условиях [Бернштейн, 1966; Его-ренко, 2011; Зазыкин, 2004; Косолап, 2015; Нагаева, 2015]. При этом проблема развития познавательной субъектности обучаемых должна рассматриваться в одном блоке с задачей актуализации их профессионально важных качеств и способностей [Звонников, 2007; Зеер, 2010; Каша-пов, 2011; Мазилов, 2020].

Рассмотрим несколько составляющих проблемы повышения познавательной активности курсантов как значимого условия их профессионализации. Познавательная направленность личности в этом случае может рассматриваться как маркер позитивного жизненного сценария.

Ориентируясь на положения деятельностного подхода к обучению, следует очертить круг основных понятий, содержательное наполнение которых позволяет реализовать гибкий вариант построения образовательного маршрута курсанта с различающимися стартовыми возможностями в обучении. Существующие вузовские педагогические технологии, как правило, ориентированы на стимулирование познавательной активности обучаемых [Анисимов, 1991; Зеер, 2010]. В то же время в различных научно-теоретических подходах в психологии отсутствует единство понимания задач, связанных с обеспечением наиболее эффективного перехода к обучению вузовского типа, как условии будущей профессионализации [Маркова, 1996; Резник, 2019; Чижкова 2019].

Рассмотрение трудностей первого года обучения обычно начинают с выяснения уровня знаний и умений, которые, по мнению авторов [Дьячков, 2019; Зазыкин 2004; Растянников, 2002], не отвечают задачам профессионализации. Адаптация студентов к образовательной среде вуза может решаться по-разному, в зависимости от общепсихологического, методологического и конкретно-научного аспектов [Анисимов, 1991; Мазилов, 2007; Мединцев, 2020]. Исследования по указанной проблеме различны как по изучаемым объектам (иностранные студенты, студенты определенных специальностей, гендерные аспекты в обучении, сравнительные исследования ба-калавриата/специалитета и др.), так и по применяемым методикам исследования (от психологических тестов К. Роджерса и Р. Даймонда до субъективной самооценки студентом его адаптации к вузу, проективных методик, косвенных показателей в виде академической успеваемости т. п.) [Звонников, 2007; Луков, 2017; Нагаева, 2015; Смирнов, 2020].

Поскольку одной из актуальных психологических проблем современной системы высшего образования является развитие профессиональной и психологической компетентности будущих специалистов, умения эффективно взаимодействовать с людьми в процессе делового и межличностного общения [Косолап, 2015], в разделе, связанном с теоретическим анализом, целесообразно обратить внимание на содержание ключевых понятий, которые в литературе используют для описания трудностей первокурсников вузов. Так, первой категорией выступает учебная деятельность, которая проходит в своем развитии несколько уровней: элементарная учебная деятельность, которая должна сформироваться у младших школьников. Главным или центральным новообразованием, связанным с ее формированием, согласно В. В. Давыдову [Давыдов 1996], выступает теоретическое мышление в составе таких компонентов, как содержательный анализ, рефлексия способов действия и внутренний план действий высоких уровней сформиро-ванности. В дальнейшем она должна приобрести статус учебно-академической деятельности, по В. Д. Шадрикову [Шадриков, 1982]. В структурном плане она обогащается (естественно, при наличии специально организованного формирования), поскольку отрабатывается на материале учебных предметов, преподавание которых должно выстраиваться в логике науки. В качестве необходимых условий обычно называются предоставление обучаемым свободы выбора средств познания, поощрение внеситуативной (надситуативной) познавательной активности, приоритет групповых форм учебного взаимодействия и др. [Кашапов, 2011].

