Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ / КОГНИТИВНАЯ СФЕРА / ЗАПОМИНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / ПРИМЕНЕНИЕ / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / СОЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна

В данной статье рассматриваются подходы к особенностям задействования когнитивной сферы студентов в процессе обучения. Для детального рассмотрения данной проблемы авторы посчитали целесообразным обратиться к алгоритму иерархии учебных целей Бенджамина Блума. Процесс преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе тяготеет к поиску оптимальных и педагогически эффективных методических приемов, которые позволили бы обучающимся показывать положительную динамику в развитии когнитивных процессов, а также повышении уровня компетенций. Одним из наиболее размытых, требующих совершенствования этапов педагогической деятельности преподавателя является его умение планировать каждое занятие. Планирование должно не только соответствовать обще дидактической цели преподавания той или иной дисциплины. Оно также должно быть четко проработано задолго до того или иного занятия. Обобщая данные ряда педагогических исследований, мы сталкиваемся с тем, что именно планирование может вызывать максимальные затруднения у педагогов. В качестве иллюстрации данного тезиса в статье приводится описание этапов использования таксономии целей Б. Блума в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе. Педагогическая технология иерархии целей по Блуму позволяет преподавателю значительно сократить время, необходимое на планирование занятия. Наибольший интерес вызывает понимание преподавателем того, каким образом цель занятия может связать весь план занятия воедино. Сам процесс методической подготовки занятия должен быть разбит на несколько предварительно проработанных этапов. Этапы должны не только соответствовать принципу преемственности и логической связи, но и служить предикторов четкого целеполагания и оптимального тайминга. Максимально важным является то факт, что формулировка цели занятия исходит из запроса на оценку эффективности деятельности студентов и учета их возможностей и мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BENJAMIN BLOOM'S TAXONOMY IN THE PROCESS OF TEACHING GENERAL EDUCATION SUBJECTS AT A LAW SCHOOL

This article discusses approaches to the peculiarities of involving the cognitive sphere of students in the learning process. For a detailed consideration of this problem, the authors considered it appropriate to refer to the algorithm of the hierarchy of educational goals by Benjamin Bloom. The process of teaching general education disciplines at a law school tends to search for optimal and pedagogically effective methodological techniques that would allow students to show positive dynamics in the development of cognitive processes, as well as improving the level of competencies. One of the most vague requiring improvement of the stages of pedagogical activity of the teacher is his ability to plan each lesson. Planning should not only correspond to the general didactic purpose of teaching a particular discipline. It should also be clearly worked out long before a particular lesson. Summarizing the data of a number of pedagogical studies, we are faced with the fact that it is planning that can cause maximum difficulties for teachers. As an illustration of this thesis, the article describes the stages of using the taxonomy of B. Bloom's goals in the course of teaching general education subjects at a law school. The pedagogical technology of the hierarchy of goals according to Bloom allows the teacher to significantly reduce the time required for class planning. The greatest interest is the teacher's understanding of how the purpose of the lesson can link the entire lesson plan together. The process of methodical preparation of the lesson itself should be divided into several pre-worked stages. The stages should not only correspond to the principle of continuity and logical connection, but also serve as predictors of clear goal-setting and optimal timing. The most important is the fact that the formulation of the purpose of the lesson comes from a request to evaluate the effectiveness of students' activities and taking into account their capabilities and motivation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

8. Миронова, Е.А. Тактические приемы ведения переговоров с преступниками при захвате заложников / Е.А. Миронова // Символ науки: Международный научный журнал. - 2016. - № 6. - С. 87-90.

9. Светличный, Е.Г. Проблемы и перспективы обучения сотрудников ОВД России готовности к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности в рамках профессиональной служебной и физической подготовки / Е.Г. Светличный, А.С. Фетисов, О.С. Панова, Р.Е. Токарчук // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 3 (132). -С. 177-180.

10. Хомяков, С.Ю. Участие органов внутренних дел в специальной операции по освобождению заложников / С.Ю. Хомяков // Проблемы совершенствования учебного процесса по дисциплинам кафедры тактико-специальной и огневой подготовке. Сборник научных статей: материалы межвузовского научно-практического семинара. - 2018. -С. 95-101.

