дополнительно внесено x0 Qd dT загрязнений. Общее изменение содержания загрязнений составит:
(а + хoQy - xQy)dx .
За это время количества масла в картере изменится на величину долива и угара ,т.е..на величину (Qd -Qy) т и следовательно,
G =Go - (Qy -Qd) т . Таким образом, общее дифференциальное уравнение, определяющее изменение содержания загрязнений в масле за время dT,будет иметь вид
[ Go -(Qy -Qd) т] dx =(a + xo Qd)dT
Список литературы
1.Венцель С.В. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания Москва: Издательство Химия 1985
2. Морозов Г.А.Применение дизельных масел с присадками Л.: Гостоп тех. издат.
Utaev Sabir Achilovich [email protected]
Karshi state university Karshi Uzbekistan
LAWS OF ACCUMULATION OF CONTAMINANTS OF MOTOR OILS IN SERVICE ENGINES
Abstract: This article discusses the pollution of motor oils, the composition and Properties of
contaminants in the operation of diesel engines.
Keywords: oil, engine, hydroxy acids, asphaltenes, carbenes, karboidy
УДК 658.562
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ Фролова Ирина Ивановна, к.соц.н., доцент
([email protected]) Максимов Дмитрий Фёдорович, студент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
В статье рассматривается важность использования технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия, анализируются проблемы в системах контроллинга строительных предприятий. По результатам выявленных недостатков предложены рекомендации по совершенствованию использования технологии контроллинга на предприятиях.
Ключевые слова: система менеджмента качества, контроллинг, контроллинговая информация, система контролинга.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современному руководителю приходится принимать решения, исходя из огромного количества информации, циркулирующей в системе менеджмента качества предприятия. В качестве инструмента менеджмента может быть полезна технология контроллинга, которая является системой информационно-
аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, разработки и принятия управленческих решений.
В стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 прописано, что применение системы менеджмента качества является стратегическим решением для организации, которое может помочь улучшить результаты ее деятельности и обеспечить прочную основу для инициатив, ориентированных на устойчивое развитие[1].
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015, система менеджмента качества является динамической системой, которая развивается в течение долгого времени, проходя периоды улучшений[2].
В основе инновационного механизма контроллинга лежит не только система планирования и контроля, основанная на постоянном циркулировании внешней и внутренней информации, но и внедрение регулярного мониторинга для эффективного поиска резервов, выявления и своевременного устранения проблем, коррекции стратегических и тактических планов предприятия.
Муратов А.С. с соавторами отмечает, что за «последнее десятилетие в управлении организациями оформилось два эффективных самостоятельных направления: контроллинг и менеджмент качества. Если контроллинг фокусирует свое внимание на согласование функций управления, интересов, целей, то менеджмент качества - на согласование свойств процессов, результатов. Контроллинг не пересекается с проблематикой менеджмента качества и, наоборот, в результате проигрывают все. Сближение этих направлений их взаимопроникновение может поднять менеджмент организации на новый уровень» [5].
Юсупова С.Я. характеризует контроллинг как «современное инновационное направление в менеджменте, возникшее на базе ИТ-технологий и комплексной компьютеризации бизнеса, обеспечивающее в режиме онлайн всеми необходимыми для управления информационными данными в целях оптимизации управленческих решений, нацеленных на достижение максимальных результатов. Контроллинг обеспечивает непрерывный контроль за действиями всех звеньев структуры предприятия, содействие им в устранении возникающих трудностей в реализации плана, а также гарантирует оценку результативности производственной, коммерческой, финансовой, коммуникативной, инновационной деятельности, как по отдельным подразделениям и службам, так и в целом по предприятию, причем и с тактических позиций, и со стратегической точки зрения»[3].
С точки зрения Шабалкина О. А., «системы контроллинга обеспечивают существенное повышение оперативности и качества принимаемых управленческих решений на всех уровнях организационной структуры управления предприятиями. Это достигается, прежде всего, за счет более четкого и своевременного согласования оперативных планов со стратегическими планами предприятия, лучшей интеграции и координации деятельности отдельных подразделений предприятия, а также за счет более
полного обеспечения руководителей подразделений актуальной, достоверной и обоснованной информацией для принятия корректирующих решений»[4].
Исследование контроллинга в системе менеджмента качества строительных предприятий проводилось на основе системного подхода по следующим элементам: цели, задачи, сбор контроллинговой информации, этапы внедрения контроллинга, анализ ключевых показателей в системе менеджмента качества, виды контроля.
Главная цель контроллинга в системе менеджмента качества предприятий - поддержка эффективности и результативности системы менеджмента качества.
