Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД АНГЛИЙСКИМ ТЕКСТОМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД АНГЛИЙСКИМ ТЕКСТОМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / педагогическое образование / технология сотрудничества / использование технологии сотрудничества / английский язык / vocational training / pedagogical education / cooperation technology / use of cooperation technology / English

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яна Николаевна Поддубная, Анастасия Алексеевна Слукина, Константин Сергеевич Котов

Рассматриваются технологии сотрудничества с точки зрения ее использования в рамках образовательного пространства педагогического высшего учебного заведения. Научной новизной исследования является обоснование эффективности использования данной технологии, выделение преимуществ и акцентирование внимания на вариантах ее использования для обучения студентов педагогического профиля подготовки. Итогом исследования является создание блока упражнений, направленных на изучение темы «Difficultchildren».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яна Николаевна Поддубная, Анастасия Алексеевна Слукина, Константин Сергеевич Котов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of cooperation technology in teaching students of teacher training Institutes

The purpose of this study is to consider the technology of cooperation in terms of its use within the educational space of a pedagogical higher educational institution. The scientific novelty of the study is the justification of the effectiveness of the use of this technology, the allocation of advantages and focusing on the options for its use for teaching students the pedagogical profile of training. The result of the study is the creation of a block of exercises aimed at studying the topic of “Difficult children”.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД АНГЛИЙСКИМ ТЕКСТОМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

Научная статья УДК 372.881.111.1

doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-158-162

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД АНГЛИЙСКИМ ТЕКСТОМ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Яна Николаевна Поддубная1, Анастасия Алексеевна Слукина2, Константин Сергеевич Котов3

1Педагогический институт филиала ВВГУ в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия; 2 3Дальне-восточный федеральный университет (Школа педагогики), г. Владивосток, Россия 1underoak@mail.ru 2nastyaslukina@mail.ru 3kotov.ks@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются технологии сотрудничества с точки зрения ее использования в рамках образовательного пространства педагогического высшего учебного заведения. Научной новизной исследования является обоснование эффективности использования данной технологии, выделение преимуществ и акцентиро -вание внимания на вариантах ее использования для обучения студентов педагогического профиля подготовки. Итогом исследования является создание блока упражнений, направленных на изучение темы «Difficultehildren».

Ключевые слова: профессиональное обучение, педагогическое образование, технология сотрудничества, использование технологии сотрудничества, английский язык.

Для цитирования: Поддубная Я.Н., Слукина А.А., Котов К.С. Использование технологии сотрудничества при организации работы над английским текстом студентов педагогических вузов // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100. № 5. С. 158-162. doi: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-158-162

PEDAGOGY

(specialty: 13.00.08)

Original article

Using of cooperation technology in teaching students of teacher training Institutes

© Yana N. Poddubnaya1, Anastasia A. Slukina2, Konstantin S. Kotov3

Pedagogical Institute of the VGGU branch in Ussuriysk, Ussuriysk, Russian Federation; 2 3Far Eastern Federal University (School of Pedagogy), Vladivostok, Russian Federation 1underoak@mail.ru 2nastyaslukina@mail.ru 3kotov.ks@mail.ru

Abstract. The purpose of this study is to consider the technology of cooperation in terms of its use within the educational space of a pedagogical higher educational institution. The scientific novelty of the study is the justification of the effectiveness of the use of this technology, the allocation of advantages and focusing on the options for its use for teaching students the pedagogical profile of training. The result of the study is the creation of a block of exercises aimed at studying the topic of "Difficult children".

Key words: vocational training, pedagogical education, cooperation technology, use of cooperation technology, English. For citation: Poddubnaya Y.N., Slukina A.A., Kotov K.S. Using of cooperation technology in teaching students of teacher training Institutes. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 100. No 5. P. 158-162. doi: 10.18522/20701403-2023-100-5-158-162

Введение

Актуальность данного исследования заключается в необходимости расширения методической базы педагога, работающего в сфере обучения студентов педагогических направлений. Особый интерес к данному вопросу связан со спецификой обучения на данных направлениях.

Для достижения выше поставленных целей были сформулированы задачи исследования: первая - изучить понятия технологии сотрудничества. Вторая - систематизировать основные принципы и варианты использования технологии сотрудничества, применимые к

обучению студентов педагогических профилей. Третья, заключительная задача, которая также является практической значимостью работы, - разработка блока упражнений, направленного на обучение студентов педагогического профиля подготовки иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий) с использованием технологии сотрудничества. Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: обобщение положительного передового опыта преподавания, метод критического анализа литературных источников и метод дедукции.

Теоретической базой исследования послужили работы А.Ф. Жубатовой [2], Э.Р. Заре-диновой, М.С. Зекрьевой [3], Н.В. Лысенко, Т.А. Ткачевой [4], посвященные рассмотрению технологии сотрудничества и формулированию тезисов о данной технологии. Кроме того, использовались публикации О.Ю. Холюта [8] и И.Г. Якимович [9; 10], освещающие возможности интеграции технологии в образовательный процесс.

