Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AEROBICS / CONCENTRATED TRAINING / TECHNOLOGY / STUDENTS / АЭРОБИКА / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьев К.Н., Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Устинова О.Н., Кипрушина И.И.

Цель исследования - разработать технологию концентрированного обучения, позволяющую реализовать принцип непрерывного образования и углубленное изучение дисциплины на практических занятиях по аэробике. Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен мониторинг эффективности разработанной технологии концентрированного обучения, определена степень адаптации студентов 1-го и 2-го курсов к предлагаемой модели в организации учебных занятий аэробикой, проведена комплексная оценка качества их обучения. Результаты исследования и выводы. Результаты итогового контроля показали высокий уровень знаний, практических умений, способность оперировать полученными компетенциями, отмечена положительная динамика оценок физической, функциональной, психоэмоциональной подготовленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьев К.Н., Зуйкова Е.Г., Бушма Т.В., Устинова О.Н., Кипрушина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of concentrated training technology during aerobic practices

Objective of the study was to develop a concentrated training technology that would enable to implement the principle of continuity of the training process and ensure an in-depth study of the discipline during aerobic practices. Methods and structure of the study. The study involved monitoring of the effectiveness of the developed concentrated training technology, determination of the degree of adaptation of the 1st- and 2nd-year students to the proposed model during the aerobic practices, as well as a comprehensive assessment of the quality of training. Results of the study. The final test results revealed a high level of knowledge, practical skills, ability to make use of the acquired competencies, positive dynamics of the students' physical, functional, psychoemotional test rates. Conclusion. Concentrated training as a pedagogical technology, being one of the intensive teaching methods, enables to create balanced in content multilevel models of continuing education and implement them in the aerobic training programs, to build a learning path based on the individual characteristics of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ АЭРОБИКОЙ»

использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой

УДК/UDC 796.856.2

Поступила в редакцию 10.11.2019 г.

Информация для связи с автором: dementevkn2013@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Зуйкова2 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма2 Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова2 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Кипрушина3

1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

3 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

USE OF CONCENTRATED TRAINING TECHNOLOGY DURING AEROBIC PRACTICES

PhD, Professor K.N. Dementiev1 PhD, Associate Professor E.G. Zuykova2 PhD, Associate Professor T.V. Bushma2 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova2 PhD, Associate Professor I.I. Kiprushina3

1 St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg

2 Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg

3 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - разработать технологию концентрированного обучения, позволяющую реализовать принцип непрерывного образования и углубленное изучение дисциплины на практических занятиях по аэробике. Методика и организация исследования. В ходе исследования проведен мониторинг эффективности разработанной технологии концентрированного обучения, определена степень адаптации студентов 1-го и 2-го курсов к предлагаемой модели в организации учебных занятий аэробикой, проведена комплексная оценка качества их обучения.

Результаты исследования и выводы. Результаты итогового контроля показали высокий уровень знаний, практических умений, способность оперировать полученными компетенциями, отмечена положительная динамика оценок физической, функциональной, психоэмоциональной подготовленности студентов.

Ключевые слова: аэробика, концентрированное обучение, технология, студенты.

Annotation

Objective of the study was to develop a concentrated training technology that would enable to implement the principle of continuity of the training process and ensure an in-depth study of the discipline during aerobic practices. Methods and structure of the study. The study involved monitoring of the effectiveness of the developed concentrated training technology, determination of the degree of adaptation of the 1st- and 2nd-year students to the proposed model during the aerobic practices, as well as a comprehensive assessment of the quality of training.

Results of the study. The final test results revealed a high level of knowledge, practical skills, ability to make use of the acquired competencies, positive dynamics of the students' physical, functional, psychoemotional test rates. Conclusion. Concentrated training as a pedagogical technology, being one of the intensive teaching methods, enables to create balanced in content multilevel models of continuing education and implement them in the aerobic training programs, to build a learning path based on the individual characteristics of students.

