Научная статья на тему 'Использование супервизии в подготовке студентов-будущих социальных работников в вузе'

Использование супервизии в подготовке студентов-будущих социальных работников в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРВИЗИЯ / СУПЕРВИЗОРСТВО / БАКАЛАВРИАТ / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карандеева А. В.

Раскрываются возможности использования супервизии в подготовке студентов будущих социальных работников в вузе. Особое внимание уделяется организации и эффективной модернизации курса по выбору студентов, а также исследованию перспектив института супервизорства в социальной работе в Туле и Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING SUPERVISION IN THE TRAINING OF STUDENTS FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCA TION

In given article are delivered the possibilities of using supervision in the training of students future social workers in the institute of higher education. Special attention is given to the organization and effective modernization of a course for student’s choice, and to the searching the perspectives of the institute of supervision in social work in Tula and Tula’s region.

Текст научной работы на тему «Использование супервизии в подготовке студентов-будущих социальных работников в вузе»

УДК 378.141:005.963.2 А.В. Карандеева, ассистент, 8-920-271-06-38, karandeeva07@mail. ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПЕРВИЗИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

Раскрываются возможности использования супервизии в подготовке студентов - будущих социальных работников в вузе. Особое внимание уделяется организации и эффективной модернизации курса по выбору студентов, а также исследованию перспектив института супервизорства в социальной работе в Туле и Тульской области.

Ключевые слова статьи: супервизия, супервизорство, бакалавриат, социальный работник.

Для того чтобы повысить качество подготовки студентов - будущих социальных работников в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа» (бакалавриат), необходимы и новые формы вузовской работы, которые хорошо зарекомендовали себя в учебных заведениях разных стран мира. Одной из таких форм является супервизия.

Обычно под супервизией понимается ограниченный во времени, последовательный процесс корректирующего консультирования и обучения, ориентированный на активизацию личностного и профессионального потенциала специалиста, осуществляемый одновременно с профессиональной деятельностью [1].

Однако в контексте нашего исследования супервизию можно определить и в двух ее аспектах - как процесс руководства работниками баз практики группой студентов-практикантов для выполнения программ практик, так и процесс обучения этих работников по вопросам руководства студентами.

Оба этих аспекта супервизии являются крайне важными. Руководители практики на местах (в социальных центрах, органах социальной защиты) зачастую не имеют представления о том, каким образом необходимо осуществлять руководство студентами, пришедшими на учебную или производственную практику. Они видят в студентах либо уже готовых специалистов, вполне способных выполнять работу штатных сотрудников социальных служб, либо новичков, которые ещё не знают практики социальной работы и которым можно доверить только простейшие виды деятельности. В результате цели и задачи практики могут быть выполнены не полностью, а студенты и университетские руководители практики будут не удовлетворены ее результатами.

Студенты не получают необходимых знаний, умений и навыков, а принимающая сторона считает студентов обузой для себя, вследствие чего у обеих сторон пропадает мотивация к сотрудничеству.

Для обучения сотрудников баз практик основам супервизии над студентами в рамках ТГПУ им. Л.Н. Толстого организована специальная подготовка. Например, на курсах повышения квалификации сотрудников социальных служб и подведомственных министерству здравоохранения и социального развития Тульской области учреждений социального обслуживания населения, проводимых в университете, данные вопросы постоянно обсуждаются. Руководители социальных учреждений во взаимодействии с нами как руководителями практик подробно изучают каждую программу практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной), разбирают примеры видов деятельности и заданий, которые должны выполнять студенты при прохождении того или иного вида практики в социальном учреждении в зависимости от его специфики (центр реабилитации несовершеннолетних, центр социальной помощи пожилым или инвалидам и т. д.). Руководители практики-супервизоры на местах чётко знают цели и задачи каждой практики, виды отчётности и характеристик.

Мы стремимся организовать обмен опытом руководства практикой между наставниками-работниками принимающих сторон для большей эффективности процесса супервизии. Нами разработано специальное методическое пособие для супервизоров, где изложены основное содержание их деятельности и методы работы, опыт деятельности лучших наставников-супервизоров.

