Научная статья на тему 'Использование стратегического планирования в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономике'

Использование стратегического планирования в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Е. В.

В статье обосновывается необходимость использования стратегического планирования промышленно-инновационного развития экономики России. Выявлены недостатки существующей практики стратегического прогнозирования. Представлена авторская методология стратегического прогнозирования и индикативного планирования, как необходимых инструментов достижения целей политики долгосрочного экономического суверенитета и обеспечения реального прогресса в области технологического перевооружения экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование стратегического планирования в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономике»

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Использование стратегического планирования в государственном управлении как необходимое условие перехода к инновационной экономике

Е. В. Попова,

к. э. н., академик РАЕН,

помощник руководителя Администрации Президента Российской Федерации, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по содействию модернизации и технологическому развитию России

В статье обосновывается необходимость использования стратегического планирования промышленно-инновационного развития экономики России. Выявлены недостатки существующей практики стратегического прогнозирования. Представлена авторская методология стра-

тегического прогнозирования и индикативного планирования, как необходимых инструментов достижения целей политики долгосрочного экономического суверенитета и обеспечения реального прогресса в области технологического перевооружения экономики.

Ключевые слова: индикативное планирование, социально-экономическое прогнозирование, стратегии развития, инновационная экономика.

Инновационное развитие экономики отнесено Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации к числу высших приоритетов государственной политики Российской Федерации.

Так, в Послании Президента Федеральному Собранию 10.05.2006 г. было сказано, что необходимо «приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, приданию ей инновационного качества». Необходимо определить приоритеты инновационного развития, и «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг». Особенно была выделена атомная отрасль.

В 2005-2009 гг. государственная научнотехническая и инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

В развитие данного документа в феврале 2006 г. Межведомственной комиссией по научноинновационной политике при Минобрнауки России

была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.».

Однако, несмотря на принимаемые меры, Правительству Российской Федерации пока не удалось добиться устойчивого повышения инновационной активности предприятий, технологической модернизации отраслей промышленности и увеличения экспорта высокотехнологичной инновационной продукции.

Так, на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 18.04.2008 г. в Дубне отмечалась недопустимая для страны ситуация, когда доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает 10%, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет всего 5,5%.

На этом же заседании были обозначены масштабные и вместе с тем реальные, по мнению Президента России, ориентиры, на которые должна выйти экономика страны к 2020 г., в том числе:

• доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50%;

• доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должна увеличиться до 20-25%;

Интересным и эффективным было применение «отраслевого» контракта во Франции как метода государственного регулирования автомобильной отрасли промышленности в 1957 г. Контракт увязывал интересы государства и автомобильной промышленности. Последняя в лице отдельных компаний брала на себя обязательства экспортировать до 2/3 автомобилей, произведеннък сверх намеченных планов.

Аналогичным инструментом промышленной политики государства уже в настоящее время являются «Совместные планы действий бизнеса и государства» в Австралии, которые были впервые использованы в 1997 г. и составляет часть стратегии Правительства Австралии «Инвестирование для роста». В соответствии с «планами», сам бизнес формирует эффективное бизнес-окружение при минимизации и обеспечении максимальной эффективности прямых расходов бюджета. Правительство оказывает содействие только через решение следующих проблем: привлечение инвестиций, регулирование доступа на рынки, содействие экспорту, региональное развитие, профессиональное образование, развитие инновационной инфраструктуры и поддержка НИОКР.

В Великобритании важным институтом согласования разработки и реализации политики повышения конкурентоспособности стали отраслевые советы по инновациям и росту, созданные по инициативе Министерства торговли и промышленности. Такие отраслевые советы были созданы в 2001-2005гг. в аэрокосмическом секторе, секторе производства электроники, секторе биотехнологий, в автомобильной промышленности, в химической промышленности, в секторе производства материалов и др.

• внутренние затраты на исследования и разработки должны измениться с 1 до 3% ВВП, прежде всего за счет увеличения расходов частного бизнеса на науку.

