Научная статья на тему 'Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе'

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный театр / плейбэк-театр / подготовка будущих специалистов социальной работы / партиципативная культура / социальное служение / перформанс / дети / подростки / social theater / playback theater / training of future specialists in social work / participatory culture / social service / performance / children / teenagers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Владимировна Вандышеваи, Елена Сергеевна Мишина

Плейбэк-театр как одна из форм социального театра применяется как управленческая, психотерапевтическая технология, а также художественно творческая технология социального служения (добровольчество, благотворительность) и социальной работы с разными категориями граждан. Выявлено, что не только специалисты социальной работы, но и обучающиеся соответствующего направления подготовки, не знакомы с плейбэк-театром. Возможности плейбэк-театра как образовательной технологии в современных программах подготовки будущих специалистов социальной работы также не учтены. Статья посвящена плейбэк-театру как технологии подготовки будущих специалистов социальной работы к социальному служению в отношении детей, подростков, молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья. На основе теоретического анализа научной литературы конкретизирована сущность плейбэк-театра и выявлены его возможности как образовательной технологии. Представлено содержание теоретической и практической подготовки, реализация которой предполагала привлечение кадров профессионального плейбэк-театра. Обосновано сотрудничество обучающихся и актеров плейбэк-театра. Применение методов анкетирования, наблюдения, интервью позволило проанализировать опыт перформансов в социальных службах, образовательной и некоммерческой организации. Сделан вывод о необходимости дополнительно изучить вопрос о мотивации обучающихся-актеров. Обучающиеся охотно становятся рассказчиками, поскольку у них преобладает потребность в самопознании. Когда же они становятся актерами плейбэк-театра, то приобретают опыт общения с потенциальными клиентами, совершенствуют навыки публичного выступления, формируют профессионально значимые личностные качества. Дополнительной проработки требует вопрос подготовки кадров социальных служб, образовательных и общественных организаций к перформансам плейбэк-театров. Отсутствие презентаций этого театра в региональном социальном служении и социальной работе затрудняет вовлечение обучающихся к подготовке перформансов. В статье выявлены перспективы научно-исследовательской деятельности обучающихся в аспекте проблематики плейбэк-театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of playback theater technology in training of future specialists in social work

Playback theater as one of the forms of social theater is used as a management, psychotherapeutic technology, as well as artistic and creative technology of social service (volunteering, charity) and social work with different categories of citizens. It was revealed that not only specialists in social work, but also those studying in the appropriate area of training, are not familiar with the playback theater. The possibilities of playback theater as an educational technology in modern training programs for future specialists in social work are also not taken into account. The article is devoted to playback theater as a technology for preparing future social work specialists for social service in relation to children, adolescents, youth, people with disabilities. Based on the theoretical analysis of scientific literature, the essence of the playback theater was specified and its capabilities as an educational technology were identified. The content of theoretical and practical training is presented, the implementation of which involved the involvement of professional playback theater personnel. Cooperation between students and actors of the playback theater is justified. The application of survey methods, observation, interviews made it possible to analyze the experience of performances in social services, educational and non-profit organization. It was concluded that it is necessary to further study the issue of motivation of student actors. Learners willingly become storytellers as they have a prevailing need for self-knowledge. When they become actors of the playback theater, they acquire experience in communicating with potential clients, improve their public performance skills, and form professionally significant personal qualities. Additional study requires the issue of training personnel of social services, educational and public organizations for playback theaters shows. The lack of presentations of this theater in regional social service and social work makes it difficult to involve students in preparation of shows. The prospects for research activities of students in the field of playback theater were identified.

Текст научной работы на тему «Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/2658_428X_2023_4_21_138 EDN: XKYOVU

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

Людмила Владимировна Вандышева1И, Елена Сергеевна Мишина2

1 Кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара 2Преподаватель, Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной, г. Самара 1vandyshevalyudmПa@maiLmн, https://orcid.org/0000-0002-9894-491x 2mishelena@lenta.ru, https://orcid.org/0009-0000-9353-6813

Аннотация. Плейбэк-театр как одна из форм социального театра применяется как управленческая, психотерапевтическая технология, а также художественно -творческая технология социального служения (добровольчество, благотворительность) и социальной работы с разными категориями граждан. Выявлено, что не только специалисты социальной работы, но и обучающиеся соответствующего направления подготовки, не знакомы с плейбэк-театром. Возможности плейбэк-театра как образовательной технологии в современных программах подготовки будущих специалистов социальной работы также не учтены. Статья посвящена плейбэк-театру как технологии подготовки будущих специалистов социальной работы к социальному служению в отношении детей, подростков, молодежи, людей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе теоретического анализа научной литературы конкретизирована сущность плейбэк-театра и выявлены его возможности как образовательной технологии. Представлено содержание теоретической и практической подготовки, реализация которой предполагала привлечение кадров профессионального плейб-эк-театра. Обосновано сотрудничество обучающихся и актеров плейбэк-театра. Применение методов анкетирования, наблюдения, интервью позволило проанализировать опыт перформансов в социальных службах, образовательной и некоммерческой организации. Сделан вывод о необходимости дополнительно изучить вопрос о мотивации обучающихся-актеров. Обучающиеся охотно становятся рассказчиками, поскольку у них преобладает потребность в самопознании. Когда же они становятся актерами плейбэк-театра, то приобретают опыт общения с потенциальными клиентами, совершенствуют навыки публичного выступления, формируют профессионально значимые личностные качества. Дополнительной проработки требует вопрос подготовки кадров социальных служб, образовательных и общественных организаций к перформансам плейбэк-театров. Отсутствие презентаций этого театра в региональном социальном служении и социальной работе

© Вандышева Л. В., Мишина Е. С., 2023

138

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

затрудняет вовлечение обучающихся к подготовке перформансов. В статье выявлены перспективы научно-исследовательской деятельности обучающихся в аспекте проблематики плейбэк-театра.

Ключевые слова: социальный театр; плейбэк-театр; подготовка будущих специалистов социальной работы; партиципативная культура; социальное служение; перформанс; дети; подростки

Статья подготовлена при реализации социально-значимого проекта «Театр социального таланта» в рамках гранта Президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрии от 07.07.2022 г. № ПФКИ-22-1-008759.

