Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кондратенко Олеся Владимировна, Кравцова Татьяна Сергеевна

Настоящее время называют веком современных технологий. Всё больше инноваций внедряются в нашу обыденную жизнь: 3D-печать, искусственный интеллект, VR и AR, беспилотные автомобили и так далее. Так случилось и с туризмом. Одна из инновационных технологий стала распространена среди туристической и гостиничной индустрии. Речь идёт о виртуальной и дополненной реальности.The present time is called the century of modern technology. More and more innovations are being introduced into our everyday life: 3D printing, artificial intelligence, VR and AR, a self-driving car, and so on. This is what happened with tourism. One of the innovative technologies has become widespread among the tourism and hotel industry. We are talking about virtual and augmented reality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кондратенко Олеся Владимировна, Кравцова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ»

УДК 338

Экономические науки

Кондратенко Олеся Владимировна, студент ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» Кравцова Татьяна Сергеевна, преподаватель ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», аспирант,

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический

университет»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ И ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ

Аннотация: Настоящее время называют веком современных технологий. Всё больше инноваций внедряются в нашу обыденную жизнь: BD-печать, искусственный интеллект, VR и AR, беспилотные автомобили и так далее. Так случилось и с туризмом. Одна из инновационных технологий стала распространена среди туристической и гостиничной индустрии. Речь идёт о виртуальной и дополненной реальности.

Ключевые слова: виртуальная реальность, гостиничный бизнес, дополненная реальность, туризм.

Abstract: The present time is called the century of modern technology. More and more innovations are being introduced into our everyday life: 3D printing, artificial intelligence, VR and AR, a self-driving car, and so on. This is what happened with tourism. One of the innovative technologies has become widespread among the tourism and hotel industry. We are talking about virtual and augmented reality.

Keywords: virtual reality, hotel business, augmented reality, tourism.

Стоит начать с того, что же значат эти сокращения. «VR» или «Virtual reality» (в переводе с английского «Виртуальная реальность») - искусственно созданный мир, увидеть который можно при помощи специальных устройств -очков, шлемов и других приспособлений для виртуальной реальности. Использовав эти предметы, человек переносится в другое пространство, видя заданную картинку. Вместе с «виртуальной реальностью» активно развивается «дополненная реальность» - «AR» или «Augmented reality». Такая технология отличается от предыдущей тем, что человеку виден реальный мир, однако, на него накладывается искусственно созданная картинка, которая дополняет реальность определёнными сведениями, информацией и изображениями [3].

Многие, кто уже знают об этой инновации, ошибочно полагают, что она используется в большинстве своём для различных видеоигр, однако стоит отметить, что это не так. VR и AR активно используются как при обучении (автошколы, медицинские направления, кулинария и т.п.), так и для наглядного представления какой-то необходимо важной, полезной информации. Как же виртуальная и дополненная реальности могут быть полезны в туристической и гостиничной отрасли? Для этого представим ситуацию: человек выбирает для будущего отдыха подходящий отель, но ему хотелось бы заранее увидеть его, чтобы определиться с выбором и понять, что его предстоящее путешествие будет по-настоящему комфортным и таким, как он себе представляет. Именно для такой ситуации турист и сможет воспользоваться услугами дополненной или виртуальной реальности, чтобы, будучи у себя дома, переместиться в выбранный отель, лучше его разглядеть, понять, подходит ли он ему. Такой способ погрузит его в копию того или иного средства размещения, донеся до него информацию интереснее и подробнее, чем через видеоролик или информацию с сайта.

В туристической отрасли VR и AR-туры набирают популярность. Они используются для различных целей, начиная от демо-версии предстоящего туристического путешествия, показывающего, что ждёт туриста в этом туре, заканчивая полностью подготовленной виртуальной экскурсией, благодаря

которой человек может побывать в разных частях страны и даже мира, не выходя из своей квартиры. Такие современные технологии помогают не только красочно показать, что их ожидает в будущем путешествии, вызвав наибольший интерес у путешественников, но и привлечь большее количество клиентов турфирм к своему продукту.