Очевидно, что достижение данных показателей невозможно при сохранении существующего уровня эффективности государственного регулирования экономики, в том числе промышленно-инновационного развития.

В целях успешной реализации Стратегии развития России до 2020 г., в том числе Промышленноинновационной стратегии как ее центрального ядра, необходимо проанализировать и устранить недостатки существующего процесса планирования и прогнозирования. К ним можно отнести следующие:

1. Прогнозы социально-экономического развития, разрабатываемые Минэкономразвития России, служат узким задачам обслуживания бюджетного процесса. В закон о бюджете включаются лишь 3 показателя индикативного плана — объем ВВП, инфляция, мировые цены на нефть.

Однако полноценное прогнозирование и индикативное планирование должны основываться на системе индикаторов, которая включает общеэкономические, отраслевые, финансово-стоимостные индикаторы, а также блок индикаторов развития крупнейших предприятий, в том числе естественных монополий и госкорпораций.

Основной смысл использования индикативного планирования и «отраслевых» контрактов как соглашений о развитии между государством и отдельными

отраслями промышленности, представленными крупнейшими предприятиями, заключается в придании Стратегии развития России до 2020 г. , в том числе Промышленно-инновационной стратегии, принципиально нового качества, отсутствовавшего до сих пор — формирования непосредственной взаимозависимости общегосударственных интересов с интересами субъектов Российской Федерации и другими важнейшими хозяйствующими субъектами. В их число входят крупнейшие предприятия, финансовопромышленные группы, естественные монополии и госкорпорации.

«Отраслевой» контракт как важнейший вид государственно-частного партнерства, эффективный метод промышленной и инновационной политики государства широко используется во всем мире, но, к сожалению, экономическая и правовая база подобных контрактов в России не существует. «Отраслевые» контракты определяют взаимные обязательства государства и предприятий, государства и целых отраслей промышленности и значительно повышают эффективность управления отраслью. Данные контракты разрабатываются в зарубежных странах специальными отраслевыми советами по инновациям, сформированными из представителей власти, бизнеса и экспертов.

В соответствии с индикаторами и «отраслевыми контрактами» хозяйствующие субъекты, а также субъекты Российской Федерации должны обеспечиваться информацией, необходимой для разработки стратегических планов своего развития. Необходимо отметить, что такая система индикативного управления экономикой уже создана в Республике Татарстан. Представляется целесообразным ее использовать и для построения аналогичной системы для России в целом.

2. В настоящее время Минэкономразвития России использует наиболее простой подход к прогнозированию из всех видов прогнозов, основанный на перенесении зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Вряд ли этот процесс можно приравнять даже к начальной стадии стратегического планирования.

Важнейшим долгосрочным прогнозом, который в

настоящее время отсутствует, должен стать прогноз научно-технического прогресса и на его основе разработана программа научно-технического прогресса, обеспечивающая прорывы по приоритетным научнотехническим направлениям. Программа должна уточнить список критических технологий и существующих приоритетных направлений научно-технического развития.

3. Не разработана важнейшая составная часть долгосрочной стратегии — Генеральная схема развития и размещения производительных сил (далее — Генсхема).

Представляется целесообразным выделить территориальный блок как часть общей системы планирования в виде Генсхемы. При этом задачей Генсхемы является не определение того, какие предприятия и где нужно строить (в рыночных условиях это невозможно), а обоснование целесообразности развития

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

определенных отраслей в данном регионе, исходя из общегосударственных приоритетов.

4. Представляется недопустимым по причинам энергетической безопасности отсутствие разработки топливно-энергетических балансов федеральных округов и субъектов Российской Федерации, что делает неэффективным существующий топливноэнергетического баланс России, а также Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2030 г.

5. Особое внимание необходимо уделить порядку разработки индикативного плана на 5 лет. Он должен включать следующие основные этапы:

1) Региональные органы власти представляют в Правительство материалы по приоритетам в развитии экономики регионов.

