«ШУШШШМ-ЛШШаУ» #15174)), 2023 / ART_31_
УДК 745/749
Бахшалиева Шахла Кахраман кызы
Заведующий кафедрой
«Живопись и преподавание изобразительного искусства» Азербайджанской Государственной
Академии Художеств DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-31-34 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ГРИЗАЙЛЬ НА УРОКАХ РИСОВАНИЯ
Bakhshaliyeva Shahla Gahraman gizi
Azerbaijan State Academy of Arts "Painting and Fine Arts teaching "
Head of the Department, senior lecturer
USING THE GRISAILLE TECHNIQUE IN PAINTING LESSONS
Аннотация.
Использовать технику гризайль в живописи достаточно сложно. Но эта техника позволяет получать чрезвычайно красивые работы с использованием только одного цвета, благодаря сочетанию света, полутонов и теней. Этот вид монохромной живописи использовали Пабло Пикассо, Рембрандт и другие известные художники. Художник с техникой гризайль может создать очень точное тональное соотношение, соединив основной цвет с белым, используя таким образом все нюансы работы. В результате такой работы можно почувствовать не только неповторимый цвет, но и цвет каждого предмета.
Abstract.
The use of Grisaille technique in the art ofpainting is quite difficult. However, this technique allows to have extremely beautiful works with the use of just one color, thanks to the harmonization of light, semitones and shadows. This type of monochrome painting was used by Pablo Picasso, Rembrandt and other well-known artists. An artist with Grisaille technique can combine the main color with white to create a very precise tonal connection, so the artist can use all the nuances of the work. As a result, it is possible to feel not only the unique color, but also the color of each item.
Ключевые слова: картина, гризайль, художник, техника, цвет, палитра.
Keywords: painting, Grisaille, artist, technique, coloring, palette
На занятиях по живописи и композиции важными задачами и заданиями являются работы, выполненные в тональности или технике «гризайль». Кому-то может показаться, что гризайль — достаточно простое и скучное направление живописи, но это совсем не так. Гризайль помогает юным художникам понять, как почувствовать гармонию тона и объема, не покидая поиска подходящих цветов. В технике гризайль используются черно-белые или коричнево -белые цвета. Это помогает нам уточнить тона в живописи, когда мы работаем без цвета кистью и краской. Мы превращаем форму в пятно, что считается языком живописи. Опыт гризайля позволяет более вдумчиво подходить к рисованию, где мы можем применить то, что мы знаем о тональной работе, и добавить цвет. Кроме того, в этой технике используются барельеф и другие архитектурно-скульптурные элементы.
Изначально гризайль предназначалась для имитации скульптурных рельефов на стенах, эта техника использовалась для декоративного оформления интерьеров. Художники старались с максимальной точностью имитировать архитектурные детали, чтобы получить объем картины. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль, вместе с многоцветной настенной росписью переданы исключительно красиво. С первого раза трудно было определить, где скульптура, а где картина. Постепенно эту интересную технику стали
применять и в станковой живописи. Сначала она использовалась как вспомогательный инструмент, например, для создания эскизов, но позже эта техника стала самостоятельным видом живописи (1). Палитра стала расширяться. Например, художники начали использовать сепию, которую они делали, используя вещество, сделанное из чернильного мешка. Художник должен найти гармонию и выстроить все тона таким образом, чтобы ни один цвет не выпрыгивал из существующей цветовой гаммы. Иногда художник работает в одноцветном варианте таким образом, что оттенки цвета чрезвычайно точно сочетаются друг с другом и могут доходить до ощущения цвета работы.
Сегодня техника гризайль менее популярна, чем «настоящая» многоцветная живопись. Она больше напоминает черно-белую фотографию: чувствуется лаконичная выразительность и восхищение. На наш взгляд, техника гризайль не только первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона со временем превращается в чувство цвета. После знакомства с этой техникой человек уже не воспринимает цвет как односторонний, т.е. только как красный и желтый, но и с точки зрения интенсивности и полноты тона. Освоение этого означает умение держать кисть, смешивать цвета и изображать объем.
32
ЛЕТ / «ШУШМУМ-ЛШГМак» 2023
Поэтому первые задачи и занятия по живописи на младших курсах учат работать не только с цветом, но и с тоном.