Обсуждение

В настоящее время существует большое количество различных технологий, методов и приемов обучения, направленных на повышение результативности образовательного процесса ввиду специфики той или иной программы подготовки. Одной из таких технологий является технология сотрудничества. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сказано, что сотрудничать - это работать вместе, принимать участие в общем деле [цит. по: 2, с. 48].

Технология обучения в сотрудничестве (cooperative elearning) разрабатывалась несколькими группами американских педагогов, которые определяли ее как: «совместное обучение, в процессе которого учащиеся работают вместе, коллективно добывая новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде» [2, c. 49]. Также данная технология является важным элементом прагматического подхода к образованию американского Философа Дж. Дьюи (1970). Разработчики идеи сотрудничества в образовании объединили обучение в коллективе, взаимооценку и обучение в малых группах [10, c. 61-62].

В настоящее время актуальность и востребованность данной технологии обуславливается важностью практического владения и использования того или иного теоретического материала, что порождает необходимость обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей обучающихся, их уровня обученности. Технология сотрудничества в свою очередь позволяет эффективно организовать образовательный процесс, органически при этом вписываясь в классно-урочную систему и позволяя достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого студента [4, c. 91; 5, c. 24].

Сотрудничество в обучении, как и в других сферах взаимодействия, не является самоцелью, а направлено на самостоятельное приобретения знаний, опыта общения и социальной активности студентов [4, c. 91].

Рассматривая вопрос определения признаков сотрудничества, важно отметить следующие признаки: осознание общей цели; организация совместного учебного труда; активно-положительный, гуманистический стиль взаимоотношений участников образовательного процесса; стимулирование самостоятельности, интереса, практической, интеллектуальной и творческой инициативы обучающихся; взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда [4, c. 92].

К основным принципам данной технологии можно отнести:

1. Изучение учебного материала в небольших группах.

2. Личностно-ориентированная направленность обучения.

3. Интеграция образовательных воздействий среды на основе педагогизации.

4. Расширение возможностей, способностей и нравственных качеств обучающихся.

5. Отношение среди студентов, основанное на товариществе [3, c. 159-161].

Таким образом, данная технология позволяет создать на уроке творческую атмосферу, в которой каждый обучающийся вовлечен в активный познавательный процесс [2, c. 49].

Важно различать обучение в сотрудничестве и групповое обучение. Так, И.Г. Якимович выделяет несколько отличий: взаимозависимость членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого отдельно взятого члена группы и уделение особого внимание социальным аспектам обучения и способам общения внутри студенческой группы [10, c. 63-64].

Рассматривая варианты использования данной технологии, представляется возможным выделить несколько различных вариантов его использования:

1. Использование в команде. В данном варианте особое внимание уделяется групповым целям и успеху результата всей группы, который может быть достигнут только посредством группового взаимодействия.

2. Использование посредством «пилы». В представленном варианте учащиеся работают над разбитым на блоки материалом, предъявляя его в дальнейшем всей группе и обучая всему новому, что узнали сами, других членов группы.

3. Совместное обучение. Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием той или иной большой темы. В результате совместной работы отдельных групп достигается усваивание всего материала [8].

При этом важно отметить, что все выше представленные варианты использования технологии сотрудничества включают в себя идеи учения без принуждения, опережение, свободу выбора, совместную деятельность студентов и преподавателя, развитие творческих способностей и самоуважение обучающихся [6, c. 32]. Считаем данные идеи важными и актуальными для обучения студентов педагогических направленностей ввиду специфики образовательной программы.

Так как в основе технологии сотрудничества лежит коммуникация студентов как внутри группы, так и с педагогом, представляется возможным рассмотреть ее в обучении студентов педагогического направления иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий). Советский и российский учёный в области педагогики В.И. Сластенин в свою очередь отмечает: «педагог прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию у детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку ... успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно ...» [7, c. 54]

Использование технологии обучения в сотрудничестве предполагает деление студентов на группы по 3-5 человек, в рамках группы им предлагается коллективно выполнить определенное задание с опорой на предыдущий опыт и пройденный теоретический материал. Кроме того, используя данную технологию, представляется возможным использовать в качестве цели разработку проекта или решения проблемного вопроса [9, c. 110].

Рассматривая использование технологии сотрудничества в обучении студентов педагогических программ, можно выделить следующие преимущества данной технологии:

1. Совместная оценка хода и результата работы, сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого участника.

2. Развитие чувства взаимопомощи и товарищества, направленность на совместное достижение результата.

3. Позитивная взаимозависимость участников, выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения.

4. Формирование умения аргументации собственной точки зрения; [4, c. 92; 1, c. 186]. Принимая во внимание преимущества технологии сотрудничества, авторы данной статьи считают возможным предложить комплекс упражнений, направленный на изучение английского языка по профилю подготовки педагогическое образование иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий). В качестве обучающегося материала используется учебник английского языка В.Д. Аракина 4 курс.

1. Task: Have a look at the pattern (p. 158) and try to formulate the grammar rule using the examples. Explain the idea of the pattern to your classmates.