2) На основании полученных материалов Правительство разрабатывает предварительный проект плана.

3) Правительство согласовывает предварительный проект плана в министерствах и утверждает его на Межведомственной комиссии по разработке стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

4) Правительство готовит окончательный вариант плана, согласовывая основные индикаторы с субъектами Федерации, с важнейшими хозяйствующими субъектами; заключает «отраслевые контракты».

5) Индикативный план на ближайшие 5 лет и долгосрочная стратегия до 2020 г. утверждаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Тем самым пятилетний индикативный план как этап Стратегии развития России до 2020 г. и Промышленно-инновационной стратегии приобретает законодательную силу и реализуется важнейший принцип разделения властей в отношении стратегических документов развития России: прекращается существующая негативная практика, когда Правительство Российской Федерации само себе устанавливает задачи, и само оценивает их выполнение. Законодательное утверждение данных документов предусматривает отчет Правительства перед Госдумой об итогах их выполнения. Проект Постановления Правительства РФ «О разработке пятилетнего индикативного плана экономического и социального развития Российской Федерации до 2015 г.», разработанный автором статьи, приведен в приложении.

6. Необходимо интегрировать Стратегию национальной безопасности России в Стратегию развития России до 2020 г. В промышленно развитых странах начальный этап разработки долгосрочной стратегии развития начинается с двух прогнозов: прогноза обеспечения национальной безопасности и общеэкономического прогноза. Особенно важным для России предоставляется анализ возможной динамики показателей производства жизненно важных видов продукции и услуг по сравнению с минимально допустимым уровнем (показатели энергобезопасности, продовольственной безопасности, зависимости от импорта по важнейшим от-

раслям экономики, состояние производственного потенциала и др.).

7. Система существующих прогнозов определена Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации.» В соответствии с законом, на федеральном уровне разрабатываются краткосрочные (ежегодно), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (на 10 лет) прогнозы, на основе которых готовится Концепция социальноэкономического развития (долгосрочная), среднесрочная программа развития (ежегодно) и проект бюджета на очередной год.

Существующая практика реализации данного закона выявила следующие основные недостатки:

1. Дано поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2008 г. Правительству Российской Федерации совместно с Российской академией наук обеспечить разработку прогноза научно-технического развития России на долгосрочную перспективу (до 2030 г.). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция). Таким образом, формально выполнены положения вышеупомянутого Федерального закона, однако практическая значимость долгосрочного прогноза и Концепции сводится в основном к рекомендациям. О рекомендательном характере Концепции говорит и уровень ее утверждения (Распоряжение — даже не Постановление Правительства Российской Федерации), и само содержание Распоряжения Правительства, на основании которого утверждается Концепция: «Федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности».

В этой связи возникают опасения, что долгосрочное планирование развития России остановится на уровне Концепции и прогноза. Тем более, что Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» не предусматривает принятия полномасштабной долгосрочной стратегии развития России и индикативных планов на 5 лет в качестве ее основных этапов. Автор статьи проанализировала замечания ведомств экономического блока Правительства Российской Федерации на принятый в первом чтении в сентябре 2000 г. проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», где ставился вопрос о необходимости индикативного планирования. В дальнейшем данный законопроект был отклонен.

Очевидно, что проект закона нуждался в существенной доработке. Однако главная его идея — раз-

работка индикативного плана развития, и, на его основе, долгосрочной социально-экономической стратегии, — является важнейшей задачей экономической политики.

2. Опасным заблуждением является смешение понятий «план» и «прогноз». В частности, среди основных замечаний на проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» было следующее: по тексту заменить слова «индикативный план» на слово «прогноз». Соответственно было объявлено необоснованным предусматривать процесс утверждения и исполнения прогнозов, хотя прогноз не нуждался в утверждении, нигде в мире прогнозы не утверждаются. Утверждаются планы.

Прогнозирование — лишь начальный этап планирования.

