Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-КВЕСТ / ТЕХНОЛОГИЯ / РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА / ЗАДАЧА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боронихина Ирина Олеговна

В статье рассматривается потенциал использования технологии веб-квеста при обучении английскому языку в современном вузе. Анализируются преимущества использования информационных технологий в рамках образовательного процесса. Обосновывается эффективность применения технологии веб-квеста при обучении иностранному языку, что способствует решению ряда важнейших задач, таких как организация самостоятельной и групповой деятельности студентов, развитие критического и аналитического мышления, активизация всех видов речевой деятельности. В статье представлен собственный веб-квест автора, используемый им на занятиях по английскому языку и способствующий развитию лингвострановедческих, познавательных и коммуникативных навыков студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боронихина Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST TECHNOLOGY IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT THE UNIVERSITY

The article deals with the potential of applying web quest technology in teaching English at a modern university. It analyzes the advantages of information technologies` employing in educational process. The article justifi the necessity of applying web quest technology in teaching a foreign language as it contributes to solving a number of important tasks: organization of independent and group activities of students, development of critical and analytical thinking, activization of all types of speech activities. The author presents her own web quest used in English lessons, contributing to the development of linguistic, cognitive and communicative skills of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

сылов, идеологических установок; демонстрацию положительных примеров из реальной созидательной практики, поощряемых образцов поведения и деятельности);

- формирование собственных информационных потоков, направленных на внешнюю среду.

Созданная в образовательном учреждении единая коммуникативная сеть, как показала опытноэкспериментальная работа (с результатами которой можно ознакомиться в статье «Воспитание гражданской позиции личности как метод противодействия угрозам информационного мира» [4]), позволяет осуществлять требуемое воспитательное влияние на формирование ценностных приоритетов студентов, распространять и пропагандировать традиционные российские ценности, формировать свойство «информационной устойчивости», которое становится барьером для инородных идеологических влияний.

2. Студенческое самоуправление как важный компонент воспитательного пространства вуза

В воспитательном пространстве учебного заведения, в распространении информации, как видно из рисунка, важнейшую роль играет студенческий актив, органы студенческого самоуправления. В принятой сегодня формулировке студенческое самоуправление - форма инициативной самостоятельной деятельности студентов по решению вопросов организации обучения, быта и досуга.

Студенческий актив:

1) сохраняет, воспроизводит лучшие элементы социокультурной вузовской среды, привнося в нее новые традиции, ритуалы и символы;

2) выступает эталоном, регулятором отношений для остальных студентов;

3) способствует привлечению к деятельности актива;

4) выполняет организационно-координационную деятельность: кураторство младших курсов, поддержание контактов с выпускниками (создание клуба выпускников), профориентация школьников и т.д.

Студенческое самоуправление дает площадку для самореализации, где можно себя показать, проявить, проверить, оценить, сравнить, развить готовность действовать в условиях неопределенности, что формирует личностный опыт, адекватный требованиям современной высокодинамичной среды. Студенческое самоуправление позволяет применять знания на практике, разрабатывать и внедрять новые формы, методы, социально-ориентированные программы. Существующие традиции являются базой для новых веяний и ритуалов, направленных на формирование вузовской социокультурной профессиональной среды. Локальная социокультурная вузовская среда является срезом интеллектуальной и творческой жизни, адекватной моделью социума, навыки адаптации в которой можно проецировать за пределы учебного заведения, позволяя выпускнику впоследствии уверенно адаптироваться в послевузовской среде, чувствовать себя полноценной и самодостаточной личностью.

Формирование и обучение студенческого актива - важнейшее направление воспитательного процесса, от эффективности реализации которого во многом зависит эффективность всей воспитательной системы в целом. И в этой деятельности важнейшими остаются традиционные методы воспитания, которые преломляются в новых формах.

