Научная статья на тему 'Использование технологии Lotus Notes для разработки типовых дистанционных курсов'

Использование технологии Lotus Notes для разработки типовых дистанционных курсов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
142
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Фролов Дмитрий Александрович, Максимов Александр Васильевич

Работа посвящена исследованию и анализу требований к сетевому дистанционному образованию (ДО), исходя из требований к процессу ДО. Осуществлен анализ и обоснование выбора среды сетевого взаимодействия. Предложен метод возможной реализации дистанционных курсов с практической реализацией на примере одного теоретического курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Фролов Дмитрий Александрович, Максимов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of the technology Lotus Notes for development of standard remote courses

The operation is dedicated to research and analysis of the requirements to network remote derivation (ДО), outgoing from the requirements to the process of ДО. The analysis and substantiation of choice of the environment of network interaction is realized. The method of possible implementation of remote courses with practical implementation on an example of one theoretical course is offered.

Текст научной работы на тему «Использование технологии Lotus Notes для разработки типовых дистанционных курсов»

ИНФОРМАТИКА

УДК 681.3

Д.А. Фролов, А.В. Максимов

Использование технологии Lotus Notes для разработки типовых дистанционных курсов

Анализ внедрения новых технических достижений в образовательный процесс показывает, что за последние десятилетия начали активно

использоваться в этой сфере:

- персональные компьютеры, мультимедийное

оборудование, компьютерные системы;

- телевизионные системы, в том числе спут-

никовые;

- персональная аудио-видео техника и соот-

ветствующие комплексы;

- издательские средства и системы.

Это отразилось на учебном процессе в виде его интенсификации, унификации лабораторной базы, математизации, объективизации процессов

тестирования и самоконтроля и ряда других эффектов. Важнейшим при этом является совершенствование возможностей самостоятельной работы обучаемого, что очень важно для развития различных альтернативных форм обучения.

В частности, это создало условия для развёр-тывания дистанционной формы обучения (ДО), характеризующейся максимальной отдалённостью обучаемого от образовательного центра, от его педагогов и материальной базы. При этом информационные ресурсы образовательного процесса в виде так называемых кейсов и методическая компонента в лице тьюторов приближаются к обучаемому.

В этой связи дистанционное обучение является экономически более выгодным, чем очная и заочная формы, как для образовательной системы, так и для обучаемого. Большой проблемой для кейс-технологии является отсутствие взаимодействия с

преподавателями и другими обучаемыми, а также ограниченность и безаль- тернативность информационной базы, представляемой обучаемому. Для частичной компенсации отмеченных недостатков кейс-технологий можно использовать различные модификации, в частности, групповую работу с кейсом и т.п.

Рассмотрим основные методы и подходы ис -пользования корпоративных телекоммуникационных сетей в задачах дистанционного образования. Изложенные далее подходы являются развитием сетевых технологий и представляют собой модель интеллектуальной инфраструктуры систем связи, их конкретизацию в горизонтальной стратификации. На взгляд авторов, техно

логия информационного наполнения сетей в целях дистанционного обучения представляет собой наиболее важную часть учебных телеком -муникационных ресурсов.

Информационная деятельность пользователей сетей, как правило, сводится к использованию услуг электронной почты и получению информации от центральных (российских) и зарубежных серверов. Но эти виды сетевого сервиса являются не единственными, хотя они и потребляют большую часть внешнего трафика.

Создание комплекса информационных услуг в регионе является чрезвычайно трудоемкой и дорогостоящей задачей. Традиционные виды ин -формационного сервиса, наиболее развиваемые в настоящее время коммерческими сетями, занимают небольшую часть интеллектуальной среды телекоммуникаций.

Практически все крупные организации активно используют возможности локальных и глобальных компьютерных сетей для обмена информацией. На рынке появились программные продукты, которые позволяют на качественно новом уровне решать задачи автоматизации делопроизводства,

документооборота и обучения. Как правило, наиболее развитые системы этого профиля объединяют в себе целую совокупность технологий, таких как:

- средства работы групп людей с совместно используемыми данными в рамках локальных и глобальных вычислительных сетей;

- документоориентированные базы данных, позволяющие хранить информацию достаточно произвольного формата, включая форматированные тексты, графику и видеоизображения;

- средства разработки прикладных систем;

- средства тиражирования данных и создание территориально распределённых информационных систем;

- встроенные средства электронной почты, позволяющие в том числе обеспечивать интеллектуальную маршрутизацию документов;

- средства защиты информации и т.д.

Авторами проекта реализованы требования к

сетевому ДО исходя из требований к процессу ДО. Осуществлены анализ и обоснование выбора среды Lotus Notes как сетевой среды ДО и на примере курса ’’Теория вероятностей и математическая статистика” для экономистов про

Использование технологии Lotus Notes

демонстрированы возможности данной системы. Для реализации в среде Lotus Notes предложена технология ’’журнал-дневник”, которая, по мнению автора, приближает применение курса ДО к

привычным для преподавателей и обучаемых традиционным формам обучения.

Для того, чтобы преподаватели и студенты могли достаточно быстро адаптироваться к новой среде обучения, необходимо создать пользовательский интерфейс, максимально приближенный к

традиционным средствам контроля. Нужна система, похожая на обычный журнал преподавателя и дневник студента. Кроме того, в связи с

отдалённостью обучаемых от преподавателей необходимо предусмотреть систему консультаций. Так как журнал и дневник представляют собой базы данных, то обязательно должна соблюдаться конфиденциальность хранимых данных, особенно учётных записей студентов.

Долностью технологию ’’дневник-журнал” можно охарактеризовать следующими свойствами:

- приближённость к традиционным формам обучения;

- минимальное число пользовательских средств в управлении системой (простота использования);

- привычный типовой интерфейс;

- реализация достаточно строгого графика обучения;

- оперативность взаимодействия и контроля знаний;

- универсальность для различных дисциплин;

- простота наполнения баз учебными курсами;

- защищённость данных, особенно учётных записей.

Как следствие из вышеперечисленных требований, уменьшение числа рабочих баз и команд (минимальность средств для пользовате

ля при максимальных возможностях приводит к необходимости автоматизации принятия решения внутри системы и на этапе её создания). При реализации практической части проекта, несомненно, необходимо сделать правильный выбор программной среды сетевого взаимодействия. Авторами был выбран пакет Lotus Notes. Особенностью этой довольно распространенной корпоративной распределенной телекоммуникационной среды являются:

- средства коммуникации в виде передовой технологии электронной почты;

- средства совместной работы (разработки) с общими данными, представляющими собой территориально распределенные базы данных коллективного доступа;

- средства координирования работы, позволяющие маршрутизировать документы и отслеживать состояние деловых процессов.

Система построена по принципу клиент- сервер, что позволило оптимально распределить процесс обработки информации между мощным сервером и клиентскими рабочими местами и синхронизировать содержимое баз данных на различных серверах и клиентских местах. При этом клиент системы (сотрудник или обучаемый) может работать на своем рабочем месте, находиться дома или быть в командировке. В последних случаях он легко может периодически связываться с сервером по телефонным линиям для синхронизации своих баз данных путем тиражирования (репликации).

Как уже упоминалось ранее, на примере практического курса были продемонстрированы возможности сетевого ДО, практически обоснованы выбранная технология и программная среда. В процессе реализации курса в среде Lotus Notes разработано дополнительное программное

обеспечение, которое может быть универсально применено к реализациям других курсов в данной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.