Главные задачи прогнозирования: 1) научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития; 2) оценка действия выявленных тенденций в будущем и предвидение новых экономических ситуаций, новых проблем, требующих своего решения;

3)выявление возможных альтернатив развития в перспективе для обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятия оптимального планового решения. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реалистичные задачи и цели, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений. В нем рассматриваются варианты активного воздействия на объективные факторы будущего развития. Прогнозы имеют предварительный, вариантный характер, но их горизонт не ограничен плановым периодом. Данные прогнозов служат исходным материалом для выбора цели развития в определенный плановый период.

Существенное отличие плана от прогноза состоит в том, что он должен быть качественно однозначным, направлен на достижение уже избранных целей и по существу выявляет один качественный вариант их достижения. В этой связи прогноз можно оценить как предварительную стадию плана. Он не ставит каких-либо конкретных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки.

В целях организации работ по созданию системы стратегического планирования предоставляется целесообразным:

1. Определить в числе основных направлений работы Минэкономразвития России: обеспечение реализации всех этапов разработки пятилетнего индикативного плана и долгосрочной стратегии до 2020 г., включая Промышленно-инновационную стратегию; разработку и реализацию «отраслевых» контрактов; взаимодействие с Академией наук по разработке долгосрочного научно-технического прогноза и соответствующей программы; разработку предложений по законодательному обеспечению

реализации Стратегии развития России до 2020 г., включая меры по инновационному развитию. Важной задачей Минэкономразвития России должна стать подготовка Стратегии развития России до 2020 г. и индикативного плана на 5 лет к рассмотрению в российском парламенте.

2. Под общим руководством Минэкономразвития РФ необходимо разработать макроструктурную модель развития экономики России на период до 2014 г. — и на ее основе — пятилетний индикативный план.

К выполнению данной работы необходимо привлечь Совет по размещению производительных сил (СОПС), Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, Институт экономики РАН, Центральный экономико-математический институт РАН и др.

3. В целях обеспечения координации работы над стратегической программой социально-экономического развития России, в том числе над Промышленноинновационной стратегией, представляется целесообразным создать Межведомственную комиссию по разработке стратегии долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, включающую представителей заинтересованных министерств и ведомств, крупнейших компаний, в том числе ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром», руководство государственных корпораций, представителей регионов, бизнеса, РАН.

4. Задачу разработки Промышленно-инновационной стратегии целесообразно возложить на Комитет по науке и инновациям при Правительстве Российской Федерации. Реформирование системы исполнительной власти в целях реализации стратегии инновационного развития России представляется важнейшей задачей. Создание Комитета по науке и инновациям при Правительстве Российской Федерации на основе существующего Министерства образования и науки РФ (тех его подразделений, которые отвечают за науку) и Роснауки позволит расширить возможности органов исполнительной власти, отвечающих за науку и инновационное развитие в части их полномочий и успешной координации работы всех заинтересованных министерств и ведомств. При этом представляется целесообразным выделить в отдельную структуру Министерство образования Российской Федерации.

Сама постановка задачи формирования эффективной Стратегии развития России на основе предлагаемых методов, которые дают возможность ее перевода от стадии в большей степени декларативного рекомендательного документа к стадии эффективной долгосрочной стратегии, взаимосвязанной с экономическими интересами регионов, корпораций, отраслей, без преувеличения дает возможность осуществления нашей страной политики долгосрочного экономического суверенитета, способствует реальному прогрессу в области технологического перевооружения экономики и нейтрализует влияние задаваемых извне экономическими и политическими конкурентами России негативных тенденций и сценариев развития.

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

Using strategic planning in public administration as a necessary condition for the transition to innovation economy

E. V. Popova, Ph. D. in Economics, Academy of Natural Sciences, Assistant Head of Presidential Administration Russian Federation, Chairman of the Committee Commerce and Industry Chamber to promote the modernization of and technological development in Russia.