Основными задачами контроллинга являются: оптимизация процесса принятия управленческих решений, оптимизация бизнес-процессов, совершенствование организационной структуры и уменьшение дублирующих функций, повышения исполнительской и трудовой дисциплины персонала.
Контроллинг является информационной поддержкой принятия управленческих решений для руководителей предприятий. В компаниях осуществляется сбор следующей контроллинговой информации в рамках системы менеджмента качества:
- об организационной структуре предприятия, включая подразделения организации, их ответственность, функции, состав;
- описания процессов;
- данные, получаемые в результате аудитов процессов, а также получаемые при проведении контроля качества выполняемых процессов и производимой продукции;
- правила и процедуры, используемые при исполнении процессов;
- о потребителях продукции и услуг компании, их потребностях и ожиданиях;
- о продукции и услугах;
- о поставщиках сырья и материалов, ресурсов и т.д.;
- о сырье, материалах и информации, перерабатываемых в рамках процессов;
- о ресурсах, необходимых для осуществления процессов, в том числе, человеческих ресурсах, технологиях, оборудовании, организационной структуре и др.;
- правила и процедуры проведения контроля качества процессов и продукции;
- навыки и приемы, накопленные персоналом компании и используемые ими при исполнении процессов;
- показатели, используемые для оценки и анализа эффективности и результативности исполнения процессов и соответствия продукции;
- данные и информация о дефектах, "узких местах", выявленных при исполнении процессов и проведении проверок, а также данные о рекламациях и жалобах потребителей;
- инициативы и проекты по улучшению отдельных процессов, производимой продукции, материалам, ресурсам и т.д.;
- документы системы менеджмента качества (руководство по качеству, программы и планы качества, документированные процедуры, должностные инструкции, нормативные документы и стандарты, записи качества и т.д.);
- другие управленческие решения и управленческие документы, создаваемые и обрабатываемые в рамках системы менеджмента качества.
Деятельность по контроллингу в рамках системы менеджмента качества представлена в таблице 1.
Таблица 1. Контроллинг в системе менеджмента качества предприятий
Деятельность Методы, применяемы при анализе Ожидаемый результат
Формулирование целей системы менеджмента качества Сравнительный метод, метод ранжирования, метод структуризации целей Создание информационной основы для обоснования миссии, стратегических и тактических целей и параметров в системе менеджмента качества предприятия
Оценка организационной структуры и диагностика социально- психологического климата на предприятии Функционально-стоимостной анализ, анкетирование, интервьюирование Оценка эффективности организационной структуры управления с точки зрения результативности управляемого объекта, выявление неудовлетворённости различными социально-психологическими аспектами
Разработка организационных основ внедрения модели контроллинга СМК Основной метод анализа: нормативный (классификация нормативно-методических документов) Разработка нормативной документации, позволяющая автоматизировать результаты контроллинга системы менеджмента качества
Анализ внутренней эффективности системы менеджмента качества предприятия Функционально-стоимостной анализ, методика оценки результативности СМК Оперативная диагностика результативности и эффективности СМК по достижению заявленных целей
Разработка ключевых показателей эффективности в рамках модели контроллинга в соответствии с целями организационной структуры компании ССП, бенчмаркинг. Комплексная оценка системы менеджмента качества
Мониторинг и анализ результатов Математический аппарат, социально-экономическая стати- Создание первичной информационной базы для анализа и принятия управленческих ре-
стика шений.
Сравнительный анализ интегральных результатов и выработка рекомендаций Экспертный Автоматизация отчетов и результатов контроллинга в СМК для принятия управленческих решений
Оценка интегральной эффективности и принятие управленческих решений Ранжирование, системный аудит. Повышение эффективности деятельности компании в СМК, а также во всех системах управления, достижение экономической и социальной эффективности.
В ходе исследования были выявлены следующие недостатки контроллинга в системе менеджмента качества предприятий:
- некачественное информационное сопровождение руководителей всех уровней управления по функционированию системы менеджмента качества;
- разрозненность сбора различной контроллинговой информации в общей системе управления предприятием;
- отсутствие знаний у персонала по показателям для сбора контроллинговой информации в системе менеджмента качества предприятия;
- неоперативность получения фактической информации о текущем состоянии результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия;
- не регламентирована система сбора контроллинговой информации в системе менеджмента качества;
- незаинтересованность руководителей предприятия использовать технологию контроллинга как инструмент управления;
- слабый уровень ответственности и мотивации персонала, его ориентации на снижение уровня затрат на качество и повышение эффективности функционирования системы менеджмента качества;
- несвоевременность приятия управленческих решений в системе менеджмента качества;
- отсутствие разработанных форм учёта по подразделениям для сбора контроллинговой информации в системе менеджмента качества.