11. Шеретов, С.Г. Ведение международных переговоров: Учебное пособие / С.Г. Шеретов. - Алматы: Данекер, 2004. -С. 15-16.

Педагогика

УДК 37

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Парамонова Елена Алексеевна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар); старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Медведева Наталья Петровна

Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г. Краснодар)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ БЕНДЖАМИНА БЛУМА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы к особенностям задействования когнитивной сферы студентов в процессе обучения. Для детального рассмотрения данной проблемы авторы посчитали целесообразным обратиться к алгоритму иерархии учебных целей Бенджамина Блума. Процесс преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе тяготеет к поиску оптимальных и педагогически эффективных методических приемов, которые позволили бы обучающимся показывать положительную динамику в развитии когнитивных процессов, а также повышении уровня компетенций. Одним из наиболее размытых, требующих совершенствования этапов педагогической деятельности преподавателя является его умение планировать каждое занятие. Планирование должно не только соответствовать обще дидактической цели преподавания той или иной дисциплины. Оно также должно быть четко проработано задолго до того или иного занятия. Обобщая данные ряда педагогических исследований, мы сталкиваемся с тем, что именно планирование может вызывать максимальные затруднения у педагогов. В качестве иллюстрации данного тезиса в статье приводится описание этапов использования таксономии целей Б. Блума в ходе преподавания общеобразовательных дисциплин в юридическом вузе. Педагогическая технология иерархии целей по Блуму позволяет преподавателю значительно сократить время, необходимое на планирование занятия. Наибольший интерес вызывает понимание преподавателем того, каким образом цель занятия может связать весь план занятия воедино. Сам процесс методической подготовки занятия должен быть разбит на несколько предварительно проработанных этапов. Этапы должны не только соответствовать принципу преемственности и логической связи, но и служить предикторов четкого целеполагания и оптимального тайминга. Максимально важным является то факт, что формулировка цели занятия исходит из запроса на оценку эффективности деятельности студентов и учета их возможностей и мотивации.

Ключевые слова: таксономия педагогических целей, функциональная грамотность, планирование учебных занятий, формулировка целей, когнитивная сфера, запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание.

Annotation. This article discusses approaches to the peculiarities of involving the cognitive sphere of students in the learning process. For a detailed consideration of this problem, the authors considered it appropriate to refer to the algorithm of the hierarchy of educational goals by Benjamin Bloom. The process of teaching general education disciplines at a law school tends to search for optimal and pedagogically effective methodological techniques that would allow students to show positive dynamics in the development of cognitive processes, as well as improving the level of competencies. One of the most vague requiring improvement of the stages of pedagogical activity of the teacher is his ability to plan each lesson. Planning should not only correspond to the general didactic purpose of teaching a particular discipline. It should also be clearly worked out long before a particular lesson. Summarizing the data of a number of pedagogical studies, we are faced with the fact that it is planning that can cause maximum difficulties for teachers. As an illustration of this thesis, the article describes the stages of using the taxonomy of B. Bloom's goals in the course of teaching general education subjects at a law school. The pedagogical technology of the hierarchy of goals according to Bloom allows the teacher to significantly reduce the time required for class planning. The greatest interest is the teacher's understanding of how the purpose of the lesson can link the entire lesson plan together. The process of methodical preparation of the lesson itself should be divided into several pre-worked stages. The stages should not only correspond to the principle of continuity and logical connection, but also serve as predictors of clear goal-setting and optimal timing. The most important is the fact that the formulation of the purpose of the lesson comes from a request to evaluate the effectiveness of students' activities and taking into account their capabilities and motivation.

Key words: taxonomy of pedagogical goals, functional literacy, planning of training sessions, formulation of goals, cognitive sphere, memorization, understanding, application, analysis, evaluation, creation.

