Научная статья на тему 'Использование супермаркетов в производственной деятельности'

Использование супермаркетов в производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3476
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУПЕРМАРКЕТ / ПРОИЗВОДСТВО / ПЛАНИРОВКА / МЕТОДИКА / НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СИСТЕМА 5S / SUPERMARKET / PRODUCTION / LAYOUT / METHOD / CONTINUOUS IMPROVEMENT / 5S SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирюшин С.А.

В статье рассматриваются теоретические положения применения супермаркетов в бережливом производстве. В данной работе автором раскрыто понимание идеи реализации супермаркетов, причины, условия их использования и достигаемые преимущества, классифицированы типы супермаркетов, охарактеризована планировка супермаркета в общем виде. Статья содержит, разработанную автором на основе исследования, методику реализации супермаркетов кросс-функциональными командами производственного предприятия, а также авторские предложения по применению системы 5S для супермаркетов. Автором формулируется вывод, что в рамках первоначальной трансформации массового производства к бережливому производству использование супермаркетов является эффективным, но при постоянном совершенствовании, стремление к непрерывному потоку создания ценности формирует необходимость сокращения самих супермаркетов и реализации производственной деятельности точно в срок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирюшин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SUPERMARKETS IN INDUSTRIAL ACTIVITY

In this paper, the author is disclosed the understanding of idea the implementation of supermarkets, the causes, the conditions and the advantage of their use, classified types of supermarkets, supermarket layout described in general terms. This article contains the author developed a technique of realization of supermarkets by cross-functional teams of industrial company, as well as the author''s suggestions for the use of 5S for supermarkets. The author formulates a conclusion that under the initial transformation of mass production to lean manufacturing is an effective use of the supermarket, but with a constant commitment to continuous improvement of value stream forms the need to reduce the number of supermarkets and implementing of industrial activity just in time.

Текст научной работы на тему «Использование супермаркетов в производственной деятельности»

Список литературы

1. Глушак Н.В. Методика оценки эффективности внедрения информационной системы для реализации задач контроллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58. С. 83-88.

2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. проф. В.В. Трофимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2009. 521 с.

3. Катков Ю.Н., Мельгуй А.Э. Организационно-методическая модель бухгалтерского учета затрат в птицеводстве: Монография / Ю.Н. Катков, А.Э. Мельгуй. Брянск: РИО БГУ, 2007. 254 с.

4. Катков Ю.Н. Управленческий учет: генезис и современные тенденции развития: Монография / Ю.Н. Катков Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2012. 118 с.

5. Куликова Г.А. Основные средства как объект управления // Бухгалтерский учёт. 2009. № 12. С 72-75.

6. Куликова Г.А., Кокунов В.А. Информатизация в России и регионах: возможности и перспективы // Международный технико-экономический журнал. 2013. № 5. С. 10-14.

7. Официальный сайт компании «Spellabs» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.spellabs.ru

8. Портал выбора технологий «Tadviser» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tadviser.ru/

9. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем. / С.В. Питеркин, Н.А. Оладов, Д.В. Исаев - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 368 с.

Об авторах

Катков Ю.Н. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, kun95@yandex.ru

Куликова Г.А. - кандидат экономических наук доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита, статистики Брянского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, GAKulikova@ya.ru

УДК 658.5.011

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУПЕРМАРКЕТОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.А. Кирюшин

В статье рассматриваются теоретические положения применения супермаркетов в бережливом производстве. В данной работе автором раскрыто понимание идеи реализации супермаркетов, причины, условия их использования и достигаемые преимущества, классифицированы типы супермаркетов, охарактеризована планировка супермаркета в общем виде. Статья содержит, разработанную автором на основе исследования, методику реализации супермаркетов кросс-функциональными командами производственного предприятия, а также авторские предложения по применению системы 5S для супермаркетов. Автором формулируется вывод, что в рамках первоначальной трансформации массового производства к бережливому производству использование супермаркетов является эффективным, но при постоянном совершенствовании, стремление к непрерывному потоку создания ценности формирует необходимость сокращения самих супермаркетов и реализации производственной деятельности точно в срок. Ключевые слова: супермаркет, производство, планировка, методика, непрерывное совершенствование, система 5S.

В наибольшей степени успешное производство и качественный сервис сегодня зависят от адаптивности, усовершенствований, снижения эксплуатационных расходов и эффективного осуществления преобразований. Современные изменения конкурентной среды обусловлены глобальной ориентацией успешных западных и восточных корпораций на вытягивание клиентами продукции и услуг. Успешные компании активно реализуют гибкое обслуживание клиентов и бережливое производство, в частности, благодаря такому понятию, как супермаркет.