В рамках данного задания используется вариант технологии сотрудничества под названием «пила». Так, в рамках данного задания, студенты делятся на пять групп и разбирают по одному разному паттерну, предъявляя в дальнейшем сформулированное правило и примеры всей группе.

2. Task: Read the extract of the text (p. 153) and retell it to your classmates. Answer the following questions: what was the aunt's method of bringing up the children and what did it result in? What contribution does the closet make to the story?

Для выполнения данного задания в команде текст делится на небольшие отрывки, которые получают обучающиеся, впоследствии студенты пересказывают эти отрывки одногрупп-никам в результате чего формируется целостное представление о содержании текста, на основе которого студенты отвечают на вопросы и выражают свое отношение к тексту.

3. Express your idea of an ordinary and difficult children, comparing the characteristics and highlighting the differences.

В рамках данного задания по теме «Difficult children» студенты делятся на две команды. Одна команда дает характеристику обычного ребенка, другая, в свою очередь, описывает особенности трудных детей. Таким образом, студенты демонстрируют свое понимание темы, сравнивая характеристики обычных и трудных детей, и используют ранее усво -енные речевые образцы. Таким образом, в данном блоке упражнений использовались различные варианты работы с использованием технологии сотрудничества. Данный комплекс упражнений позволяет как эффективно организовывать работу над учебным материалом, так и формировать социокультурные навыки убеждения, донесения информации и культурной речи, необходимые в работе педагога. Выводы

Подводя итог, необходимо сказать, что технология сотрудничества может быть успешно использована в процессе обучения студентов педагогических специальностей ввиду направленности профиля и достоинств данной технологии. Кроме того, данная технология легко интегрируется в образовательные задачи и способствует достижению целей урока, что качественно улучшает методический арсенал преподавателя.

Список источников

1. Гаджиева П.Д. Методические основы организации группового взаимодействия студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2(69). С. 185-186.

2. ЖубатоваА.Ф. Технология сотрудничества - эффективная педагогическая технология // Педагогическая наука и практика. 2020. № 1(27). С. 48-49.

3. Зарединова Э.Р., ЗекрьяеваМ.С. Технология обучения в сотрудничестве // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. 2020. № 6(10). С. 156-161.

4. Лысенко Н.В., Ткачева Т.А. Обучение в сотрудничестве - современная технология на уроках английского языка // Наука, техника и образование. 2015. № 9(15). С. 91-93.

5. Мирошниченко А.В., Алексеенко И.Н., Гаглоева Э.Н. Использование инновационных и дистанционных технологий в учебном процессе высшей школы // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НИИ). Серия; Социально-экономические науки. 2020. Т. 13. № 4. С. 22-30.

6. Педагогика сотрудничества: конспект лекций / Голованова И.И., Донецкая О.И. Казань, 2014. 127 с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сла-стенин В.А. [и др.]. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с

8. Холюта О.Ю. Внедрение технологий обучения в сотрудничестве как один из факторов управления качеством образования // Молодой ученый. 2019. № 8 (246). С. 196-199.

9. Якимович И.Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 108-112.

10. Якимович И.Г. Технология обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе // Вопросы методики преподавания в ВУЗе: Ежегодный сборник. 2015. № 4(18). С. 61-67.

References

1. Gadzhieva P.D. Methodical foundations of organization of group interaction of students // World of science, culture, education. 2018. Vol. 69. No 2. P. 185-186.

2. Zhubatova A.F. Cooperation technology - effective pedagogical technology // Pedagogical science and practice. 2020. Vol. 27, No 1. P. 48-49.

3. Zaredinova E.R., Zekryaeva M.S. Technology of training in cooperation // Path to pedagogical science: problems and solutions. 2020. Vol 10 No 6. P. 156-161.

4. Lysenko N.V., Tkacheva T.A. Training in cooperation - modern technology in English lessons // Science, technology and education. 2015. Vol. 15. No 9. P. 91-93.

5. Miroshnichenko A.V., Alekseenko I.N., Gagloeva E.N. The use of innovative and remote technologies in the educational process of higher education // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series; Socio-economic sciences. 2020. V. 13. No 4. P. 22-30.

6. Pedagogy of cooperation: lecture summary / Golovanova I.I., Donetsk O.I. Kazan, 2014. 127 p.

7. Pedagogy: a textbook for pedal students. educational institutions / Slastenin V.A. [and others]. M.: School-Press, 1997. 512 p.

8. Holyuta O.Yu. Introduction of training technologies in cooperation as one of the factors in managing the quality of education // Young scientist. 2019. Vol 246. No 8. P. 196-199.

9. YakimovichI.G. Opportunities for using training technology in cooperation at practical classes at the university // Bulletin of Bryansk State University. 2015. No 2. P. 108-112.

10. Yakimovich I.G. Technology of training in cooperation in practical classes at the university // Questions of teaching methods at the university: an annual collection. 2015. Vol 18. No 4. P. 61-67.

Статья поступила в редакцию 26.06.2023; одобрена после рецензирования 06.07.2023; принята к публикации 17.07.2023.

The article was submitted 26.06.2023; approved after reviewing 06.07.2023; accepted for publication 17.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.