Введение. Высшая школа должна стать преемственной платформой для комплексного результата образования -готовности к непредсказуемости жизни не только обучающихся, но и педагогического сообщества. И этот результат станет достижим, если образование будет направлено на формирование у целевой аудитории умения учиться, а также весьма важной функциональной грамотности на основе прочных академических знаний.

В ряде педагогических исследований, посвященных активизации процесса обучения в методической парадигме, упоминается таксономия Бенджамина Блума, которая помогает быстрее и эффективнее планировать учебные занятия. Ключевым опорным каркасом данной технологии являются три списка глаголов для формулирования целей обучения в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах [1].

Изложение основного материала статьи. Чтобы конструктивно планировать занятия преподаватель может прибегать в своей педагогической деятельности к использованию какого-либо алгоритма, релевантного цели и самого занятия, и цели общей канвы наполнения учебной дисциплины [2].

Особенно актуализированным применения данной технологии становится в процессе цифровой трансформации образования, в ходе которой переход на инновационный уровень тяготеет к различным ресурсам в процессе инвариантности алгоритмов подачи контента. Например, в процессе преподавания русского языка, используются самые разнообразные тематические рисунки инновационного педагогического дизайна. Они оказывают положительное мотивационное воздействие на целевую аудиторию. При таком подходе повышается не только уровень функциональной грамотности, но и коммуникативной культуры, возрождается любовь и интерес к русскому языку в вузе [7; 8; 9; 10].

Таблица 1

Алгоритмический уровневый рисунок таксономии Блума

6. Создать 5. Оценить 4. Проанализировать

= создать нечто новое, модифицировать, предложить альтернативу. = обосновать свою точку зрения. = вычленить составляющие части.

Глаголы: создать, спланировать, модифицировать. Глаголы: оценить, обосновать, предсказать. Глаголы: разбить на части, классифицировать.

Цель: к концу учебного модуля студенты смогут оценивать, критиковать, судить, оправдывать, оспаривать, поддерживать. Данный уровень направлен на умение обучающегося оценивать логику построения письменного текста; оценивать соответствие выводов имеющимся данным; оценивать значимость того или иного продукта деятельности. Цель: к концу учебного модуля обучающиеся смогут писать сочинение, делать выступление, подготавливать и презентовать доклад, реферат; предлагать план проведения эксперимента или других действий; составлять схемы задачи. Данный уровень направлен на формирование навыков обобщения, соединения идей для создания чего-то нового, группировать, обобщать, реконструировать. Цель: к концу занятия ученики смогут сравнить, противопоставить, разбить, выделить, отобрать, разграничить, разбить информацию на части.

3. Применить 2. Понять 1. Запомнить

= использовать в новой ситуации. = осознать значение. = воспроизвести по памяти.

Глаголы: применить, решить. Глаголы: пересказать, выделить главное, привести примеры. Глаголы: перечислить, узнать, воспроизвести, назвать, цитировать.

Цель: к концу занятия студенты смогут выстраивать, воссоздавать, конструировать, моделировать, предсказывать. Цель: к концу занятия учащиеся смогут обобщать, преобразовывать, защищать, перефразировать, интерпретировать, давать примеры. Цель: к концу занятия ученики смогут определять, описывать, называть, маркировать, узнавать, воспроизводить, следовать.

Первый элемент ключевой фразы каждого уровня представляет собой определенный временной промежуток. Это очень важный момент, являющийся предиктором четкого тайминга для студентов. Первым шагом в подготовке к учебному занятию является продумывание и постановка цели, которую можно транслировать в двух ипостасях рассмотрения: во-первых, с точки зрения студентов - что студенты смогут сделать, не преподаватель, и, во-вторых, формулировка должна содержать глагол совершенного вида, отвечающий на вопрос «Что сделать?».

Например, к концу занятия студенты смогут самостоятельно описать, кк происходит художественное преобразование фразеологизмов в контекстах художественной и публицистической речи; или, к концу изучения учебной дисциплины, студенты в парах смогут определить и записать как можно больше примеров английских заимствований в современном русском языке, или, к концу семестра студенты индивидуально смогут сравнить несколько описаний фразеологии научной и деловой речи и обосновать свой выбор.