Для оптимизации процесса обучения и практики студентов привлекаются всё больше и больше сотрудников центров социальной помощи, социального обслуживания, социальной реабилитации. Поэтому приоритетной задачей руководителей практики в университете является работа по подготовке сотрудников этих центров к приёму студентов. Уровень подготовки супервизоров, в свою очередь, определяет уровень руководства ими группой студентов, что является одним из важных показателей качества образования.

В настоящее время супервизия в социальной работе является частью учебно-методической работы при подготовке по направлению «социальная работа» и предметом нашего специального исследования.

Мы разработали программу учебной дисциплины «Супервизия в социальной работе», которая является частью основной профессиональной образовательной программы, в частности, бакалавриата по направлению подготовки «Социальная работа». Учебная дисциплина входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла.

В результате освоения учебной дисциплины студенты устанавливают

логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе, реализовывают технологию супервизорства в социальной работе, моделируют практическое выполнение технологии. Также студенты осваивают основные категории, функции и задачи супервизии в социальной работе, основные компоненты супервизионного процесса, передовой зарубежный опыт супервизии в социальной работе.

Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц: максимальной учебной нагрузки студента 108 часов / 4 зачетные единицы, в том числе обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 54 часа / 2 зачетные единицы; самостоятельной работы студента 54 часа / 2 зачетные единицы.

Основные темы, рассматриваемые в данном курсе:

І.Определение понятия, способ действия и организация супервизии (изучается понятие супервизии, её предмет, задачи, уровни, особенности, формы и виды).

2. История супервизии (история супервизии в США и Германии, Ассоциация национальных союзов супервизоров в Европе, развитие супервизии в России).

3. Значение супервизии для социальных работников (для самооценки, для сохранения собственного «Я», для личностного роста, для выбора позиции социального работника между клиентом и обществом, для поддержки становления индивидуального стиля деятельности; для развития персонала).

4. Проблемы и вопросы этики в супервизии (конфиденциальность, оценка, вопросы теории, отношения между супервизируемым и клиентом).

5. Развитие и перспективы развития супервизорства в России. (необходимость развития супервизии в России, подготовка супервизоров в университетах России, «Союз супервизоров», основные проблемы супервизии в России).

Результаты обучения: умение на основе анализа фактов выбирать и использовать адекватные формы, методы и средства супервизии для работы с конкретным клиентом; умение моделировать практическое выполнение действий супервизора; знание основных категорий, функций и задач супервизии в социальной работе.

Для получения обратной связи от студентов-будущих социальных работников, прослушавших курс «Супервизия в социальной работе» на 5-м курсе обучения, мы разработали и провели анкету по данной теме. Анкета состояла из трёх частей:

1) Дисциплина «Супервизия в социальной работе».

2) Содержание дисциплины «Супервизия в социальной работе».

3) Супервизия в социальной работе как институт.

В результате анализа материалов первой части анкетирования (Дисциплина «Супервизия в социальной работе») мы получили следующие

данные:

• 86 % опрошенных считают, что данная дисциплина

необходима для подготовки будущих специалистов и бакалавров социальной работы;

• 29 % считают, что данную дисциплину нужно проводить на начальных (1-2) курсах, 42 % - в середине срока обучения (на 3 курсе), 29 % считают, что их устраивает нынешнее положение дисциплины в учебном плане (последний курс);

• 21 % студентов считают, что этот курс необходимо сделать не курсом по выбору, а основным, базовым курсом;

• 50 % опрошенных предлагают добавить в курс лабораторные занятия и исследования;

• 79 % респондентов довольны предлагаемыми к изучению темами курса и не выразили желания что-то добавить или убрать;

• больше всего в курсе понравились: новизна, доступность материала, зарубежный опыт, историческая справка, а 7 % считают, что в курсе предлагалась полезная информация для работы по специальности.

Полученные данные позволили нам сделать вывод, что курс «Супервизия в социальной работе» необходим для изучения, интересен и нужен студентам. Нами проводится и модернизация курса путём разработки лабораторных занятий и исследований по различным темам.

В результате анализа материалов второй части анкеты (Содержание дисциплины «Супервизия в социальной работе») были получены следующие данные.

Из предложенных вопросов зачёта студенты оценили свои остаточные знания по ним следующим образом (анкетирование было проведено через несколько месяцев после окончания курса):

• Хорошо знаю более 2/3 курса - 7 %.

• Знаю от 1/3 до 2/3 - 50 %.

