Научная статья на тему 'Использование структурных единиц в нормативно-правовых актах высшей юридической силы с позиции юридического подхода понимания их структурности'

Использование структурных единиц в нормативно-правовых актах высшей юридической силы с позиции юридического подхода понимания их структурности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
774
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ПРЕАМБУЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ / СТРУКТУРА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ / СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаврушкина Алина Александровна, Уздимаева Наталья Ивановна

В статье представлен анализ структуры нормативно-правовых актов высшей юридической силы на федеральном и региональном уровнях. Предложены две модели, характерные для структуры законов Российской Федерации и ее субъектов. Выделены структурные единицы каждой модели. Обоснована необходимость соблюдения данной структуры нормативно-правовых актов, так как это существенно повысит их регулятивные свойства и эффективность реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лаврушкина Алина Александровна, Уздимаева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the structure of federal and regional legal acts of higher legal force. Two models of the structure of laws of the Russian Federation and its subjects are offered. Structural units typical for each model are revealed. The authors prove the necessity follow the two structural models in order to increase the regulatory properties and effectiveness of legal acts.

Текст научной работы на тему «Использование структурных единиц в нормативно-правовых актах высшей юридической силы с позиции юридического подхода понимания их структурности»

УЗДИМАЕВА Н. И., ЛАВРУШКИНА А. А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТАХ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ С ПОЗИЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПОНИМАНИЯ ИХ СТРУКТУРНОСТИ

Аннотация. В статье представлен анализ структуры нормативно-правовых актов высшей юридической силы на федеральном и региональном уровнях. Предложены две модели, характерные для структуры законов Российской Федерации и ее субъектов. Выделены структурные единицы каждой модели. Обоснована необходимость соблюдения данной структуры нормативно-правовых актов, так как это существенно повысит их регулятивные свойства и эффективность реализации.

Ключевые слова: преамбульно-содержательная структура, содержательная часть, структура нормативно-правовых актов, структурные единицы, юридический подход.

UZDIMAEVA N. I., LAVRUSHKINA A. A.

STRUCTURAL UNITS OF LEGAL ACTS OF HIGHER LEGAL FORCE: LEGAL APPROACH TO UNDERSTANDING THEIR STRUCTURE

Abstract. The article presents an analysis of the structure of federal and regional legal acts of higher legal force. Two models of the structure of laws of the Russian Federation and its subjects are offered. Structural units typical for each model are revealed. The authors prove the necessity follow the two structural models in order to increase the regulatory properties and effectiveness of legal acts.

Keywords: preambular and substantial structure, substantial part, structure of legal acts, structural units, legal approach.

Для правильного понимания государственно-властного веления, которое выражено в нормативно-правовых актах, необходимо соблюдать точность, логичность, юридическую грамотность их содержания. Это возможно благодаря правильному построению и соблюдению структуры нормативно-правовых актов, которая выражается не только в их смысловой цельности, но и грамотном использовании структурных единиц, что помогает правильно сгруппировать те или иные нормативные положения, регулирующие тот или иной вид правового отношения, помогает выявить правовые пробелы и коллизии. Прежде, чем определить структурные ключевые структурообразующие единицы необходимо выяснить особенности внутреннего строения самих нормативно-правовых актов в рамках юридического подхода понимания их структурности.

Изначально в юридической науке сложилось два основных подхода к пониманию структуры нормативного акта - это документоведческий и юридический. Первый из них -документоведческий подход - предполагает, что структура любого документа состоит из реквизитов, основным из которых является текст.

Второй подход к пониманию структуры нормативного акта называется юридическим, которые подразумевает разделение внутреннего строения документов на содержательную и внешнюю части, то есть на текст и реквизиты, при этом обращается внимание, что реквизиты имеют лишь вспомогательное значение для идентификации соответствующего документа [1, с. 17]. Полагаем, что данный подход в большой мере соответствует объективной юридической реальности, поскольку только так можно наиболее полно и точно акцентировать внимание на внутренней организации документа с тем, чтобы это позволило в максимальной степени выразить его содержание, выявить взаимосвязи между составляющими частями и элементами, определить степень влияния на него различных факторов, поэтому юридический подход мы и будем использовать при выявлении структурных особенностей нормативно-правовых актов. Сразу отметим, что, исходя из юридического подхода понимания структурности нормативно-правовых актов, основное внимание мы остановим на содержательной их части, так как именно она обладает идентифицирующими признаками для группировки структурных единиц нормативных актов различной структуры.