Для цитирования: Вандышева Л. В., Мишина Е. С. Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе // Социально-политические исследования. 2023. № 4 (21). С. 138-155. http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_138. https://elibrary.ru/XKYOVU.

Original article

Use of playback theater technology in training of future specialists in social work

Lyudmila V. Vandysheva1H, Elena S. Mishina2

1Candidate of pedagogical sciences, associate professor, Samara national research university named after academician S. P. Korolev, Samara 2Teacher, Samara medical college named after N. Lyapina, Samara 1vandyshevalyudmila@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-9894-491х 2mishelena@lenta.ru, https://orcid.org/0009-0000-9353-6813

Abstract. Playback theater as one of the forms of social theater is used as a management, psychotherapeutic technology, as well as artistic and creative technology of social service (volunteering, charity) and social work with different categories of citizens. It was revealed that not only specialists in social work, but also those studying in the appropriate area of training, are not familiar with the playback theater. The possibilities of playback theater as an educational technology in modern training programs for future specialists in social work are also not taken into account. The article is devoted to playback theater as a technology for preparing future social work specialists for social service in relation to children, adolescents, youth, people with disabilities.

Based on the theoretical analysis of scientific literature, the essence of the playback theater was specified and its capabilities as an educational technology were identified. The content of theoretical and practical training is presented, the implementation of which involved the involvement of professional playback theater personnel. Cooperation between students and actors of the playback theater is justified. The application of survey methods, observation, interviews made it possible to analyze the experience of performances in social services, educational and non-profit organization. It was concluded that it is necessary to further study the issue of motivation of student actors. Learners willingly become storytellers as they have a prevailing need for self-knowledge. When they become actors of the playback theater, they acquire experience Использование технологии плейбэк-театра в подготовке 139

будущих специалистов по социальной работе

in communicating with potential clients, improve their public performance skills, and form professionally significant personal qualities. Additional study requires the issue of training personnel of social services, educational and public organizations for playback theaters shows. The lack of presentations of this theater in regional social service and social work makes it difficult to involve students in preparation of shows. The prospects for research activities of students in the field of playback theater were identified.

Key words: social theater; playback theater; training of future specialists in social work; participatory culture; social service; performance; children; teenagers

The article was prepared during the implementation of the socially significant project "Theater of Social Talent" as part of a grant from the President of the Russian Federation for implementing projects in the field of culture, art and creative industries dated from 07.07.2022. No. PFK1-22-1-008759.

For citation: Vandysheva L. V., Mishina E. S. Use of playback theater technology in training of future specialists in social work. Social and political researches. 2023;4(21): 138-155. (In Russ).

http://dx.doi.org/10.20323/2658_428X_2023_4_21_138. https://elibrary.ru/XKYOVU.

Введение

Одним из средств социального служения, социальной работы выступает социальный театр, в котором комбинируются собственно театральные, а также социальные, художественно-творческие технологии, обладающие недирективным характером, интерактивностью, опирающиеся на творческий потенциал личности и т. п. Современные формы (виды, жанры) социального театра достаточно разнообразны.

Наряду с признанием значения социального театра, в научной литературе недостаточно исследований, посвященных конкретизации и анализу организации и реализации спектаклей этого театра в практике социальных служб, некоммерческих и образовательных организаций, предприятий. Отмечается противоречие между необходимостью инновационного подхода к работе с "140

разными категориями граждан и неготовностью будущих специалистов к инновационной деятельности в сфере творчества, синтезирующего в себе театральные, психолого-педагогические, социальные возможности средств искусства и культуры. Стремление решить это противоречие обусловило проблему исследования.

Цель, задачи и методы исследования

С целью анализа опыта подготовки будущих специалистов по социальной работе к плейбэк-театру последовательно решались следующие задачи:

- конкретизировать сущность плейбек-театра на основе теоретического анализа научной литературы;

- выявить возможности плейб-эк-театра как образовательной технологии;

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

- уточнить специфику реализации перформансов плейбэк-театра.

К методам исследования относятся: анкетирование, наблюдение, интервью.

Сущность плейбэк-театра

Исследователи обращают внимание на то, что в начале XXI века происходит активный поиск новых методов, приемов театрального творчества. В результате появляется новый вид театра - социальный театр (инклюзивный театр, верба-тим, уличный театр, плейбэк-театр, форум-театр и др.), в котором синтезируются разные виды искусства и достижения социально-гуманитарного знания [Соловьева, 2020], а одной из стратегий создания спектаклей становится рассказывание [Прокопова, 2021]. Методологической основой социального театра, по мнению А. Б. Никитиной, выступает гуманистическая педагогика (педагогика искусства, «драмапедагогика»), а к социальным спектаклям относят приёмы театра спонтанности (Я. Морено), театра угнетённых (А. Боаля), плейбэк-театр (Дж. Салас) [Никитина, 2019]. В связи с этим подчеркивается значение социального театра в преодолении социальной эксклюзии [Шеремет, 2021] и формировании определенных ценностей личности [Крук, 2021].

При обращении к исследованию плейбэк-театра, отечественные авторы часто ссылаются на книгу Дж. Салас «Играем реальную жизнь в плейбек-театре» [Салас,

2009]. К настоящему времени плейбэк-театр понимается многозначно: театр зрительских историй; психологический театр; театр импровизации; интерактивный театр; новая форма интеллектуального досуга и развлечения; новая форма дискуссионного клуба [Загряжская, 2015].

Социолог А. Д. Галюк предлагает характеристику плэйбэка как нетрадиционного метода театрального искусства, со временем трансформировавшегося в эффективный инструмент управления, психологии и психотерапии, социальной педагогики, социальной работы, социально-культурной деятельности, социального служения [Галюк, 2016].

