УДК 00 - 373.2
Бажанова Н.А. студент
Научный руководитель: Газизова Ф.С., к.п.н.
доцент преподаватель кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт
КФУ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕКУПАЖ В РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Аннотация: вопросы, связанные с творческими способностями дошкольников, в частности возможности использования декорирования в изобразительной деятельности. Декупаж как популярная современная техника декорирования различных предметов
Ключевые слова: дошкольник, роспись, хохлома, воспитание, кружок.
Bazhanova N.A. student
Scientific supervisor: Gazizova F.S., Ph.D.
associate professor teacher
department of theory and methodology of preschool and primary education
Elabuga Institute KFU
THE USE OF DECOUPAGE TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF CHILDREN'S CREATIVE ABILITIES
Abstract: issues related to the creative abilities of preschoolers, in particular the possibility of using decoration in visual activities. Decoupage as a popular modern technique for decorating various objects
Keywords: preschooler, painting, Khokhloma, education, circle.
Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду проходит посредством различных методов и приемов арт-технологии: рисования, лепки, аппликации. В настоящее время стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных дошкольников, так как
уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше, поэтому мы решили познакомить детей с особым видом аппликации, с помощью которой можно создавать иллюзию изысканной росписи красками. Приобщать детей к творчеству, дать им возможность ощутить себя авторами художественного замысла.
Одна из применяемых и интереснейших техник в аппликации -это декупаж. В процессе ознакомления дошкольников с техникой декупаж используются методы и приемы работы, что и в традиционном изобразительном творчестве.
Начинается всё с предварительной работы, мотивации, чтобы у ребенка могла зародиться идея: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, открыток, сувениров, чтение художественных произведений и т. д.
- всё это направлено на развитие у детей воображения, фантазии, творчества.
Проводится знакомство с материалами и техникой выполнения работы: отличие техники декупажа от аппликации состоит в том, что клей наносится поверх салфеточного фрагмента, уже расположенного на украшаемом предмете, а не с обратной стороны, как при аппликации из бумаги.
Работа с детьми может отражать тематику событий, праздников, традиций.
Декупаж - это аппликация, но аппликация особенная - покрытая лаком, она выглядит, как роспись. Слово decoupage французского происхождения, обозначает «вырезать». Следовательно, техника декупажа
— техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название - салфеточная техника.
Материал и оборудование, которое мы используем в работе с детьми: клей ПВА, лак акриловый, краска акриловая, двух или трёхслойные бумажные салфетки, баночки для клея, кисти, подносы, клеёнки, ножницы, влажные салфетки, ещё может использоваться шпатлевка, чтобы выровнить деревянную поверхность.
Основой для декупажа могут стать любые предметы, сделанные из самых различных материалов, -дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи пластика. Это могут быть деревянные рамки, мебель и шкатулки, стеклянные и фарфоровые блюда, вазы, кашпо, пластмассовые коробки, доски, игрушки, картонные упаковки и многое другое. Главное, чтобы поверхность выбранного для декорирования предмета была гладкой и удобной для размещения картинок.
Совместная деятельность с детьми в технике декупаж началась с младшей группы.
В рамках проекта «Покормите птиц зимой» мы предложили родителям воспитанников принять участие в изготовлении кормушек для птиц. Заготовкой для данного проекта послужила кормушка для птиц, сделанная из дерева и фанеры. Это был наш первый опыт декорирования. Предлагаю понаблюдать за её преображением, которое мы выполнили с детьми в технике декупаж. Вначале кормушку покрасили белой акриловой краской, когда краска высохла, нанесли бесцветный акриловый лак, дали высохнуть нашей поделке. Поскольку малыши ещё не умели пользоваться ножницами, я предложила им нужный рисунок с салфетки рвать руками, края получились неровные у картинки, но нам это понравилось. Это изображение снегирей, которое мы накладывали вторым слоем на высохшую поверхность.
Дети помогали мне прикладывать приготовленную картинку на окрашенную поверхность кормушки, и сверху смазывали клеем ПВА лицевую сторону картинки при помощи кисти, двигаясь, от центра к краям. Учила детей смазывать осторожно, сильно кистью не нажимать, иначе будут «морщины» или может порваться салфетка.
Так постепенно накладывали подготовленные изображения на всю поверхность нашей поделки, комбинируя их, чтобы кормушка получилась красочная. Все картинки смазывали клеем, ждали, пока высохнут.
Оставался последний этап, чтобы наша кормушка не размокла, т.к. она будет висеть на улице, мы покрыли её слоем бесцветного акрилового лака.
В ходе экспериментальной работы в группе мы решили обновить вазу для цветов, выполненную из фанеры. Она стояла в природном уголке и смотрелась очень скучно. Декорировать решили в технике декупаж, ведь предметы, оформленные в этой технике, смотрятся яркими и привлекательными, а ещё этот декор можно легко изменять, аккуратно счистить имеющийся слой салфеток и приклеить новые. Например, мы приняли решение подбирать тематику оформления нашей вазы по временам года. Детям было интересно и поучительно подбирать сюжетные картинки с салфеток
Поскольку была зима, мы украшали нашу вазу зимними мотивами. Это детские забавы на прогулке, чтобы, посмотрев на сюжеты, изображенные на вазе, дети могли составить рассказ о зиме или рассказ из личного опыта, как они лепят снеговиков, катаются на санках, на лыжах и многое другое.
Использованные источники:
1. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического / С. В.Аранова. - СПб.: КАРО, 2004. - 176 с.
2. Белякова О. В. и др. 207 лучших подарков своими руками / О. В. Белякова - М.: Лада. 2010. - 112с.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. - М.: Высш. шк., 2002. -511с.
4. Бычков В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
5. Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / В. И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. -441с.
6. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. Просвещение, 2006.