Анализ федерального и регионального законодательства показывает, что его структура предполагает наличие вводной части и текстовой. Под вводной частью мы понимаем преамбулу, которая не имеет нормативного характера, а обладает лишь нормами декларативного и вводно-общего характера и выступает в качестве вступительной части перед сущностью самого документа. Основное же нормативное содержание находится в тексте документа, который выражает ключевые положения той или иной отрасли права.

В текстовой части нормативно-правового акта выражено его основное предназначение, реализуются функции, закрепляются права, свободы обязанности человека и гражданина, меры ответственности, образцы должного поведения, запреты и иные элементы, выражающие функциональную принадлежность нормативно-правового акта. Текстовая часть нормативно-правового акта является основной, без нее он существовать не может, так как потеряется свою смысловую принадлежность и функционально-сущностные характеристики. Отдельно отметим, что мы рассматриваем именно акты нормативного содержания, а не акты правоприменения, которые адресованы конкретным лицам и направлены на реализацию отдельных правовых предписаний. Вышеизложенный материал позволяет именовать структурность законов преамбульно-содержательной, так как для

данного вида нормативно-правовых актов характерно наличие вводной части (преамбулы) и основной содержательной, то есть текста.

В рамках данного подхода к структурности законов, можно выделить две большие группы, а именно законы, которые имеют преамбулу и законы не имеющие таковой. К первой группе законов, которые имеют структурность в виде преамбулы и содержательной части относятся Конституция Российской Федерации, а также конституции (Конституция Республики Мордовия) [2] и уставы (Устав Саратовской области) [3] субъектов федерации. Считаем правильным назвать такую группу законов в преамбульно-содержательном подходе вводно-структурной, так нормативно-правовые акты этой группы имеют вводную часть, где в конституциях в том числе и в Конституции Российской Федерации, она выражена в виде преамбулы. Содержательная часть текст таких нормативно-правовых актов выражает их основное предназначение в регулировании отношений той или иной области. Особенностью законов вводно-структурной группы является, то, что они закрепляют основы государственной и общественной жизни субъекта и страны в целом в содержательной части, так как выступают в виде Основного закона страны, и главных нормативно правовых актов субъектов.

Законы второй группы преамбульно-содержательной структуры имеют достаточно сложное внутреннее строение в части использования структурных единиц, однако вводной части в виде преамбулы они не имеют и относятся к отраслевому законодательству. У законов данной группы есть только содержательная часть, которая имеет структурные единицы. К таким нормативно-правовым актам относятся Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, в том числе и обширные кодифицированные акты, законы субъектов федерации.

Как правило, они тоже имеют некую вводную часть, но она выступает уже в качестве первых статей содержательной части без обособления в автономную структурную единицу вне основной части текста. Первые статьи они несут в себе определенную нормативную нагрузку в отличие от преамбулы, они не имеют общих декларативных положений, а закладывают основу для дальнейшего развития нормативных положений закона. Подтверждением высказанной мысли может выступать, ФКЗ от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», в ч. 1 ст. 1 которого указывается, на то, какие судебные органы входят в систему судов общей юрисдикции [4]; ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 1 дается понятие Прокуратуры Российской Федерации, а в ч. 2 идет перечисление ее основных задач [5]; в Законе Республики Мордовия от 13.06.2012 № 42-З «О выборах главы Республики Мордовия» в ст. 1 дается перечень основных понятий и терминов, используемых в этом законе [6].

Все вышеназванные нормативные акты имеют главу 1 под названием «Общие положения», в которой закладываются основные принципы того или иного органа или регулируемого общественного отношения, но они в отличие от законов вводно-структурной группы имею нормативное содержание. К таким нормативно-правовым актам относятся Федеральные Конституционные Законы, Федеральные Законы, в том числе и обширные кодифицированные акты, законы субъектов федерации. Соответственно законы подобного строения относятся к структурно-текстовой группе, так как они не имеют вводной части. Возможно, особенность данной группы обусловлена тем, что они регулируют специализированные общественные отношения той или иной отрасли права, а не устанавливают основы государственного устройства страны и ее субъектов, поэтому нет необходимости в общих декларативных положениях, которая содержит преамбула.