Обычно работы художников, делающих первые шаги в живописи, очень слабы из-за своего тонального настроя (2). Поэтому работа начинается с применения техники гризайль, затем изучаем форму, полученную за счет нанесения цвета, и работаем с тем же натюрмортным цветом. Было бы хорошо, если бы первые вещи были не такими
сложными, то есть просто яблоко, предмет с простой формой и более точным освещением. Затем на той же бумаге работаем над цветом нашего объекта. Учащиеся уже таким образом более вдумчиво выполняют задания для придания необходимой тональности и цветового качества предмета. Лучше всего, если вы разместите предметы на светлом нейтральном фоне. Необходимо сделать объект светлым, а фон темным, постепенно усложняя задания. Элемент полнее по тону, фон светлее и т. д.(рис.№5)
Курсовая работа (рис.№ 5)
В технике гризайль на начальных курсах можно работать акварелью, на старших - гуашью. При выполнении задания по живописи можно применить и этюды для стилизации натюрморта. Здесь учащиеся уже могут выделять центр композиции, стилизовать предметы или использовать статику, динамику и симметрию. Мы не переходим непосредственно к задаче работы над стилизованным натюрмортом. Структура играет большую роль в
выполнении задачи. Каждый натюрморт должен быть четким, иметь свою характеристику, композицию, повод или мотив обработки и стилизации; менее выразительная композиция не даст нужного результата. В начале необходимо поработать над натюрмортом в технике гризайль (путем определения его тональности), затем необходимо выполнить задачу цветового разрешения и, конечно же, стилизации существующего натюрморта (Рис. № 6)
«ШУУШШШУМ-ШУГМаУ» #ЮТ4)), 2023 / ЛЯТ
33
Курсовая работа (рис.№ 6)
Термин гризайль часто применяется к технике монохромной живописи. В этой технике роспись
наносится разными оттенками серого цвета. Полноценное использование палитры в живописи требует значительного времени и мастерства. (рис.№7)
Курсовая работа (рис.№ 7)
Современные художники широко используют акварельные карандаши, появившиеся некоторое время назад в продаже, а также пастель, восковые мелки и гелевые ручки. Техника гризайль используется также при разработке эскизов и масштабных картин.
Сегодня в средних и высших учебных заведениях, где ведутся уроки рисования, в заданиях по живописи и рисованию объемная передача натуры выполняется именно в технике гризайль. Так как задания занимают много времени, они разбиты на несколько сессий.
Следует отметить, что рисунок детально прорисовывается без тонировки карандашом. Только после этого гризайль обрабатывается красками.
Главной целью в методическом освоении техники гризайль является всестороннее изучение тональной гармонии. Основная задача здесь - подчинить остальные тона самому светлому тону, не выходя за рамки цветовой гаммы. Однако художник должен избегать затемнения окружающей среды и должен суметь описать атмосферу с ее собственной ясностью. Также эта техника позволяет оформить
34
ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» 2023
3-4 основных цветовых оттенка серого или коричневого тона (3). Однако к заранее разработанным основным тонам необходимо добавить серые, черные и белые тона из палитры. Этот метод поможет изображению выглядеть более ярким.
Техника гризайль дает возможность представить произведение в собственной цветовой интерпретации (4). Именно по этой причине художники античной эпохи использовали для завершения картины технику гризайль.
В целях совершенствования знаний и навыков студентов упражнения по технике гризайль применяются на всех курсах до конца учебного периода.
После досконального освоения заданий и этюдов по технике гризайль учащиеся в дальнейшем могут подойти к любой композиции с творческой точки зрения.
Теперь давайте прочувствуем процесс работы акварелью в технике гризайль. Для этого выбираем формат Л2. После того, как натюрморт закреплен на бумаге, приступают к процессу росписи. Не касаясь белой краски на палитре, «черная краска» смешивается с жидкостью-растворителем. Самые темные части начинаются первыми. После разделения натюрморта на свет и тень необходимо найти самые темные и самые светлые части драпировки и предмета. Процесс идет от темного к светлому. Белая краска использована в светлых частях натюрморта. В темных частях этот процесс обратный.
Для получения полутонов «черную краску» смешивают с белой краской и соединяют светлые и темные части, чтобы подвести итог работы. Внимание уделяется мелким деталям ближе к концу работы. Тени затемнены, сделаны светлые пятна и показаны отражения (рис.№8).
N
ш
Курсовая работа (рис.№8)
Таким образом, следует отметить, что художники эпохи Возрождения работали над рукописями (древним почерком) в технике гризайль. Здесь в качестве фона использовалась краска по настоящему золоту. В технике гризайль работали такие гении, как Рембрандт, Вермеер, Тициан и Каравакко. Техника гризайль получила широкое распространение в керамическом виде декоративно-прикладного искусства, в оформлении интерьеров, в архитектуре, например, в оформлении мозаик и витражей. Примером может служить витраж «Пять сестер» собора
Святого Петра XIII века, расположенного в городе Йорке, Англия. Литература
1. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция. Москва: 2004.
2. Ломоносова, М.Т. Графика и живопись. Москва: 2002.
3. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства. Москва: 1995.
4. Нина Михайловна Благих // авторский сайт http:// art-exercises.ru/