Психотерапевтический эффект плейбэк-театра отражен в публикациях ряда отечественных и зарубежных практиков [Капосвари, 2000; Паради, 2010; Теодору, 2000а, 20006]. Предлагается конкретизация плейбэк-театра как «театра психологических импровизаций» [Гиниятова, 2017, с. 267]. Плейбек является инструментом для диагностики различных аспектов трудового поведения персонала [Прокопова, 2021]. Исследователь В. В. Фокина проводит сравнительный анализ плейбэк-театра и психодрамы [Фокина, 2019а], Д. А. Галюк и Н. Н. Старцева анализируют управленческий эффект плейбэк-театра в сочетании с психотерапевтическим [Галюк, 2019]. Плейбэк-театр также актуален в журналистике, копирайтинге, ре-

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

141

кламе, спорте, сфере продаж, публичных выступлениях и т. д.

В зарубежной практике плейбэк-театр применялся в отношении различных категорий детей [Лебедева, 2019; Широхова, 2020]; при решении вопросов культурной адаптации подростков [Гиниятова, 2017; Кулганов, 2017], в работе с молодежью [Фокина, 2019; Крук, 2021а; Крук, 2021б]. Итак, зрителями, интересующимися данным театральным жанром, становятся люди, переживающие разного рода травмы, фрустрацию, стресс, личные и социальные кризисы, и т. п. [Загряжская, 2015]. В результате перфор-мансов плейбэк-театра происходит «погружение» участников в проблемы современного общества, проектирование различных форм разрешения конфликтов с последующим их обсуждением [Камен-щикова, 2014].

Плейбэк-театр как

образовательная технология

Теоретический анализ научной литературы позволил выявить возможности плейбэк-театра как образовательной технологии, в частности, в подготовке будущих специалистов социальной сферы. Заметим, что применение в целом театральных практик в подготовке кадров не является новым [Поска-калова, 2021]. Основатели же плей-бек-театра Дж. Фокс и Д. Салас стали обучать актеров с 1975 г. В России с 2005 г. началось систематическое обучение этому театраль-

ному жанру [Загряжская, 2015]. Для нас интерес представляют работы С. Е. Никитиной, М. В. Зага-шевой, И. В. Назаровой, Г. А. Урунтаевой и других исследователей, представляющих опыт работы со специалистами помогающих профессий, а также с теми, кто готовится войти в социальную сферу путем применения плейбэк-театра [Вандышева, 2022; Волчен-кова, 2016; Захарова, 2014; Никитина, 2019б; Урунтаева, 2012]. В частности, исследователь

М. А. Абрамова подчеркивает, что специалисту по организации работы с молодежью в своей деятельности следует владеть методиками современного театрального искусства [Абрамова, 2018].

Плейбэк-театр, по мнению Е. В. Ширинкиной, является методом обучения, позволяющим сделать учебный материал понятным, эмоциональным, неабстрактным, увлекательным [Ширинкина, 2023]. Полифункциональность плейбэк-театра во многом определяется его разнообразным содержанием: заявлено множество форм игры в плей-бэк-театре [Загряжская, 2000]. Основными качествами актеров плей-бэк-театра являются наличие опыта самопознания и психотерапевтические знания [Загряжская, 2000].

У участников плейбэк-театра формируется культура соучастия за счет того, что преподаватель только задает тематическую рамку, а «студенты» сами подбирают и рассказывают истории, которые инте-

142

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

ресны им самим и которые помогают им в достижении образовательных целей. В начале обучения ставится проблема, осуществляется «вхождение» в нее; затем развивается навык, происходит рефлексия [Ширинкина, 2023, с. 43].

Для того, чтобы обучение было эффективным, необходимо выделить от 1,5 до 4 часов в зависимости от того, кто «отыгрывает» историю -сами участники или профессиональные актеры; задать тему; определить профессионального модератора; сформировать доверительную психологическую атмосферу.

Размышляя об обучении, М. Чанг Сео Ви отмечает, что выделенных 36 часов тренинга в течение 4 месяцев на обучение актеров - недостаточное количество часов, препятствующее основательному усвоению и освоению на практике всех форм плэйбека [Чанг, 2015]. Содержание обучения включало две части: приобретение навыков и практика в исполнении историй участников. Отмечается значимость индивидуального подхода к актерам в группах.

В свою очередь И. Е. Любитов подчеркивает, что при ограниченном количестве часов репетиций, упражнения следует направлять на решение таких задач, как: знакомство и поддержка актеров; синхронизация актеров в труппе; тренировка следованию ритуалов плейб-эк-театра, презентация актерами себя на сцене, тренировка форм, подготовка к перформансу [Люби-

тов, 2000]. Интересен методический подход И. Е. Любитова к разработке упражнений при подготовке актеров к перформансам с цирковым акцентом.

Чанг Нг Хо, анализируя свой опыт работы с подростками в экс-пириентальном лагере, считает эффективным разделение обучения на три сессии: сессия самопознания, экспириентальная сессия и шеринг (обмен впечатлениями). Цель первой была направлена на повышение у участников понимания себя, ко-мандообразование. Во время обучения на второй сессии участников разделили на три группы, к каждой из которых был приставлен социальный работник. Участникам были созданы условия для непосредственного общения с лицами без определенного места жительства. В качестве завершающего ритуала в сессии - шеринга - был представлен плейбэк-театр [Чанг, 2015].

Х. Фокс акцентирует внимание на важности «разогрева» актеров плей-бэк-театра. Предложенные упражнения позволяют создать доброжелательную и безопасную атмосферу в коллективе, развить у актеров воображение, критическое мышление, уверенность [Фокс, 2015].

Психотерапевтические, управленческие, социономические, образовательные и собственно театральные возможности плейбэк-театра позволяют рассматривать этот театр в качестве не только уникальной технологии социального служения и социальной работы с

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

143

разными категориями граждан, в ходе реализации которой у зрителей формируется коммуникативная компетентность, критическое

мышление, гуманность, рефлексия, эмпатия, но и образовательной технологии, благодаря которой у актеров - будущих специалистов помогающих профессий формируется партиципативная культура - культура соучастия [Абрамова, 2018; Ширинкина, 2023].

Содержание теоретической

и практической подготовки

Представим результаты анкетирования будущих специалистов социальной работы (далее обучающихся). Опрошено 85 человек обучающихся уровня бакалавриат и магистратура. Анализ результатов показал, что лишь 35 % опрошенных знакомы с понятием «социальный театр». Обучающиеся имели представление об инклюзивном театре («информация упоминалась на учебных занятиях», «видел (-а) постановки»), форум-театре («информация упоминалась на учебных занятиях», «сталкивались с практикой в школе»). Форма социального театра -плейбэк-театра всем опрошенным была совершенно незнакома.

