Научная статья на тему 'Использование технологии DTN в сети связи Северного морского пути для организации гарантированного достоверного информационного обмена'

Использование технологии DTN в сети связи Северного морского пути для организации гарантированного достоверного информационного обмена Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доставка с хранением / информационная посылка / Северный морской путь / сеть связи / устойчивая к разрывам и задержкам. / Northern Sea Route / Disruption/ Delay Tolerant Network / Custody Transfer / bundle

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Турилов Валерий Александрович

В статье предложен способ решения задачи обеспечения гарантированного и достоверного информационного обмена между подвижными и стационарными объектами, расположенными на побережье и в акватории Северного морского пути. Целью работы является формирование принципов использования технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам, при создании интегрированной цифровой сети связи Северного морского пути. Новизна предложенного способа решения задачи состоит в применении технологии, разработанной для организации дальней космической связи, при создании сети связи Северного морского пути. Результат: в работе обоснована необходимость применения технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам при создании сети связи Северного морского пути в условиях отсутствия надежных и устойчивых каналов связи между объектами, изложены основные особенности архитектуры сетей, устойчивых к разрывам и задержкам в приложении к сети связи Северного морского пути. Практическая значимость: в статье сформулированы практические задачи, которые должны быть решены для создания технической основы сети связи Северного морского пути на основе технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Турилов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of DTN technology in the Northern Sea Route communication network for the guaranteed reliable information exchange organization

The article proposes a method for solving the problem of ensuring guaranteed reliable information exchange between mobile and stationary objects located on the coast and in the waters of the Northern Sea Route. The aim of the work is to form the principles of Disruption/ Delay Tolerant Networking technology using when creating an integrated digital communication network of the Northern Sea Route. The proposed method of solving the problem novelty consists in the application of developed for the organization of deep space communications technology, when creating a communication network of the Northern Sea Route. The paper substantiates the need to use Delay Tolerant Networking technology when creating a Northern Sea Route communication network in the absence of continuous and stable communication channels between objects, outlines the main features of the Delay Tolerant Networking networks architecture in the appendix to the Northern Sea Route communication network. The article formulates practical tasks that must be solved in order to create the technical basis of the Northern Sea Route communication network based on Delay Tolerant Networking technology.

Текст научной работы на тему «Использование технологии DTN в сети связи Северного морского пути для организации гарантированного достоверного информационного обмена»

ПЕРЕДАЧА, ПРИЕМ И ОБРАБОТКА СИГНАЛОВ

УДК 004.72 Б01: 10.24412/2782-2141-2023-3-42-49

Использование технологии БТ^ в сети связи Северного морского пути для организации гарантированного достоверного информационного обмена

Турилов В. А.

Аннотация. В статье предложен способ решения задачи обеспечения гарантированного и достоверного информационного обмена между подвижными и стационарными объектами, расположенными на побережье и в акватории Северного морского пути. Целью работы является формирование принципов использования технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам, при создании интегрированной цифровой сети связи Северного морского пути. Новизна предложенного способа решения задачи состоит в применении технологии, разработанной для организации дальней космической связи, при создании сети связи Северного морского пути. Результат: в работе обоснована необходимость применения технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам при создании сети связи Северного морского пути в условиях отсутствия надежных и устойчивых каналов связи между объектами, изложены основные особенности архитектуры сетей, устойчивых к разрывам и задержкам в приложении к сети связи Северного морского пути. Практическая значимость: в статье сформулированы практические задачи, которые должны быть решены для создания технической основы сети связи Северного морского пути на основе технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам.

Ключевые слова: доставка с хранением; информационная посылка; Северный морской путь; сеть связи, устойчивая к разрывам и задержкам.

Введение

Выполнение мероприятий по развитию гидрометеорологического обеспечения судоходства и обеспечению абонентов информационными и цифровыми услугами в акватории Северного морского пути (СМП), предусмотренных Планом развития СМП на период до 2035 года, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2022 № 2115-р, и направленных на решение задач управления и обеспечения безопасности судоходства по СМП [1], требует создания в Арктической зоне (АЗ) современной надежной интегрированной цифровой сети связи [2], обеспечивающей гарантированный достоверный информационный обмен между подвижными и стационарными объектами на побережье и в акватории СМП (сети связи СМП).

