Научная статья на тему 'Использование статистических показателей и методов при диагностике потенциала конкурентоспособности'

Использование статистических показателей и методов при диагностике потенциала конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1165
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПРОЕКТ / ПОТЕНЦИАЛЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусева Анна Васильевна, Брикошина Ирина Станиславовна

В статье речь идет о возможности использования статистических методов и показателей для диагностики и мониторинга потенциала конкурентоспособности организаций, при этом применение методов и методик проектного управления видится автору необходимым условием роста конкурентоспособности компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусева Анна Васильевна, Брикошина Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF STATISTICS AND METHODS AT DIAGNOSTICS OF POTENTIAL OF COMPETITIVENESS

In article it is a question of possibility of use of statistical methods and indicators for diagnostics and monitoring of potential of competitiveness of the organizations, thus application of methods and techniques of project management seems to the author a necessary condition of growth of competitiveness of the company.

Текст научной работы на тему «Использование статистических показателей и методов при диагностике потенциала конкурентоспособности»

10. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма / Ф.А. Хайек. Ф.А. Хайек. - М.: Новости, 1992. - С. 9.

11. Townscend P. Povetry in the United Kingdom. Berkeley: Univ. of California, 1979. - P. 31. См. также: Townscend P. International Analysis of Povetry. L., 1993.

12. Амартия Сен. Социологическая оценка бедности. Зарубежное исследование, посвященное проблеме бедности / Сен Амартин. - Пекин: Реформы, 1993. - С. 11.

13. Доклад Всемирного банка о мировом развитии в 2000/2001 году - борьба с бедностью. - Пекин: Издательство «Экономика и финансы в Китае», 2001. - С. 20.

14. Ху Юнхэ. Исследование проблемы бедности в китайских городах / Юнхэ Ху. - Пекин: Китайская экономика, 2011. - С. 33. См. также: Сюй Яньли. Дэн Сяопин и социализм с китайской спецификой / Яньли Сюй, М.В. Романенко. - Москва - Пекин: Университетская книга, 2012.

15. Книгохранилище Байду: научные материалы экономистов, кандидатов на получение премий: научный вклад товарища Дун Фужэн. [Электронный ресурс]. - URL: http://wenku.baidu.com/view/5e8fe2d850e2524de5187e96.html

16. Гуань Синьпин. Исследование проблемы бедности в китайских городах / Синьпин Гуань. - Хунань: Ху-наньское народное издательство, 1999. - С. 28.

17. Дун Фужэн. Свободный разговор о китайской экономике / Фужэн Дун. - Пекин: Экономическая наука, 1996. - С. 21.

18. Тан Цзюнь. Исследование черты бедности у китайских городских жителей / Цзюнь Тан. - Шанхай: Шанхайской академии общественных наук, 2000. - С. 35.

А.В. Гусева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И.С. Брикошина И МЕТОДОВ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ПОТЕНЦИАЛА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация. В статье речь идет о возможности использования статистических методов и показателей для диагностики и мониторинга потенциала конкурентоспособности организаций, при этом применение методов и методик проектного управления видится автору необходимым условием роста конкурентоспособности компании.

Ключевые слова: конкурентоспособность, статистические методы, проект, потенциалы организации, показатели хозяйственной деятельности организации.

Anna Guseva USE OF STATISTICS AND METHODS AT DIAGNOSTICS

Irina Brikoshina OF POTENTIAL OF COMPETITIVENESS

Abstract. In article it is a question of possibility of use of statistical methods and indicators for diagnostics and monitoring of potential of competitiveness of the organizations, thus application of methods and techniques ofproject management seems to the author a necessary condition of growth of competitiveness of the company.

Keywords: competitiveness, statistical methods, project, capacities of the organization, indicators of economic activity of the organization.