При ответе на вопрос: «С какими категориями получателей социальных услуг вы были бы готовы общаться, если бы были актерами социального театра»? 42 % опрошенных указали людей с ограниченными возможностями здоровья и 58 % опрошенных заявили о готовности выступлений перед под-

ростками девиантного поведения. В качестве основной причины выбора заявлено отсутствие/ недостаточность опыта общения, работы с этими категориями. При этом все опрошенные отметили важность приобщения этих категорий к театральному творчеству и значимость опыта общения с ними для будущих специалистов социальной сферы.

Итак, полученные в ходе анкетирования результаты подтвердили актуальность подготовки обучающихся к реализации различных форм социального театра. Подготовка к перформансам плейбэк-театра проходила как в учебной, так и во внеучебной деятельности обучающихся. В первую очередь была организована теоретическая подготовка, которая предполагала проведение вводной лекции, посвященной содержанию понятия социального театра, его истории и формам. Было проведено несколько вводных лекций для обучающихся разных курсов на учебных занятиях, на заседании студенческого научного общества.

В основу теоретической подготовки был взят базовый курс обучения по плейбэк-театру, проводимый как первая ступень обучения плейбэк-практиков под эгидой Центральной школы Плейбэк-театра (г. Москва). Кроме этого, проведены мастер-классы по сто-рителлингу и по сценарному мастерству.

Практическая подготовка к плэйбэк театру предполагала тре-

144

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

нировку необходимых навыков и репетиции, а также проведение перформансов плейбэк-театра. С определенными сложностями

столкнулись на тренировке актерской выразительности: не у всех обучающихся получалось говорить громким голосом со сцены, пластично двигаться, быстро входить в образ и т. п.

Во время репетиций у обучающихся были сформированы представления о формах плейбэк-театра («Жидкая скульптура», «Палитра», «Трансформация», «Пары», «Если бы это был мой сон», «Хор»), формировались умения переключения и распределения внимания, импровизации в актерской игре. Репетиции сводились к актерской разминке, рассказыванию историй и проигрыванию их перед аудиторией. В качестве театральной аудитории были сами обучающиеся.

Представим результаты наблюдения в ходе репетиций. Так, каждый желающий, присутствовавший в аудитории, имел возможность рассказать историю, волнующую или запомнившуюся по каким-то причинам. Сначала обучающиеся неохотно начинали рассказ и это объяснимо: необходимо было сформировать пространство доверия. Однако находились в аудитории и те обучающиеся, чьи коммуникативные навыки рассказчика уже были сформированы и тогда они делились историями.

Кроме коммуникативных навыков на репетициях совершенство-

вались навыки эмпатии. Анализ наблюдений на репетициях показывает, что у обучающихся были хорошо развиты навыки эмпатии, что можно объяснить опытом обучения по направлению «Социальная работа».

Итак, обучающимися были изучены только «короткие» формы, применяемые в начале перформан-са. Поскольку вместо запланированных 36 часов базового курса занятия проводились в течение примерно 15 часов, к перформансам были привлечены профессиональные плейбэк практики - актеры с многолетним опытом выступлений.

Результаты анкетирования обучающихся первого курса, которые прошли подготовку по базовому курсу, показали, что тренировки позволили сформировать у них навыки публичного выступления, способность импровизировать и «быть в моменте», работать в команде, развивать у обучающихся терпимость и воображение. В своих ответах обучающиеся отметили интерес к мастер-классу по стори-теллингу и связанный с ним мастер-класс по сценарному мастерству. Это объясняется тем, что в ходе этих занятий у обучающихся формировался навык самопрезентации, важный для будущих специалистов. Кроме этого, была отмечена работа над актерской составляющей выступления в плейбэк-театре, работа с образом на сцене. Но мы не ставили задачу подготовки актеров из числа обучающихся.

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

145

Результаты перформансов

Проведение перформансов плейбэк-театра осуществлялось в комплексных центрах социального обслуживания населения, некоммерческих и образовательных организаций. Зрителями были дети, подростки, молодежь, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из опекаемых и приемных семей, учащиеся образовательных школ. С перечисленными категориями зрителей всегда были учителя, специалисты. В начале перформансов выступали обучающиеся с короткими формами для «разогрева», а затем на сцене был представлен смешанный состав актеров.

Зрителями первого перформанса стали старшеклассники с ограниченными возможностями по слуху и учителя школы-интерната. Представим результаты наблюдения:

- зритель был не подготовлен к формату плейбэк-театра. Отмечаем первоначальную реакцию зрителя - настороженность, недоумение. Данная реакция связана с тем, что старшеклассники, которые неоднократно становились зрителями разного рода театральных постановок, всегда занимали пассивную позицию. На перформансе плейбэк-театра зрителям предлагалось ответить на вопросы ведущей и рассказать историю. Возникшая настороженность была естественной при встрече с незнакомым человеком и новой практикой;

- было затрачено больше запланированного времени для того, что-

бы зрители поняли «правила игры» и включились в диалог. Предполагаем, что причину можно усмотреть и в ограниченных возможностях зрителей: среди них были школьники с ограничениями слуха, задержкой психического развития;

- в качестве рассказчика активно выступали те школьники, которые занимали первые три ряда, остальные слушали, смотрели. За время перформанса рассказали истории четыре человека, некоторые по нескольку раз;

- школьникам на последних рядах стеснение помешало рассказать свои истории, хотя ведущий обращался и непосредственно к ним;

- истории, рассказанные зрителями, можно охарактеризовать как «безопасные»: описание заботы рассказчицы о бездомных животных; эмоции в день рождения; летний отдых на водном надувном матрасе; история о чупа-чупсе, связанная с этической дилеммой: можно ли брать чужое, когда очень хочется;

- зрителям по причине ограниченных возможностей здоровья было сложно удерживать внимание, но, когда на сцене начиналась актерская игра, школьники оживлялись, переключая внимание на сцену;

- итоговые оценки рассказчиков были немногословны: «Прекрасно»! «Нормально»! «Здорово»!