Первые шаги по применению супермаркетов в компании Тойота были предприняты в конце 1940-х гг. основателем производственной системы Тойота Тайити Оно, который указывал, что для реализации данной идеи им использовались принципы организации американских супермаркетов [1, с.58]. Супермаркет - место, где совершаются покупки не больше или меньше необходимого, в нужном количестве, в требуемое время и в соответствии с потребностями клиента.

Цель функционирования и применения супермаркета состоит в том, чтобы создать оптимальный буферный запас комплектующих изделий, незавершенного производства или готовой продукции для обеспечения стабилизации и надежности процессов.

Вариативность процессов или снижение их надежности могут быть вызваны различными причинами, в том числе:

- масштабностью, под которой нередко подразумевается комплексный процесс или крупный участок производства;

- изменениями рабочего времени;

- выходом из строя оборудования или возникновением технологических проблем;

- крупными транспортными расходами, большими дистанциями транспортировки и другими.

Супермаркет избавляет от потерь рабочего времени благодаря тому, что не предлагает для работы ненужные материалы, запчасти, детали, при этом ликвидирует необходимость избыточных запасов.

Идея американского супермаркета была трансформирована на процессном уровне производственной деятельности компанией Тойота следующим образом: последующий технологический процесс (потребитель) обращается к предыдущему процессу (супермаркет), чтобы получить материалы, запчасти, детали в требуемое время и нужном количестве, обменивая (покупая) их на канбан (карточки). Предыдущий процесс немедленно производит новые материалы, запчасти, детали вместо тех, что были отправлены потребителю и пополняет полки супермаркета [1, с.59].

Если последующий процесс забирает большое количество материалов, запчастей или деталей, то требуется выравнивание объемов на разных участках производства. Именно за счет идеи супермаркета была выстроена логика реализации вытягивания и выравнивания бережливого производства (lean production).

В настоящее время трактовки идеи и понятия супермаркета в российском бережливом производстве варьируются в широком диапазоне от вытягивающей системы до склада.

Супермаркет (экспедиция, склад, площадка, стеллаж) - организованная система управления запасами по принципу

вытягивания с применением инструмента канбан и фиксированным (стандартизированным) уровнем остатков с установленным минимумом и максимумом [2].

Супермаркет - место хранения заранее определенного стандартного запаса с целью снабжения последующих производственных стадий [3]. Супермаркеты обычно располагаются в непосредственной близости к процессу-поставщику, что дает ему возможность видеть, когда и как часто продукцию забирает процесс-потребитель. Для каждого изделия в супермаркете отведено свое место, с которого специально выделенный для этого рабочий забирает продукты в объеме, необходимом для последующей производственной стадии. Забрав какое-либо изделие, рабочий передает сигнал процессу-поставщику (например, в форме канбан или пустой тары) о необходимости произвести дополнительное количество этого изделия.

Как правило, когда продукция изымается из супермаркета последующим процессом - потребителем, последний направляет вверх предыдущему процессу информацию об изъятии с помощью специальной карточки (канбан) или иным способом [4].

Существуют несколько основных причин, когда требуется использовать супермаркет в производственной деятельности, а именно, в случае, если процессы:

1. Имеют слишком быстрые или медленные циклы, при этом обычно требуется реализовать переход к выпуску нескольких семейств продукции.

2. Сориентированы на поставку одной единицы продукции и поставщик расположен на большом удалении от производителя.

3. Требуют слишком много времени выполнения или являются технологически ненадежными, поэтому их невозможно или достаточно сложно объединить с другими процессами.

Правильное использование супермаркета, по существу, создает зону хранения, благодаря реализации принципа ФИФО, позволяет легко поставлять необходимые материалы и визуально определять уровень запасов, а также достичь ряда преимуществ в производственной деятельности.

Преимущества супермаркетов:

1. Сокращение потерь, обусловленных ожиданиями.

2. Мобильность супермаркетов позволяет улучшать поток создания ценности.

3. Облегченная транспортировка небольшим количеством погрузчиков.

4. Улучшение производительности рабочих мест.

5. Улучшение эргономики.

6. Хранение громоздких, мелких, хрупких деталей или запчастей.

7. Развитие творческой работы и реализация кайдзен.