Как отмечает Ю. Н. Слепко, прямым следствием многообразия трактовок понятия учебной деятельности и его содержания на различных возрастных этапах является не менее значимая проблема понимания психологических механизмов перехода обучающихся на каждый следующий уровень общего и далее профессионального образования. Теории учебной деятельности, объясняющие ее развитие и функционирование в начальной, основной, средней школе, сложно соотносимы друг с другом [Слепко, 2016]. Это не только порождает трудности переноса объяснительных моделей на более высокий уровень образования, но и осложняет разработку психолого-педагогического сопровождения, дифференциации и индивидуализации, обучающихся [Чупри-кова, 2003]. При этом возникает своеобразный

когнитивный диссонанс, когда, вопреки логике развития познавательной деятельности и ее средств, подростки в дидактической системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова отказываются от учебного моделирования, освоенного ими ранее [Турчин, 2020а; Турчин, 2020б]. В учебной работе они как будто возвращаются к предыдущему этапу развития знаково-символических средств, что может восприниматься как регресс. К сожалению, существующая система организации школьной учебной работы не способствует в полной мере обогащению инструментальной основы учебной деятельности. Приведем аргументы, на основе которых сделано данное высказывание.

Применяя общепсихологическую схему анализа учебной деятельности как одного из ее видов, можно представить следующее концептуальное построение. Процесс учебной деятельности представляет собой систему компонентов, начинающихся с ее специфической, то есть содержательной мотивации. Это означает, что должно создаваться, воспроизводиться, сохраняться и поддерживаться стойкое позитивное мотивационное отношение к самой учебной дисциплине и к процессу ее преподавания. В теории поэтапного формирования умственных действий [Гальперин, 1998; Талызина, 1984] прямо указывается, что положительное мотивационное отношение должно создаваться уже на первых занятиях. Если преобладает мотивация избегания, а последнее часто фиксируется при изучении типа мотивации учения на младших курсах вузов [Луков, 2017; Нагаева, 2015], то, по сути, мотивация учения «вносится» в учебный процесс самим преподавателем. В теории управляемого формирования умственных действий П. Я. Гальперина фактически речь идет о специальном мотиваци-онном этапе обучения [Гальперин, 1998] как обязательном, который в других педагогических технологиях обычно не предусматривается. Он крайне важен для тех первокурсников, которые испытывают трудности адаптации и социализации к новой образовательной среде. Последнее также расценивается нами и как средство поддержания представления о правильности первичного профессионального самоопределения [Турчин, 2018].

Следующей задачей в осуществлении анализа учебной деятельности выступает уровень действий. В традиционном построении обучения внимание обучающих приковано к организации действий исполнительных, причем ориентиро-

вочные действия априори считаются уже сформированными в школьный период, а контрольные действия не отрабатывают специально в силу неоднозначности требований, следовательно, недостаточно обоснованности критериев качества освоенности общих учебных умений. Некоторые из этих умений вообще кажутся дискуссионными и малоприложимыми к реальной практике соответствующих специальностей (так, до 50 % учебного времени при изучении курсов иностранных языков студенты-психологи должны тратить на аудирование, то есть, в основном, на говорение). Это было бы востребовано, если бы в России сложилась ситуация, характерная, например, для Швейцарии, где на государственном уровне закреплено использование трех языков в качестве государственных уже довольно давно. С другой стороны, студенты испытывают большие трудности в плане освоения письменной речи на иностранном языке. Перевод оригинальных иноязычных текстов не занимает должного места в подготовке будущих психологов, хотя соответствующие учебники существуют.

В психологической структуре деятельности учебные действия определяются соответствующей целью, то есть действие должно завершаться проверяемым результатом. В связи с этим можно утверждать, что цель как «образ потребного будущего», по Н. А. Бернштейну [Бернштейн, 1966], может быть достигаемой и проверяемой. Если принять это положение за основу, можно считать познавательное развитие «побочным продуктом» сформированной учебной деятельности в полном составе ее действий и операций. Это означает, что все действия могут быть не только формально подконтрольны субъекту, но должны формироваться таким образом, чтобы выполняться «сразу правильно» при решении типовых учебных задач.

Ориентировочные действия хорошо исследованы в работах ученых, относящихся к научной школе П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, на материале практически всех школьных учебных дисциплин и ряда вузовских учебных курсов [Гальперин, 1988; Талызина, 1984; Турчин, 2020а]. Их качество и прочие характеристики достаточно полно представлены в учении о типах ориентировочной основы действий. В связи с этим мы не будем их специально рассматривать.