- результаты рефлексии актеров после перформансов следующие: «Равнодушных почти не было»; «Детей нельзя обмануть, их реакция была искренняя».

146

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

Перформанс плейбэк-театра в общественной организации людей с ограниченными возможностями здоровья прошел сразу после постановок спектаклей по произведениям М. Зощенко и В. Маяковского и выступил своеобразным инструментом анализа настроений зрителя.

Отмечаем, что однородный состав зрителей - все зрители были люди с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды-колясочники) привел к тому, что в результате общения все истории свелись не к анализу увиденного, а к жизненным ситуациям, которые для зрителей оказались актуальнее. На перформанс нужно собирать неоднородную аудиторию, что обеспечит разнообразие эмоциональных реакций на определенные истории, которые уже давно «живут» в этой группе, позволит «добавить взгляд» со стороны других зрителей, создаст возможность зрителям по-другому отнестись к уже ставшим привычными жизненным историям, поменять сформированные эмоциональные реакции и т. п.

Кроме этого, следует обратить внимание на репертуар: выбор произведений М. Зощенко, по нашему мнению, был удачен (наличие иронии, оптимизма, юмора). В диалоге с ведущим плейбэк перформанса зрительница провела ассоциацию показанной в спектакле ситуации в театре с реальной историей о людях, которые злоупотребляют чужим вниманием, пользуются складывающими обстоятельствами, манипулируют

другими. Так, в процессе ответов на вопросы зрительница поделилась своими чувствами, эмоциими.

Подборка произведений М. Маяковского обеспечивала темпо-ритм всей постановки. Обратили внимание на реакцию зрителей: одна из зрительниц ухватила строчку «светить всегда, светить везде...» в иллюстрированном стихотворении и поделилась своими мыслями о людях, которые вдохновляют других, ведут за собой, не позволяют окружающим унывать. Для анализа результатов этого пер-форманса ценным оказалось фраза зрительницы о том, что она «увидела театр лицом к лицу и это совершенно другие ощущения. Это делает актеров ближе».

Следующий перформанс в комплексном центре социального обслуживания населения был проведен для подростков и специалистов, работающих в центре. В числе подростков были дети из приемных и опекунских семей, а темами образовательного проекта были выбраны любимые занятия, хобби и школа, предстоящие каникулы. Обобщая результаты наблюдений, отметим, что велико значение подготовки ведущего, умеющего слушать и задавать вопросы. Это оказалось важным, поскольку (по данным интервью) речь зрителей-детей была оценена актерами как недостаточно развитая, что препятствовало получению полной информации об истории и, следовательно, препятствовало ее показу. Дополнитель-

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

147

ным средством коммуникации и выразительным средством для актеров стала невербальная коммуникация, цветные ткани, которые придавали наглядность всему происходящему.

Обобщая результаты интервью обучающихся - актеров плейбэк-театра, можно сделать следующие выводы:

- выявлен разный опыт общения с детьми в качестве актеров. Общение в основном сводилось к общению с детьми младшего возраста;

- полученный опыт все оценивают как положительный, что связано с возможностью получения новой информации и саморефлексии;

- актеры приобрели опыт общения с детьми с ограниченными возможностями и обратную связь в этом общении: «... такие дети не сильно отличаются от обычных детей, страхов становится меньше» (М., ж.);

- выявленные проблемы сводятся: к особенностям аудитории («Аудитория иногда была закрыта от взаимодействия» (Е., ж.); «реакция зрителей бывает разной. <...> бывает и отрицательная, хотя возможно эта реакция и самая нужная для зрителя, который ее высказал» (М., ж.); недостаточным знаниям о плейбэк-театре и опыте игры в нем; сложностям «разговорить» аудиторию.

Опрошенные первокурсники, принимавшие участие в перфор-мансах плейбэк-театра, отметили приобретенный, во-первых, интерес к аудитории, во-вторых, совершен-

ствование навыков публичного выступления, личностных качеств.

Отсутствие практики в социальных службах позволило первокурсникам отметить значимость подготовки к плейбэк-театру для их личностного становления. Однако обучающиеся старших курсов, которые проходили разные виды практики, отмечали не только значение участия в проекте для их личностного развития, но и профессионального: «можно применить технологию в работе с подростками, например» (обучающийся, 3 курс, жен.), «практика социального театра не распространена в социальных службах, когда я была на практике, мне о нем не рассказывали. Но у них есть мероприятия, досуговые, которые вполне можно проводить как социальный театр. Только подготовить специалистов надо к этому, они не знают про социальный театр» (обучающийся, 4 курс, жен.).

Для некоторых обучающихся участие в этом образовательном проекте стало поводом для определения темы дальнейшего научного интереса (написание курсовых и выпускных квалификационных работ по проблеме социального театра).

Заключение

В процессе подготовки перфор-мансов плейбэк-театра, с одной стороны, у обучающихся наблюдался интерес к рассказыванию историй, что побуждало к самопознанию, рефлексии. С другой стороны, наблюдалась недостаточная заинтересованность в обучении плейб-

148

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

эк-театру. Не все обучающиеся были готовы прикладывать усилия для создания творческого сценического продукта. Предполагаем, творчество в представлении юношей и девушек связано в большей степени с вдохновением и отсутствием негативных эмоций. Плейбэк-театр же - это соединение творчества и социального служения, в процессе которого актеры пропускают через себя эмоции других людей, их проблемы и переживания. Следовательно, у актеров для этого должны быть сформированы качества личности (развитый самоанализ, умение работать с собственным состоянием, выстраивать личные границы), характерные, как правило, для взрослых людей. Эти качества также формируются в плейбэк-театре.

Для этого требуется много времени репетиций и выступлений,

шерринга и групповой поддержки. Поэтому представляется, что обучение плейбэк-театру должно быть дополнено специально разработанной тренинговой программой. Обучение должно быть длительным по времени для формирования устойчивых навыков. Подготовка обучающихся может вестись в рамках тех учебных дисциплин, которые по своей направленности содержательно соотносятся с возможностями плейбэк-театра.