Keywords: aerobics, concentrated training, technology, students.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Введение. Концентрированное обучение - это особая технология организации учебного процесса, предполагающая усвоение учащимися большего количества учебной информации за счет ее структурирования и систематизации без увеличения учебного времени. Сущность концентрированного обучения - в непрерывности и целостности процесса познания, обеспечивающего углубленное усвоение материала; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения; сотрудничество всех субъектов образовательного процесса [1, 5]. Существуют разные модели и способы реализации концен-

трированного обучения. Особый интерес вызывает изучение эффективности применения технологии концентрированного обучения с точки зрения структурно-содержательного аспекта в дисциплине «Физическая культура».

Аэробика как один из элективных курсов дисциплины «Физическая культура» обладает большими возможностями по реализации технологии концентрированного обучения на практических занятиях, где организация учебного процесса предполагает обязательное многообразие форм учебной работы при единстве и целостности ее содержания.

Цель исследования - разработать технологию концентрированного обучения, позволяющую реализовать прин-

цип непрерывного образования и углубленное изучение дисциплины на практических занятиях по аэробике.

Методика и организация исследования. Авторы рассматривают применение технологии концентрированного обучения как одного из инновационных методов обучения, направленных на повышение качества подготовки студентов по изучаемой дисциплине. Одним из преимуществ концентрированного обучения является возможность выстраивания индивидуальных траекторий обучения [1, 5, 3].

Использование технологии концентрированного обучения на специализации «Аэробика» предполагает наличие образовательной среды, состоящей из следующих модулей.

Информационный модуль предусматривает формирование знаний о методике построения и проведения занятия, отдельных его частей; об основах тренировки по аэробике, особенностях развития физических качеств и отдельных мышечных групп; месте аэробики в здоровом образе жизни.

В рамках диагностического модуля осуществляется мониторинг физической подготовленности, работоспособности, функционального и психолого-эмоционального состояния студентов.

Содержательный модуль систематизирует знания, умения и практические навыки студентов по дисциплине «Аэробика» для формирования мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.

Модуль самостоятельных работ, выполняемых по заданию преподавателей, с их помощью и самостоятельно, с предварительной подготовкой и без нее, обеспечивается методическими разработками, включающими теоретические сведения и систему специальных заданий для самоподготовки студентов.

Контрольный модуль состоит из текущего, поэтапного и итогового контроля деятельности студента и осуществляется на протяжении всего периода их обучения.

Комплексное использование разделов каждого модуля, их взаимосвязь в конструкции модели концентрированного обучения направлены на конечный результат - повышение уровня обучения и качества подготовки студента, формирование способности поддерживать должный уровень физической, функциональной и психологической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

На основе интеграции теории с практикой, самостоятельной работы студентов и систематического контроля освоения специальных знаний и умений,использования инновационных способов обучения разработана комплексная модель преподавания физкультурно-спортивной дисциплины «Аэробика» для студентов 1 -го и 2-го курсов.

Содержание комплексной модели учебного занятия на специализации «Аэробика» представляет собой динамичную конструкцию модулей и их разделов, совокупность которых обеспечивает целостность образовательного процесса и «погружение» в предмет «Аэробика», в котором последовательно осуществляется сознательное усвоение студентами учебного материала. Реализация модели концентрированного обучения на специализации «Аэробика» требует выполнения ряда условий:

• совместная работа коллектива преподавателей, владеющих разными формами, методами и методическими приемами учебной работы, разнообразным арсеналом средств аэробики;

• обеспечение доступа к образовательному контенту, использование современных информационных технологий и средств обучения;

• интеграция теории и практики, синтез знаний и умений.

□ участие в проектной деятельности

□ самостоятельная работа

■ функциональное состояние

■ физическая подготовленность

1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр 4-й семестр

1-й курс 2-й курс

Оценка результатов учебной деятельности студентов

На специализации «Аэробика» разработаны оценочные таблицы, характеризующие физическую подготовленность и функциональное состояние занимающихся, различные аспекты деятельности студентов при выполнении самостоятельных и творческих работ [4, 7, 6].

Мониторинг эффективности разработанной технологии концентрированного обучения проводился по дисциплине «Физическая культура» среди студентов 1-го и 2-го курсов.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты контроля за деятельностью студентов представлены на рисунке.