Реформы, направленные на ускорение перехода России к инновационному развитию, не могут быть успешными без глубокой научной проработки проблем формирования и развития конкурентоспособных проектов предприятий и организаций, производящих товары и услуги, преобразования существующих механизмов управления применительно к рынку конкурентоспособных инновационных продуктов и создания соответствующего методического, правового, информационного обеспечения деятельности предприятий и организаций при разработке и реализации проекта. Рыночные отношения вовлекают в единую и взаимообусловленную систему всех участников проекта и рынка. Проект, результатом которого являются товары и услуги, лишь тогда является успешным, когда на протяжении всего проектного цикла соблюдаются принципы конкурентоспособности, т.е. на рынке необходимо соблюдать маркетинговый механизм, способствующий получению прибыли через удовлетворение спроса потребителей [3].

© Гусева А.В., Брикошина И.С., 2014

Конкурентоспособность проектов, разрабатываемых предприятиями и организациями, во многом зависит от адекватной оценки рыночной ситуации, собственных возможностей и возможностей конкурента по разработке и реализации проектов, обоснованности прогноза последствий принятых решений, степени риска проекта и т.п. Подобной информацией и методами ее анализа и прогнозирования владеет статистика. Поэтому использование статистических методов при исследовании потенциала конкурентоспособности продукции проекта занимает важное место [6]. В системе оценки конкурентоспособности предприятий и организаций, используя приемы и методы статистического учета [5], анализа и прогнозирования, возможно эффективно реализовывать потенциал конкурентоспособности продукции проекта.

Статистические методы, используемые для диагностики потенциала конкурентоспособности, тесно связаны с маркетингом и способствуют выработке оптимальной рыночной стратегии и принятию необходимых управленческих решений во всех звеньях управления, в любых хозяйственных ситуациях. Использование статистических методов и методологии учета при диагностике и мониторинге конкурентоспособности позволяет осуществлять статистический анализ и прогноз складывающихся на рынке закономерностей и тенденций, процессов формирования доходов и прибыли, состояния финансов различных субъектов экономических отношений, создавать условия эффективного функционирования бизнеса.

Конкурентоспособность представляет собой отношение между участниками проекта одинакового уровня по поводу сравнения оптимальности и прибыльности их хозяйственной деятельности, выраженной в способности выдерживать конкуренцию в системе рыночных отношений, в условиях динамично изменяющейся конкурентной среды. Конкурентоспособность как способность конкурировать определяет индивидуальные особенности организации или ее продукции, которые являются условиями эффективной деятельности в определенной сфере. Следовательно, конкурентоспособность - это свойство производителя, которое выражает сторону экономической деятельности, обуславливающую ее отличие или общность с другими экономическими системами, и которая обнаруживается в ее отношениях сравнения с ними.

Задачи диагностики потенциала конкурентоспособности организации вытекают из особенностей рыночного спроса и предложения. Создание информационной базы для изучения конкурентных процессов на рынке товаров и услуг предполагает использование экономико-математических методов и методов компьютеризации учета и анализа. Для формирования такой информационной базы необходима разработка современной системы показателей потенциала конкурентоспособности организации, основанной на использовании методов и показателей статистики, которая позволяла бы наиболее полно и точно отражать процессы, происходящие на рынке товаров и услуг, так как без этого невозможно проведение достоверного и качественного анализа процессов, складывающихся на рынке под воздействием конкуренции, а следовательно, и обеспечение их эффективной организации управления изменением конкурентоспособности.

Основные задачи управления ростом конкурентоспособности продукции проекта, стоящие перед предприятиями и организациями, основываются на статистических данных, позволяющих провести анализ [1]:

1. Состояния и развития потребительского спроса на рынке товаров и услуг проекта, что предполагает анализ конъюнктуры рынка, уровней монополизации и конкуренции, исследование деловой активности, оценка экономического риска проекта.

2. Процессов продажи товаров и услуг проекта. Это позволит не только охарактеризовать процесс удовлетворения спроса потребителей на товары и услуги проекта, но и обеспечить получение информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса, состояния и развития рынков.

3. Процессов товародвижения. Особое внимание при исследовании товародвижения продукции проекта необходимо уделить изучению показателей товарных запасов, являющихся, с одной стороны, индикатором состояния рынка товаров и услуг, а с другой - важнейшим фактором затрат, увеличения нормы прибыли, а также показателей товарооборачиваемости.