Таким образом, подготовка к перформансам плейбэк-театру представляется перспективным направлением, так как у будущих специалистов формируются качества, необходимые для будущей профессии, креативность, навыки самоанализа и самопомощи.

Библиографический список

1. Абрамова М. А. Современные технологии работы с молодежью средствами театрального искусства // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. № 1(2). С. 274-283.

2. Вандышева Л. В. Проект «Театр социального таланта»: подготовка обучающихся к работе с людьми с ограниченными возможностями // Формирование современной инклюзивной культуры и вызовы трансформации общества: равные возможности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодых людей с инвалидностью : сборник материалов международной научно-практической конференции / под ред. О. В. Солодянкиной. Ижевск : Удмуртский университет, 2022. С. 96-102.

3. Волченкова Е. В. Технология социального театра в профессиональной подготовке студентов помогающих профессий // Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии : сборник трудов конференции. Нижний Новгород : ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2016. С. 349-353.

4. Галюк А. Д. Возможности применения инструмента плейбек-театр в управлении трудовым поведением персонала // Дискуссия. Журнал научных публикаций. 2016. № 7(70). С. 59-65.

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

149

5. Галюк А. Д. Плейбек-театр как инструмент адаптации новых сотрудников / А. Д. Галюк, Н. Н. Старцева // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире : материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. С. 578-580.

6. Гиниятова Г. В. Самоидентификация подростков в контексте культурной адаптации / Г. В. Гиниятова, Е. А. Бурова, О. М. Ворожищева // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 27. С. 263-269.

7. Захарова О. Ю. Акмеологический театр как альтернативная форма личностного и профессионального самовыражения студентов // Акмеология. 2014. № 1-2. С. 260.

8. Загряжская Е. А. Что такое плэйбек-театр // АРТ&Терапия. 2015. № 1 (5). С.6-11.

9. Загряжская Е. Формы игры в плэйбэк театре / Е. Загряжская, В. Романова // Журнал практического психолога. 2000. № 3. С. 58-61.

10. Каменщикова Я. Д. Технология социального театра как новшество в работе с молодежью / Я. Д. Каменщикова, А. А. Якунина // Инновационные социально-экономические технологии в реализации государственной молодежной политики: возможности и перспективы : материалы Международной науч.-практ. конф. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2014. С. 130-133.

11. Капосвари А. Плэйбэк театр и посредничество в решении конфликтов / А. Капосвари, Э. Ватцке // Журнал практического психолога. 2000. № 3. С. 156-162.

12. Крук В. А. Использование плейбек-театра в профилактике трудных жизненных ситуаций студентов // Мир детства в современном образовательном пространстве : сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2021а. С. 353-355.

13. Крук В. А. Роль плейбек-театра в формировании ценностей личности // Психологическая студия : сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов кафедры психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2021б. С. 86-87.

14. Кулганов В. А. Роль плейбек театра как одной из техник в формировании самосознания подростка / В. А. Кулганов, Л. В. Митяева // Антология российской психотерапии и психологии : материалы Международного конгресса. Москва : Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2017. С. 149-150.

15. Лебедева А. В. Плейбэк как средство развития социального и эмоционального интеллекта дошкольников / А. В. Лебедева, А. В. Мойсеенко, А. М. Уразляева // World science: problems and innovations : сборник статей XXXI Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. С. 174-176.

16. Любитов И. Е. Цирковые элементы в плэйбэк представлении // Журнал практического психолога. 2000. № 3. С. 139-147.

17. Никитина А. Б. Театральная педагогика в образовании в России и за рубежом // Школьные технологии. 2019а. № 5. С. 47-51.

150

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

18. Никитина С. Е. Возможности применения инструмента плейбэк-театра в работе со специалистами помогающих профессий / С. Е. Никитина, М. В. Загаше-ва, И. В. Назарова // Ананьевские чтения - 2019: Психология обществу, государству, политике : материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург : Скифия-принт, 2019б. С. 121-122.

19. Паради Й. Плэйбэк театр в работе со сновидениями // Журнал практического психолога. 2010. № 3. С. 148-155.

20. Поскакалова Т. А. История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт // Современная зарубежная психология. 2021. Т. 10, № 2. С. 96-104

21. Прокопова Н. Л. Повседневно-бытовая природа техники рассказывания в сторителлинг-спектаклях / Н. Л. Прокопова, В. Л. Прокопов // Вестинк Кем-ГУКИ 2021. № 55. С. 195-203.

22. Салас Дж. Играем реальную жизнь в Плейбек-театре / пер. с англ. Москва : Когнито-Центр, 2009. 159 с.

23. Соловьева П. С. К проблеме синтеза искусства и психологических практик в современном театре // Русская литература ХХ-ХХ1 веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения) : материалы VII Международной научной конференции. Москва : МАКС Пресс, 2020. С. 233-235.

24. Теодору П. Соединяя психотерапию и плэйбек театр // Журнал практического психолога. 2000а. № 3. С. 77-90.

25. Теодору П. Что такое плейбек театр? // Журнал практического психолога. 2000б. № 3. С. 58-61.

26. Урунтаева Г. А. Метод театральной импровизации в профессиональной подготовке воспитателей к деятельности по познанию индивидуальных особенностей дошкольника / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6, № 3. С. 18-27.

27. Фокина В. В. Плейбэк-театр и психодрама. Сходства и различия // Молодежная политика: история, теория, практика : сборник научно-методических материалов III Межвузовской научно-практической конференции. Москва : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2019а. С. 181-186.

28. Фокина В. В. Плейбэк-театр как способ развития коммуникативных навыков и взаимодействия молодежи // Методы и механизмы реализации компетент-ностного подхода в психологии и педагогике : сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна, 2019б. С. 125-128.

29. Фокс Х. Разогревы и упражнения для плэйбек театра // АРТ&Терапия. 2015. № 1 (5). С. 34-42.

30. Шеремет А. Н. Социальный театр как способ преодоления социальной эксклюзии // Социология. 2021. № 4. С. 227-235.

31. Ширинкина Е. В. Инструментарий сторителлинга при разработке обучающих решений в педагогическом проектировании // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2023. № 1 (61). С. 40-44.