Ключом к эффективной производственной деятельности является приведение производственных мощностей и производительности в соответствие с требованиями заказчика. Максимально эффективное выполнение заказа предусматривает поддержание близкого к нулевому значению уровня запасов, а также исключительную гибкость производства, что не всегда может быть востребовано самим предприятием.

Поддержание оптимального уровня запасов способно обеспечить удовлетворение заказа в бережливом производстве не менее экономически эффективно за счет использования супермаркетов, расположенных в соответствующих точках потока создания ценности компании.

Супермаркеты эффективны, когда для бизнеса характерен широкий диапазон изменений заказов и требований клиентов, а также, если производственное время выполнения заказа превышает время выполнения заказа для внешнего или внутреннего клиента.

При решении задач, связанных с размещением супермаркетов обычно учитывается наличие совместно используемых ресурсов в узких местах. Использование оборудования с продолжительным временем переналадки для нескольких видов продукции способно ограничивать пропускную способность, что является причиной создания и размещения супермаркета непосредственно перед таким оборудованием, а также после него, тем самым, обеспечивая буферный запас, который может быть использован до следующего запуска оборудования.

Размер супермаркета основывается на количестве полученных заказов от клиентов, которое соотносится со временем выполнения заказа в производственном процессе.

Полученный заказ клиента и время пополнения запасов супермаркета взаимосвязаны следующим образом:

O = °ed х Ted , (1)

где:

Oc - полученный заказ клиента, шт.

Oed - ежедневный заказ, который отражает производительность синхронизированного производства для реализации заказа клиента, шт./час.

Ted - время пополнения запасов в течение выполнения ежедневного заказа, час.

В сущности, полученный заказ клиента можно рассматривать, как количество распоряжений для пополнения супермаркетов, которое основывается на эффективности и гибкости производства.

В этом количестве распоряжений также может быть учтено влияние страхового фактора для исключения потенциальных проблем, таких как простои оборудования, ненадежность инструмента, крепежа или других, которые способны помешать реализации заказа в пределах требуемого времени выполнения, либо вызвать увеличение объема партии производимой продукции.

Обеспечение гибкости производственной деятельности супермаркетами заключается в том, что благодаря им реализуется хранение запасов в зависимости от потребностей производственной линии или модуля (ячейки).

Кроме того, если потребности растут или видоизменяются, применяются мобильные, передвижные супермаркеты.

Мобильные, передвижные супермаркеты предназначены для оптимального размещения, в зависимости от того, как развивается производственная зона, цех или площадка.

Типы и обобщенные характеристики супермаркетов сведены в таблицу 1 (составлена автором в процессе исследования).

Таблица 1.

Типы и обобщенные характеристики супермаркетов_

Наименование Состав и возможности Характеристики Ограничения использования или недостатки

Супермаркет мини-вагон Супермаркет стеллажного типа, предусмотрено перемещение, вращение тележек, обычно имеется двухсекционное хранение сверху и снизу Низкозатратный тип супермаркета, снижает ручную работу оператора Занимает много пространства, ограничения высоты для тележек

Двухконтейнерный супермаркет Попарное применение двух контейнеров или крупных ящиков на поддонах или совмещенной платформе на колесиках, предусматриваются изменяемые или стационарные размеры, сокращает передвижения Предназначается для громоздких деталей или тяжелых запчастей Требует много места, обычно предусмотрено ручное, механическое управление контейнером

Супермаркет -комплект Составляется из линейной последовательности тележек на совмещенной платформе (на колесиках) Низкозатратный тип супермаркета, не требующий использования комплексного оборудования, снижает ручную работу оператора Занимает много пространства

Контейнерный вагон Вагоны из контейнеров или ящиков с поддонами на совмещенной платформе перемещаются по рельсовым или ползунковым направляющим Предназначается для громоздких деталей или тяжелых запчастей Снижена эргономика комплектования, требует много места

Вращательно- наклонный супермаркет Паллеты, коробки контейнеры размещены в наклонном положении для удобства работы оператора Реализует принцип ФИФО, предусматривается оптимизированная зона комплектования, эргономичная комплектация Двойная ручная обработка, требуется возврат коробки или контейнера на место, необходим погрузчик для поставок, ограничение высоты

Подвесной супермаркет Включает в себя подвесные и стоечные элементы, которые могут регулироваться по высоте и длине конструкции Часто применяется в пищевой промышленности, когда возникают затруднения перемещения компонентов продукции Компоненты продукции могут возвращаться в супермаркет и подвешиваться на крюк

Система «кран-супермаркет» Представляет собой систему взаимодействия крана и супермаркета с тяжелыми коробками Реализует принцип ФИФО, предусматривается оптимизированная зона комплектования Нужен кран для загрузки, требуется вернуть пустую коробку

Роликовый супермаркет Супермаркет стеллажного типа, контейнеры размещаются на роликовой платформе Требует мало места, реализует принцип ФИФО Требуется погрузчик

Наиболее простым и низкозатратным типом супермаркета является двухконтейнерный супермаркет, общий вид которого схематически отображен на рисунке 1.