Создание такой сети в настоящее время сопряжено с необходимостью преодоления ряда технических трудностей, вызванных ограничениями достигнутых значений технических характеристик аппаратуры проводной и радиосвязи, построенной на основе традиционных технологий.

Обоснование необходимости применения технологии БТ^ при создании интегрированной сети связи Северного морского пути

Прокладка кабельных и волоконно-оптических линий связи между стационарными объектами осложняется большой протяженностью и географической сложностью побережья СМП и не решает задачу обеспечения связи между объектами, размещенными на побережье (морские порты, аэродромы, гидрометеорологические пункты наблюдения, автономные автоматические метеорологические станции и др.), и объектами в открытом море (разнородные морские суда, гидрометеорологические буи) или в воздухе (самолеты, беспилотные летательные аппараты - БПЛА).

Коротковолновая радиосвязь в Арктической зоне (A3) характеризуется высокой нестабильностью вследствие частых магнитных и ионосферных бурь и низкой скоростью передачи информации. Этот вид связи используется в A3 как негарантированное средство доведения до адресатов экстренных коротких сообщений в случае отсутствия других видов связи.

Радиосвязь на средних волнах в A3, в том числе цифровая, сильно зависит от времени суток, имеет относительно узкий перегруженный диапазон частот, требует мощных радиопередатчиков и крупногабаритных антенно-фидерных устройств для обеспечения качественной двусторонней связи на больших расстояниях. Этот вид радиосвязи используется в A3 на крупных энергетически оснащенных объектах, таких, как пункты управления, порты и аэродромы, надводные корабли и т. п. А на объектах типа самолетов, вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, гидроакустических буев и т. п. средневолновая радиосвязь эффективно работает только в режиме приема.

Дальность радиосвязи в диапазоне ультракоротких волн (УКВ) (метровых - MB, декаметровых - ДМВ, сантиметровых - СМВ волн) ограничивается зоной прямой видимости и не превышает 30-40 км при связи береговой радиостанции с объектом в открытом море и 250-275 км при связи с летательным аппаратом, находящимся в воздушном пространстве на высоте 3-4 км.

Построение протяженных многоканальных радиорелейных линий связи требует размещения радиорелейных станций на расстоянии 40-50 км друг от друга на всей протяженности побережья СМП. Более выигрышное положение для этих целей имеют тропосферные средства связи с типичным расстоянием между станциями 100-250 км. Однако, учитывая значительную протяженность побережья СМП, общее количество радиостанций и сопутствующего оборудования, обеспечивающего их работоспособность, требующееся для организации такой сети связи, будет весьма значительно. При этом данный вид связи также не решает задачу связи береговых объектов с объектами, находящимися в открытом море и в воздухе.

Спутниковая связь, организуемая космическими аппаратами (КА), находящимися на геостационарной орбите, возможна до 75° с. ш.

В высокоширотной зоне спутниковая связь может быть обеспечена только КА, двигающимися по высокоэллиптической орбите [3].

В рамках мероприятий Плана развития СМП предусмотрено создание до конца 2024 года группировки из четырех КА «Экспресс-PB», на основе которой должна быть создана перспективная квазигеостационарная система спутниковой связи на высокоэллиптической орбите (ССС ВЭО).

Эксплуатация созданной ССС ВЭО потребует постоянного поддержания работоспособности группировки, так как срок активного существования КА на планируемой орбите составит не более 10 лет из-за регулярного прохождения КА через слои с высоким уровнем радиации.

При создании сети связи СМП с использованием ССС ВЭО также следует учитывать существенное влияние задержек прохождения радиосигналов между КА и абонентскими терминалами на работу в реальном масштабе времени традиционных протоколов связи, используемых приложениями пользователей.