Таблица 2

Методические пояснения к ключевым компонентам таксономии

Ключевые вопросы алгоритма подготовки Планирование занятия Методические пояснения

Что? Чему я буду учить? Вопрос имеет отношение к содержательной стороне занятия.

Почему? Почему студенты захотят этому учиться? Вопрос имеет отношение к мотивации студентов.

Как? Как я пойму, что студенты научились? Вопрос имеет отношение одновременно и к цели занятия, и к его результату.

Как? Как я буду их этому учить? Вопрос имеет отношение к тому, как будет организована образовательная деятельность студентов.

Данная технология позволяет преподавателю сократить время, затрачиваемое на планирование занятия. Таксономия Блума представляет собой некий организованный список глаголов, представленный в справочных источниках в виде пирамиды, диаграммы и т.д. с упорядоченными сегментами (таблица 1) [3; 4].

Бенджамин Блум был не единственным ученым, который работал над этим списком. Он руководил группой сотрудников, которые в середине прошлого века составили такой список глаголов, которые употребляются во фразах и формулировках целей обучения. За такое продолжительное время таксономия была несколько раз пересмотрена. Но авторы посчитали целесообразным обратиться именно к изначальной и оригинальной версии таксономии, т.к., на наш взгляд, она

является наиболее простой и прозрачной. Несмотря на критику, представленную в ряде работ, посвященных целеполаганию педагогического процесса, данный подход является рабочим инструментом для написания целей обучения [5; 6].

Общеизвестно, что на каждом учебном занятии присутствуют все три сферы: когнитивная, аффективная и психомоторная. Но в рамках одного занятия, как правило, сложно сосредоточиться на какой-то одной, поэтому только одна из сфер является ведущей. Иерархичность таксономии Блума представлена шестью основными уровнями, направленными на запоминание, понимание, применение, анализ, оценку и создание. На первый взгляд, данная иерархия может показаться необычной, т.к. те уровни и те цели, которые связаны с анализом, оценкой и созданием, относятся к мыслительной деятельности высшего порядка, что требует больших энерго-затрат от мозга, и больше времени от студентов, необходимого на переработку информации и выполнение того или иного задания для достижения такого типа целей (таблица 2).

Глаголы таксономии Блума по своей сути являются глаголами когнитивной сферы. При этом структура фразы, которая формулирует цель занятия иллюстрирует, как именно в ней применяются глаголы. Важнейшим моментом для преподавателя является понимание того, каким образом цель занятия связывает весь план занятия воедино. Алгоритмический рисунок методической подготовки занятия может быть представлен в виде нескольких этапов. Изначально преподаватель прописывает цель занятия, причем по определенной схеме: во-первых, прописывает что студенты смогут сделать и при каких условиях к концу занятия/части занятия/модуля; во-вторых, приводит примеры задания, соответствующего написанной цели, которое можно дать студентам, чтобы они продемонстрировали чему они научились; в-третьих, прописывает, на какой уровень таксономии Блума ориентированы сформулированная цель и предложенное задание; в-четвертых, проводит опрос среди целевой аудитории, направленный на выявление понимания цели и соответствия задания цели (таблица 3).

Таблица 3

Методические связи между планированием и основными этапами занятия в парадигме таксономии

Планирование занятия Элементы хода проведения занятия

1. Преподаватель определяет, чему он планирует учить своих студентов на каждом конкретном занятии. На начальном этапе преподаватель озвучивает тему занятия, дает обобщенную аннотацию, чем именно будут заниматься на занятии студенты. После этого обязательно необходимо озвучить, каким образом, полученные на занятии знания, умения и навыки им пригодятся впоследствии, т.е. зачем им нужно изучать именно данную тему. Обязательно на следующем шаге озвучивается цель занятия, положительный итог и ожидаемые результаты.

2. Преподаватель выясняет, используя разнообразные дидактические приемы, почему студенты захотят этому учиться. На данном этапе проводится опрос среди обучающихся, направленный на выявление той части целевой аудитории, которая, возможно, уже обладает какими-то навыками по данной теме. По итогам данного опроса обучающимся озвучивается, каким именно образом будет организовано данное занятие.