32. Широхова Г. Н. Использование плейбек-театра в работе с детьми, перенесшими психологическую травму // Технологии в работе с психотравмой (на примере работы частного учреждения социального обслуживания «Детская де-Использование технологии плейбэк-театра в подготовке 151 будущих специалистов по социальной работе

ревня-SOS Вологда») : сборник научно-методических статей. Вологда : Вологодский государственный университет, 2020. С. 73-77.

33. Чанг Н. Х. Применение Плейбек Театра и экспириентального обучения для снижения предубеждений и дискриминации со стороны подростков в отношении уличных бродяг Гонконга // Арт&Терапия. 2015. № 1 (5). С. 25-33.

34. Чанг Сео Ви М. Истории о миграции и интеграции в Сингапуре, увиденные в Плейбек Театре // Арт&Терапия. 2015. № 1 (5). С.14-24.

Reference list

1. Abramova M. A. Sovremennye tehnologii raboty s molodezh'ju sredstvami teatral'nogo iskusstva = Modern technologies of working with young people by means of theatrical art // Social'nye i gumanitarnye nauki: teorija i praktika. 2018. № 1(2). S. 274-283.

2. Vandysheva L. V. Proekt «Teatr social'nogo talanta»: podgotovka obucha-jushhihsja k rabote s ljud'mi s ogranichennymi vozmozhnostjami = Project "Theater of Social Talent": preparing students to work with the disabled // Formirovanie sovre-mennoj inkljuzivnoj kul'tury i vyzovy transformacii obshhestva: ravnye vozmozhnosti vo vseh sferah zhiznedejatel'nosti detej i molodyh ljudej s invalidnost'ju : sbornik mate-rialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. O. V. Solodjanki-noj. Izhevsk : Udmurtskij universitet, 2022. S. 96-102.

3. Volchenkova E. V. Tehnologija social'nogo teatra v professional'noj pod-gotovke studentov pomogajushhih professij = Social theater technology in the professional training of students in helping professions // Pomogajushhie professii: nauchnoe obosno-vanie i innovacionnye tehnologii : sbornik trudov konferencii. Nizhnij Novgorod : OOO «Nauchno-issledovatel'skij sociologicheskij centr», 2016. S. 349-353.

4. Galjuk A. D. Vozmozhnosti primenenija instrumenta plejbek-teatr v upravlenii tru-dovym povedeniem personala = Playable theatre tool capabilities in personnel manpower management // Diskussija. Zhurnal nauchnyh publikacij. 2016. № 7(70). C. 59-65.

5. Galjuk A. D. Plejbek-teatr kak instrument adaptacii novyh sotrudnikov = Playback theater as a tool for adapting new employees / A. D. Galjuk, N. N. Starceva // Ros-sijskij chelovek i vlast' v kontekste radikal'nyh izmenenij v sovremennom mire : materi-aly XXI rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Ekaterinburg : Gumanitarnyj universitet, 2019. S. 578-580.

6. Ginijatova G. V. Samoidentifikacija podrostkov v kontekste kul'turnoj adaptacii = Self-identification of adolescents in the context of cultural adaptation / G. V. Ginijatova, E. A. Burova, O. M. Vorozhishheva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universi-teta. Kul'turologija i iskusstvovedenie. 2017. № 27. S. 263-269.

7. Zaharova O. Ju. Akmeologicheskij teatr kak al'ternativnaja forma lichnostnogo i professional'nogo samovyrazhenija studentov = Acmeological theater as an alternative form of personal and professional expression of students // Akmeologija. 2014. № 1 -2. S. 260.

8. Zagrjazhskaja E. A. Chto takoe pljejbek-teatr = What is playback theater // ART&Terapija. 2015. № 1 (5). S. 6-11.

9. Zagrjazhskaja E. Formy igry v pljejbjek teatre = Playback theater forms of play/ E. Zagrjazhskaja, V. Romanova // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2000. № 3. S. 58-61.

152

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

10. Kamenshhikova Ja. D. Tehnologija social'nogo teatra kak novshestvo v ra-bote s molodezh'ju = Social theater technology as an innovation in work with young people / Ja. D. Kamenshhikova, A. A. Jakunina // Innovacionnye social'no-jekonomicheskie tehnologii v realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki: vozmozhnosti i perspek-tivy : materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet promyshlennyh tehnologij i dizajna, 2014. S. 130-133.

11. Kaposvari A. Pljejbjek teatr i posrednichestvo v reshenii konfliktov = Playback theater and conflict resolution mediation / A. Kaposvari, Je. Vatcke // Zhurnal prak-ticheskogo psihologa. 2000. № 3. S. 156-162.

12. Kruk V. A. Ispol'zovanie plejbek-teatra v profilaktike trudnyh zhiz-nennyh situacij studentov = The use of playback theater in the prevention of students' difficult life situations // Mir detstva v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve : sbornik statej studentov, magistrantov, aspirantov. Vitebsk : Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P. M. Masherova, 2021а. S. 353-355.

13. Kruk V. A. Rol' plejbek-teatra v formirovanii cennostej lichnosti = The Role of playback theater in shaping individual values // Psihologicheskaja stu-dija : sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov kafedry psihologii VGU imeni P. M. Masherova. Vitebsk : Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P. M. Masherova, 20216. S. 86-87.

14. Kulganov V. A. Rol' plejbek teatra kak odnoj iz tehnik v formirovanii samo-soznanija podrostka = The role of theater playbacks as one of the techniques in shaping a teenager's self-awareness / V. A. Kulganov, L. V. Mitjaeva // Antologija rossijskoj psihoterapii i psihologii : materialy Mezhdunarodnogo kongressa. Moskva : Ob-shherossijskaja professional'naja psihoterapevticheskaja liga, 2017. S. 149-150.

15. Lebedeva A. V. Plejbjek kak sredstvo razvitija social'nogo i jemocio-nal'nogo intellekta doshkol'nikov = Playback as a means for developing the social and emotional intelligence of preschoolers / A. V. Lebedeva, A. V. Mojseenko, A. M. Urazljaeva // World science: problems and innovations : sbornik statej XXXI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 ch. Penza : Nauka i Prosveshhenie (IP Guljaev G. Ju.), 2019. S. 174-176.