• Знаю менее 1/3 - 43 %.

21 % ни разу не выбрали вариант «Не знаю вообще».

Вопросы, которые наиболее часто выбирали с пометкой «Знаю хорошо»:

• Понятие супервизии, её предмет и задачи (71 %).

• История супервизии в России (71 %).

• Конфиденциальность в супервизии (64 %).

• Формы супервизии (57 %).

• Внешняя и внутренняя супервизия (57 %).

• Проведение супервизии (57 %).

• Значение супервизии для предупреждения эмоционального

выгорания (57%).

• Индивидуальная форма супервизии (57 %).

• Необходимость этической базы супервизора (57 %).

Вопросы, которые наиболее часто были помечены как «Знаю плохо»:

• Уровни и особенности супервизии (86 %).

• Цели супервизии в социальной работе (71 %).

• Вопросы, связанные с оценкой в супервизии (64 %).

• Современное состояние супервизии в России (64 %).

• Системно-теоретический подход в супервизии (57 %).

• История супервизии в США (57 %).

Полученные данные позволили нам сделать вывод, что лучше всего студентами воспринимается и запоминается информация, которая связана с психологическими и этическими аспектами супервизии (конфиденциальность, этика, эмоциональное выгорание), а также вопросы, структурированно изложенные в виде списка понятий (формы, задачи, виды, этапы супервизии). Наиболее трудна для усвоения информация, связанная с историческими и теоретическими моментами (супервизия в России и США, системно-теоретический подход); данные вопросы модернизируются и будут представлены в виде, более лёгком для восприятия и запоминания (в виде схем, таблиц, графиков, презентаций, видеороликов, а также с приведением примеров, иллюстрирующих обсуждаемый вопрос).

После проведения третьей части анкетирования «Супервизия в социальной работе как институт» были получены следующие данные:

1. 36 % считают, что развитие супервизии в отдельно взятой Тульской области вполне возможно; 7 % - что отдельно от страны невозможно.

2. Основные причины недостаточного развития института супервизорства в Туле и области:

• Мало кто знает об этом институте (36 %).

• Плохо развита сама социальная работа (29 %).

• Отсутствие специалистов и низкая профессиональная подготовка (14 %).

• Не считают нужным развивать её (7 %).

3. Сталкивались с супервизией 7 %, с её элементами - 21 %.

4. 50 % хотели бы лично практиковать технологию супервизии.

Студенты, которые сталкивались с супервизией, назвали 2 базы

практик: Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних города Тулы №1 (7 %) и №2 (14 %), где существует супервизия. Это позволили нам сделать вывод, что у супервизии в социальной работе в Туле и Тульской области есть предпосылки для развития и перспективы. В названных учреждениях была проведена беседа с сотрудниками,

включавшая предложение участвовать в подготовке будущих курсов студентов в качестве приглашённых специалистов-супервизоров. Разработаны планы бесед, интервью и занятий с данными специалистами, которые будут включать оценку ситуации в супервизии в социальной работе в Туле и области, прогнозирование ситуации на ближайшее и отдалённое будущее, разъяснение функций и сути деятельности супервизора в учреждении, а также демонстрацию навыков и специфики супервизии, включая проведение мастер-класса.

Список литературы

1. Лексикон социальной работы / гл. ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова . Изд. 3-е., Вологда, 2005.

A. V. Karandeeva

USING SUPERVISION IN THE TRAINING OF STUDENTS - FUTURE SOCIAL WORKERS IN THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCA TION

In given article are delivered the possibilities of using supervision in the training of students - future social workers in the institute of higher education. Special attention is given to the organization and effective modernization of a course for student’s choice, and to the searching the perspectives of the institute of supervision in social work in Tula and Tula’s region.

Key words: supervision, the social worker, supervising,bachelor.

Получено 12.02.2012 г.

УДК [378.014.6: 005.6] - 047.36

И.В. Коваленко, канд. пед. наук, доц., 8-(4872)-35-60-17, kafedra [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

На основе анализа научной литературы раскрываются разные подходы к созданию системы педагогического мониторинга. Показаны его роль и значение повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: мониторинг, системный подход, интеграционные процессы, информационные процессы, качество образования, модель, педагогические технологии, принципы, критерии эффективности.

В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.