4. Коммерческих рисков проекта статистическими методами, используя набор статистических методов анализа целесообразности затрат, метод экспертных оценок и т.д.

5. Финансов организаций и их возможности по разработке и реализации проекта, т.е. систему показателей, характеризующих конечные финансовые результаты их деятельности, а также показателей формирования и распределения прибыли, дохода, уровня рентабельности (доходности), финансового состояния.

6. Оптимальности трудовых затрат проектов организаций с учетом факторов, влияющих на производительность труда и его качество.

7. Формирования и использования прибыли в сфере товарного обращения, т.е. конечных результатов коммерческой и финансовой деятельности в сфере товарного обращения, которые характеризуются показателями прибыли и рентабельности, а также системой показателей оборачиваемости товарных запасов.

8. Рыночных цен на продукцию или услуги проекта. Анализ уровня и структуры цен и тарифов, их соотношения, динамики, вариации и эластичности. При анализе структуры рыночных цен исследуется механизм образования прибыли, а поведение рыночных цен и тарифов предполагает также оценку их влияния на уровень конкуренции, размах конкурентной борьбы.

9. Рынка инвестиций. Это одно из глобальных направлений статистического изучения перспектив проектного развития организаций.

10. Инфраструктуры организации, материально-технической базы производства. Возникает необходимость изучения малого бизнеса, оценки и анализа эффективности управления, а также маркетинга и их влияния на конкурентоспособность организации.

11. Труда и трудовых затрат, т.е. анализировать численность, состав и динамику трудового контингента, рынка труда, занятости и оплаты труда работников предприятий и организаций.

12. Эффективности бизнес-процессов. Такой анализ предполагает сопоставление конечных результатов с произведенными затратами, анализ показателей издержек обращения, прибыли и рентабельности, налогообложения, эффективности затрат труда, его качества и влияния на прибыль, эффективности использования основных и оборотных средств, степени удовлетворения покупательского спроса и качества обслуживания потребителей, а также изучение влияния всех перечисленных факторов на формирование конкурентоспособности.

В соответствии с рассмотренными выше задачами диагностики и мониторинга потенциала конкурентоспособности его оценку можно осуществлять при помощи системы статистических показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимосвязи и единстве, но в то же время отражают различные стороны функционирования организации.

Система показателей согласно теории статистики [5] может быть представлена в виде следующих групп показателей:

- характеризующих тип рынка и процессы купли-продажи;

- экономики и финансов;

- коммерческих инвестиций;

- рыночных цен и тарифов на товары и услуги;

- логистики;

- инфраструктуры;

- статистики труда;

- эффективности коммерческой деятельности.

Эта развернутая система показателей, формирующая статистику конкурентоспособности предприятий и организаций, которая базируется на категориях и законах экономической теории, что

обеспечивает ее научную обоснованность и надежность. Приведенная система показателей в целях исследования потенциала конкурентоспособности с учетом статистики дает богатый материал для их анализа. В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка число показателей, характеризующих конкурентоспособность, сокращается, они унифицируются, некоторые из них получают новое экономическое содержание, часть за ненадобностью отмирает, все большее значение приобретает разработка обобщающего показателя измерения конкурентоспособности организации.

Классификацию показателей статистики можно взять за основу определения потенциалов конкурентоспособности организации [1]. Нами выделяются пять основных потенциалов, в оценке которых используются показатели статистики. В результате получилась стройная система показателей потенциала для мониторинга и диагностики конкурентоспособности (см. табл.).