Мероприятия по созданию студенческого актива направлены на активизацию личностного саморазвития студентов, создание системы межфакультетских институтских связей, обеспечение преемственности в органах студенческого самоуправления, а также пропаганду традиционных российских ценностей, формирование ориентаций студенческого сообщества на созидательно-активную деятельность, неприятие насильственных методов и противостояние экстремистской идеологии. Мероприятия, направленные на создание и организацию студенческого актива, предполагают командное взаимодействие участников, возможность получать навыки самостоятельности, адаптации к социальноэкономическим условиям, ответственности, умения решать проблемы и доводить начатое до конца, личностный рост и др. Также сюда входят специальные мероприятия, направленные на адаптацию первокурсников, включения их в общественную деятельность и различные виды подготовки к деятельности в органах студенческого самоуправления.

Обучение студенческого актива происходит в основном не в традиционной форме «учитель -ученик» (хотя, присутствует и она), а в других, коллективных или индивидуально-самостоятельных

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

21

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

формах познания и освоения действительности, норм и законов существования общества. Неформальное обучение происходит в форме наставничества, непосредственно в организационном процессе подготовки мероприятий, через разнообразные виды внутренних коммуникаций (совещания, собрания, корпоративные СМИ, группы в социальных сетях, на специально организованных досуговых мероприятиях и т.д.). Оно не структурировано как учебный процесс и идет из множества источников, блоки информации и ситуации, в которых получается и накапливается практический опыт, часто не находятся в отношениях взаимозависимости. Эта форма создает установку на процесс самосовершенствования, условия для самоизменения, стимулирует стремление к самообразованию, провоцирует информальное образование - индивидуальную познавательную деятельность, происходящую спонтанно, в процессе межличностного общения, самообразования, деятельности.

Ключевыми этапами обучения являются так называемые «Школы актива», где в ограниченное время даются определенные знания и умения, которые тут же реализуются на практике, предполагая продолжение в последующем учебно-воспитательном процессе. Надо отметить, что «Школы актива» основываются на непосредственном живом вербальном и невербальном общении, которое в современном мире все чаще заменяется опосредованным.

Заключение

Смыслообразующие параметры, концептуальные подходы, на которых базируется воспитательное пространство вуза, требуют поиска новых механизмов включения их в современную техногенную культуру, рассмотрения традиционных аксиологических ориентиров в контексте всеобщей информатизации процессов. Информационное образовательное пространство вуза, являясь специфическим фактором влияния на студентов, создает (или не создает) условия для включения студента в социальные отношения, стимулирует развитие социокультурных компетенций, предоставляет деятельностное пространство реализации своей активности и воспроизводит (или не воспроизводит) необходимое информационное воздействие на становление ценностно-мотивационных установок и формирование свойства «информационной устойчивости».

Информатизация, применение и распространение ИКТ в воспитательном процессе, коррекция влияния информационных потоков являются важнейшими условиями эффективности вузовского воспитательного процесса. С другой стороны, при использовании ИКТ в воспитании, одной из задач которого является социализация индивида и формирование активного члена общества, должно соблюдаться соответствие целей и средств их достижения, информационные и телекоммуникационные технологии должны дополнять, оптимизировать, но не исключать формы работы, основанные на живом общении и некомпьютеризированной деятельности, разнообразить пространства и формы деятельности, а не сковывать строгой алгоритмизацией, расширять круг общения, а не ограничивать его социальными сетями и виртуальной средой, давать информационный простор для подготовленного и адекватно воспринимающего человека, а не засорять сознание. Средства ИКТ, став такими же привычными, как бытовая техника, должны стать не инструментом, разрушающим психику, а инструментом, позволяющим активизировать педагогическое воспитательное воздействие для реализации основных принципов воспитательной деятельности.

Поэтому актуальной задачей является выявление видов воспитательной педагогической деятельности, где информатизация целесообразна, а где излишняя опосредованность компьютерными средствами будет усложнять или даже вредить процессу, соотнесение возможностей и функций ИКТ с планируемыми результатами.

Список литературы

1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. - М., 2009. - 49 с.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержание и технологии: сборник научных статей. - М.: Просвещение, 2004. - Вып. 2. - С. 56-84.

22

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

3. Денисова А.Б. Информационно-коммуникационное обеспечение внеучебного процесса // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 1, ч. 1. - С. 73-77.