Исполнительные действия подчинены логике принципа обобщенности и унификации. Данный принцип представлен в эргономике и фиксирует требование к графическим средствам, выражаю-

щееся в экономии и разумном упрощении их исполнения. Основным условием эффективного упрощения и унификации выступает возможность сохранения значения при смысловом восприятии перестраиваемого образа [Турчин, 2020а; Турчин, 2020б]. Именно в этом положении кроется источник ошибок преподавателей из-за наличия у них «иллюзий очевидности». Именно поэтому исполнительные действия обучаемых должны быть первоначально представлены (и зафиксированы) графически, иначе не будут полностью подконтрольными [Турчин, 2021].

В связи с этим нами было разработано и экспериментально проверено положение об анализе ученых текстов как средстве, позволяющем диагностировать уровень сформированности всего комплекса действий и косвенно выявлять проблемы в развитии познавательной сферы обучаемых (см. Табл. 1). Мы исходили из результатов наших предшествующих исследований, направленных на формирование у студентов-психологов текстовой деятельности как профессионально значимой в структуре их профессиональной деятельности [Турчин, 2021], поскольку им постоянно приходится работать с текстами в широком смысле этого слова, а значит, требуется эффективно использовать знаково-символические средства разных уровней сложности в процессе познания и коммуникации. При этом ее освоение студентами оказывается недостаточно эффективным, если действия в структуре учебной деятельности были отработаны на «пороговом» уровне.

Текстовая деятельность исследуется в семиотике, психолингвистике и психологии обучения [Дридзе, 1984; Залевская, 2001; Лотман, 1985; Турчин, 2021 и др.]. Она может быть освоена на

двух уровнях. Первоначальная (первичная) текстовая деятельность как работа с готовым текстом по образцу формируется в школьный период обучения. По сути, ее формирование решает задачу верификации качества освоения учебных действий. Напомним, что действие в деятель-ностной теории учения рассматривается в качестве «единицы анализа» [Давыдов, 1996; Леонтьев, 2001]. Однако при переходе к вузовскому обучению ее характеристики оказываются уже не всегда достаточными для успешного овладения учебно-академической деятельностью (вузовского типа). Для перехода на уровень учебно-профессиональной деятельности требуется овладение вторичной текстовой деятельностью, характеризующейся как процесс понимания, интерпретации и порождения вторичных (связанных с профессиональной деятельностью) текстов. То есть наиболее часто встречающееся понимание текстовой деятельности как деятельности по восприятию, пониманию и последующей интерпретации «чужого» текста на уровне значений должно быть дополнено положением о субъ-ектности личности, которая сама «вычерпывает» и транслирует обнаруженные личностные и операциональные смыслы, как отражении текстовой деятельности более высокого (второго) порядка. Последнее достаточно важно при рассмотрении задач психологического консультирования.

Вернемся к Таблице 1, применявшейся для отработки умения работы с учебными (психологическими) текстами в экспериментальном обучении первокурсников-психологов классического университета и курсантов вуза войск национальной гвардии специальности «Психология служебной деятельности».

Таблица 1

Ориентировочная (учебная) карта для изучения сформированности умения работать

№ п/п Указания Выполнение действий

+ -

I СЕМАНТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ

1 Отметь в тексте новые для тебя слова

2 Обрати внимание, в каких новых сочетаниях они встречаются

3 Можно ли понять их смысл, не прибегая к словарю?

4 Если требуется, найди определение значения новых слов в словаре

5 В единственном значении дано определение значения слова или же есть варианты?

6 Можно ли использовать это слово в ином значении в этом тексте?

II ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО (СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

1 Определи, что из изложенного в тексте не требует пояснений

2 Что в тексте меняется по ходу повествования?

3 Что вызывает эмоциональную реакцию?

4 Какие факты комментируются на протяжении всего повествования?

№ п/п Указания Выполнение действий

+ -

5 Без каких фактов трудно понять описание события или явления?

6 Что же является главным (факт, событие, явление) в данном тексте?

III ПЕРЕФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕКСТА

1 Можно ли разбить текст на отдельные смысловые блоки?

2 Раздели их вертикальными чертами

3 Без какой части текстовой информации смысл высказываний автора не искажается?