Таблица

Статистические показатели, характеризующие потенциал конкурентоспособности

Потенциал организации Показатели

Финансово-экономический объема, структуры и динамики уставного капитала; объема, структуры, динамики и эффективности использования собственных и привлеченных средств; эффективности использования кредитов; объема, состава, динамики и эффективности использования оборотных средств; структуры и динамики баланса доходов и расходов организации; ликвидности; оценки финансового (кредитного) риска; страхования организаций и предприятий; объема, структуры, динамики инвестиций по их целевому назначению; состава инвесторов; эффективности инвестиций; объема, структуры, динамики и эффективности использования капиталовложений

Производственный материально-технической базы (численность, размер, уровень технической оснащенности предприятий и организаций); развития, специализации и концентрации материально-технической базы и сферы услуг; состояния и использования основных фондов; фондоотдача; материалоотдача; коэффициент использования производственных мощностей; коэффициент износа основных фондов; соотношение ввод/выбытие основных фондов; доля материальных затрат в себестоимости продукции; сравнение со среднеотраслевыми значениями перечисленных показателей

Маркетинг товарное предложение; покупательский спрос; соотношение товарного предложения и покупательского спроса; емкость рынка; насыщенность рынка; уровня монополизации рынка; уровня конкуренции рынка; экономического и коммерческого рынка; сегментации рынка; портфель заказов;

Потенциал организации Показатели

товарооборота (валовой, чистый, оптовый, розничный товарооборот розничной сети, розничный товарооборот); объема реализованных населению услуг; объема реализованных услуг на душу населения; структуры товарооборота; структуры реализованных населению услуг; динамики товарооборота; товарооборота (валовой, чистый, оптовый); структуры розничных цен; динамики розничных цен и тарифов; ценовой конкуренции; биржевых котировок; индексы покупательской способности рубля и денежных доходов населения

Инновации доля внутренних затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и приобретение технологий в общих затратах на производство; наукоемкость выпускаемой продукции; обеспеченность интеллектуальной собственностью; доля затрат на приобретение нематериальных активов в общих внутренних затратах на исследования и разработки; доля затрат на повышение квалификации и обучение кадров в общем объеме затрат на исследования и разработки; государственные источники финансирования НИОКР; технико-технологическая база, предназначенная для НИОКР; прогрессивность оборудования; модернизация оборудования; коэффициент освоения новой техники; показатель освоения новой продукции; доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции; рентабельность инновационной продукции

Менеджмент численности состава и динамики трудового контингента занятых в организации; уровня и производительности труда работников предприятий и организаций; эффективности рабочего времени предприятий и организаций; оплаты труда работников предприятий и организаций; характеризующие рынок груда (уровень занятости населения)

Овладение статистической методологией и методикой - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, тенденций спроса и предложения и их прогнозирования, принятия оптимальных решений на всех уровнях управления. При диагностике потенциала конкурентоспособности можно применять широкий набор методов статистики, таких как метод статистического наблюдения, при помощи которого осуществляется по заранее определенному кругу вопросов наблюдение за показателями потенциалов.

Для правильного определения экономической значимости показателей потенциала конкурентоспособности применяется метод группировок. Группировка - неотъемлемая часть любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. С помощью группировок можно расчленить совокупности по отдельным варьирующим признакам на группы и изучить

изменение их группового состава, можно выявить связи и зависимости между отдельными сторонами и показателями конкурентоспособности предприятий различных форм собственности. При этом применяются типологические, структурные и аналитические группировки. Объектом изучения в нашем исследовании являются потенциалы организации, многообразие общественных явлений, что обусловливает необходимость дифференцированного подхода к образованию и использованию типологических группировок.

В ходе диагностики потенциалов конкурентоспособности организации собирается статистическая информация (статистические данные) - первичный статистический материал, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, сводке, обработке, анализу и обобщению. Признаки классификации информации, используемой при диагностике и мониторинге:

1) по участку учетной работы информация может быть отнесена к учету товаров и тары, основных средств, денежных средств, труда и заработной платы и т.д. Классификационные группы в этом случае согласуются с общепринятым выделением бухгалтерских работ;

2) по этапу управления информацию подразделяют на плановую, учетную (оперативный, бухгалтерский и статистический учет), аналитическую и прогностическую. Учетная и аналитическая информация характеризует фактическое состояние управляемой системы;

3) по отношению к процессу управления возможно деление информации на осведомляющую и управляющую [3]. Сведения учетных регистров и отчетности следует отнести к осведомляющей информации;

