УДК 378.141:005.963.2 А.В. Карандеева, ассистент, 8-920-271-06-38, karandeeva07@mail. ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПЕРВИЗИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ
Раскрываются возможности использования супервизии в подготовке студентов - будущих социальных работников в вузе. Особое внимание уделяется организации и эффективной модернизации курса по выбору студентов, а также исследованию перспектив института супервизорства в социальной работе в Туле и Тульской области.
Ключевые слова статьи: супервизия, супервизорство, бакалавриат, социальный работник.
Для того чтобы повысить качество подготовки студентов - будущих социальных работников в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат), необходимы и новые формы вузовской работы, которые хорошо зарекомендовали себя в учебных заведениях разных стран мира. Одной из таких форм является супервизия.
Обычно под супервизией понимается ограниченный во времени, последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста, осуществляемый одновременно с профессиональной деятельностью [1].
Однако в контексте нашего исследования супервизию можно определить и в двух ее аспектах - как процесс руководства работниками баз практики группой студентов-практикантов для выполнения программ практик, так и процесс обучения этих работников по вопросам руководства студентами.
Оба этих аспекта супервизии являются крайне важными. Руководители практики на местах (в социальных центрах, органах социальной защиты) зачастую не имеют представления о том, каким образом необходимо осуществлять руководство студентами, пришедшими на учебную или производственную практику. Они видят в студентах либо уже готовых специалистов, вполне способных выполнять работу штатных сотрудников социальных служб, либо новичков, которые ещё не знают практики социальной работы и которым можно доверить только простейшие виды деятельности. В результате цели и задачи практики могут быть выполнены не полностью, а студенты и университетские руководители практики будут не удовлетворены ее результатами.
Студенты не получают необходимых знаний, умений и навыков, а принимающая сторона считает студентов обузой для себя, вследствие чего у обеих сторон пропадает мотивация к сотрудничеству.
Для обучения сотрудников баз практик основам супервизии над студентами в рамках ТГПУ им. Л.Н. Толстого организована специальная подготовка. Например, на курсах повышения квалификации сотрудников социальных служб и подведомственных министерству здравоохранения и социального развития Тульской области учреждений социального обслуживания населения, проводимых в университете, данные вопросы постоянно обсуждаются. Руководители социальных учреждений во взаимодействии с нами как руководителями практик подробно изучают каждую программу практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной), разбирают примеры видов деятельности и заданий, которые должны выполнять студенты при прохождении того или иного вида практики в социальном учреждении в зависимости от его специфики (центр реабилитации несовершеннолетних, центр социальной помощи пожилым или инвалидам и т. д.). Руководители практики-супервизоры на местах чётко знают цели и задачи каждой практики, виды отчётности и характеристик.
Мы стремимся организовать обмен опытом руководства практикой между наставниками-работниками принимающих сторон для большей эффективности процесса супервизии. Нами разработано специальное методическое пособие для супервизоров, где изложены основное содержание их деятельности и методы работы, опыт деятельности лучших наставников-супервизоров.
Для оптимизации процесса обучения и практики студентов привлекаются всё больше и больше сотрудников центров социальной помощи, социального обслуживания, социальной реабилитации. Поэтому приоритетной задачей руководителей практики в университете является работа по подготовке сотрудников этих центров к приёму студентов. Уровень подготовки супервизоров, в свою очередь, определяет уровень руководства ими группой студентов, что является одним из важных показателей качества образования.
В настоящее время супервизия в социальной работе является частью учебно-методической работы при подготовке по направлению «социальная работа» и предметом нашего специального исследования.
Мы разработали программу учебной дисциплины «Супервизия в социальной работе», которая является частью основной профессиональной образовательной программы, в частности, бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа». Учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла.