Но основная сложность организации ССС ВЭО будет состоять в создании абонентских терминалов ее наземной (морской) составляющей, для которых в условиях высоких широт телесный угол сканирования луча антенн должен составлять от ±45 до ±60 град, (на Дальнем Востоке).

Организация взаимодействия по ССС ВЭО абонентских терминалов, расположенных на таких объектах, как пункты управления и обеспечения безопасности судоходства, обитаемые гидрометеорологические пункты наблюдения, порты и аэродромы (или вблизи них), а также крупные морские суда, может осуществляться путем подключения терминалов

по проводным и беспроводным широкополосным каналам связи к точке доступа - терминалу спутниковой связи с механически или электромеханически настраиваемой зеркальной антенной, выполняющей функцию сканирования луча.

Гораздо более сложной является задача создания абонентских терминалов спутниковой связи для таких объектов СМП, как автономные автоматические метеорологические станции, гидрометеорологические буи, самолеты, беспилотные летательные аппараты и т. п. Для этой части абонентов сети связи СМП применение обычных механически и электромеханически настраиваемых антенн практически невозможно по условиям эксплуатации. На сегодня вопрос создания антенн абонентских терминалов с электронным сканированием луча в телесном угле от 45 град, и выше остается открытым и находится в стадии активных исследований.

Таким образом, в настоящее время информационный обмен с наиболее массовой частью абонентов сети связи СМП может осуществляться только комбинацией каналов ССС ВЭО и традиционных сетей радиосвязи с учетом их ограниченности по обеспечиваемой дальности и скорости передачи информации. При этом информационный обмен с такими абонентами будет осуществляться при помощи радиосредств, установленных на воздушных судах (самолетах, беспилотных летательных аппаратах - БПЛА) или морских судах, при их вхождении в зону радиодоступа абонентов, как это представлено на рис. 1. Очевидно, что такая организация сети связи СМП будет характеризоваться наличием значительных задержек в доставке информации и перерывов между сеансами связи, однако обеспечит гарантированное, достоверное и полное ее доведение от источников до адресатов.

Рис. 1. Комбинация каналов ССС ВЭО и традиционных сетей УКВ радиосвязи для информационного обмена между абонентами сети связи Северного морского пути

Одним из способов обеспечения гарантированного, достоверного и полного доведения информации по сети связи от ее источника до адресата в условиях отсутствия надежных и устойчивых каналов связи из-за больших расстояний и/или высокого уровня помех является использование технологии сетей связи, устойчивых к разрывам и задержкам {Disruption/Delay Tolerant Network - DTN) [4].

Главное свойство технологии DTN, которая представляет собой ряд специальных протоколов и алгоритмов, заключается в том, что передача информации от источника до адресата осуществляется пошагово - по цепочке узлов-ретрансляторов с памятью, называемых узлами DTN. При этом передача информации из узла DTN по радиоканалу

осуществляется только при наличии в зоне радиодоступа еще хотя бы одного узла DTN («контакта»). При недоступности «контакта» принимаемая информация накапливается в памяти узла DTN для последующей пересылки.

Очевидно, что такая организация сети радиосвязи характеризуется наличием значительных перерывов между сеансами связи и задержек в доставке информации от источника до адресата. Однако при этом технология DTN обеспечивает гарантированное, достоверное и полное доведение информации от источников до адресатов в условиях отсутствия надежных и устойчивых каналов радиосвязи.

Изначально, архитектура DTN была одобрена Международным Консультативным Комитетом по космическим системам передачи данных (CCSDS) для организации дальней космической связи [4]. CCSDS опубликован ряд документов RFC, описывающих как концепцию и основные принципы архитектуры DTN [5], так и отдельные ее элементы [6-8].

В дальнейшем исследования путей применения технологии DTN были продолжены в отношении создания наземных критически важных сетей связи на основе неустойчивых каналов связи. Испытания фрагмента наземной сети DTN, проведенные в рамках проекта по созданию «неразрушаемых сетей», выполнявшегося по заказу Агентства перспективных оборонных исследований Министерства обороны США (DARPA), показали, что в условиях низкой надежности и устойчивости каналов связи по сети DTN было успешно передано в пять раз больше информации, чем по обычной /Р-сети [9].

