Научная статья на тему 'Использование технологий воссоздания архитектурного образа исторических сел Заказанья в подготовке будущих дизайнеров'

Использование технологий воссоздания архитектурного образа исторических сел Заказанья в подготовке будущих дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
3D-ТЕХНОЛОГИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / 3D-TECHNOLOGIES / VIRTUAL HISTORICAL RECONSTRUCTION / CULTURAL HERITAGE SITES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кадыйрова Л.Х., Мусина К.И.

В статье описаны результаты работы по виртуальной реконструкции объектов культурного наследия Республики Татарстан, расположенных в Арском, Атнинском, Высокогорском, Кукморском районах; по созданию 3D-визуализации виртуальных экспозиций утраченных объектов, дающих визуальное представление о них. Наличие мультимедийных экспозиций делает возможным сохранение объектов культурного наследия в виртуальном пространстве для последующих поколений, гарантирует их воссоздание в будущем. Проекты лаборатории «Асылташ» рассчитаны на любую аудиторию. Даже люди, не имеющие возможности путешествовать реально, с помощью технологии виртуальной реальности могут «переместиться» во все уголки Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF RECREATION ARCHITECTURAL IMAGES HISTORICAL VILLAGES OF ZAKAZAN USING IN THE PREPARATION OF THE FUTURE DESIGNERS

The article describes the results of virtual reconstruction of Tatarstan cultural heritage sites situated in Arsk, Atnia, Vysokaya Gora and Kukmor regions; and 3D visualization of virtual expositions of lost objects, giving a visual representation of them. Available multimedia expositions make possible to save cultural heritage sites in virtual space for the further generations and guarantee their recreation in the future. Projects of the Asyltash laboratory are designed for any audience even those people who cannot afford to travel in reality can move to any place in Tatarstan using the virtual reality technology.

Текст научной работы на тему «Использование технологий воссоздания архитектурного образа исторических сел Заказанья в подготовке будущих дизайнеров»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-112-117

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВОССОЗДАНИЯ

АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗА ИСТОРИЧЕСКИХ СЕЛ ЗАКАЗАНЬЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Кадыйрова Л.Х., Мусина К.И.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Российская Федерация

В статье описаны результаты работы по виртуальной реконструкции объектов культурного наследия Республики Татарстан, расположенных в Арском, Атнинском, Высокогорском, Кукморском районах; по созданию ЗИ-визуализации виртуальных экспозиций утраченных объектов, дающих визуальное представление о них. Наличие мультимедийных экспозиций делает возможным сохранение объектов культурного наследия в виртуальном пространстве для последующих поколений, гарантирует их воссоздание в будущем. Проекты лаборатории «Асылташ» рассчитаны на любую аудиторию. Даже люди, не имеющие возможности путешествовать реально, с помощью технологии виртуальной реальности могут «переместиться» во все уголки Татарстана.

Ключевые слова: ЗБ-технологии; виртуальная историческая реконструкция; объекты культурного наследия.

THE TECHNOLOGY OF RECREATION ARCHITECTURAL IMAGES HISTORICAL VILLAGES OF ZAKAZAN USING

IN THE PREPARATION OF THE FUTURE DESIGNERS

Kadyjrova L.H., Musina K.I.

Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation

The article describes the results of virtual reconstruction ofTatarstan cultural heritage sites situated in Arsk, Atnia, Vysokaya Gora and Kuk-

mor regions; and 3D visualization of virtual expositions of lost objects, giving a visual representation of them. Available multimedia expositions make possible to save cultural heritage sites in virtual space for the further generations and guarantee their recreation in the future. Projects of the Asyltash laboratory are designed for any audience - even those people who cannot afford to travel in reality can move to any place in Tatarstan using the virtual reality technology.

Keywords: 3D-technologies; virtual historical reconstruction; cultural heritage sites.