В результате освоения учебной дисциплины студенты устанавливают
логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе, реализовывают технологию супервизорства в социальной работе, моделируют практическое выполнение технологии. Также студенты осваивают основные категории, функции и задачи супервизии в социальной работе, основные компоненты супервизионного процесса, передовой зарубежный опыт супервизии в социальной работе.
Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц: максимальной учебной нагрузки студента 108 часов / 4 зачетные единицы, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 54 часа / 2 зачетные единицы; самостоятельной работы студента 54 часа / 2 зачетные единицы.
Основные темы, рассматриваемые в данном курсе:
І.Определение понятия, способ действия и организация супервизии (изучается понятие супервизии, её предмет, задачи, уровни, особенности, формы и виды).
2. История супервизии (история супервизии в США и Германии, Ассоциация национальных союзов супервизоров в Европе, развитие супервизии в России).
3. Значение супервизии для социальных работников (для самооценки, для сохранения собственного «Я», для личностного роста, для выбора позиции социального работника между клиентом и обществом, для поддержки становления индивидуального стиля деятельности; для развития персонала).
4. Проблемы и вопросы этики в супервизии (конфиденциальность, оценка, вопросы теории, отношения между супервизируемым и клиентом).
5. Развитие и перспективы развития супервизорства в России. (необходимость развития супервизии в России, подготовка супервизоров в университетах России, «Союз супервизоров», основные проблемы супервизии в России).
Результаты обучения: умение на основе анализа фактов выбирать и использовать адекватные формы, методы и средства супервизии для работы с конкретным клиентом; умение моделировать практическое выполнение действий супервизора; знание основных категорий, функций и задач супервизии в социальной работе.
Для получения обратной связи от студентов-будущих социальных работников, прослушавших курс «Супервизия в социальной работе» на 5-м курсе обучения, мы разработали и провели анкету по данной теме. Анкета состояла из трёх частей:
1) Дисциплина «Супервизия в социальной работе».
2) Содержание дисциплины «Супервизия в социальной работе».
3) Супервизия в социальной работе как институт.
В результате анализа материалов первой части анкетирования (Дисциплина «Супервизия в социальной работе») мы получили следующие
данные:
• 86 % опрошенных считают, что данная дисциплина
необходима для подготовки будущих специалистов и бакалавров социальной работы;
• 29 % считают, что данную дисциплину нужно проводить на начальных (1-2) курсах, 42 % - в середине срока обучения (на 3 курсе), 29 % считают, что их устраивает нынешнее положение дисциплины в учебном плане (последний курс);
• 21 % студентов считают, что этот курс необходимо сделать не курсом по выбору, а основным, базовым курсом;
• 50 % опрошенных предлагают добавить в курс лабораторные занятия и исследования;
• 79 % респондентов довольны предлагаемыми к изучению темами курса и не выразили желания что-то добавить или убрать;
• больше всего в курсе понравились: новизна, доступность материала, зарубежный опыт, историческая справка, а 7 % считают, что в курсе предлагалась полезная информация для работы по специальности.
Полученные данные позволили нам сделать вывод, что курс «Супервизия в социальной работе» необходим для изучения, интересен и нужен студентам. Нами проводится и модернизация курса путём разработки лабораторных занятий и исследований по различным темам.
В результате анализа материалов второй части анкеты (Содержание дисциплины «Супервизия в социальной работе») были получены следующие данные.
Из предложенных вопросов зачёта студенты оценили свои остаточные знания по ним следующим образом (анкетирование было проведено через несколько месяцев после окончания курса):
• Хорошо знаю более 2/3 курса - 7 %.
• Знаю от 1/3 до 2/3 - 50 %.
• Знаю менее 1/3 - 43 %.
21 % ни разу не выбрали вариант «Не знаю вообще».
Вопросы, которые наиболее часто выбирали с пометкой «Знаю хорошо»:
• Понятие супервизии, её предмет и задачи (71 %).
• История супервизии в России (71 %).
• Конфиденциальность в супервизии (64 %).