Принципы использования технологии 2>77Удля обеспечения гарантированного и достоверного информационного обмена в условиях отсутствия надежных и устойчивых каналов связи

Для внедрения в сети связи технологии DTN между классическими «Уровнем приложений» и «Транспортным уровнем» эталонной модели сети встраивают «Уровень посылок», как показано на рис. 2.

На практике это означает оснащение комплексов связи, установленных на подвижных и стационарных объектах, соответствующих узлам DTN, контроллерами с большим объемом памяти и специальным программным обеспечением, которые обеспечивают промежуточное хранение принятых посылок до последующей их пересылки на следующие узлы DTN, указанные в заголовках, когда хотя бы один канал связи станет доступным.

В соответствии с принципами DTN, пересылаемые по сети связи информационные массивы произвольной длины, формируемые приложениями (Application Data Units — ADU) [10], преобразуются в специальные блоки, называемые информационными посылками (Bundle) или просто посылками, которые самостоятельно пересылаются по сети связи от источника к адресату в соответствии с протоколами Bundle Protocol (BP) и Licklider Transmission Protocol (LTP) [11]. BP является основным протоколом информационного обмена между узлами сети DTN. LTP — протокол связи «точка-точка», обеспечивающий устойчивую связь при наличии больших задержек прохождения сигнала [4].

Как сказано выше, технология DTN подразумевает пошаговое прохождение посылкой маршрута в сети от узла DTN источника по цепочке промежуточных узлов DTN до узла DTN адресата с пошаговой же передачей ответственности за надежную доставку информации путем дополнительного подтверждения на каждом шаге.

Каждая посылка содержит следующие разделы [4]:

- заголовок, содержащий идентификаторы конечных точек произвольной длины (Endpoint Identifiers — ЕЮ) узла DTN источника, промежуточных узлов DTN и узла DTN адресата, на которых возлагается ответственность за доставку посылки;

- служебная информация, описывающая назначение, структуру, способы обработки и хранения передаваемой информации, такие, как время создания ADU, продолжительность актуальности посылки, вид рассылки - одноадресная, групповая или многоадресная

(широковещательная), приоритет обработки посылки, вид передаваемой информации -электронная почта, речь, видео или др., критичность к потере части информации ADU, смещение начала полезной информации посылки в ADU, объем информации из ADU, способ сжатия информации ADU и т. п. Служебные данные могут формироваться как узлом DTN источника, так и промежуточным узлом DTN и предназначены для обработки как промежуточными узлами DTN, так и для узлом DTN адресата;

- информация ADU, сформированная на прикладном уровне.

Канал связи

Рис. 2. Вариант эталонной модели сети с «Уровнем посылок»

Размер посылки и, соответственно, объем содержащейся в ней информации АИи напрямую зависят от пропускной способности каналов связи, соединяющих узлы ИТЫ, и выбираются по критерию наиболее полной загрузки канала связи, не допускающей его простоев, при условии максимального сокращения количества повторных отправок посылок в случае разрыва канала связи [4].

Канал связи между двумя узлами ИТЫ может содержать несколько промежуточных узлов-ретрансляторов, не обеспечивающих хранение посылок.

В случае снижения пропускной способности каналов связи до следующего узла ИТЫ, обеспечивающего хранение посылок, посылки могут быть разбиты в передающем узле ИТЫ на фрагменты, включающие заголовок, служебные данные и часть информации АТ> и исходной посылки. Эти фрагменты также становятся посылками, передаваемыми по каналам связи самостоятельно, и в дальнейшем также могут фрагментироваться. В узлах ИТЫ посылки могут объединяться (дефрагментироваться) в случае увеличения пропускной способности канала связи до следующего узла И ТЫ.

Функция фрагментации-объединения посылок служит инструментом повышения эффективности использования каналов связи. Каналы связи, соединяющие узлы И ТЫ сети, называемые «контактами», делятся на несколько категорий в зависимости от предсказуемости их характеристик и необходимости каких-либо действий для их создания:

1) «Постоянные контакты» - всегда доступные каналы связи. В качестве таких контактов в сети связи СМП можно рассматривать, например, постоянное подключение

абонентских терминалов к цифровой сети связи по беспроводному широкополосному радиоканалу типа Wi-Fi или по проводному каналу связи ADSL.

2) «Контакты по запросу» требуют выполнения некоторых действий для создания соединения, но затем функционируют как постоянные контакты до тех пор, пока соединение не будет разорвано. В сети связи СМП такими контактами для абонентских терминалов можно считать каналы ССС ВЭО, подключаемые по запросу к терминалу спутниковой связи с механически или электромеханически настраиваемой зеркальной антенной. С точки зрения терминала спутниковой связи, такой контакт можно рассматривать как приспособляющийся, рассмотренный ниже.

3) «Прерывистые (запланированные) контакты» - это каналы связи, подключаемые к абонентскому терминалу в определенное время и на определенный срок. Примером запланированного контакта в сети связи СМП можно считать связь абонентского терминала автоматической метеорологической станции с аппаратурой DTN, установленной на борту самолетов, выполняющих регулярные авиарейсы и находящихся в зоне радиодоступа фиксированное время.

4) «Периодические (приспособляющиеся) контакты» - это незапланированные, возникающие неожиданно каналы связи. В сети связи СМП такой контакт может возникнуть, например, при внеплановом появлении в зоне радиодоступа гидрометеорологические буя воздушного судна (самолета, БПЛА) или морского судна с поддержкой технологии DTN. Приспособляющийся контакт длится неопределенное время - до тех пор, пока связь не будет разорвана.

5) «Прерывистые (прогнозируемые) контакты» - это каналы связи, образующиеся не в фиксированное, а в прогнозируемое (вероятное) время и имеющие прогнозируемую длительность. Прогноз строится на основе истории контактов, ранее имевших место, или какой-либо другой информации. При достаточно большой вероятности появления контакта маршруты передачи посылок могут выбираться на основе этой информации. Эта категория контактов в настоящее время активно исследуется [12].

Существенным отличием сетей DTN от других типов сетей связи является то, что в узлах DTN длительность промежуточного хранения посылок не ограничена временем ожидания готовности приемника, по истечении которого происходит отказ от передачи сообщения, а определяется временем актуальности всего ADU и/или посылки, устанавливаемым узлом DTN источника. То есть, посылка храниться в узле DTN до момента завершения ее доставки по ставшему доступным «контакту» на следующий узел DTN или удаляется в случае истечения срока актуальности (а может и не удаляться - в соответствии с принятой политикой сети DTN).

Посылки, доставленные в узел DTN адресата, собираются в исходный информационный массив ADU и передаются для обработки приложению адресата. Посылки в узел DTN адресата могут поступать в произвольном порядке, безотносительно к порядку их следования в исходном ADU. Время прохождения каждой посылки по сети DTN зависит от длины пройденного ею маршрута и наличия разрывов и задержек на этом маршруте.

Выводы

Представленное выше краткое описание принципов использования технологии DTN при создании сети связи СМП, обеспечивающей гарантированное, достоверное и полное доведение информации от источника до адресата, позволяет сформулировать основные задачи, которые должны быть решены для создания технической основы такой сети связи:

1). Для абонентских терминалов пользователей должно быть разработано специальное программное обеспечение уровня посылок эталонной модели сети, обеспечивающее взаимодействие с программными приложениями и программным обеспечением транспортного уровня, и передачу посылок по сетям радио и спутниковой связи в соответствии с протоколами LTP и BP.

2). Для необслуживаемых абонентских терминалов должна быть разработана радиоэлектронная аппаратура в наземном (морском) и бортовом (авиационном) исполнении, обеспечивающая прием, хранение и передачу посылок по сетям радио и спутниковой связи в соответствии с протоколами LTP и BP, реализующая уровень посылок эталонной модели сети.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 2115-р. 57 с.