Так, например, в столице России уже активно развиваются туры с виртуальной реальностью. Благодаря данной технологии желающие смогут увидеть то, чего уже нет: постройки XX века, а также нереализованные по определённым причинами проекты. Кроме того, можно подобрать и другие направления виртуального путешествия: «Москва, которой не было», «история московских небоскрёбов», «Китай-город VR» и другие. Такие туры подойдут тем, кто хочет увидеть что-то новое и необычное. VR- тур проходит в специальных условиях: всем участникам в сопровождении гида выдаётся определённое VR-оборудование. В зависимости от выбранного тарифа тура вы можете выбрать виртуальное путешествие, передвигаясь пешком или на автобусе. Продолжительность такого современного путешествия от 2 до 2,5 часов [4].

Республика Карелия обладает всем необходимым для развития виртуальной индустрии туризма. На базе Петрозаводского государственного университета существует Центр искусственного интеллекта, который в сотрудничестве с кафедрой туризма ПетрГУ занимаются разработкой экскурсий с применением технологии дополненной реальности. Первые экскурсии разрабатываются на территории города Петрозаводск, захватывая основные достопримечательные места: набережная Онежского озера, площадь Кирова, парки, скверы и т.п. Дополненная реальность позволяет увидеть специально созданную картинку, которая накладывается на реально существующие места. Так, например, для получения доступа к дополненной реальности достаточно использовать смартфон, чтобы оживить какую-либо скульптуру и благодаря встроенной информации прочитать или даже послушать историю, относящуюся к этой скульптуре. Таким образом, можно

восстанавливать уже несуществующие объекты, например, увидеть, каким был город десятки лет назад, воспроизведя в дополненной реальности изображения старинных построек, дорог и других объектов.

В дальнейшем такие проекты можно использовать на коммерческой основе, позволяя туристам и любым желающим разнообразить свой кругозор, узнать полезную информацию, побывать там, где по какой-то причине сейчас это сделать невозможно.

Ещё одним примером успешного внедрения технологии дополненной реальности является первый в России маршрут дополненной реальности по Петрозаводску команды «CreatePTZ - креативное сообщество Петрозаводска». Проект создан в рамках проекта «Город как искусство» при поддержке Федерального агентства по туризму, Правительства Республики Карелия и Администрации Петрозаводского государственного округа. На данный момент работает три направления маршрута: по арт-объектам, по тайным местам Петрозаводска и историческим локациям [1].

Кроме того, ООО «ВИ ЭКС», расположенная на базе ПетрГУ, создала турмаршруты по природным достопримечательностям Карелии с использованием дополненной реальности. Для желающих откроется возможность виртуально посетить такие места, как водопады Кивач, Белые моста и древний вулкан Гирвас. Компания придумала название «Телепорт», подразумевающее перенос человека в те места, находясь далеко от них. «Телепорт» подразумевает просмотр достопримечательностей в панорамном видео, во время которого предусмотрена аудиодорожка с полезной, познавательной информацией. Воспользоваться данной возможностью может любой желающий - для такого виртуального переноса потребуется только телефон. Предварительно необходимо скачать приложение «AR- тур». Для использования маршрута можно загрузить его через Wi-Fi и пользоваться в местах без доступа к Интернету. Также, как отмечает учредитель компании, они уже имеют разработанный веломаршрут по Петрозаводску: от набережной Онежского озера до микрорайона Древлянка [2].

Библиографический список:

1. CreatePtz. Креативное сообщество Петрозаводска // vk.com URL: https://vk.com/createptzkarelia (дата обращения: 12.12.2022).

2. В Карелии для туробъектов разработали маршруты с дополненной реальностью // РБК URL: https://karelia.rbc.ru (дата обращения: 15.12.2022).

3. В чем разница между VR и AR? // РБК Тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends (дата обращения: 12.12.2022).

4. Москва, которой не было // Ретро Футуро URL: https://moscow.refutur.com/ru/ (дата обращения: 15.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.