3. Преподаватель продумывает, по каким драйверам процесса обучения и его дидактических приемов он поймет, что студенты научились. На данном этапе начинается непосредственно сам процесс обучения. Весь арсенал используемых дидактических приемов и педагогических технологий, а также формата работы и педагогического дизайна учебного контента, преподаватель продумывает и подготавливает заранее. Импровизация с педагогическими технологиями в данном случае абсолютно неуместна.

4. Преподаватель выстраивает канву методов и средств обучения, релевантных цели данного занятия с обязательной перспективной оценкой его эффективности. На завершающем этапе занятия происходит демонстрация приобретенных студентами знаний, умений и навыков. Преподаватель просит их продемонстрировать, чему они научились, возвращаясь к стартовой цели занятия. Происходит подведение итогов занятия. Обучающимся на данном этапе предоставляются самые широкие возможности для продуктивного диалога, они могут задать преподавателю интересующие их по теме занятия вопросы, если в чем-то им сложно разобраться, они также могут об этом спросить.

Выводы. При подведении итогов занятия преподаватель может задавать студентам вопросы в лучших традициях конструктивизма. Даже при наличии узкой цели полученный объем умений и навыков может быть более обширным. Каждый из ключевых проблемных вопросов, затронутых в самом начале процесса планирования (таблица 2), является очень важным. Но если проранжировать эти вопросы по критерию приоритетности, то авторы отдали бы предпочтение вопросу, связанному с тем, как преподаватель может понять, что студенты научились, получив необходимые для усвоения данной темы знания, умения и навыки. Ответ на этот ключевой вопрос влияет на весь ожидаемые результат и оценку эффективности проведенного занятия.

Литература:

1. Бактыбаев, Ж.Ш. Использование технологии таксономии Блума в учебном процессе вуза / Ж.Ш. Бактыбаев // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/ispolzovanie-tehnologii-taksonomii-bluma-v-uchebnom-protsesse-vuza (дата обращения: 19.08.2022).

2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62.

3. Гафурова, А.Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А.Д. Гафурова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 1 (396). - С. 237-239. - URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/ (дата обращения: 19.08.2022).

4. Джураева, Н.Р. Апробация методики целеполагания в педагогической деятельности с использованием таксономии Б. Блума / Н.Р. Джураева, Т.И. Атамуратова // Universum: психология и образование. - 2019. - №7 (61). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aprobatsiya-metodiki-tselepolaganiya-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-taksonomii-b-bluma (дата обращения: 19.08.2022).

5. Камкия, Ф.Г. Обучение юристов в высшей профессиональной школе: инновационный подход / Ф.Г. Камкия, Н.А. Кондрашова // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 116-117

6. Люлина, Е.С. Эффективность применения таксономии Блума в педагогическом процессе вуза (на примере направления "спортивная деятельность") / Е.С. Люлина, Ш.А. Мирзакулов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - №2. - С. 149-154. - URL: httpsV/cyberieninka.ru/artide/n/effektivnost-primeneniya-taksonomii-bluma-v-pedagogicheskom-protsesse-vuza-na-primere-napravleniya-sportivnaya-deyatelnost (дата обращения: 19.08.2022).

7. Парамонова, Е.А. Художественное преобразование фразеологизмов в контекстах художественной и публицистической речи // Вопросы образования и науки. [Электронный ресурс]. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Ч.1. - Тамбов. - 2019. - N 6-1 (46). - С. 95-97.

8. Парамонова, Е.А. Английские заимствования в современном русском языке // Наука, образование, общество. [Электронный ресурс]. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - Ч.2.

- Тамбов. - 2020. - N 5-2 (57). - С. 80-82.

9. Парамонова, Е.А. Фразеология научной и деловой речи // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук.

- 2021. - N 9. - С. 130-134.