Вопрос о сохранении историко-культурного наследия страны и регионов представляется сегодня особенно важным в связи с постоянно растущими рисками, обусловленными недостатком финансирования для содержания, реставрации и восстановления материальных объектов культурного наследия (ОКН), производственным освоением территорий, на которых они расположены и т.п. Виртуальная реконструкция утраченных или требующих реновации объектов в их первоначальном виде отчасти может решить проблему невозможности восстановления исторических объектов традиционными способами. Кроме того, создание реалистичных 3D копий уникальных объектов культуры, в том числе и разрушающихся, позволит сохранить их в виртуальном пространстве для последующих поколений в неизменном виде и тем самым гарантирует при необходимости возможность их воссоздания.

В области виртуальной исторической реконструкции развернута серьезная работа научно-исследовательскими коллективами Санкт-Петербурга, Москвы, Тамбова, Екатеринбурга, Красноярска. На кафедре дизайна и национальных искусств Института филологии и межкультурной коммуникации им. JI. Толстого Казанского федерального университета в рамках деятельности творческой лаборатории-ассоциации педагогов и студентов «Асылташ» под руководством доцентов К.И. Мусиной и Р.Ф. Салахова с привлечением специалистов-краеведов взяты ориентиры на создание ЗБ-туров по утраченным и находящимся в аварийном состоянии объектам культурно-исторического наследия Заказанья.

Задачей проекта «Асылташ» является не только проектирование внешней оболочки исторических зданий (реконструкции старинных сел, архитектурных ансамблей жилых усадеб, мечетей, ландшафтов и элементов благоустройства), но и предложения по реабилитации сохранившихся строений, привнесение в них новой функционально-смысловой нагрузки, так как без функционального наполнения здания разрушаются и гибнут.

В Заказанье находятся Арский, Атнинский, Балтасинский, Высокогорский, Кукморский районы Республики Татарстан. Согласно «Стратегии сохранения культурного наследия РТ» эта подзона включает в себя исторические места и комплексы, связанные с именами выдающихся деятелей науки, культуры и искусства; сюда входят и территории этнического развития татарского народа [1, с. 4]. Селы Заказанья в Татарстане принято считать мемориальными объектами, колыбелью языка, религии, культуры, где эпическая природа и произведения народных умельцев воплощают национальные представления о гармонии и мире, что имеет общенародную и общечеловеческую значимость.

Создание образа утраченного объекта требует виртуального восприятие образа; для этого проводятся полевые занятия с выходом на объект. Студенты на данных занятиях приобретают опыт эмпирического метода исследования объектов, выполняют фотофиксации, натурные обмеры аварийных и руинированных памятников. Для культурологического обоснования восстанавливаемого объекта студенты проходят определенные этапы: выявления и конструирования фактов, изучения исследуемой эпохи, поиск аналогов, теоретического осмысления, создания вариативных трехмерных моделей объекта [2, с. 28].

Первым мероприятием лаборатории «Асылташ» стала разработка маршрута «По достопримечательным местам Заказанья». Были организованы экспедиции в села, известные с XVI в. - Большие Менгеры, Атня Атнинского района, Маскара Кукморского района РТ. Результатом экспедиций и поднятия источниковой базы в Национальном архиве РТ и библиотеке КФУ стала подготовка и защита

выпускных квалификационных работ: «Дизайн-проект музейно-рекреационного комплекса в с. Б. Менгеры Атнинского района РТ», «Дизайн-проект дома М. Бакирова в с. Б. Менгеры Атнинского района РТ», «Концептуальный дизайн-проект реновации жилища на примере дома Б. Муллина в Старо-татарской слободе г. Казани», «Усадьба М. Оконишникова в населённом пункте Крутушка г. Казани - объект краеведмарша «Дворянское гнездо»», «Дизайн-проект дома Горталовых в Казани, где жил Л.Н. Толстой».

Полученный опыт обогатил инновацию Национальной программы «Сохранение культурного наследия в районах Татарстана и повышение культурного уровня самосознания населения в отношении исторических ценностей», разработанную руководителем Общественной ассамблеи «Наследие Татарстана» при Академии наук РТ В.А. Демидовым. Разработанные проекты визуализации утраченных объектов, включенные в концепт-идею социум-средо-вого музея «Альянс мемориальных объектов наследия», придали ей актуальности, поскольку указанные объекты находятся в стадии музеефикации и являются этапами краеведческих маршрутов «Алацкая дорога», «Дворянское гнездо», «Поселение «Каменная мельница».