2. Николашин Ю. JL, Кулешов И. А., Солозобов С. А., Шевченко В. В. Проблемы создания современной телекоммуникационной инфраструктуры в Арктической зоне // Интегрированные системы управления: сб. науч. тр., часть 2 / под ред. Э. Д. Павлыгина. Ульяновск: ФНПЦ АО «НПО «Марс». 2016. С. 125-136.

3. Кулешов И. А., Солозобов С. А., Махортов Ю. Ф., Шевченко В. В. Анализ опыта строительства тропосферных радиолиний и предложения по созданию сети тропосферной радиосвязи в Арктической зоне Российской Федерации // Техника средств связи. 2019. № 1 (145). С. 36-40.

4. Соколов Н. JL, Антонов И. Д., Зеленое Д. А., Глазков А. В., Титов А. Н. Основные принципы создания космической информационной сети, устойчивой к разрывам и задержкам в каналах связи // Лесной вестник. 2015. № 3. С. 137-144.

5. RFC 4838. Delay-Tolerant Networking Architecture. Cerf V., Burleigh S., Durst R., Fall K., Hooke A., Scott K., Torgerson L., Weiss H. IETF Trust, April 2007. 35 p.

6. RFC 5050. Bundle Protocol Specification. Scott K., Burleigh S. IETF Trust, November 2007. 50 p.

7. RFC 5325. Licklider Transmission Protocol - Motivation. Burleigh S., Ramadas M., Farrel S. IETF Trust, September 2008. 23 p.

8. RFC 5326. Licklider Transmission Protocol - Specification. Ramadas M., Burleigh S., Farrel S. IETF Trust, September 2008. 54 p.

9. Кокс Д. Сеть военного времени // Computerworld Россия. Новости. 01.09.2008. URL: https://www.osp.ru/news/articles/2008/35/5359083 (дата обращения: 02.10.2023).

10. Clark D., Tennenhouse D. Architectural Considerations for a New Generation of Protocols. SIGCOMM Symposium on Communication, Architectures and Protocols. Philadelphia, Pennsylvania. Computer Communication Review, IEEE, vol. 20(4), September 1990. Pp. 200-208.

11. Xian Y., Huang C., Cobb J. Look-Ahead Routing and Message Scheduling in Delay-Tolerant Networks. Proceedings of 35th IEEE Conference on Local Computer Networks. Denver, Colorado. October 2010. Pp. 40-47.

12. Leguay J., Friedman Т., Conan V. DTN Routing in a Mobility Pattern Space. Proceedings of the 2005 ACM SIGCOMM Workshop on Delay Tolerant Networks. New York, USA, 2005. Pp. 276-283.

References

1. Decree of the Russian Federation Government of August 1,2022. No. 2115-p. 57 p. (in Russian).

2. Nikolashin Y. L., Kuleshov I. A., Solozobov S. A., Shevchenko V. V. Problemy sozdaniya sovremennoj telekommunikacionnoj infrastruktury v Arkticheskoj zone [Problems of modern telecommunication infrastructure in the Arctic zone creation], Integrirovannye sistemy upravleniya: sb. nauch. tr., chast' 2 [Integrated control systems: collection of scientific works, part 2]. Ulyanovsk: FNPC JSC "NPO "Mars", 2016. Pp. 125-136 (in Russian).

3. Kuleshov I. A., Solozobov S. A., Makhortov Yu. F., Shevchenko V. V. Analysis of the tropospheric radio lines construction experience and proposals for the creation of a tropospheric radio communication network in the Russian Federation Arctic zone. Means of communication equipment. 2019. № 1 (145). Pp. 36-40 (in Russian).

4. Sokolov N. L., Antonov I. D., Zelenov D. A., Glazkov A. V., Titov A. N. Osnovnye principy sozdaniya kosmicheskoj informacionnoj seti, ustojchivoj к razryvam i zaderzhkam v kanalah svyazi [Basic principles of creating a space information disruption and delay tolerant in communication channels networking], Lesnoj vestnik [Forest Bulletin], 2015. № 3. Pp. 137-144 (in Russian).

5. RFC 4838. Delay-Tolerant Networking Architecture. Cerf V., Burleigh S., Durst R., Fall K., Hooke A., Scott K., Torgerson L., Weiss H. IETF Trust, April 2007. 35 p.