16. Ljubitov I. E. Cirkovye jelementy v pljejbjek predstavlenii = Circus elements in playback performance // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2000. № 3. S. 139-147.

17. Nikitina A. B. Teatral'naja pedagogika v obrazovanii v Rossii i za rubezhom = Theater pedagogy in education in Russia and abroad // Shkol'nye tehnologii. 2019а. № 5. S. 47-51.

18. Nikitina S. E. Vozmozhnosti primenenija instrumenta plejbjekteatra v rabote so specialistami pomogajushhih professij = The possibility of using a playback theater tool in working with specialists of helping professions / S. E. Nikitina, M. V. Zagasheva, I. V. Nazarova // Anan'evskie chtenija - 2019: Psihologija ob-shhestvu, gosudarstvu, politike. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferen-cii. Sankt-Peterburg : Skifija-print, 20196. S. 121-122.

19. Paradi J. Pljejbjek teatr v rabote so snovidenijami = Playback theater in dreaming work // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2010. № 3. S. 148-155.

20. Poskakalova T. A. Istorija razvitija teatral'nyh praktik v obrazovanii: zarubezh-nyj i otechestvennyj opyt = History of the development of theatrical practices in educa-Использование технологии плейбэк-театра в подготовке 153 будущих специалистов по социальной работе

tion: foreign and domestic experience // Sovremennaja zarubezhnaja psihologija. 2021. T. 10, № 2. S. 96-104

21. Prokopova N. L. Povsednevno-bytovaja priroda tehniki rasskazyvanija v storitelling-spektakljah = The everyday nature of storytelling techniques in storytelling performances I N. L. Prokopova, V. L. Prokopov II Vestink KemGUKI 2021. № 55. S. 195-203.

22. Salas Dzh. Igraem real'nuju zhizn' v Plejbek-teatre = Playing real life at the playback theater / per. s angl. Moskva : Kognito-Centr, 2009. 159 s.

23. Solov'eva P. S. K probleme sinteza iskusstva i psihologicheskih prak-tik v sov-remennom teatre = To the problem of the synthesis of art and psychological practices in modern theater // Russkaja literatura XX-XXI vekov kak edinyj pro-cess (problemy teorii i metodologii izuchenija) : materialy VII Mezhdunarod-noj nauchnoj konferencii. Moskva : MAKS Press, 2020. S. 233-235.

24. Teodoru P. Soedinjaja psihoterapiju i pljejbek teatr = Connecting psychotherapy and playback theater II Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2000. № 3. S. 77-90.

25. Teodoru P. Chto takoe plejbek teatr? = What is playback theater? // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2000. № 3. S. 58-61.

26. Uruntaeva G. A. Metod teatral'noj improvizacii v professional'noj podgotovke vospitatelej k dejatel'nosti po poznaniju individual'nyh osoben-nostej doshkol'nika = The method of theatrical improvisation in the professional training of educators to learn the individual characteristics of a preschooler / G. A. Uruntaeva, E. N. Gosheva // Zhurnal pedagogicheskih issledovanij. 2021. T. 6, № 3. S. 18-27.

27. Fokina V. V. Plejbjek-teatr i psihodrama. Shodstva i razlichija = Play-back theater and psychodrama. Similarities and differences // Molodezhnaja politika: istorija, teorija, praktika : sbornik nauchno-metodicheskih materialov III Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva : Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kul'tury, sporta, molodjozhi i turizma, 2019а. S. 181-186.

28. Fokina V. V. Plejbjek-teatr kak sposob razvitija kommunikativnyh navy-kov i vzaimodejstvija molodezhi = Playback theater as a way to develop communication skills and youth interaction // Metody i mehanizmy realizacii kompetentnostnogo pod-hoda v psihologii i pedagogike : sbornik statej Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa : Ajeterna, 2019б. S. 125-128.

29. Foks H. Razogrevy i uprazhnenija dlja pljejbek teatra = Warm-up and exercises for playback theater // ART&Terapija. 2015. № 1 (5). S. 34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Sheremet A. N. Social'nyj teatr kak sposob preodolenija social'noj jekskljuzii = Social theatre as a way to overcome social exclusivity II Sociologija. 2021. № 4. S. 227-235.

31. Shirinkina E. V. Instrumentarij storitellinga pri razrabotke obucha-jushhih reshenij v pedagogicheskom proektirovanii = Toolkit for storytelling in the development of training solutions in pedagogical design // Gumanitarnye nauki (g. Jalta). 2023. № 1 (61). S. 40-44.

32. Shirohova G. N. Ispol'zovanie plejbek-teatra v rabote s det'mi, pere-nesshimi psihologicheskuju travmu = The use of playback theater in work with children who have suffered psychological trauma // Tehnologii v rabote s psiho-travmoj (na primere raboty chastnogo uchrezhdenija social'nogo obsluzhivanija «Detskaja derevnja-SOS

154

Л. В. Вандышева, Е. С. Мишина

Vologda») : sbornik nauchno-metodicheskih statej. Vologda : Vologodskij gosudarstvennyj universitet, 2020. S. 73-77.

33. Chang N. H. Primenenie Plejbek Teatra i jekspiriental'nogo obuchenija dlja snizhenija predubezhdenij i diskriminacii so storony podrostkov v otnoshenii ulichnyh brodjag Gonkonga = Using playback theater and experiential learning to reduce adolescent prejudice and discrimination against Hong Kong street people // Art&Terapija. 2015. № 1 (5). S. 25-33.

34. Chang Seo Vi M. Istorii o migracii i integracii v Singapure, uviden-nye v Plejbek Teatre = Stories of migration and integration in Singapore, seen at the Playback Theater // Art&Terapija. 2015. № 1 (5). S. 14-24.

Статья поступила в редакцию 25.09.2023; одобрена после рецензирования 16.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.

The article was submitted on 25.09.2023; approved after reviewing 16.10.2023; accepted for publication on 24.11.2023

Использование технологии плейбэк-театра в подготовке будущих специалистов по социальной работе

155

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.