The article explains the need for strategic planning of industrial-innovative development of Russian economy. Identified shortcomings of the current practice of strategic forecasting. The article presents the author's methodology for strategic forecasting and indicative planning, as the tools necessary to achieve the policy goals of long-term economic sovereignty and support real progress in the technological modernization of the economy.

Keywords: indicative planning, socio-economic forecasting, strategy development, innovation economy.

Приложение

Основные этапы разработки индикативного плана развития России на 5 лет

1) Региональные органы власти представляют в Правительство материалы по приоритетам в развитии экономики регионов.

2) На основании полученных материалов Правительство разрабатывает предварительный проект плана.

3) Правительство согласовывает предварительный проект плана в министерствах и утверждает его на Межведомственной комиссии по разработке стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

4) Правительство готовит окончательный вариант плана, согласовывая основные индикаторы с субъектами Федерации, с важнейшими хозяйствующими субъектами; заключает «отраслевые контракты».

5) Индикативный план на ближайшие 5 лет и долгосрочная стратегия до 2020 г. утверждаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от____________________20___г. №_____

О разработке индикативного плана экономического и социального развития Российской Федерации на период до 2015 г.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. В целях обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики, разработать индикативный план экономического и социального развития Российской Федерации до 2015 г. (далее именуется — План).

2. Руководство разработкой Плана возложить на Минэкономразвития России.

3. Утвердить техническое задание на разработку Плана (Приложение № 1).

4. Утвердить порядок и сроки разработки Плана (Приложение № 2). Организациям, участвующим в разработке Плана, разработать предварительный проект Плана и представить его на рассмотрение Министерствам по перечню в соответствии с Приложением № 2 до 1 сентября 2010 г. Министерствам по перечню в соответствии с Приложением № 2 в месячный срок рассмотреть предварительный проект Плана и представить согласованный проект Плана в Минэкономразвития России. Минэкономразвития России в течение 4-го квартала 2010 г. провести согласование основных индикаторов плана с субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами (корпорациями, финансово-промышленными группами, ведущими предприятиями по отраслям). Согласованный проект Плана представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации до 1 декабря 2010 г.

5. Межведомственную координацию по разработке Плана возложить на Совет по конкурентноспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации.

6. Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации обеспечить участников разработки Плана необходимой статистической информацией.

7. Разработку программно-математического обеспечения работ по составлению Плана с использованием современных технических средств и информационных технологий поручить Вычислительному центру Российской академии наук и Физико-техническому институту.

8. В целях законодательного обеспечения разработки индикативного плана Российской академии государственной службы при Президенте Российской Фе-

дерации до 1 октября 2010 г. подготовить предложения по новой редакции Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».

9. Минфину России обеспечить финансирование работ по разработке Плана в пределах сумм, утвержденных по соответствующим статьям Государственного бюджета на 2010 г.

10. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Приложение № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от____________2010 г. №____

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на разработку индикативного плана экономического и социального развития России на период до 2015 г.

I. Цели и задачи индикативного плана

1. Разработка индикативного плана экономического и социального развития России на период до 2015 г. имеет следующие цели:

• изыскать дополнительные ресурсы роста российской экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усилить целенаправленность экономического роста на решение общенациональных стратегических задач;

• обеспечить повышение уровня консолидации российского общества, государства и бизнеса, федерального центра и субъектов федерации, усилить целенаправленность их деятельности на достижение общенациональных стратегических целей.

2. Для достижения указанных целей индикативный план решает следующие задачи:

• разрабатывает оптимальную стратегию развития российской экономики, определяет наиболее целесообразные общеэкономические, межотраслевые и региональные пропорции, оптимальную структуру использования интеллектуальных, природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающих наиболее полное достижение общенациональных, стратегических целей;

• обеспечивает субъекты федерации и хозяйствующие субъекты (корпорации, финансово-промышленные группы, крупнейшие предприятия) информацией, характеризующей перспективы развития рынка товаров, услуг, рабочей силы, ценных бумаг, необходимой для разработки хозяйствующими субъектами и субъектами федерации стратегических планов своего развития;

• осуществляет согласование (в диалоговом режиме) основных индикаторов экономического развития с хозяйствующими субъектами и субъектами федерации в целях выявления и возможной минимизации расхождений общенациональных и локальных интересов;

• создает сбалансированную основу для разработки и реализации научно-технических, экономических, инвестиционных и других программ общегосударственного и регионального уровня.