Соблюдение структуры нормативно-правовых актов невозможно без грамотного использования основных структурных единиц. Система структурных единиц нормативно-правовых актов в Российской Федерации предопределена их содержанием и юридической силой и представляет собой обобщенную схему пригодную для простых и сложных документов. Поэтому их изучение требует пристального теоретико-практического анализа.

В качестве основополагающих и системообразующих структурных единиц традиционно определяются следующие их виды: заголовок, оглавление, преамбула, часть, раздел, глава, статья, параграф, пункт, подпункт, абзац, примечание, заключительные положения, приложение [6]. На основе анализа законодательства Российской Федерации, с учетом смысловой связи структурных единиц нормативно-правовых актов и их текстов, а также в зависимости от юридической силы, эти единицы мы считаем целесообразным разделить на два класса: 1) вводно-идентифицирующие, 2) главные и второстепенные.

Опираясь на труды ученых-правоведов, к первому классу вводно-идентифицирующих структурных единиц считаем возможным отнести: заголовок, преамбулу, оглавление, так как вышеупомянутые элементы не отражают сущности текстового содержания документа. Вышеупомянутые структурные единицы характерны для законов и подзаконных актов. Преамбула характерна для законов вводно-структурной группы преамбульно-содержательного подхода, то есть для Конституции Российской Федерации, конституций республик и уставов других субъектов федерации.

В рамках второго класса, на основе юридической силы документа, структурные единицы целесообразно разделить на две группы: главные и второстепенные. К главным единицам, как правило, относятся те элементы, которые характерны для внутренней содержательной структуры законов. Они обозначают крупные смысловые структурные элементы нормативно-правовых актов, которые регулируют группу общественных

отношений, содержат конкретную правовую норму, поэтому очень важно урегулировать порядок их использования. К главным единицам второго класса относятся часть, раздел, глава, статья, параграф, заключительные положения. Дело в том, что только законы, которые мы отнесли, к преамбульно-содержательному подходу содержат такие единицы в большинстве случаев.

Гражданский кодекс имеет в своем содержании 4 части, причем первая часть имеет три раздела, раздел первый имеет соответствующие подразделы, а третий подраздел 1 раздела имеет главы, в частности, 7 глава имеет параграфы, которые содержат статьи, а 6 глава сразу разделена на статьи, причем порядок использования данных структурных единиц в нормативно-правовых актах остается не урегулированным, что приводит к многочисленным ошибкам при использовании и обозначении более мелких структурных единиц [7].

К второстепенным структурным единицам второго класса относятся пункт, подпункт, абзац, примечание, приложение. В законах они выступают в качестве вспомогательных элементов в статьях, так как они обычно имеют пункты, абзацы и другие второстепенные структурные единицы и использованы для распределения смысловой нагрузки правовой нормы и не выступают в качестве самостоятельных структурных элементов.

Оценка перспектив развития российского законодательства в будущем позволяет сделать вывод о том, что по мере усложнения его структуры и повышения качества правовой техники, необходимо модернизировать структурные единицы текста и вводить новые элементы для поддержания структуры нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями юридической техники. Все вопросы, касающиеся использования структурных единиц непременно определяют качество структурности самого акта, которая определяется использованием структурных единиц.

Важно не только не путать какие структурные единицы используются в той или иной группе нормативно-правовых актов, но урегулировать порядок использования структурных единиц в целом. Степень совершенства структурных единиц нормативно-правовых актов, а соответственно и структурности свидетельствует, как о качестве принимаемых законов, так и об уровне становления правового государства и формирования индивидуальной правовой культуры каждого гражданина.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чуковенков А. Ю. Юридическая техника и правила оформления документов: требования к структуре правового акта и его элементам // Секретарь-референт. -2009. - № 2. - С. 17-23.

2. Конституция Республики Мордовия: принята Конституционным собранием РМ 21.09.1995 г. // Известия Мордовии. - 1995. - № 10.

3. Устав (Основной Закон) Саратовской области: принят Саратовской областной Думой 24.05.2005 г. // Неделя области. - 2005. - № 38.

4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федер. конст. закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 898.

5. О прокуратуре Российской Федерации: Федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.

6. О выборах главы Республики Мордовия: Закон Республики Мордовия от 13.06.2012 № 42-З // Известия Мордовии. - 2012. - № 12.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.