С целью совершенствования контроллинга в системе менеджмента качества предлагается:
1. Организовать непрерывное информационное сопровождение руководителей всех уровней управления по функционированию системы менеджмента качества на основе алгоритма, представленного в таблице 2.3.1.
2. Интегрировать контроллинг каждой подсистемы, в том числе СМК, с системой бухгалтерского учета и отчетности для того, чтобы в едином потоке получать данные для общего учета и контроля за деятельностью предприятия.
3. Разработать и регламентировать систему сбора контроллинговой информации в системе менеджмента качества.
4. Разработать формы учёта по подразделениям для сбора контроллинговой информации в системе менеджмента качества.
5. Внедрить во всех подразделениях контроллинг в управленческом процессе.
6. Обозначить контрольные сроки предоставления фактической информации по всем подразделениям о текущем состоянии результативности и эффективности системы менеджмента качества предприятия.
7. Обучить персонал правильно собирать и учитывать всю необходимую информацию для принятия управленческих решений, в том числе, в системе менеджмента качества.
8. Усилить контроль за своевременностью приятия управленческих решений в системе менеджмента качества, особенно за выполнение решений, влияющих на удовлетворённость потребителя и совершенствование функционирования системы менеджмента качества.
9. Разработать систему контроллинга в СМК и включить в неё такие элемента, как: методология контроллинга, процесс контроллинга, структура контроллинга, техника контроллинга.
10. Интегрировать систему контроллинга СМК в общую систему управления и организовать проведение необходимых мероприятий на каждом этапе проектирования системы контроллинга.
11. Определить и разработать требования к системе контроллинга путём организации работы команды экспертов.
12. Создать методическую и информационную базу учёта контроллинговой информации в системе менеджмента качества.
13. Разработать и внедрить автоматизированную информационную модель системы контроллинга, которая будет опираться на существующие информационные потоки, оптимизируя и развивая их в соответствии с требованием бизнеса.
Таким образом, введение системы контроллинга в систему менеджмента качества предприятий позволит связать воедино процесс сбора, обработки, анализа информации, поддержку управленческого решения. В результате чего повысится качество управления, устойчивость управленческой системы, а также правильность и своевременность принимаемых решений, уровень адаптации предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
Применение контроллинга оказывает огромное воздействие на практическую реализацию всех основных функций управления в системе менеджмента качества предприятия. Это касается планирования и прогнозирования, организации, координации, контроля.
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.. - М.: Стан-дартинформ, 2015.-65 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь, М.: Стандартинформ, 2015 - 95 с.
3. Юсупова, С .Я. Теория и практика внедрения системы контроллинга в условиях информационного общества: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора экономических наук. - Москва, 2008. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ifap.ru/library/book346.pdf
4. Шабалкин, О.А. Формирование системы оперативного контроллинга на предприятиях радиоэлектронной промышленности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2013- [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://economy-lib.com/formirovanie-sistemy-operativnogo-kontrollinga-na-predpriyatiyah-radioelektronnoy-promyshlennosti
5. Муратов, А.С., Муратова, Л.Н., Куртукова, Ю.А. Конвергенция (гармонизация) контроллинга и менеджмента качества. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ 13_EISN_2012/ Economics/6 109484.doc.htm
Frolova Irina Ivanovna, candidate of sociological Sciences, associate Professor Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov ([email protected])
Maksimov Dmitry Fedorovich, student Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov
THE USE OF TECHNOLOGY IN CONTROLLING THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF THE ENTERPRISE
Abstract: the article discusses the importance of using the technology of controlling in the quality management system of the enterprise, analyzing problems in the systems of controlling construction enterprises. The results identified deficiencies recommendations for improving the use of technology controlling business.
Key words: system of quality management, controlling, controlling information, controlling the system.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЭКСТРАКЦИИ РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ СЖИЖЕННОГО ГАЗА Хабибов Фахриддин Юсупович, соискатель Рустамов Карим Каххарович, магистр Абидов Камил Зарипович, к.т.н.доцент Джураев Хайрулла Файзиевич, д.т.н, профессор, руководитель
([email protected]) Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Узбекистан
В статьи рассмотрена способы получения модели исследуемого объекта. Составленная математическая модель даёт возможность определять коэффициенты передаточной функцией объекта управления первого порядка с задержкой. Для оптимального управления процесса экстракции