3. Руководствуясь основными положениями Посланий Президента Российской Федерации, концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Комплексной программой научнотехнического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 г., стратегией развития науки и инноваций до 2015 г., индикативный план на период до 2015 г. направлен на достижение следующих общенациональных стратегических целей экономического и социального развития Российской Федерации:

• укрепление геополитического положения России, ее национальной безопасности и территориальной целостности;

• переход российской экономики к инновационному типу развития на основе приоритетного роста вложений в «человеческий капитал», всемерного развития наукоемких технологий, повышения конкурентоспособности отраслей российской экономики на мировом рынке, ускорения модернизации основных фондов промышленности и сельского хозяйства;

• всемерное повышение уровня и качества жизни населения, ликвидация бедности, преодоление чрезмерной дифференциации населения по уровню доходов, обеспечение достойной жизни каждому гражданину страны;

• возрождение русской культуры, национальной культуры всех народов России, повышение духовности жизни людей, укрепление нравственности и морали.

IV. Структура и содержание индикативного плана.

Индикативный план включает в себя следующие разделы:

1. Экономическая динамика и общеэкономические пропорции.

2. Инновации и повышение эффективности производства.

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

3. Социальное развитие и повышение уровня жизни.

4. Финансово-стоимостные пропорции экономики.

5. Отраслевая структура производства.

6. Промышленность.

7. Сельское хозяйство.

8. Инвестиции и строительство.

9. Территориальные пропорции экономики и развитие регионов.

10. Внешняя торговля.

В разделе 1 «Экономическая динамика и общеэкономические пропорции» определяются динамика валового

внутреннего продукта (ВВП), структура его использования на конечное потребление (в том числе домашних хозяйств), валовое накопление (в том числе и инвестиции в основной капитал) и чистый экспорт. Здесь же определяется отраслевая структура добавленной стоимости, первичное распределение ВВП на оплату труда наемных работников, прибыль (включая смешанный доход), чистые налоги на продукты и импорт.

В разделе 2 «Инновации и повышение эффективности производства» определяются приоритетные направления развития научно-техническою прогресса, обеспечивающие повышение конкурентоспособности отраслей и повышение эффективности производства. Формируется перечень основных научно-технических программ, определяются перспективы создания и внедрения новых видов техники и технологий. Разрабатываются показатели производительности труда, снижения материалоемкости, энергоемкости и топливоемкости продукции отраслей, повышения фондоотдачи.

В разделе 3 «Социальное развитие и повышение уровня жизни» определяются основные демографические показатели (численность населения, уровень рождаемости и смертности, показатели миграции), перспективы увеличения средней продолжительности жизни. Определяется рост номинальных и реальных доходов и заработной платы, перспективы развития отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры). Разрабатываются меры по защите окружающей среды и поддержанию экологического равновесия.

В разделе 4 «Финансово-стоимостные пропорции экономики» определяются ресурсы консолидированного бюджета страны по основным источникам доходов, их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, показатели расходной части бюджета по основным направлениям. Здесь же разрабатывается баланс денежных доходов и расходов населения, структура его доходной и расходной части.

В разделе 5 «Отраслевая структура производства» определяются в отраслевом разрезе показатели валовых выпусков, добавленной стоимости и ее основных элементов (амортизации, заработной платы, прибыли). Здесь же определяется отраслевая структура численности занятых и основных фондов.

В разделе 6 «Промышленность» оцениваются перспективы спроса на продукцию отечественного производства и, исходя из них, рост производства основных видов промышленной продукции, динамика валовых выпусков продукции отраслей промышленности. Разрабатываются материальные балансы по основным видам промышленной продукции, определяются потребности отраслей в трудовых ресурсах, инвестициях и важнейших видах материальных ресурсов.