Рис. 1. Двухконтейнерный супермаркет

Планировка и расположение супермаркета должны оптимизировать материальный поток и перемещение людей, использование оборудования, машин.

Для оптимизации материального потока супермаркет выполняет следующие функции:

- не допускает накопления избыточного объема деталей и запчастей, ограничивает незавершенное производство;

- нормализует запас;

- обеспечивает оперативную ротацию запасов;

- оптимизирует использование коробок, ящиков и контейнеров;

- минимизирует маршрут перемещения сотрудников;

- оптимизирует миксы продукции для реализации вытягивания;

- минимизирует передвижение погрузчика;

- организует одностороннее или однонаправленное передвижение.

Планировка супермаркета стеллажной конструкции с учетом однонаправленного передвижения схематично отражена на рисунке 2 (разработано автором в процессе исследования).

Рис. 2. Перемещения в супермаркете

После обработки или изготовления деталей на них наносится маркировка изготовителя для транспортировки, далее они транспортируются в супермаркет обычно в контейнере или ящике. Запчасти, материалы, компоненты, детали для супермаркета группируются согласно конкретной логике по семейству продукции, частоте использования, назначению или поставщикам. Каждая запчасть или контейнер должны иметь уникальное, четко обозначенное место хранения в супермаркете и адрес назначения. Маркировка стойки хранения и маркировка изготовителя для транспортировки должны совпадать при хранении в супермаркете контейнера, ящика или коробки. Все ящики, коробки и контейнеры, хранящиеся в супермаркете, должны быть расположены линейно и подготовлены для клиента, что означает их стандартизированный размер, вес, соответствие требованиям качества. В супермаркете недопустима переупаковка, поэтому обычно для этого создается соответствующая зона.

Планировка, размещение и проектирование супермаркета направлены на реализацию принципа ФИФО, устранение потерь в виде ненужных перемещений, а также мониторинг уровня запасов. Мониторинг уровня запасов запчастей позволяет регулировать их объем в супермаркете, что иллюстрирует рисунок 3 (график составлен автором в процессе исследования).

Рис. 3. Корректировка объема запчастей в супермаркете

Данный график показывает скорректированный объем запчастей в супермаркете, начиная с третьего дня. Кроме этого, график наглядно демонстрирует возможности сокращения максимального уровня запасов.

В целях комплексного использования супермаркетов и организации работы с ними на производственном предприятии должна применяться соответствующая методика, состоящая из последовательности организационных мероприятий или этапов.

Основными этапами методики реализации супермаркетов кросс-функциональными командами в производстве, разработанной автором в процессе исследования, являются:

1. Назначение руководителей кросс-функциональных команд по размещению и организации супермаркетов с учетом динамики материального потока и коммуникационных связей для всех заинтересованных сторон, служб, отделов, в том числе продаж, снабжения, поставщиков, посредников и других.

2. Разработка текущей карты потока создания ценности.

3. Мониторинг ежедневных заказов каждого семейства продукции.

4. Замеры текущих значений незавершенного производства по каждому этапу процессов.

5. Замеры времени выполнения этапов переналадки оборудования. До использования супермаркетов должны быть решены вопросы сокращения излишнего времени переналадки до приемлемых значений.

6. Расчет времени цикла, такта и времени выполнения заказа.

7. Измерение стандартных отклонений с применением гистограмм для оценки выпуска продукции по каждому этапу процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Определение ежедневных потребностей ресурсов производства, исходя из анализа данных, для каждого семейства продукции и вычисление уровня незавершенного производства по каждой рабочей смене предприятия.

9. Измерение стандартных отклонений с применением гистограмм для каждого семейства продукции.

10. Разработка графиков зависимости значений времени каждого этапа процесса от времени стандартизированного такта, исходя из заказов клиентов (по совокупности процессов).