4. Денисова А.Б. Воспитание гражданской позиции личности как метод противодействия угрозам информационного мира // Гуманитарное знание и духовная безопасность: материалы IV Международной научно-практической конференции (г. Грозный, 1-3 декабря 2017 г.). - Махачкала: ЧГПУ: АЛЕФ (ИП Овчинников), 2017. - С. 217-221.

5. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. - Краснодар: СовКуб, 2005. - 356 с.

6. КастельсМ. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - С. 494-505.

7. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы. - М.: Академия АйТи, 2011. - 152 с.

8. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство: опыт и размышления // Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. - М., 1996. - С. 5-48.

9. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как открытая система // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. - С. 131-143.

10. Резниченко М.Г. Формирование воспитательного пространства вуза: критерии эффективности // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 8. - С. 29-34.

References

1. Atanasyan S.L. Formirovanie informacionnoj obrazovatel’noj sredy pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.02. - M., 2009. - 49 s.

2. Grigor’ev S.G., Grinshkun V.V., Krasnova G.A. Osnovnye principy i metodiki ispol’zovaniya sistemy portalov v uchebnom processe // Internet-portaly: soderzhanie i tekhnologii: sbornik nauchnyh statej. - M.: Prosveshchenie, 2004. - Vyp. 2. - S. 56-84.

3. DenisovaA.B. Informacionno-kommunikacionnoe obespechenie vneuchebnogo processa // Fundamental’nye issledovaniya. - 2013. - № 1, ch. 1. - S. 73-77.

4. Denisova A.B. Vospitanie grazhdanskoj pozicii lichnosti kak metod protivodejstviya ugrozam informacionnogo mira // Gumanitarnoe znanie i duhovnaya bezopasnost’: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Groznyj, 1-3 dekabrya 2017 g.). - Mahachkala: CHGPU: ALEF (IP Ovchinnikov), 2017. - S. 217-221.

5. Eremin A.L. Noogenez i teoriya intellekta. - Krasnodar: SovKub, 2005. - 356 s.

6. Kastel’s M. Stanovlenie obshchestva setevyh struktur // Novaya postindustrial’naya volna na Zapade: antologiya / pod red. V. L. Inozemceva. - M.: Academia, 1999. - S. 494-505.

7. Korotenkov Yu.G. Informacionnaya obrazovatel’naya sreda osnovnoj shkoly. - M.: Akademiya AjTi, 2011. -152 s.

8. Novikova L.I., Kuleshova I.V. Vospitatel’noe prostranstvo: opyt i razmyshleniya // Metodologiya, teoriya i praktika vospitatel’nyh sistem: poisk prodolzhaetsya. - M., 1996. - S. 5-48.

9. Novikova L.I., Sokolovskij M.V. «Vospitatel’noe prostranstvo» kak otkrytaya sistema // Obshchestvennye nauki i sovremennost’. - 1998. - № 1. - S. 131-143.

10. ReznichenkoM.G. Formirovanie vospitatel’nogo prostranstva vuza: kriterii effektivnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2009. - № 8. - S. 29-34.

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

23

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 37.01

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

Быков Анатолий Карпович,

д-р пед. наук, профессор, зам. проректора по дополнительному профессиональному образованию,

e-mail: [email protected],

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

В статье патриотическое сознание личности интерпретируется как сложное образование, базирующееся на любви к Родине и включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите. В статье выделяются основные пути развития патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов: углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого эмоционально-сопереживающего отношения к факту Победы в войне; целостный и системный подход к работе по формированию патриотического сознания по ее направлениям, формам и методам; научное обоснованное выявление и разоблачение ложных утверждений, фальсификаций истории войны и ее итогов.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 годов, Великая Победа, патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, историческое сознание, историческая память, молодежь

formation of patriotic consciousness children AND youth on the HISTORY oF GREAT PATRioTIC WAR 1941-1945