В разделе 7 «Сельское хозяйство» определяется валовый выпуск продукции отрасли в целом и по категориям хозяйства, структура посевных площадей, урожайность и валовый сбор основных культур, показатели поголовья и продуктивности скота и птицы, производство животноводческой продукции. Разрабатываются балансы основных видов продукции растениеводства и животноводства, баланс оборота стада, баланс кормов. Определяется потребность сельского хозяйства в инвестициях, минеральных удобрениях, горюче-смазочных материалах, основных видах техники.

В разделе 8 «Инвестиции и строительство» определяются объемы инвестиций в основной капитал по сферам и отраслям экономики, воспроизводственная и технологическая структура капитальных вложений, объемы строительно-монтажных работ, источники финансирования капиталовложений.

В разделе 9 «Территориальные пропорции экономики и развитие регионов» определяются перспективы изменения региональной структуры российской экономики и основные показатели социально-экономического развития по федеральным округам и субъектам федерации, в том числе показатели валового регионального продукта конечного потребления, потребления домашних хозяйств, численности населения, трудовых ресурсов и занятых в экономике, размеры безработицы, инвестиции в основной капитал, показатели производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Определяются размеры доходной и расходной части бюджетов субъектов федерации, их взаимоотношений с федеральным бюджетом. Разрабатываются показатели уровня жизни населения, обеспеченности населения основными товарами и услугами. Определяются показатели состояния окружающей среды и меры по поддержанию экологического равновесия.

В разделе 10 «Внешняя торговля» определяются объемы экспорта и импорта в целом и по основным видам промышленной и сельскохозяйственной продукции, сальдо внешнеторгового баланса. Все показатели разрабатываются с подразделением на страны СНГ и страны вне СНГ.

Приложение № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от____________2010 г. №_____

Порядок и сроки разработки индикативного плана экономического и социального развития России на период до 2015 г.

Основные этапы работы Исполнители Срок исполнения

1. Разработка предварительного проекта плана Аналитический центр при Правительстве РФ, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН), Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (ИЭОПП СО РАН), Совет по размещению производительных сил (СОПС)

1.1. Разработка макроструктурной модели и определение основных показателей и пропорций развития экономики

1.2. Разработка индикаторов по основным хозяйствующим субъектам

1.3. Разработка индикаторов по субъектам Федерации

2. Рассмотрение предварительного проекта плана в министерствах РФ МЭРТ, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минрегион, Минфин, Минсельхоз, Минтранс, Мининформсвязи, Минздравсоцразвития, МПР

3. Согласование (в диалоговом режиме) основных индикаторов Аналитический центр при Правительстве РФ, ИНП РАН, ИЭОПП СО РАН, СОПС

3.1. С важнейшими хозяйствующими субъектами

3.2. С субъектами Федерации

4. Подготовка проекта индикативного плана и представление его Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному собранию Аналитический центр при Правительстве РФ, ИНП РАН, ИЭОПП СО РАН, СОПС

5. Подготовка программно-математического обеспечения разработки плана Центральный экономико-математический институт РАН (ЦЭМИ РАН)

6. Подготовка новой редакции Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» Российская академия госслужбы при Президенте РФ

• ПОДПИСКА-2011 • 1

на январь-июнь по Объединенному каталогу «Пресса России»

На почте с сентября 2010 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2011, первое полугодие» подписной индекс 42228.

Условия оформления подписки (аннотация, индекс, стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях каталога.

ТРЕБУЙТЕ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!

Контактные номера телефонов специалиста по распространению редакции и/или Агентства ИД «Экономическая газета» — (495) 661-20-30.

ПОДПИСКА-2011 . Р<ЭДРШК&"2@1] 1 • ПОДПИСКА-2011

ИННОВАЦИИ № 12 (146), 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.