4 Есть ли возможность передать основное содержание в более краткой форме, используя при этом современную лексику?

VI КРАТКАЯ ЗАПИСЬ

1 Можно ли передать основное содержание каждого из смысловых кусков текста, построив одно предложение?

2 Можно ли проделать это действие со всеми выделенными смысловыми частями текста?

3 Можно ли теперь обозначить стрелками логические и причинно-следственные связи между частыми текста, обозначенными в новых формулировках?

4 Как выглядит теперь структура текста как учебной задачи?

5 Можете ли Вы теперь по этой модели воспроизвести основное содержание текста?

Сумма баллов

Организация исследования

Оценивание уровней сформированности данного учебного умения производится на основе предложенной шкалы:

19-21 балл — высокий уровень сформирован-ности

17-18 баллов — умеренно высокий

15-1 6 баллов — средний уровень

11-14 баллов — низкий уровень сформиро-ванности

10 и менее баллов — умения не сформированы.

В наших исследованиях, посвященных проблеме развития семиотической функции в обучении, ранее были апробированы все компоненты данной схемы [Турчин, 2021]. Поскольку в работах В. В. Давыдова учебное моделирование характеризуется как центральный компонент учебной деятельности [Давыдов, 1996], логично было предположить, что центральное новообразование учебной деятельности, а именно теоретическое мышление как основа высокого уровня познавательной активности личности, будет проявлять себя и влиять на всю познавательную сферу обу-чаемого-курсанта. В идеале оно на старших курсах должно соответствовать другому определению, принадлежащему В. В. Давыдову, — теоретическому отношению к действительности, что в большей степени отвечает задачам профессионализации офицера-психолога. Однако этот вопрос в данной статье мы обсуждать не планируем. Представляется целесообразным объяснить связь между приведенными в Таблице 1 требованиями к действиям, выполняемым в процессе работы с

текстом, и развитием познавательной сферы обучаемых.

Так, семантический анализ направлен не просто на декодирование информации из предъявляемых текстовых материалов. Он способствует превращению текстовой (проблемной) ситуации в учебную задачу. Выполняя последовательно этот вид анализа, обучаемый не только уточняет для себя значения отдельных понятий или словосочетаний, но должен попытаться выполнить предварительно переформулирование, то есть действие, предшествующее порождению новых смыслов. Согласно С. Л. Рубинштейну [Цит. по Егоренко, 2011], в этом случае исследуемый предмет как будто каждый раз поворачивается к субъекту новой стороной.

Пункт «выделение главного» знаменует переход к анализу «по единицам». Последнее свидетельствует о необходимости поиска того, что, в терминологии В. В. Давыдова [Давыдов, 1996], именуется «клеточкой», то есть системообразующим компонентом системы. При его нахождении можно выстраивать систему существенных связей между известным, неизвестным и искомым, то есть фактически преобразовать текст, выделив структуру задачи.

Следующее действие — переформулирование текста — приводит к его сокращению, а именно уточнению наличия информации, «зашумляю-щей» восприятие значений и понимание смыслов. На этом уровне возможно понимание метафор, иносказаний и т. д., а также сокращение текста и выделение сущностных характеристик с использованием современной лексики.

Краткая запись позволяет не только зафиксировать сущностные характеристики, то есть облегчить их сохранение в долговременной памяти. Трансформация текста позволяет зафиксировать новые идеи, то есть подталкивает к поиску новых вариантов понимания, что является весьма значимым компонентом не только в учебной работе. Это умение требуется довольно часто при решении задач консультативной практики, к которой готовят посредством специальных тренингов.

Выводы

Применяя данный вид деятельности в процессе семинарских и практических занятий, а также в ходе самостоятельной работы курсантов, удается в значительной мере компенсировать несфор-мированность первичной текстовой деятельности и, следовательно, снизить трудность перехода курсантов к обучению вузовского типа [Гаранина, 2020; Герасимова, 2021; Косолап, 2015].

Библиографический список

Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Москва : Экономика, 1991. 416 с.

Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва : Медицина, 1966. 347 с.

Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. Москва : Ин-т практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. 480 с.

Гаранина Ж. Г. Роль саморегуляции в процессе развития психологической компетентности студентов-психологов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2020. № 22(2). С. 418-425. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-418-425

Герасимова Т. В. Мотивационно-личностные особенности студентов различных направлений подготовки высшего образования / Т. В. Герасимова, Е. Н. Устюжанинова // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). С. 143-150. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-143-150

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. Москва : ИНТОР, 1996. 544 с.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Москва : Наука, 1984. 286 с.

Дьячков А. А. Психолого-методологические основания повышения качества обучения в вузе войск национальной гвардии / А. А. Дьячков, А. С. Турчин // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. 2019. № 1(1). С. 46-50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Егоренко Т. А. Социально-психологическая адаптация личности в процессе профессионального становления. Тверь : Тверской гос. технич. ун-т, 2011. 103 с.

Жукова Т. А. Социально-профессиональная адаптация студентов в системе высшего профессионального образования / Т. А. Жукова, Л. А. Степанова. Кемерово : Кемеровский полиграфкомбинат, 2007. 151 с.

Зазыкин, В. Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. Москва : Эко, 2004. 112 с.

Залевская А. А. Текст и его понимание. Тверь : Тверской гос. ун-т, 2001. 177 с.

Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Звонников, М. Б. Че-лышкова. Москва : Академия, 2007. 224 с.

Зеер Э. Ф. Личностно развивающие технологии начального профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва : Академия, 2010. 176 с.

Зинченко В. П. Работа понимания // Психологическая наука и образование. 1997. № 3. С. 42-53.

Кашапов М. М. Психология творческого процесса в конфликте : монография. Ярославль : ЯрГУ 2011. 296 с.

Косолап А. В. Профессиональная компетентность курсантов как результат военно-профессиональной подготовки в военном институте внутренних войск МВД России / А. В. Косолап, А. А. Дьячков, П. Ю. Наумов // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 6 (5). С. 473-485.

Кудрявцев В. Т. Психология раннего студенческого возраста / В. Т. Кудрявцев, Е. Л. Бережковская, О. Г. Кравцов, О. П. Меркулова, Т. С. Новикова, И. А. Перелыгина, А. М. Прихожан. Москва : Проспект, 2014. 192 с.

Леонтьев А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность). Москва : Смысл, 2001. 392 с.

Лотман Ю. М. Двойственная природа текста: связный текст как семиотическое и коммуникативное образование // Текст и культура: общие и частные проблемы. Москва, 1985. С. 3-20.

Луков В. А. Адаптация к учебе в вузе отдельных проблемных групп первокурсников: эмпирические данные и теоретические выводы / В. А. Луков, С. В. Луков // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 5. С. 86-95. DOI: 10.17805^. 2017.5.7

Мазилов В. А. Исследование педагогических способностей и стратегии формирования педагогической одаренности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 96-106. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-4-115-96-106.

Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность : монография. Ярославль : МАПН, 2007. 352 с.

Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание, 1996. 308 с.

Мединцев В. А. Методологические составляющие интеграции психологического знания // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 115-131. DOI 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-115-130

Нагаева Т. А. Клинико-психологическая оценка адаптационного процесса и поведенческих факторов риска у студентов высшей школы / Т. А. Нагаева, Д. А. Пономарева, Н. И. Басарева, В. А. Желев, А. А. Ильиных, А. А. Семенова, А. И. Струкова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http ://www. science-education. ru/ru/article/view?id=23613

Огулло Н. Н. Изменение субъективных когнитивных способностей в процессе развития профессионально важных качеств у курсантов в период обучения в военном институте / Н. Н. Огулло, А. А. Дьячков // Научное мнение. 2021. № 3. С. 94-100. DOI 10.25807/PBH.22224378.2021.3.94.100.

Пискунова М. Д. Отношение студентов к обучению с использованием программ виртуальной реальности / М. Д. Пискунова, П. А. Побокин // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 112-119. DOI 10.20323/1813-145Х-2021-2-119-112-119.

Растянников А. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве / А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. Москва : ПЕРСЭ, 2002. 320 с.