Стоит отметить, что использование аддитивных технологий и методов ЗБ-визуализации позволяет привлекать внимание целевых групп всех возрастов и любого уровня образования к вопросам истории и кулыуры путем создания интерактивной познавательной среды, как в сети Интернет; так и в музейных залах. Обычно широкой публике доступна лишь малая часть музейных коллекций (порядка 3-5%). ЗБ-технологии же позволяют «открыть» музейные запасники для всех, создавая совершенно новые, оригинальные виртуальные экспозиции без учета ограничений реальности.

Проекты лаборатории «Асылташ» рассчитаны на любую возрастную аудиторию. Люди, которые в силу возраста, здоровья, финансовых затруднений или большой удаленности не имеют возможности путешествовать реально, с помощью технологии виртуальной реальности могут «переместиться» в любой уголок Татарстана. Имея

трехмерные модели памятников старины, становится достаточно простым воссоздание целого виртуального ансамбля, в который легко можно поместить зрителя. Такой виртуальный экспонат может быть интерактивным, что позволит осуществлять навигацию в виртуальном пространстве, осматривая некогда существовавшие архитектурные объекты. При этом вся информация (исторические и архитектурные факты и данные, сведения о культуре и т.п.) будет доступна «по щелчку мышки». Пользователям предоставляется уникальная возможность увидеть архитектурный ансамбль в том виде, как он выглядел в прошлом, и познакомиться с современным состоянием этого же музейного экспоната. Методы «виртуальных прогулок» по историческому пространству села или города, осмотр уже утраченных зданий с заходом внутрь помещений позволят современному пользователю увидеть прошлое и ощутить связь с поколениями.

Практическая значимость лаборатории «Асылташ» заключается в том, что результаты ее работы могут быть использованы в исследовательской, преподавательской деятельности при разработке общих и спецкурсов по истории Татарстана, изучению национальных особенностей архитектуры и дизайна жилища, истории искусства и культуры татарского народа, при создании учебных пособий краеведческого характера. Созданная и апробированная методика может быть применена в рамках исследований по разработке виртуальных исторических реконструкций сельских сооружений и городской застройки с целью анализа эволюции инфраструктуры и восстановления утраченных или находящихся в аварийном состоянии памятников культуры. Кроме того, творческая лаборатория «Асылташ» призвана сплотить энтузиастов из числа молодежи студенческого возраста для пропаганды и привлечения внимания к проблеме сохранения культурно-исторического наследия страны и регионов; повысить профессионализм будущих дизайнеров, которые в ходе грантовой деятельности отрабатывают проектные умения и изучают социальный контекст будущей профессии (поиск заказчика, синтез искусств, модификация проектов и т.п.).

Список литературы

1. Татарстанская стратегия сохранения культурного наследия [Электронный ресурс]. -URL: http://oprt.tatarstan.rUms/file/pub/pub_101338.doc

2. Нежметдинова Ф.Т. Культурология. Казань, 2009. С. 28. [Электронный ресурс]. - URL: http://studopedia.org/7-5533.html

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-117-123

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Кожевникова О.А.

ОЯСГО: 0000-0002-3061-8069, Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Представлен опыт диагностики (мониторинга) учебной подготовки обучающихся с рейтинговой системой оценки знаний и умений по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» на кафедре Безопасности жизнедеятельности и физической культуры Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета. Разработана компактная форма фиксации результатов мониторинга с рейтинговой системой оценки знаний обучающихся. Данные диагностических срезов являются предметом постоянного анализа в диахронии с целью принятия управленческих решений в соответствии с динамикой фиксируемых изменений.

Ключевые слова: обучающиеся; образовательный процесс; мониторинг; федеральный государственный образовательный стан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.