10. Парамонова, Е.А. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы как средство реализации современных целей образования // Вестник научных конференций. - 2021. - № 6-1 (70). - С. 62-64.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы Петрищева Надежда Николаевна

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова (г. Ульяновск)

ЦИФРОВЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. Современный процесс образования, трансформируясь под воздействием различных факторов, становится сложнее и требует особых навыков, компетенций как от преподавателей, так и от самих обучающихся. Глобализация и цифровизация различных процессов и сфер жизни общества в корне преобразила многие аспекты образовательного процесса. В наши дни цифровые ресурсы выступают серьезным фактором трансформации педагогической практики в современной образовательной среде. Активно внедряемые в информационную и образовательную среду, практическую и научную деятельность профессорско-преподавательского состава разных ВУЗов, ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) способствуют поиску новых методов организации педагогической практики, отвечающих требованиям современности. Изменились цели и задачи обучения, содержание учебного процесса, педагогические технологии и многие другие аспекты. В настоящем исследовании анализируется роль цифровых ресурсов, как инструмента современной образовательной среды в педагогическом вузе. Цифровые образовательные ресурсы рассматриваются как один из важнейших факторов гибридного образования. Также обосновывается мысль, что ЦОР являются ключевым инструментом реализации дистанционного (удаленного) образования. В статье приведен теоретический обзор существующих исследований по данной теме. Проанализированы основные цифровые ресурсы, применяемые в образовательном процессе педагогического вуза, а также в профессиональной педагогической деятельности других высших учебных заведений.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, педагогическое образование.

Annotation. The modern process of education, being transformed under the influence of various factors, becomes more complex and requires special skills and competencies from both teachers and students themselves. Globalization and digitalization of various processes and spheres of society have radically transformed many aspects of the educational process. Nowadays, digital resources are a serious factor in the transformation of pedagogical practice in the modern educational environment. Actively introduced into the information and educational environment, practical and scientific activities of the teaching staff of various universities, the Digital educational resources (digital educational resources) they contribute to the search for new methods of organizing pedagogical practice that meet the requirements of modernity. The goals and objectives of training, the content of the educational process, pedagogical technologies and many other aspects have changed. This study analyzes the role of digital resources as a tool of the modern educational environment in a pedagogical university. Digital educational resources are considered as one of the most important factors of hybrid education. The idea is also substantiated that the SDCs are a key tool for the implementation of remote (remote) education. The article provides a theoretical overview of existing research on this topic. The main digital resources used in the educational process of a pedagogical university, as well as in the professional pedagogical activity of other higher educational institutions, are analyzed.

Key words: digitalization, digital educational resources, pedagogical education.

Введение. Современный образовательный процесс претерпевает перманентные трансформации, находясь под воздействием различных информационных, технологических и иных преобразований. Значительные изменения наблюдаются в сфере образования в условиях развития глобального процесса цифровизации, актуальность которого возрастает с каждым годом. В последнее десятилетие переход на цифровой формат обучения стал мировой тенденцией, затронувшей все ступени образования, начиная от дошкольного и завершая высшим.

Современная педагогическая практика, особенно в высшем учебном заведении, немыслима без знания и использования в образовательной и воспитательной работе новейших информационных и коммуникационных технологий, в особенности цифровых ресурсов. Постоянное техническое и технологическое обновление возможностей процесса обучения требует соответствующего стремительного развития различных профессиональных навыков у преподавателей. К примеру, навыка внедрения и оптимального применения в повседневной работе разнообразных учебных методик, основанных на цифровых технологиях, повышение дигитальной грамотности, необходимой для проведения занятий на высшем уровне и др.

Однако свое истинное назначение и необходимость реализация образовательного процесса посредством различных информационных технологий (дистанционное образование и т.д.) приобрела в 2020 г. в связи с пандемией коронавируса Covid-19. Период карантина выявил критические проблемы в системах образования многих стран, не реализовавших возможности дистанционного обучения в полной мере. Ситуация, вызванная пандемией и кризисом в традиционном процессе обучения, способствовала более ускоренному формированию не только цифровых образовательных сред и виртуального учебного контента, но и целых виртуальных систем управления образовательным и воспитательным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.