Bykov A.K.,

doctor ofpedagogy, professor, deputy vice-rector for continuing professional education,

e-mail: [email protected],

Government University of Finance Russian Federation, Moscow

In the article, the patriotic consciousness of the individual is interpreted as a complex formation based on love for the Motherland, which includes a combination of deep knowledge about the history of his Fatherland, the traditions and customs of his people, his own genetic roots, the surrounding social and natural environment, as well as beliefs, values orientations and motivational attitudes towards personal activity in serving the motherland and readiness to protect it. The article highlights the main ways of developing patriotic consciousness in children and youth at the events of the Great Patriotic War of1941-1945: deepening the knowledge of children and youth about the events of the Great Patriotic War, forming, on the basis of an objective assessment of the past, an emotionally empathic attitude to the fact of Victory in the war; a holistic and systematic approach to the work of forming a patriotic consciousness in its areas, forms and methods; scientifically substantiated identification and exposure offalse allegations, falsifications of the history of the war and its outcome.

Keywords: the Great Patriotic War of 1941-1945, the Great Victory, patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, historical consciousness, historical memory, youth

Doi 10.21777/2500-2112-2020-1-24-28

В 2020 году исполняется 75 лет со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне. Воспитательная работа с подрастающим поколением на духовном и культурологическом наследии Великой Победы выступает одним из эффективных направлений формирования патриотического сознания молодежи [1-3; 5; 7; 9].

24

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

На социальном уровне патриотическое сознание выступает как сложное образование различных форм общественного сознания (политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного и др.) и представляет собой систему идей, взглядов, традиций, чувств и настроений классов, наций, социальных групп, личности, служащих побудительными мотивами патриотической деятельности по развитию и защите Отечества.

Патриотическое сознание является элементом политического сознания и представляет собой диалектическое единство отражения политической среды Отечества, с одной стороны, и выражения определенного отношения к ней граждан и общества - с другой. Патриотическое сознание выражает отношение людей к государственному строю и другим компонентам политической системы [1, с. 34].

Сущностная характеристика патриотического сознания личности зависит от определения понятия «патриотизм». В данной статье под «патриотизмом» понимается устойчивое качество человека, проявляющееся в любви к Родине, высоком патриотическом сознании, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, патриотически направленной деятельности.

Исходя из сущностной характеристики патриотизма, патриотическое сознание личности представляет собой сложное образование, базирующееся на любви к Родине, включающее в себя совокупность глубоких знаний об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, а также убеждений, ценностных ориентаций и мотивационных установок по личностной активности в служении Родине и готовности к ее защите [3, с. 12].

Знания об истории своего Отечества, традициях и обычаях своего народа, собственных генетических корнях, окружающей социальной и природной среде, характеризующие патриотическое сознание, являются базовыми и для мировоззрения человека, тем более что они осваиваются человеком с самого раннего возраста. Без этих знаний миропонимание человека будет или неполным, или эклектичным, или искаженным [3, с. 13].

Патриотические ценности, отражающие черты патриотического сознания, - Родина, отечество, держава, государственность, служение, национальное сознание, природа, родители, народ и т.д., - присваиваемые молодым человеком, активно воздействуют на такие характеристики мировоззрения, как жизненные идеалы, принципы и позиции личности.

И патриотическое сознание, и мировоззрение отражают в своем содержании жизненные идеалы. Люди размышляют о будущем с точки зрения того идеала, который у них формируется об этом будущем, на основе своего собственного определения того, насколько этому идеалу соответствует современная жизнь. Как показывает практика, именно патриотические идеалы являются наиболее жизнеспособными.

Жизненная позиция выражается в оценках самой реальной жизни, окружающих людей, происходящих событий, в выработке программы своей жизни. жизненная позиция, жизненные принципы, в конечном счете, определяют поступки человека. Патриотическое сознание, продуцируя патриотические ценности, как раз трансформируется и проявляется в активной жизненной позиции человека, правопослушном поведении, социально полезных поступках.

Сформированное патриотическое сознание, самостоятельность и прочность патриотических убеждений придают устойчивость мировоззрению человека в целом. Патриотические мировоззренческие устои, основанные на осознании неразделимости духовных и социальных связей с Родиной и человеческим окружением, вселяют уверенность в своих силах и действиях, исключают предпосылки в развитии подражательного или приспособленческого мировоззрения [6].

Патриотическое сознание у молодежи, основанное на событиях и уроках Великой Отечественной войны, имеет две важные особенности.

Во-первых, это одновременно историческое сознание. Историческое сознание охватывает и рациональный компонент в миропонимании россиянина, влияет на эмоционально-чувственную сторону его жизнедеятельности. Имея многовековую историю, богатую сложными и драматическими событиями (по выражению С. Кара-Мурзы - Большую историю), мы активно сопереживаем за их фактологическую и политическую оценку, близко к сердцу воспринимаем кажущиеся нам исторические не-

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

25

МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

точности, неверные интерпретации. В любом политическом акте мы стремимся увидеть исторические аналогии; при его рассмотрении хотим опереться на исторические уроки.

Во-вторых, развивая патриотическое сознание молодежи, мы обеспечиваем сохранение исторической памяти о героической победе советского народа в Великой Отечественной войне. Историческая память - достаточно сложный социокультурный феномен, о чем говорят ее особенности функционирования: избирательность, долговременность и краткосрочность; мифологизированность; оценочная бинарность; исторический символизм; актуализированность [9, с. 21]. Историческая память о славных страницах российской истории выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о выдающихся событиях, их участниках, героических поступках наших соотечественников несут заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества. Важным методологическим аспектом является признание за исторической памятью ее духовной и культурологической функции, о чем свидетельствует осмысление феномена Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов [2; 7; 8]. Политическая культура всего народа считает важнейшим ее атрибутом признание святости и нерушимости Великой Победы, общая и нравственная культура россиянина, в том числе молодого человека, немыслима без знания истории Победы в Великой Отечественной войне, уважительного и ответственного отношения к ней.

Победа в Великой Отечественной войне рассматривается как позитивная символическая духовная ценность, причем во всех поколениях россиян. Историческая память о ней выполняет консолидирующую, объединяющую российский социум функцию. Память о событиях войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь о понесенных огромных утратах несут заряд духовного единения российского общества при всей сложности его социальной структуры и социально-экономических различий. Эта память играет роль ценностных ориентиров для социального поведения членов нашего общества.

Великая Отечественная война - одно из тех исторических событий, которые позволяют современным поколениям россиян причислять себя к народу, способному на свершения мировой значимости. Воспитание молодежи на историческом наследии Победы в Великой Отечественной войне способствует формированию у подрастающего поколения психологии успешности, опосредованного присвоения через механизмы преемственности поколений психологии победителя [7].

Какие основные пути можно выделить в развитии патриотического сознания у молодежи на событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов?

Первый и основной путь - углубление знаний молодежи о событиях Великой Отечественной войны, формирование на основе объективной оценки прошлого патриотического сознания и эмоцио-нально-сопереживающего отношения к факту Победы в той войне.

Воспитательный потенциал Великой Победы определяется ее выдающейся ролью и значением для России. Одной из ведущих патриотических идей, которые усваивают студенты при изучении Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, является та, что в самом ее названии заключается общенародный характер, в войне решалась судьба национальной независимости страны. Изучение событий Великой Отечественной войны студентами целесообразно на основе аксиологического, деятельностного и возрастного подходов, с учетом интеграции предметов гуманитарного цикла и внеурочной деятельности.

Изучение событий Великой Отечественной войны, наполненных примерами исключительного мужества, выдержки, доблести и верности своей Родине, призвано способствовать присвоению студентами патриотических ценностей, раскрытию своего образа «Я» как патриота России.

Особого внимания заслуживает воспитательная работа вокруг факта массового героизма советских людей на фронте и в тылу. Оценивая Великую Победу как величайшее историческое событие в российской истории, воспринимая ее как личностно значимое явление, молодые люди крайне редко берут в себе в качестве идеала, образца для подражания героев Великой Отечественной войны. Между тем студенты не только должны знать примеры героизма, но и приходить на основе массовости таких подвигов к убеждению о необходимости добросовестного и активного служения (воинского, гражданского) своей стране.

26

Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 1 (30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.