6. RFC 5050. Bundle Protocol Specification. Scott K., Burleigh S. IETF Trust, November 2007. 50 p.

7. RFC 5325. Licklider Transmission Protocol - Motivation. Burleigh S., Ramadas M., Farrel S. IETF Trust, September 2008. 23 p.

8. RFC 5326. Licklider Transmission Protocol - Specification. Ramadas M., Burleigh S., Farrel S. IETF Trust, September 2008. 54 p.

9. Cox D. Wartime Network. Computerworld Russia. News. 01.09.2008. URL: https://www.osp.ru/news/articles/2008/35/5359083 (date of access: 02.10.2023) (in Russian).

10. Clark D., Tennenhouse D. Architectural Considerations for a New Generation of Protocols. SIGCOMM Symposium on Communication, Architectures and Protocols. Philadelphia, Pennsylvania. Computer Communication Review, IEEE, vol. 20(4). September 1990. Pp. 200-208.

11.Xian Y., Huang C., Cobb J. Look-Ahead Routing and Message Scheduling in Delay-Tolerant Networks. Proceedings of 35th IEEE Conference on Local Computer Networks. Denver, Colorado. October 2010. Pp. 40-47.

12.Leguay J., Friedman T., Conan V. DTN Routing in a Mobility Pattern Space. Proceedings of the 2005 ACM SIGCOMM Workshop on Delay Tolerant Networks. New York, USA. 2005. Pp. 276-283.

Статья поступила 10 октября 2023 г.

Информация об авторе

Турилов Валерий Александрович - кандидат технических наук, доцент. Главный научный сотрудник, АО «Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств (АО «КНИИТМУ»), Область научных интересов: теория и практические методы создания аппаратуры, комплексов и систем связи и обработки информации. Тел.: +7-910-91159-41. E-mail: turilov_va@mail.ru. Адрес: 248000, Россия, г. Калуга, ул. К. Маркса, д. 4.

The use of DTN technology in the Northern Sea Route communication network for the guaranteed reliable information exchange organization

V. A. Turilov

Annotation. The article proposes a method for solving the problem of ensuring guaranteed reliable information exchange between mobile and stationary objects located on the coast and in the waters of the Northern Sea Route. The aim of the work is to form the principles of Disruption/ Delay Tolerant Networking technology using when creating an integrated digital communication network of the Northern Sea Route. The proposed method of solving the problem novelty consists in the application of developed for the organization of deep space communications technology, when creating a communication network of the Northern Sea Route. The paper substantiates the need to use Delay Tolerant Networking technology when creating a Northern Sea Route communication network in the absence of continuous and stable communication channels between objects, outlines the main features of the Delay Tolerant Networking networks architecture in the appendix to the Northern Sea Route communication network. The article formulates practical tasks that must be solved in order to create the technical basis of the Northern Sea Route communication network based on Delay Tolerant Networking technology.

Keywords: Northern Sea Route; Disruption/ Delay Tolerant Network; Custody Transfer; bundle

Information about Authors

Turilov Valéry Aleksandrovich - PhD, associate professor. Chief researcher, JSC «Kaluga research institute of telemechanical devices» (JSC "KNIITMU"). Field of research: theory and practical methods for creating communication and information processing apparatures, complexes and systems. Tel.: +7-910-911-59-41. E-mail: turilov_va@mail.ru. Address: 248000, Russia, Kaluga, K. Marks St., 4.

Для цитирования:

Турилов В. А. Использование технологии DTN в сети связи Северного морского пути для организации гарантированного достоверного информационного обмена // Техника средств связи. 2023. № 3 (163). С 42-49. DOI: 10.24412/2782-2141-2023-3-42-49.

For citation:

TurilovV. A. The use of DTN technology in the Northern Sea Route communication network for the guaranteed reliable information exchange organization. Means of Communication Equipment. 2023. № 3 (163). Pp. 42-49. DOI: 10.24412/2782-2141-2023-3-42-49. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.