Научная статья на тему 'Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны'

Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
148
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны»

В день окончательного разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н.Г. Кузнецов в приветственной телеграмме высоко оценил боевые действия моряков флотилии, подчеркнув, что они с честью выполнили возложенные на них задачи1.

И.А. Еремин

Использование сырьевых ресурсов Сибири для нужд обороны страны в годы Первой мировой войны

Мероприятия общегосударственного масштаба по созданию промышленных тыловых районов стали особенно активно разрабатываться с началом Первой мировой войны, которая потребовала тотальной милитаризации экономики, увеличения объемов производства, все больших сырьевых и прочих материальных ресурсов в условиях резко сократившихся внешнеэкономических отношений. Предметом государственной важности стало изучение производительных сил страны. В феврале 1915 г. при Академии наук была организована для этой цели Комиссия под руководством академика В.И. Вернадского, в которой восточным регионам России уделялось особое внимание. Отчасти это объяснялось тем, что военные действия происходили на западных и юго-западных территориях. Но главным привлекательным моментом являлись богатства нерастраченных природных ресурсов. Сибирь в правительственной стратегии рассматривалась прежде всего как перспективная база для развития угледобывающей и металлургической отраслей, ориентированных на нужды обороны2.

В этой связи при Совете съездов представителей торговли и промышленности в Петрограде было учреждено специальное Сибирское бюро под председательством члена Государственного совета профессора Е.Л. Зубашева. Специалисты бюро составили докладную записку в правительство, в которой предполагалось выделить 350 тыс. р. на сибирскую «железную экспедицию», которая должна была обследовать различные районы края с целью «насаждения» там металлургической промышленности. Сибирское бюро призывало правительство разработать особую протекционистскую политику - систему премий и поощрений для частного предпринимательства с целью содействовать появлению в

1 Центральный Военно-морской архив. Ф. 73. Оп. 3073. Д. 1. Л. 10.

2 Аблажей Н.Н., Букин С.С., Водичев Е.Г., и др. Экономические и социокультурные взаимодействия в Урало-Сибирском регионе. Новосибирск, 2004. С. 63.

101

Сибири новых производств, столь необходимых для повышения обороноспособности страны. Дело перешло в практическую плоскость с организацией в 1916 г. при Военном министерстве Металлургического комитета. Вся территория Сибири была разделена на четыре промышленных района: Кузнецкий,

Енисейский, Иркутский и Приморский. Для каждого из них намечалась оригинальная программа индустриального развития. Наиболее подготовленным признавался Кузнецкий район. Здесь Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей (Копикуз) приступило к реализации индустриального проекта, включавшего в едином комплексе добычу угля и руды, коксохимическое и металлургическое производство1.

В Кузнецком бассейне добыча топлива выросла с 47 млн пудов в 1913 г. до 72 млн пудов в 1916 г.2 Если учесть, что к 1917 г. производство угля в Западной Сибири достигло 84 млн пудов3, на долю Кузнецкого бассейна приходилось 9/10 общего объема добычи топлива в регионе. Уже в августе 1914 г. для работающей на военные нужды Северо-Западной железной дороги из Анжерских копей началась поставка в общей сложности 3 млн пудов угля4. Промышленности городов Урала, Сибири и Дальнего Востока, работавшей на нужды войны, а также Сибирской железной дороге, требовалось все больше угля. Хотя в 1916 г. уровень добычи топлива в Кузбассе был ниже, чем в Донбассе, в 24 раза, власти и предпринимательские структуры стремились повысить масштаб угледобычи на территории региона. Об этом свидетельствует, в частности, факт активного строительства в годы войны 186-верстной железной дороги от Юрги до Кольчугина с веткой от станции Топки до Кемерово. В сентябре 1915 г. на дороге началось временное грузовое движение. В результате был открыт выход угля на Сибирскую магистраль Кольчугинского и Кемеровского рудников Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей5.

В годы войны правительство пыталось наладить стабильную доставку топлива из региона на Урал для нужд работающих на оборону местных заводов. Так, заседавшая в конце 1915 г. угольная секция Особого совещания по обеспечению топливом под председательством заместителя министра торговли Коновалова

1 Аблажей Н.Н., Букин С.С., Водичев Е.Г., и др. Экономические и социокультурные взаимодействия в Урало-Сибирском регионе. Новосибирск, 2004. С. 64.

2 История Кузбасса. Ч. I. Кемерово, 1967. С. 214.

3 Огановский Н.П. Народное хозяйство Сибири. Омск, 1921. С. 110.

4 Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 215. Оп. 1. Д. 1017. Л. 84, 85.

5 История Кузбасса. Ч. I. Кемерово, 1967. С. 213, 214.

102

вынесла постановление «о необходимости использования в 1916 г. водных путей для вывоза во внутренние губернии сибирского каменного угля», добычу которого следовало довести до 200 млн пудов1.

В начале 1916 г. Особое совещание по обеспечению топливом, «озабочиваясь снабжением в настоящем году углем уральских заводов, работающих для целей государственной обороны», предложило широко использовать для решения этой проблемы уголь из Западной Сибири. Участники совещания обратились в комитет Сибирского бюро при совете съездов председателей биржевой торговли и сельского хозяйства с просьбой выяснить «наличные перевозочные средства на сибирских водных путях», а также данные о количестве топлива, «которое могло бы быть этими путями отправлено». Уголь из Кузнецких копей предполагалось грузить в Кемерово, из Судженских - в Томске, из Экибастузских -на пристани у г. Ермак для отправки до Тюмени или других железнодорожных станций2.

Практическая реализация данного проекта привела к тому, что уголь из региона в значительном количестве в период 1916/1917 гг. стал поступать для хозяйственных нужд таких крупных уральских заводов, как Златоустовский, Кыштымский, Белорецкий, Пермский3. Значительным достижением властей в плане снабжения уральских заводов можно также считать то, что удалось добиться поставок сюда в 1917 г. по миллиону пудов кокса ежемесячно с Кольчугинских копей Кузбасса4. Кроме того, уголь из региона в годы войны потребляли находившиеся или примыкавшие к уральскому региону Пермская, Самаро-Златоустовская, Троицкая, Оренбургские железные дороги.

В феврале 1915 г. Главное артиллерийское управление (ГАУ) на основе заявок фронтов определяло потребность во взрывчатых веществах в 65 тыс. пудов в месяц. Этого можно было достигнуть лишь путем организации производства серной и синильной кислоты, бензола и толуола на базе заводов Донецкого и Кузнецкого угольных бассейнов5. В 1915 г. Копикузу удалось получить крупный заказ от Главного артиллерийского управления на бензол и толуол. Согласно условиям договора, заключенного между правлением

1 Жизнь Алтая. 1915. 1 дек.

2 Там же. 1916. 6 февр.

3 Зольников Д.М. Рабочее движение в Сибири в 1917 г. Новосибирск, 1969. С. 25, 26.

4 Свешников Н.А. Экономика Сибири в период империализма. М., 1975. С. 151.

5 Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX в. Очерки военноэкономического потенциала. М., 1986. С. 108.

103

общества и ГАУ, завод должен был быть построен к октябрю 1916 г. и поставлять в течение следующих трех лет 75 тыс. пудов бензола и в течение следующих семи лет - 25 тыс. пудов толуола по «твердым» ценам1. Первоначально руководство акционерного общества предполагало построить на Кемеровской копи 100 коксовых печей, которые должны были производить до 10 млн пудов кокса в год2.

Уже в 1915 г. Копикуз получил аванс в 2 млн р. на постройку химического завода в Кемерово. В 1916 г. на строительство завода и коксовых батарей было затрачено уже 4,4 млн р. или свыше половины капитальных затрат Копикуза в том году. Строилась батарея из 50 коксовых печей, рекуперационный и бензольный цехи, электростанция, механические мастерские, котельная, подъездная железная дорога3.