Слепко Ю. Н. Диагностика программы учебной деятельности в период обучения в вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 4. С. 132-137.

Смирнов Д. В. Система развития профессиональной психологической пригодности будущих офицеров / Д. В. Смирнов, П. Ю. Наумов, А. А. Дьячков ; Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. Тамбов : Издательский дом «Державин-ский», 2020. 152 с.

Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 345 с.

Турчин А. С. Учебная и текстовая деятельность в содержании вузовской подготовки психологов и педагогов : учебное пособие. Санкт-Петербург : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2021. 72 с.

Турчин А. С. Особенности организации самостоятельной работы с учебными текстами в первоначальный период обучения курсантов в вузе войск национальной гвардии // Актуальные вопросы развития современной гуманитарной и социально-экономической мысли : сборник трудов Международной научно-практической конференции (с очным участием), г. Пермь, 24 апреля 2020 г. / Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. Пермь : ПВИ ВНГ РФ, 2020. С. 367-370.

Турчин А. С. Особенности развития структуры психологических отраслей // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 105-111. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-105-111.

Турчин А. С. Особенности мотивации учебной деятельности будущих офицеров-психологов // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. Вып. 16. 2018. Ярославль : МАПН, 2018. С. 272-273.

Чижкова М. Б. Динамика адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде медицинско-

го вуза: к постановке проблемы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 21(4). С. 1039-1049.

Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение: к обоснованию системно-структурного подхода. Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. 320 с.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва : Наука, 1982. 184 с.

Reference list

Anisimov O. S. Metodologicheskaja kul'tura pedagog-icheskoj dejatel'nosti i myshlenija = Methodological culture of pedagogical activity and thinking. Moskva : Jekonomika, 1991. 416 s.

Bernshtejn N. A. Ocherki po fiziologii dvizhenij i fizi-ologii aktivnosti = Essays on the physiology of movements and the physiology of activity. Moskva : Medicina, 1966. 347 s.

Gal'perin P. Ja. Psihologija kak ob#ektivnaja nauka = Psychology as an objective science. Moskva : In-t prak-ticheskoj psihologii ; Voronezh : MODJeK, 1998. 480 s.

Garanina Zh. G. Rol' samoreguljacii v processe razvitija psihologicheskoj kompetentnosti studentov-psihologov = The role of self-regulation in the development of psychological competence of psychological students // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta. 2020. № 22(2). S. 418-425. URL: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2020-22-2-418-425.

Gerasimova T. V. Motivacionno-lichnostnye osoben-nosti studentov razlichnyh napravlenij podgotovki vysshego obrazovanija = Motivational and personal characteristics of students in various areas of higher education / T. V. Gerasimova, E. N. Ustjuzhaninova // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 1 (118). S. 143-150. DOI 10.20323/1813-145X-2021-1-118-143-150.

Davydov V. V. Teorija razvivajushhego obuchenija = Developmental learning theory. Moskva : INTOR, 1996. 544 s.

Dridze T. M. Tekstovaja dejatel'nost' v strukture so-cial'noj kommunikacii = Textual activities in the structure of social communication. Moskva : Nauka, 1984. 286 s.

D'jachkov A. A. Psihologo-metodologicheskie osno-vanija povyshenija kachestva obuchenija v vuze vojsk nacional'noj gvardii = Psychological and methodological grounds for improving the quality of training at the university of the National Guard troops / A. A. D'jachkov, A. S. Turchin // Voenno-pravovye i gumanitarnye nauki Sibi-ri. 2019. № 1(1). S. 46-50.

Egorenko T. A. Social'no-psihologicheskaja adaptacija lichnosti v processe professional'nogo stanovlenija = So-cio-psychological adaptation of personality in the process of professional formation. Tver' : Tverskoj gos. tehnich. un-t, 2011. 103 s.

Zhukova T. A. Social'no-professional'naja adaptacija studentov v sisteme vysshego professional'nogo obra-zovanija = Social and professional adaptation of students in the system of higher professional education / T. A.

Zhukova, L. A. Stepanova. Kemerovo : Kemerovskij poligrafkombinat, 2007. 151 s.

Zazykin, V. G. Osnovy akmeologicheskoj teorii pro-fessionalizma v upravlenii. Moskva : Jeko, 2004. 112 s.

Zalevskaja A. A. Tekst i ego ponimanie = Text and understanding. Tver' : Tverskoj gos. un-t, 2001. 177 s.

Zvonnikov V I. Sovremennye sredstva ocenivanija re-zul'tatov obuchenija = State-of-the-art tools for evaluating learning results : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V. I. Zvonnikov, M. B. Chelyshkova. Moskva : Akademija, 2007. 224 s.

Zeer Je. F. Lichnostno razvivajushhie tehnologii na-chal'nogo professional'nogo obrazovanija = Personal development technologies of primary vocational education : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva : Akademija, 2010. 176 s.

Zinchenko V P. Rabota ponimanija = Understanding work // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 1997. № 3. S. 42-53.

Kashapov M. M. Psihologija tvorcheskogo processa v konflikte = Psychology of the creative process in conflict : monografija. Jaroslavl' : JarGU, 2011. 296 s.

Kosolap A. V. Professional'naja kompetentnost' kursantov kak rezul'tat voenno-professional'noj podgo-tovki v voennom institute vnutrennih vojsk MVD Ros-sii = Professional competence of cadets as a result of military-professional training at the Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. V Kosolap, A. A. D'jachkov, P. Ju. Naumov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2015. № 6 (5). S. 473-485.

Kudijavcev V. T. Psihologija rannego studencheskogo vozrasta = Early student psychology / V. T. Kudrjavcev, E. L. Berezhkovskaja, O. G. Kravcov, O. P. Merkulova, T. S. Novikova, I. A. Perelygina, A. M. Prihozhan. Moskva : Prospekt, 2014. 192 s.

Leont'ev A. A. Dejatel'nyj um (Dejatel'nost'. Znak. Lichnost') = Active mind (Activity. Sign. Personality). Moskva : Smysl, 2001. 392 s.

Lotman Ju. M. Dvojstvennaja priroda teksta: svjaznyj tekst kak semioticheskoe i kommunikativnoe obra-zovanie = The dual nature of the text: connected text as semiotic and communicative formation // Tekst i kul'tura: obshhie i chastnye problemy. Moskva : Prosveshhenie, 1985. S. 3-20.

Lukov V A. Adaptacija k uchebe v vuze otdel'nyh problemnyh grupp pervokursnikov: jempiricheskie dannye i teoreticheskie vyvody = Adaptation to university studies of selected problem groups of freshmen: empirical data and theoretical conclusions / V. A. Lukov, S. V. Lu-kov // Gorizonty gumanitarnogo znanija. 2017. № 5. S. 86-95. DOI: 10.17805/ggz. 2017.5.7

Mazilov V. A. Issledovanie pedagogicheskih sposob-nostej i strategii formirovanija pedagogicheskoj odaren-nosti = Study of pedagogical abilities and strategy for the formation of pedagogical giftedness // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2020. № 4 (115). S. 96-106. DOI 10.20323/1813-145H-2020-4-115-96-106.

Mazilov V. A. Metodologija psihologicheskoj nauki: istorija i sovremennost' = Methodology of psychological science: history and modernity : monografija. Jaroslavl' : MAPN, 2007. 352 s.

Markova A. K. Psihologija professionalizma = Psychology of professionalism. Moskva : Znanie, 1996. 308 s.

Medincev V. A. Metodologicheskie sostavljajushhie integracii psihologicheskogo znanija = Methodological components of the integration of psychological knowledge // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 1 (112). S. 115-131. DOI 10.20323/1813-145H-2020-1-112-115-130.

Nagaeva T. A. Kliniko-psihologicheskaja ocenka adaptacionnogo processa i povedencheskih faktorov riska u studentov vysshej shkoly = Clinical-psychological assessment of adaptation process and behavioral risk factors in undergraduate students / T. A. Nagaeva, D. A. Ponoma-reva, N. I. Basareva, V. A. Zhelev, A. A. Il'inyh, A. A. Semenova, A. I. Strukova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. № 6. URL: http: //www.science-education.ru/ru/article/view?id=23613

Ogullo N. N. Izmenenie sub#ektivnyh kognitivnyh sposobnostej v processe razvitija professional'no vazhnyh kachestv u kursantov v period obuchenija v voennom institute = Change in subjective cognitive abilities in the development of professionally important qualities in cadets during training at a military institute / N. N. Ogullo, A. A. D'jachkov // Nauchnoe mnenie. 2021. № 3. S. 94-100. DOI 10.25807/PBH.22224378.2021.3.94.100.

Piskunova M. D. Otnoshenie studentov k obucheniju s ispol'zovaniem programm virtual'noj real'nosti = Student attitudes to learning using virtual reality programs / M. D. Piskunova, P. A. Pobokin // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 2 (119). S. 112-119. DOI 10.20323/1813-145H-2021-2-119-112-119.

Rastjannikov A. V. Refleksivnoe razvitie kompetent-nosti v sovmestnom tvorchestve = Reflexive development of competence in joint creativity / A. V. Rastjannikov, S. Ju. Stepanov, D. V Ushakov. Moskva : PERSJe, 2002. 320 s.

Reznik S. D. Studenty Rossii: zhiznennye prioritety i social'naja ustojchivost' = Students of Russia: life priorities and social stability. 2 e izd., pererab. i dop. / S. D. Reznik, M. V. Chernikovskaja. Moskva : INFRA-M, 2019. 242 s. DOI:

10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513.

Smirnov D. V. Sistema razvitija professional'noj psi-hologicheskoj prigodnosti budushhih oficerov = System of development of professional psychological fitness of future officers / D. V Smirnov, P. Ju. Naumov, A. A. D'jachkov ; Tambovskij gosudarstvennyj universtitet im. G. R. Derzhavina. Tambov : Izdatel'skij dom «Derzhavin-skij», 2020. 152 s.

Talyzina N. F. Upravlenie processom usvoenija znanij = Managing the learning process. Moskva : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984. 345 s.

Turchin A. S. Uchebnaja i tekstovaja dejatel'nost' v soderzhanii vuzovskoj podgotovki psihologov i peda-gogov = Educational and textual activities in the content of university training of psychologists and teachers : uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg : Izd-vo NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2021. 72 s.

Turchin A. S. Uchebnaja i tekstovaja dejatel'nost' v soderzhanii vuzovskoj podgotovki psihologov i peda-gogov = Educational and textual activities in the content of university training of psychologists and teachers : uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg : Izd-vo NU «Centr strategicheskih issledovanij», 2021. 72 s.

Turchin A. S. Osobennosti razvitija struktury psi-hologicheskih otraslej = Peculiarities of psychological industries structure development // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2020. № 2 (113). S. 105-111. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-105-111.

Turchin A. S. Osobennosti motivacii uchebnoj deja-tel'nosti budushhih oficerov-psihologov = Peculiarities of

motivation in training activities of future officers-psychologists // Vestnik integrativnoj psihologii: zhurnal dlja psihologov. Vyp. 16. 2018. Jaroslavl' : MAPN, 2018. S. 272-273.

Chizhkova M. B. Dinamika adaptacii studentov-pervokursnikov v obrazovatel'noj srede medicinskogo vuza: k postanovke problemy = Dynamics of adaptation of freshman students in the educational environment of a medical university: to the problem // Vestnik Kemerov-skogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 21(4). S. 1039-1049.

Chuprikova N. I. Umstvennoe razvitie i obuchenie: k obosnovaniju sistemno-strukturnogo podhoda = Mental development and training: to substantiate the system-structural approach. Moskva : MPSI ; Voronezh : MODJeK, 2003. 320 s.

Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza profession-al'noj dejatel'nosti = Problems of professional systemo-genesis. Moskva : Nauka, 1982. 184 s.

Статья поступила в редакцию 19.10.2021; одобрена после рецензирования 18.10.2021; принята к публикации 23.11.2021.

The article was submitted on 19.10.2021; approved after reviewing 18.10.2021; accepted for publication on 23.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.