Научная статья на тему 'Использование текста-рассуждения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий'

Использование текста-рассуждения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / SPEECH / TEXT / REASONING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коряжмина Татьяна Анатольевна

В данной статье рассмотрены возможности текста-рассуждения в формировании коммуникативных умений, которые влияют на успешность в жизни современного школьника, его навыки в общении и учебной деятельности. В статье описана традиционная работа над текстом-рассуждением в школе. Особое значение в данной работе придается необходимости изучения текста-рассуждения, важность правильного конструирования собственной монологической речи, умение приводить обоснованные аргументы, грамотно оформлять свою речь, рассмотрены типы и составляющие части, характерные признаки текста-рассуждения. Необходимо уделять достаточное внимание работе с текстом-рассуждением в школе для того, чтобы учащиеся владели уровнем коммуникативных универсальных учебных действий на должном уровне. Учащиеся смогут правильно составлять свою монологическую речь и соответственно создавать тексты рассуждения согласно образцу, соблюдая порядок оформления и планового содержания текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коряжмина Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXT-REASONING CAPABILITIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE ECD

This article discusses the possibilities of text-reasoning in the formation of communicative skills that affect the success in the life of a modern student, his skills in communication and learning activities. The article describes the traditional work on the text-reasoning in school. Of particular importance in this work is the need to study the text-reasoning, the importance of properly constructing your own monologue speech, the ability to present sound arguments, correctly formulate your speech, the types and constituent parts, the characteristic features of the text-reasoning are considered. It is necessary to pay sufficient attention to the work with text-reasoning in school in order for students to have a level of communicative universal educational activities at the proper level. Students will be able to correctly compose their monologue speech and, accordingly, create texts reasoning according to the sample, observing the order of registration and the planned content of the text.

Текст научной работы на тему «Использование текста-рассуждения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий»

УДК 371.3:811

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

© Коряжмина Татьяна Анатольевна

магистрант,

Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, Смолина 24а E-mail: petrasheva.96@mail.ru

В данной статье рассмотрены возможности текста-рассуждения в формировании коммуникативных умений, которые влияют на успешность в жизни современного школьника, его навыки в общении и учебной деятельности. В статье описана традиционная работа над текстом-рассуждением в школе. Особое значение в данной работе придается необходимости изучения текста-рассуждения, важность правильного конструирования собственной монологической речи, умение приводить обоснованные аргументы, грамотно оформлять свою речь, рассмотрены типы и составляющие части, характерные признаки текста-рассуждения. Необходимо уделять достаточное внимание работе с текстом-рассуждением в школе для того, чтобы учащиеся владели уровнем коммуникативных универсальных учебных действий на должном уровне. Учащиеся смогут правильно составлять свою монологическую речь и соответственно создавать тексты — рассуждения согласно образцу, соблюдая порядок оформления и планового содержания текста.

Ключевые слова: учащиеся, коммуникативные универсальные учебные действия, речь, текст, рассуждение.

Одним из основных объектов исследований в языкознании последних лет стал текст. Его главным свойством является способность содержать в себе и передавать новую информацию. Текст в настоящее время выступает в качестве полноправного объекта лингвистических исследований. Лингвистика, сделав текст предметом своего рассмотрения, возвела его в статус языковой единицы, наряду со словом, словосочетанием, предложением.

Известно множество попыток определить понятие «текст». Текст — это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство.

Традиционно в школе работа над текстом проводится в основном на семантическом уровне: формируются умения членить его на части, соответствующие подтемам и микротемам высказывания, составлять план текста, простой и сложный, определять смысловые связи между абзацами, союзы, частицы и другие языковые средства фрагментов текста.

Остановимся подробнее на тексте-рассуждении. Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями, лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия).

Обучение текстам-рассуждениям определяется социальной необходимостью и актуально на сегодняшний день. И. Н. Зайдман считает, неумение правильно строить тексты-рассуждения ведёт за собой недостатки в культуре речевого по-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО 2018. Вып. 3-4

ведения (объяснения без необходимости, неадекватность объяснения, подмена объяснения доказательством, отсутствие объяснения и др.), а отсюда вытекают недопонимания людьми друг друга, ссоры, конфликты.

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны (Валгина, 2011).

Рассуждение является самым трудным типом текста для детей. Так как в тексте — описании и тексте — повествовании материал налицо (можно описывать уже известные тебе вещи, то, что дано), в рассуждении же школьник имеет дело с изложением своего мнения по какому-либо поводу, с доказательством чего-либо и выяснением этого. Рассуждения ребёнка должны быть построены логично.

В рассуждении обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы убедительными и вывод бесспорным (Нечаева, 1989).

0. А. Нечаева дает следующее определение рассуждению: «Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение, и специфической языковой структурой, зависящей не только от причинно-следственной логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения» (Нечаева, 1974).

Для рассуждения характерно использование побудительных, вопросительных предложений с целью привлечения внимания к излагаемому, что позволяет установить речевой контакт с собеседником. Также в нем встречаются условные, уступительные, причинные, следственные сложные предложения, показывающие наличие причинно-следственных связей; вопросительные конструкции, вводные слова, оценивающие достоверность информации, указывающие на источник сообщения, подчеркивающие внимание к собеседнику.

Работа с текстом-рассуждением очень полезна: обогащается словарный запас учащихся — за счет узнавания значений и определений новых слов, а также, уточнения значений уже знакомых и известных слов.

Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать и различать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Всё это, в свою очередь, способствует развитию коммуникативных возможностей самих учащихся, а также построению продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, формирование коммуникативных УУД в процессе изучения текста-рассуждения является сложной проблемой. Развитая монологическая и письменная речь — залог успешной языковой личности и сформировать её можно в процессе изучения текста-рассуждения.

Литература

1. Антонова Е. С. Методика преподавания русского языка / Е. С. Антонова. — Москва: Академия, 2014. — 213 с.

2. Валгина Н. С. Современный русский язык / Н. С. Валгина. — Москва: Логос, 2011. — 528 с.

3. Величко Л.В. Работа над текстом на уроках русского языка / Л.В. Величко. — М., 2012. — 128 с.

4. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. — М.: Дрофа, 2011. — 133 с.

5. Нечаева О.А. Типы речи и работа над ними в школе / О.А. Нечаева. — Красноярск, 1989. — 168 с.

6. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи / О.А. Нечаева. — Улан-Удэ, 1974. — 262 с.

TEXT-REASONING CAPABILITIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE ECD

© Koryazhmina Tatyana Anatolyevna master student, Buryat State University Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin 24a E-mail: petrasheva.96@mail.ru

This article discusses the possibilities of text-reasoning in the formation of communicative skills that affect the success in the life of a modern student, his skills in communication and learning activities. The article describes the traditional work on the text-reasoning in school. Of particular importance in this work is the need to study the text-reasoning, the importance of properly constructing your own monologue speech, the ability to present sound arguments, correctly formulate your speech, the types and constituent parts, the characteristic features of the text-reasoning are considered. It is necessary to pay sufficient attention to the work with text-reasoning in school in order for students to have a level of communicative universal educational activities at the proper level. Students will be able to correctly compose their monologue speech and, accordingly, create texts — reasoning according to the sample, observing the order of registration and the planned content of the text. Keywords: students, communicative universal learning activities, speech, text, reasoning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.