4) по отношению к объектам управления различают внешнюю и внутреннюю, входящую и исходящую информацию. Внешней называют информацию, поступающую на предприятие извне. Внутренней является информация, поступающая из одного подразделения предприятия в другое. Если информация передается сторонним организациям, то она является исходящей; информация, которая выдается одним подразделением предприятия другому, - исходящей;

5) по времени образования выделяют первичную и вторичную информацию. Первичная возникает в местах совершения хозяйственных операций, вторичная - в результате обработки первичных данных, либо вторичных, полученных ранее, либо тех и других вместе;

6) по стабильности информация делится на условно-постоянную и переменную. К первому относят всякого рода расценки, нормативы, нормы и т. д.; ко второму - сведения разового характера, например данные о количестве и сумме выбывших из магазина товаров;

7) по полноте различают достаточную, недостаточную и избыточную информацию.

8) по степени законченности обработки можно выделить промежуточную и выходную (результатную) информацию. Промежуточная возникает и потребляется в процессе обработки данных, выходная - это результат обработки, предназначенный для использования в управлении. Промежуточная информация одновременно будет выходной для одной задачи и невыходной - для другой.

Переход экономики страны на рыночные формы отношений остро ставит ряд новых проблем в области формирования информационной политики. Особое место среди них занимает организация надежного и качественного информационно-статистического обеспечения потребностей руководства экономикой в целом, а также отдельно взятых предприятий и коммерческих структур.

Одной из главных задач и функций диагностики потенциала конкурентоспособности и его дальнейшего мониторинга на уровне организации является управление деятельностью на основе принципов проектного управления [4]:

- нацеленности на конечный результат, формирование целей маркетинга и менеджмента;

- эффективного использования бюджета: материальных, денежных и трудовых ресурсов;

- научной организации труда;

- разработки действенной стратегии и др.

Для выработки стратегии, направленной на постоянный рост конкурентоспособности, компания должна располагать информацией, позволяющей эффективно оценивать собственную конкурентоспособность и прогнозировать поведение конкурентов и дальнейшее развитие рынка. Данная задача решается путем создания системы мониторинга основных показателей потенциалов организации, значение и вес которых изменяется в зависимости от этапа жизненного цикла - этапа зрелости организации.

Множество факторов, влияющих на поступательное развитие организации, воздействуют на ее конкурентоспособность, обуславливая необходимость мониторинга показателей потенциалов. Для изучения их воздействия компании необходимо знать силу и вектор действия этих сил, знать их тенденции и закономерности. Такие знания ей может дать разработка статистических моделей влияния экономических и социально-демографических факторов на состояние и развитие рынка. Одновременно организация ставит себе целью определенным образом воздействовать на некоторые рыночные процессы, регулировать их. Но и для этой цели нужно уметь выявлять закономерности рынка, моделировать взаимосвязи, оценивать эластичность спроса и предложения, предсказывать (прогнозировать), как поведет себя рынок при тех или иных действиях.

При выявлении в процессе диагностики потенциала необходимости изменения того или иного показателя в целях воздействия на него предлагается использовать методы проектного управления, такие как матрица разделения административных задач управления, информационно-технологические модели, которые позволят быстро и оперативно справляться с поставленными целями и задачами. Проектное управление развитием потенциала конкурентоспособности включает совокупность принципов, методов, механизмов и форм управления процессами, связанными с разработкой и выведением на рынок и иным обеспечением жизненного цикла конкурентоспособного товара, продукта, услуги.

В настоящее время в научной литературе прослеживается мысль о необходимости системного и комплексного подхода к обеспечению различных аспектов проблемы управления конкурентоспособностью организаций. Однако рассмотренные подходы не исследуют возможности использования прожект-менеджмента к рассматриваемой проблеме. Понятие «прожект-менеджмент», конечно, не является новым в системе экономических категорий, хотя оно недавно вошло в нашу жизнь и чаще всего рассматривается в качестве обычного менеджмента. Однако «прожект-менеджмент» является особым видом менеджмента.

Проект как научную категорию можно определить как системный комплекс плановых (финансовых, технологических, организационных и пр.) документов, содержащих комплексно-системную модель действий, направленных на достижение оригинальной цели. В контексте рассматриваемой нами проблемы в качестве цели проектно-ориентированного управления может выступать обеспечение роста конкурентоспособности предприятий, организаций, на разных этапах их жизненного цикла. Как подтверждают результаты практического использования проектного управления в различных областях менеджмента, современное управление проектом - это особый вид управления, который может применяться к управлению любыми объектами, а не только объектами, имеющими явные характеристики проекта. В настоящее время методология проектного управления находит применение и в управлении больших и сложных систем - территориальных систем мегаполиса, экономического района и т.п. [2; 3].

Матрица разделения работ по подразделениям аппарата управления (РАЗУ), представляет собой инструмент, с помощью которого устанавливается ответственность исполнителей за решение задач управления, а также анализируются количественные показатели трудоемкости организации выполнения работ. Кроме бюджета распределения во времени [6] стоимости проекта и его элементов, для измерения и оценки стоимостного исполнения проекта используется соотношение прибыли и за-

трат, необходимо оценивать соотношение между достигаемой выгодой и тем, во что это обходится, диаграмма Ишикавы показывает, по каким причинам могут возникнуть проблемы при проведении всех намеченных шагов. Декомпозиция целей означает подразделение основных результатов проекта, определенных в констатации целей, на отдельные более управляемые компоненты.

Идентификация рисков заключается в определении того, какие риски способны повлиять на проект управления рисками, в котором описываются процедуры, которые должны использоваться для управления рисками на протяжении проекта, здесь может использоваться метод Монте Карло, который связан с многократным моделированием проекта с целью учета рисков для определения вероятностного распределения результатов. Дерево решений отображает взаимосвязи между решениями и связанными с ними случайными событиями. Ресурсный анализ исполнения проекта может быть произведен не только исходя из стоимостей операций, но и исходя из их объемов, расхода материалов, трудозатрат. Графическое отображение результатов и процессов проекта во времени хорошо видно в диаграмме Ганта.

Главная проблема российских проектных и тренинговых компаний, таких как РМ-прожект, Совнет и др. состоит в том, что руководство - технари, не знакомые с принципами и методами управления. Технический подход к разработке и реализации управления проектом, безусловно, важен, однако идеально технически и технологически выстроенный проект не всегда оказывается эффективным (срываются сроки, превышается бюджет, страдает качество...) - не соблюдаются принципы и закономерности управления. Проект - живой организм, где возможно стандартизировать и нормировать функции проекта. Проектом управляют люди, учет человеческого фактора в сочетании с техническими процедурами поможет дать тот эффект, к которому все стремятся, т.е. соблюдение сроков и бюджета проекта.

Важным условием для предприятий и организаций является необходимость использования научно обоснованной теории проектного управления ростом потенциала конкурентоспособности, которая позволит российским предпринимательским структурам решать организационно-экономические проблемы их функционирования и развития как открытых систем с учетом постоянно меняющихся условий. Использование методов статистики позволит разработать комплекс прикладных моделей управления путем развития конкурентоспособности организации на каждом этапе ее жизненного цикла по показателям потенциалов, позволяющим проводить мониторинг возможностей развития конкурентоспособности, оценивать эффективность проектов, направленных на выбор эффективного управленческого решения, прогнозировать изменение конкурентоспособности в организации при реализации инновационных проектов в условиях нестабильной среды.

Библиографический список

1. Гусева М.Н. Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве: монография / М.Н. Гусва. - М.: Архитектура-С, 2011.

2. Менеджмент: учеб. / Под ред. М.Л. Разу. - М.: Кнорус, 2007.

3. Управление проектом. Основы проектного управления: учеб. / М.Л. Разу [и др.]. - М.: Кнорус, 2006.

4. Рубин Ю.Б. Конкуренция: реалии и перспективы / Ю.Б. Рубин, В.В. Шустов. - М., 1990.

5. Статистика коммерческой деятельности / Под ред. И.К. Белявского, О.Э. Башиной. - М.: Финстатинформ, 1996.

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2001/6/212.Ыш1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.