Данные графики позволяют проанализировать ситуации, в которых некоторые этапы процессов меньше значения времени такта, т.е. выполняются гораздо быстрее, чем другие, что означает востребованность использования супермаркета. Если же на отдельных этапах процессное время больше значения установленного, стандартизированного времени такта,

тогда потребуются дополнительные ресурсы или будет необходима оптимизация процессов.

11. Разработка будущей карты потока создания ценности.

12. Измерение фактического ежедневного выпуска на каждой стадии процесса. Строится зависимость ежедневного выпуска продукции в зависимости от времени такта по каждому этапу процесса. Данная зависимость позволяет указать узкие места, сделать выводы, где требуются супермаркеты и каких дополнительных преимуществ они позволяют достичь.

Данная методика может быть реализована на основе системы 5S для супермаркетов и обеспечивать достижение следующих целей:

- оптимальную организацию хранения материалов;

- своевременную доставку материалов;

- снижение уровня запасов;

- отсутствие дефицита материалов.

Система 5S для супермаркетов предусматривает следующие стадии:

1. Отделить нужные от ненужных компонентов для изготовления продукции.

2. Организовать размещение каждого компонента в оптимальном месте хранения супермаркета и осуществить маркировку.

3. Произвести очистку соответствующих рабочих элементов и окружающей рабочей среды.

4. Стандартизировать рабочие процедуры для реализации заказа и канбан изъятия в соответствии с тянущей системой, определить допустимые минимумы и максимумы уровня запасов.

5. Обеспечить поддержание дисциплины для исполнения предыдущих стадий организации супермаркета и поступление предложений сотрудников по совершенствованию производственной деятельности.

Использование супермаркетов в производственной деятельности не следует рассматривать как производственные стеллажи или склад, лишь с конструктивной точки зрения, т.к. их типы более разнообразны и достигаемые преимущества применения объективно обоснованы. Кроме этого, супермаркеты не являются результатом перехода системы массового производства к бережливому производству, но позволяют ликвидировать дефицит материалов, деталей, запчастей и обеспечить требуемые промежутки времени для поставок внутренним или внешним клиентам точно в срок. Оптимального регулирования запасов, благодаря реализации супермаркетов, обычно не достаточно для достижения идеального состояния производственной деятельности предприятия, т.к. более совершенным является наличие непрерывного потока создания ценности на основе постепенного сокращения числа супермаркетов.

In this paper, the author is disclosed the understanding of idea the implementation of supermarkets, the causes, the conditions and the advantage of their use, classified types of supermarkets, supermarket layout described in general terms. This article contains the author developed a technique of realization of supermarkets by cross-functional teams of industrial company, as well as the author's suggestions for the use of 5S for supermarkets. The author formulates a conclusion that under the initial transformation of mass production to lean manufacturing is an effective use of the supermarket, but with a constant commitment to continuous improvement of value stream forms the need to reduce the number of supermarkets and implementing of industrial activity just in time.

Keywords: supermarket, production, layout, method, continuous improvement, 5S System.

Список литературы

1. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства/ Пер. с англ. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. - 192 с.

2. Глоссарий терминов бережливого производства [Электронный ресурс]: Бережливое производство в ОАО «ТМЗ». Кайдзен. Гемба. Постоянные улучшения. URL: http://www.kaizen-tmz.ru/paz_ps/glossary/ (дата обращения: 29.07.2015).

3. Корпоративный учебный центр «НЭВЗ» [Электронный ресурс]: Краткий словарь основных терминов бережливого производства. URL: http://www.kuc.nevz.com/2-uncategorised/51-dictionary (дата обращения: 29.07.2015).

4. Ковальская М.И. Корпоративный менеджмент на железнодорожном транспорте: учебное пособие для студентов специальностей «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» /М.И. Ковальская, В.А. Козырев М.И. - М.: МИИТ, 2008. - 231 с.

5. Джеймс П. Вумек, Дэниел Т. Джонс. Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства. Изд-во: «Аль-пина Паблишер», 2014. - 264 с.

6. Майкл Томас Вэйдер. Инструменты бережливого производства. Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. Изд-во: «Альпина Паблишер», 2012. - 125 с.

7. Станислав Погребняк. Бережливое производство. Формула эффективности. Изд-во: «Триумф», 2013. - 308 с.

8. Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 224 с.

9. Владимир Глухов, Елена Балашова. Производственный менеджмент. Анатомия резервов. Lean production. Изд-во: «Лань», 2008. - 354 с.

Об авторе

Кирюшин С.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента и логистики Нижегородского филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», skir_nn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.