Проблемы экономики и менеджмента
экономическая теория
УДК 338.984
А.А. Барданосова
студент,
ФГБОУВПО «Ставропольский государственный
аграрн ый университет », г. Ставрополь
И. В. Козел
канд. экон. наук, доцент, кафедра предпринимательства и мировой экономики, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
аграрн ый университет », г. Ставрополь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПЛАНИРОВАНИИ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Аннотация. В статье рассмотрены основные ключевые аспекты планирования ассортимента, применение статистических методов в планировании ассортимента и особенности каждого из методов. Рассмотрен подробно каждый из этапов планирования ассортимента продукции, отмечены характерные особенности планирования ассортимента и факторы.
Ключевые слова: статистические методы планирования, процесс планирования ассортимента, факторы.
A.A. Bardanosova, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
I.V. Kozel, Stavropol State Agrarian University, Stavropol
THE USE OF STATISTICAL METHODS IN PLANNING THE RANGE OF PRODUCTS THE COMPANY
Abstract. The article describes the main key aspects of assortment planning, application of statistical methods in planning the range and characteristics of each method. Considered in detail each of the stages of planning of the product range, characteristic features of the assortment planning and factors.
Keywords: statistical methods of planning, assortment-planning process, factors.
Планирование ассортимента товара является одним из основных направлений деятельности каждого предприятия. Данное направление приобретает особое значение в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда к продукту со стороны покупателя предъявляются завышенные требования относительно его качества и ассортимента, и от эффективности работы предприятия с изготовляемым товаром зависят все, без исключения экономические показатели предприятия. В соответствии с мировым опытом, лидирующие позиции в конкурентной борьбе занимает тот, кто обладает большей компетенцией в ассортиментной политике, хорошо владеет методами её осуществления и может эффективно управлять этой политикой.
Процесс планирования ассортимента предприятия продукции состоит в планировании всех видов деятельности, которые направлены на отбор изделий для будущего
4
№ 6 (46) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
производства и на приведение как технических и функциональных, так и эстетических свойств этих изделий в наиболее полное соответствие с требованиями потенциальных покупателей. Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать ранее имеющиеся потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, приносят производителю прибыль, имеют потребительскую ценность для покупателя.
Необходимо отметить, что процесс планирования ассортимента включает в себя три основных этапа. Первый этап заключается в установлении группового ассортимента товаров, то есть назначается ассортиментный профиль предприятия и сети продаж. Такая работа проводится с учётом функционирующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учётом этого можно определить место и роль организации в общей системе торгового обслуживания данной отрасли.
На втором этапе обычно устанавливается количественное соотношение отдельных групп товаров, рассчитывается структура группового ассортимента.
Третий этап предусматривает определение внутригруппового ассортимента, то есть выполняется подбор конкретных разновидностей товаров из всех групп по разнообразным признакам. При этом каждой организации необходимо соблюдать соответствие предлагаемого ассортимента товара спросу потребителей.
Наиболее известными методами планирования ассортимента являются:
1. Метод операционного рычага - этот метод называется также анализом «Из-держки-Объем-Прибыль» или операционным анализом, который чаще всего применяется в западных финансово-экономических исследованиях, где он получил название CVP-анализ (Cost-Volume-Profit). Широкое применение маржинального подхода в анализе позволяет определять цену, формировать оптимальный ассортимент производства, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгодно производить, а какие приобретать; аргументировать выбор оборудования.
2. Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ. Одним из более распространенных методов оценки качества видов деятельности предприятия является матричный анализ ее хозяйственного портфеля. Такая матрица называется «Матрицей Бостонской консалтинговой группы». В этой матрице 4 ячейки, в которых отражаются товары фирмы с учетом относительной доли на рынке отдельных товаров фирмы и темпов роста продаж. В основе матрицы лежит предположение о том, что чем больше доля подразделения на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, улучшении позиции при заключении сделок и накопления опыта. В соответствии с этим выделяют следующие группы товаров: «Звезды», «Трудные дети», «Дойные коровы», «Собаки».
При формировании ассортимента товаров на предприятии следует помнить и о таких факторах: социально-экономических, демографических, национально-бытовых,
№ 6 (46) - 2015
5
Проблемы экономики и менеджмента
пр ир одно-климатических.
Планирование ассортимента предприятия охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности: финансы, сбыт, производство, закупки, проектные и научные разработки, имеющие тесную взаимосвязь друг с другом. Данный вид деятельности опирается на определение и прогнозирование спроса, оценку и анализ ресурсов и существующих перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Именно отсюда возникает необходимость увязки формирования ассортимента с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
В заключении необходимо отметить, что ассортиментная политика является одним из основных направлений деятельности всех предприятий. Особенно актуально управление ассортиментом для компаний, с одной стороны, имеющих возможность все время увеличивать ассортимент своей продукции, а с другой зависимость всех своих показателей от правильности выбора ассортимента.
Список литературы:
1. Воробьева Н.В., Козел И.В. Развитие кластерных формирований, как значимая тенденция мировой экономики // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития агробизнеса в условиях модернизации экономики». - 2012. - С. 58-60.
2. Воробьева Н.В., Козел И.В., Игнатенко В.В. Особенности развития внешнеэкономического комплекса регионов России // Актуальные проблемы развития предпринимательства: сборник. - 2013. - С. 34-38.
3. Козел И.В. Проблемы координации различных систем потребительской кооперации в АПК России // Kant. - 2012. - № 3. - С. 93-94.
4. Козел И. В. Особенности сегментирования на страховом рынке // Страховой бизнес. - 2012. - № 4. - С. 27-33.
5. Козел И.В., Масленникова Н.В. Практика использования опросных методов определения базовой цены на продукцию // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2013. - № 5 (33). - С. 409-415.
6
№ 6 (46) - 2015