• Формы супервизии (57 %).
• Внешняя и внутренняя супервизия (57 %).
• Проведение супервизии (57 %).
• Значение супервизии для предупреждения эмоционального
выгорания (57%).
• Индивидуальная форма супервизии (57 %).
• Необходимость этической базы супервизора (57 %).
Вопросы, которые наиболее часто были помечены как «Знаю плохо»:
• Уровни и особенности супервизии (86 %).
• Цели супервизии в социальной работе (71 %).
• Вопросы, связанные с оценкой в супервизии (64 %).
• Современное состояние супервизии в России (64 %).
• Системно-теоретический подход в супервизии (57 %).
• История супервизии в США (57 %).
Полученные данные позволили нам сделать вывод, что лучше всего студентами воспринимается и запоминается информация, которая связана с психологическими и этическими аспектами супервизии (конфиденциальность, этика, эмоциональное выгорание), а также вопросы, структурированно изложенные в виде списка понятий (формы, задачи, виды, этапы супервизии). Наиболее трудна для усвоения информация, связанная с историческими и теоретическими моментами (супервизия в России и США, системно-теоретический подход); данные вопросы модернизируются и будут представлены в виде, более лёгком для восприятия и запоминания (в виде схем, таблиц, графиков, презентаций, видеороликов, а также с приведением примеров, иллюстрирующих обсуждаемый вопрос).
После проведения третьей части анкетирования «Супервизия в социальной работе как институт» были получены следующие данные:
1. 36 % считают, что развитие супервизии в отдельно взятой Тульской области вполне возможно; 7 % - что отдельно от страны невозможно.
2. Основные причины недостаточного развития института супервизорства в Туле и области:
• Мало кто знает об этом институте (36 %).
• Плохо развита сама социальная работа (29 %).
• Отсутствие специалистов и низкая профессиональная подготовка (14 %).
• Не считают нужным развивать её (7 %).
3. Сталкивались с супервизией 7 %, с её элементами - 21 %.
4. 50 % хотели бы лично практиковать технологию супервизии.
Студенты, которые сталкивались с супервизией, назвали 2 базы
практик: Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних города Тулы №1 (7 %) и №2 (14 %), где существует супервизия. Это позволили нам сделать вывод, что у супервизии в социальной работе в Туле и Тульской области есть предпосылки для развития и перспективы. В названных учреждениях была проведена беседа с сотрудниками,
включавшая предложение участвовать в подготовке будущих курсов студентов в качестве приглашённых специалистов-супервизоров. Разработаны планы бесед, интервью и занятий с данными специалистами, которые будут включать оценку ситуации в супервизии в социальной работе в Туле и области, прогнозирование ситуации на ближайшее и отдалённое будущее, разъяснение функций и сути деятельности супервизора в учреждении, а также демонстрацию навыков и специфики супервизии, включая проведение мастер-класса.
Список литературы
1. Лексикон социальной работы / гл. ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова . Изд. 3-е., Вологда, 2005.
A. V. Karandeeva
USING SUPERVISION IN THE TRAINING OF STUDENTS - FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCA TION
In given article are delivered the possibilities of using supervision in the training of students - future social workers in the institute of higher education. Special attention is given to the organization and effective modernization of a course for student’s choice, and to the searching the perspectives of the institute of supervision in social work in Tula and Tula’s region.
Key words: supervision, the social worker, supervising,bachelor.
Получено 12.02.2012 г.
УДК [378.014.6: 005.6] - 047.36
И.В. Коваленко, канд. пед. наук, доц., 8-(4872)-35-60-17, kafedra [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
На основе анализа научной литературы раскрываются разные подходы к созданию системы педагогического мониторинга. Показаны его роль и значение повышения качества высшего образования.
Ключевые слова: мониторинг, системный подход, интеграционные процессы, информационные процессы, качество образования, модель, педагогические технологии, принципы, критерии эффективности.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид