Луткова Наталья Викторовна, средняя общеобразовательная школа №12 г. Соликамска Пермского края, учитель английского языка
Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся
В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, поможет учителю разнообразить учебный процесс и сделать его живым и интересным.
Веб-квест - это современная технология, основанная на проектном методе обучения, предполагающая поисковую деятельность обучающихся с четкой управляющей ролью обучающего, с применением новых информационно-коммуникационных средств, - цитирует энциклопедия «Академия».
«Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квесты разрабатываются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и
межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся рассчитаны на длительный срок, может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах». [1]
Использование в проектной деятельности учеников компьютера как инструмента творческой деятельности способствует достижению нескольких задач [3, 5]:
• повышение мотивации к самообучению;
• реализация креативного потенциала;
• повышение личностной самооценки;
• развитие самостоятельности, коммуникативных умений и умений работы в группе, навыка публичных выступлений.
Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции [4, 15].
Американские ученые-методисты во главе с Берни Доджем выделяют следующие виды заданий для веб-квестов: пересказ, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческое задание, аналитическая задача, детектив, головоломка, достижение консенсуса, оценка, журналистское расследование, убеждение и научное исследование [6].
Веб-квест имеет свою структуру [2]:
1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы.
3. Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания: в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях; в бумажном виде - в виде ссылок на ресурсы в Интернете, адресов веб-сайтов по теме. Этот список должен быть аннотированным.
4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
5. Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
6. Руководство к действиям, которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу.
Для создания веб-квестов разработаны специальные шаблоны, позволяющие преподавателям самостоятельно создавать веб-квесты.
Но организовать работу с веб-квестом без знания определенных критериев отбора информации и критериев оценивания квеста невозможно. Следует уделить внимание следующему: источнику информации, полноте и достоверности информации, новизне материала, информационной и культуроведческой ценности, альтернативным источникам (в том числе и печатным), мультимедийным возможностям, дизайну сайта, посещаемости и прочему. Все это поможет учащимся оценить качество найденной информации и отобрать надежные ресурсы для образования и самообразования [3, 15].
Обычно работа над веб-квестом начинается с постановки проблемного вопроса или с создания проблемной ситуации - они должны мотивировать ученика, побудить у него интерес к данной проблеме, чтобы он смог начать свою поисковую деятельность.
После введения темы учащимся предлагаются задания, которые составляются преподавателем в зависимости от темы и с учетом уровня подготовки учащихся. Все задания выполняются, как правило, в рамках групповой работы.
Для организации работы по выполнению заданий преподаватель должен сделать ссылки на печатные источники, а также ссылки на источники в Интернете. Все это обеспечивает целенаправленный поиск необходимой информации.
Веб-квест включает презентацию результатов поисковой работы в виде слайдов, Интернет-страницы, документа Microsoft Word или в любой другой форме.
В конце выполнения Веб-квеста ученики получают возможность критически проанализировать свою работу и дать ей оценку, а также оценить работу других. А преподаватель
может оценить поисковую работу всех учащихся [6]. Таким образом, процесс работы над Веб-квестом направлен на достижения знаний учеником. Преподаватель перестает быть основным источником знаний для учащихся, он выполняет консультативную роль.
Применение этой технологии в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной, публицистической и специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.
Литература
1. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". http://ito.bitpro.ru/1999.
2. Додж Берни. WebQuest Taskonomy: A Taxonomy of Tasks. 1999.
http://webquest.sdsu.edu/taskonomy.html.
3. Задорожная Н.В. Повышение качества подготовки студентов в педвузах // Иностранные языки в школе, 2007. № 4.
4. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования, 2002. № 7.
5. Портал Teachnology http://teach-nology.com/web tools/rubrics/web-quest/
6. Ресурсный центр «Информационные технологии в обучении языку»: http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php