Этот заказ стимулировал рост угледобычи на рудниках Копикуза. В 1915 г. оживились работы на Кемеровском руднике, стала форсироваться проходка штолен и шахт, которые должны были дать сырье для коксовых печей и химического завода. На Кемеровском руднике состоялась закладка крупнейшей по тем временам шахты «Центральная». В ноябре 1917 г. она вступила в строй. Тогда же была сооружена подвесная канатная дорога через реку Томь для доставки угля от шахты к коксовым печам4. В результате, если в 1914 г. на шахтах Копикуза добывалось 3095 тыс. пудов, то в 1915 г. уже 4463 тыс. пудов. В 1916 г. объем угледобычи здесь составил 12174 тыс. пудов, а в 1917 г. - 18132 тыс. пудов5.

Копикуз, стремясь создать в регионе металлургическую и отчасти машиностроительную базу, развернул переоборудование Гурьевского завода. Чугунолитейный механический завод в с. Гурьевском Кузнецкого уезда Томской губернии закрылся в 1908 г., не выдержав конкуренции с более мощными и современными заводами Урала и Европейской России. До закрытия Гурьевский завод являлся универсальным поставщиком оборудования для сибирской промышленности, сельского хозяйства и водного транспорта. В результате предпринятых Копикузом мер Гурьевский завод был превращен в ремонтную базу для рудников и

1 Жизнь Алтая. 1916. 13 авг.

2 Государственный архив Алтайского края (ГААК) Ф. 4. Оп. 1. Д. 1981. Л. 272; Жизнь Алтая. 1915. 15 нояб.

3 История Сибири. С древнейших времен до наших дней. Т. 3. Л., 1968. С. 438, 439.

4 История Кузбасса. Ч. I. Кемерово, 1967. С. 215.

5 Государственный архив Алтайского края (ГААК) Ф. 4. Оп. 1. Д. 1981. Л. 230, 288, 333 об., 403 об.

104

строительства химзавода. Здесь действовали механический и

W W 1

литейный цехи'.

Руководство Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей планировало организовать в Сибири технически совершенные производства. К проектированию предприятий привлекались известные специалисты. Так, для подготовки сооружения металлургического завода был приглашен опытный металлург М.А. Павлов. Конкретное проектирование сосредоточилось в Томске в Обществе сибирских инженеров, где профессором Н.В. Гутовским в 1916 г. был составлен проект крупного металлургического предприятия производительностью 15 млн пудов чугуна в год в четырех домнах производительностью по 12 тыс. пудов в сутки каждой. Здесь же предполагался передел чугуна в шести мартеновских печах и прокат 10 млн пудов рельс и балок1 2.

Риддерское горнопромышленное акционерное общество подрядилось на поставку Ижорскому заводу Морского министерства 30 тыс. пудов цинка. Согласно условиям договора от марта 1916 г., все поставки должны были завершиться в мае 1917 г.3 К 1916 г. Риддерское общество достигло значительных успехов в своем развитии. Оно переоборудовало старые рудники (Риддерский, Сокольский), построило в Семипалатинской области заводы, железные дороги Риддер - Усть-Каменогорск, Иртыш - Экибастуз, имело свое пароходство на Иртыше. В 1915 г. общество начало добывать уголь и руды, а в 1916 г. - заниматься выплавкой металлов. В Риддере обогащали руду, извлекали золото и серебро, а на Экибастузском заводе выплавляли медь, свинец и цинк. Только цинка за первую половину 1916 г. на Риддерском руднике было добыто свыше 200 тыс. пудов4.

Таким образом, в годы Первой мировой войны российским властям удалось привлечь богатые сырьевые ресурсы Сибири, прежде всего, угольные и металлургические, для выполнения оборонных заказов для нужд вооруженных сил. Вместе с этим началось бурное развитие добывающих и перерабатывающих отраслей местной промышленности.

1 Кадейкин В.А. Рабочие Сибири в борьбе за власть Советов и осуществление первых социалистических преобразований (ноябрь 1917 - август 1918 гг.). Кемерово, 1966. С. 27.

2 Аблажей Н.Н., Букин С.С., Водичев Е.Г. и др. Экономические и социокультурные взаимодействия в Урало-Сибирском регионе. Новосибирск, 2004. С. 65.

3 Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. 3. Оп. 23. Д. 249. Л. 29-30 об.

4 Жизнь Алтая. 1916. 24 июля.

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.