Результаты итогового контроля в конце учебного года показали повышение уровня физической подготовленности студентов на 1-м курсе на 19 %, на 2-м курсе на 23 %; функционального состояния - на 210% и 18 % соответственно. Студенты в 92 00 случаев продемонстрировали высокий уровень способности оперировать полученными знаниями, умениями и компетенциями при подготовке самостоятельных работ, творческих заданий и участии в проектной деятельности.

Мнение занимающихся важно для определения эффективности организации учебного процесса. Нами изучено мнение студентов об организации и содержании учебных программ по аэробике, результаты анкетирования показали, что 95,9 00 студентов довольны организацией учебного процесса на специализации «Аэробика». У 82,8 00 опрошенных занятия вызвали интерес к предмету, а 77,8 00 - хотели бы продолжить обучение и на 3-м курсе.

Выводы. Концентрированное обучение как педагогическая технология, являясь одним из интенсивных методов обучения, позволяет создавать и реализовывать в учебных программах аэробики сбалансированные по содержанию разноуровневые модели непрерывного образования, выстраивать траекторию обучения с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

Данная технология эффективна для занятий аэробикой с большими группами, где чаще используется поточный метод проведения практических занятий, что позволяет экономить учебное время, увеличить объем изучаемого материала, обеспечить непрерывность и целостность обучения, удовлетворить личностные запросы студентов, повышая их мотивацию к двигательной активности, обеспечить благоприятные условия для сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Литература

Бушма Т.В. Организация и содержание самостоятельной работы студентов специализации «Аэробика» / Т.В. Бушма, Л.М. Волкова, Е.Г. Зуйкова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 2. -С. 24-26.

Бушма Т.В. Творческая самореализация студентов на занятиях аэробикой / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова / Культура физическая и здоровье. - Изд-во Воронежского гос. пед. ун-та. - 2018. - № 3 (67). - С. 100-102.

№ 2 • 2020 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

20

18

5

4

5

4

4

3

3. Гитман Е.К. Концентрированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе: монография / Е.К. Гитман, М.А. Хлыбова. -Пермь: Прокрость, 2014. - 135 с.

4. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение: теория, история, практика / Г.И. Ибрагимов. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 364 с.

5. Лукина С.М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С.М. Лукина, О.В. Миронова, А.В. Шаронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.

6. Миронова О.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / О.В. Миронова, А.В. Токарева, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

7. Неудахина Н.А. Возможности применения технологии концентрированного обучения в высшей школе / Н.А. Неудахина, А.В. Панин // Гарантии качества профессионального образования: Материалы международной научно-практической конференции, 25 апреля 2019 г. Изд-во: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул, 2019. - С. 128-131.

8. Ярчиковская Л.В. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л.В. Ярчиковская, А.В. Токарева, О.В. Миронова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

References

1. Bushma T.V., Zuykova E.G., Volkova L.M. Tvorcheskaya samorealizatsiya studentov na zanyatiyah aerobikoy [Creative self-realization of students in aerobics classes]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. VSU publ.. 2018. no.3 (67). pp. 100-102.

2. Bushma T.V., Volkova L.M., Zuykova E.G. Organizatsiya i soderzhanie samostoyatelnoy rabotyi studentovspetsializatsii«Aerobika» [Organization

and Content of Independent Work of Students Specializing in Aerobics ]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2015. no. 2. pp. 24-26.

3. Gitman E.K., Khlybova M.A. Kontsentrirovannoe obuchenie inostrannomu yazyiku v neyazyikovom vuze [Concentrated learning of foreign language in non-linguistic university]. Perm: Prokrost publ., 2014. 135 p.

4. Ibragimov G.I. Kontsentrirovannoe obuchenie: teoriya, istoriya, praktika [Concentrated training: Theory, History, Practice]. Kazan: Tsentr innovatsionnyih tehnologiy, 2010. 364 p.

5. Lukina S.M., Mironova O.V., Sharonova A.V. et al. Osvoenie distsiplinyi «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniem innovatsionnyih tekhnologiy [Innovative technologies for academic physical education and sport service]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2019. no. 4. pp. 44-46.

6. Mironova O.V., Tokareva A.V. Moskalenko, I.S. et al. Formirovanie navyikov organizatsii samostoyatelnyih aerobnyih trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2016. no. 9. pp. 12-15.

7. Neudakhina N.A., Panin A.V. Vozmozhnosti primeneniya tehnologii kontsentrirovannogo obucheniya v vyisshey shkole [Application possibilities for concentrated training technology in higher education]. Quality Assurance of Professional Education: Proc. International res.-practical Conference, April 25 2019: ASTU publ.. Barnaul, 2019. pp. 128-131.

8. Yarchikovskaya L.V., Tokareva A.V., Mironova O.V. et al. Formirovanie elementov zdorovogo obraza zhizni u studentov v protsesse zanyatiy fizicheskoy kulturoy [Healthy lifestyle promotion in academic physical education process]. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2018. no. 2. pp. 85-87.

9. Zuykova E.G., Bushma T.V., Lipovka A.Yu., Cherkasova A.V. The Usage Of Modular-Rating Technology In The Educational Process Of Physical Culture. The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences EpSBS / Published by the Future Academy. 2018. Volume LI pp.127-133.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИЕМА ПОДАЧИ СОПЕРНИКА ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Николаева1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Шиховцов1 Доцент П.П. Николаев1

1Самарский государственный экономический университет, Самара

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК/UDC 796.325

Ключевые слова: волейбол, прием подачи, соперник, эффективность.

Введение. Достижение высоких результатов в соревнованиях волейбольных команд возможно лишь на основе качественного приема подачи соперника. Однако в современном волейболе основной акцент в подготовке команд различной квалификации делается на усилении мощи и вариативности подач. Вследствие этого соревновательные показатели эффективности приема подачи соперника, даже волейболистами команд мастеров (не более 60,0 %), существенно отстают от модельных характеристик волейболистов высокой квалификации (80,0 %). В связи с этим в настоящем исследовании были изучены и проанализированы показатели эффективности следующих видов приема подачи: позитивный, удовлетворительный и неудовлетворительный.

Цель исследования - определить показатели эффективности приема подачи высококвалифицированными волейболистами в условиях соревнований.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на соревнованиях чемпионата России среди мужских команд суперлиги в сезоне 2017/2018 г Основным методом исследования был избран метод педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью волейболистов с элементами видеосъемки. В процессе исследования было записано и проанализировано 45 волейбольных встреч.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе соревнований волейболисты принимают подачи с пози-

ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF OPPONENT'S SERVICE RETURN BY ELITE VOLLEYBALL PLAYERS

PhD, Associate Professor I.V. Nikolaeva1 PhD, Associate Professor Yu.V. Shikhovtsov Associate Professor P.P. Nikolaev1 1Samara State University of Economics, Samara

Поступила в редакцию 19.09.2019 г.

тивным качеством в 46,2 % случаев (с идеальным качеством -23,2 %, с хорошим - 23,0 %). Позитивный прием подачи обеспечивает возможность реализации контратакующей командой всех запланированных тактических комбинаций. Число подач, принятых с удовлетворительным качеством, составляет 41,0 % (с низким качеством - 28,2 %, с предельно допустимым - 12,8 %). Отмечается значительное число подач, принятых с неудовлетворительным качеством: прием мяча на сторону соперника - 5,1%, чистый проигрыш очка на приеме подачи - 8,7 % случаев.

Вывод. В процессе соревновательной деятельности установлены низкие показатели эффективности приема подачи соперника, что отрицательно сказывается на организации контрнаступательных действий игроками обороняющейся команды. Наименьшие показатели эффективности приема подачи выявлены при приеме силовых подач, выполняемых в прыжке (52,2 %). Планирующие подачи в прыжке принимаются успешнее - 67,4 %.

Использованная литература

1. Асаад М.Х. Ведущие параметры, определяющие эффективность игровых действий игрока-либеро в волейболе / М.Х. Асаад, Л.В. Булыкина, В.П. Губа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 2. - 64 с

2. Карева Ю.Ю. Хроноалгоритм тактико-технических действий волейболиста, принимающего подачу / Ю.Ю. Карева, Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, П.П. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 98-103.

Информация для связи с автором: niv2017@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.