Научная статья на тему 'Использование технологии малотоннажного производства сжиженного природного газа для газификации Приморского края'

Использование технологии малотоннажного производства сжиженного природного газа для газификации Приморского края Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
407
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Задорожная М. А., Пахомов А. С., Калашников А. А., Елхин С. Н.

В статье рассмотрены перспективы использования технологии малотоннажного производства сжиженного природного газа для целей автономного газоснабжения регионов Приморского края, строительство газопровода к которым нецелесообразно по экономическим причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии малотоннажного производства сжиженного природного газа для газификации Приморского края»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МАЛОТОННАЖНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ДЛЯ ГАЗИФИКАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

В статье рассмотрены перспективы использования технологии малотоннажного производства сжиженного природного газа для целей автономного газоснабжения регионов Приморского края, строительство газопровода к которым нецелесообразно по экономическим причинам.

Сжиженный природный газ, газификация.

В сентябре 2007 года приказом Министерства промышленности и энергетики РФ утверждена «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа).

В рамках реализации Восточной газовой программы в конце июля 2009 г. началось строительство ответвления от существующего газопровода Сахалин — Хабаровск на Владивосток. Общая длина газопроводной системы составит 1350 км, а его пропускная способность на первом этапе — 6 млрд м3 газа в год. Предполагается, что система сможет обеспечить транспортировку около 47,2 млрд кубометров газа, в том числе около 30 млрд с о. Сахалина. Впоследствии газопроводная система "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" будет объединена с газопроводом из Республики Саха (Якутия). Проложить 900 км трубы до Владивостока планируется в сжатые сроки — в третьем квартале 2011 года. С тем чтобы к началу саммита стран АТЭС, который состоится в начале 2012 года на острове Русский близ Владивостока, Приморье было газифицировано.

В рамках газификации в Приморье планируется использование газа в большой и малой энергетике, газификация бытовых потребителей и создание нефтегазового производства, для этих целей одновременно с магистральным газопроводом строится межпоселковый газопровод - от газораспределительной станции «Владивосток» до потребителей природного газа о. Русский с отводом на ТЭЦ-2 г. Владивосток Приморского края, на стадии проектирования находится реализация проектов межпоселковых газопроводов:

- «Газопровод от ГРС г. Владивосток до ТЭЦ-1 с отводом на котельную «Северная» г. Владивосток»;

-«Газоснабжение автомобильного завода ОАО «Соллерс» планируемого к строительству в г. Владивостоке на площадках предприятия «Дальзавод».

Также в настоящее время проводятся предпроектные проработки по разработке схемы газоснабжения и газификации Владивостокского городского округа.

Территория Приморского края является малонаселенной, с низкой плотностью населения, с большими расстояниями между компактными местами проживания населения. Использование технологий малотоннажного сжиженного природного газа (СПГ) открывает возможности расширения газификации региона за счет автономного газоснабжения потребителей, строительство газопровода к которым нецелесообразно по экономическим причинам.

Главным преимуществом малотоннажного СПГ является то, что инфраструктура его транспортировки, хранения и распределения более гибка и адаптирована к нуждам потребителя, чем у сетевого природного газа; при этом сохраняются все присущие природному газу преимущества: существенный резерв, относительная дешевизна, более высокие экологические характеристики.

Объектами малотоннажного производства СПГ являются автономные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), газораспределительные станции (ГРС) (Рис.1), компрессорные станции (КС) и др.

Рис.1 Комплекс сжижения природного газа на ГРС-4 г.Екатеринбурга [2]

Производство и поставка малотоннажного СПГ отличаются от крупнотоннажного экспортно ориентированного производства по капиталоемкости и срокам реализации проектов, применяемым технологиям, правовым условиям, характеристикам товарной продукции, расстояниям транспортировки и др.

Капиталовложения в создание инфраструктуры существенно ниже, чем при строительстве крупных заводов сжижения природного газа, и найти инвестора намного проще.

Инвестиционный период проектов по созданию комплексов получения СПГ на АГНКС и ГРС значительно короче, чем больших проектов. При благоприятном развитии на проектирование, строительно-монтажные и пусконаладочные работы требуется не более одного года.

Разработанные комплексы занимают малую площадь, имеют низкую металлоемкость. Установки сжижения на ГРС (Рис.1) характеризуются очень низким энергопотреблением.

Для комплексов СПГ на АГНКС или ГРС не требуется значительных объемов газа для переработки, практически во всех случаях достаточно ресурсов имеющихся газопроводов-отводов.

Обслуживание малых комплексов может осуществляться персоналом АГНКС или ГРС, и практически не требует привлечения дополнительных людских ресурсов.

Системы и регламенты обеспечения промышленной безопасности малотоннажных комплексов значительно дешевле и компактнее.

В случае «прихода к потребителю трубы» оборудование по производству СПГ может быть перемещено на новую площадку.

Применение технологий СПГ позволит решить следующие практические, социальные, производственные и коммерческие задачи:

•повышение загрузки имеющихся и строящихся газопроводов-отводов;

•компенсация сезонной неравномерности потребления газа путем газификации новых потребителей, с сезонным пиком в противофазе к традиционным потребителям (сельское хозяйство, речной транспорт);

•возвращение малодебитных и низконапорных месторождений газа в коммерческую эксплуатацию за счет строительства комплексов по сжижению природного газа в интересах местных региональных потребителей;

•расширение использования природного газа на автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в сельскохозяйственной технике с автономным газоснабжением заправочной инфраструктуры.

•обеспечение бесперебойности газоснабжения потребителей при проведении ремонтновосстановительных работ на распределительных газопроводах за счет мобильной доставки и подачи регазифицированного СПГ (Рис. 2). [2,3]

Рис.2 Технология снабжения потребителей регазифицированным природным газом при проведении плановых ремонтных работ на ГРС. [2]

Таким образом, малотоннажное производство СПГ можно применять в качестве альтернативной технологии для решения задачи газификации региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Понкратова М. Киринская спешка // Oil&Gas Journal, 2009. - июль-август- С. 24-27.

2. С.Е.Поденок, Пронин Е.Н. Малотонажное производство СПГ- спектр возможностей и перспектив // Газовая промышленность, 2009. - спецвыпуск - С. 19-22.

3. Басби Ребекка Л. Природный газ- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. 240 с.

Морозов A.A.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПОТЕРЬ НЕФТИ ПРИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ ПРОЕКТА ВСТО I. ПУТИ РЕШЕНИЯ

Данная статья посвящена нынешней технологической схеме транспортировки нефти в рамках реализации второй очереди проекта трубопроводной транспортной системы «Восточная Сибирь -Тихий Океан», а так же анализу и экономической оценке потерь нефти при ее транспортировке железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: ресурсосбережение, ВСТО, железнодорожный транспорт, потери

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.