УДК 378.147:51:004
DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-90-100
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Скворцова Дарья Александровна,
аспирант e-mail: [email protected] ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет»,
г. Донецк, РФ
%.......&
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования цифровой компетентности учителя математики. Уточнены понятия «компьютерная наглядность», «визуализация.», «инфографика», «средства визуальной наглядности» в контексте обучения математике. Рассмотрено использование средств визуальной наглядности в обучении математике. Проведен обзор интерактивных онлайн досок, показаны примеры выполненных студентами проектов по разработке уроков с использование различных досок. Описана методика использования в обучении математике таких онлайн досок как IDroo, SBoard, Geoma и Classuper. Также проведен обзор программ и сервисов для создания интерактивных плакатов и ментальных карт с примерами разработанных плакатов и интеллект карт в них. Рассмотрена методика создания интерактивных плакатов в специальных программах (MSPowerPoint, OpenOffice Impress и др.) и онлайн сервисах (Glogster, Genial.ly, Padlet, Classtools, Interacty.me, Canvastera, Thinglink и др.). Описаны особенности создания ментальных карт в онлайн сервисах таких как MindMup, MindMeister, Drawio, Prezi, Coggle, MindManager.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая компетентность, подготовка будущих учителей математики, средства визуальной наглядности, инфографика, интерактивный плакат, интерактивная онлайн доска, ментальная карта.
Для цитирования: Скворцова, Д.А. Использование средств визуальной наглядности в обучении математике / Д.А. Скворцова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2024. - Вып. 1(61). - С. 90-100. DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-90-100.
Постановка проблемы. В связи с телей различных направленностей, в
высокими темпами развития информаци- частности будущего учителя математики. онных технологий происходит масштаб- В статье [2] Е.Г. Бодрова рассматрива-
ная цифровизация общества, в том числе ет применение новых средств обучения и
это касается сферы образования. Чтобы приходит к выводу, что с их активным
решить проблемы цифровой трансфор- развитием и внедрением претерпевает
мации образования нужно формировать у изменения система образования в целом, в
учителей определенные компетенции частности изменяются требования к циф-
[18]. Научное сообщество обращает свое ровым компетенциям учителя. В связи с
внимание на формирование информаци- вышесказанным, при составлении учеб-
онной и цифровой компетентности у учи- ных программ для направления подготов-
ки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: математика и информатика) мы должны учитывать эти требования и вносить соответствующие изменения [19]. Учитель математики должен уметь применять цифровые технологии в профессиональной деятельности, а также способствовать целесообразно использовать эти технологии обучающимися и разрабатывать собственные учебные проекты [12].
На сегодняшний день в сфере образования прослеживается тенденция к увеличению онлайн обучения, поэтому учителя вынуждены искать новые методы и средства обучения для более эффективного взаимодействия с учениками. Одной из проблем, с которой столкнулись учителя математики, является проблема визуальной наглядности (инфографики) учебного материала. На помощь в ее решении приходят интерактивные плакаты, интерактивные онлайн доски и ментальные карты.
Анализ актуальных исследований. Вопросом профессиональной подготовки в условиях цифровизации образования занимались такие ученые как А.В. Бабаян, Т.Г. Везиров, М.В. Кузьмина, Н.Г. Лебедева и другие. К.Т. Везиров и М.А. Сухарев выделяют целью цифрови-зации образования предоставление обучающимся возможности овладеть умениями использования и навыками создания разных цифровых средств [5].
Такие ученые как Ю.И. Бочарова, Ю.В. Воронина, Г.У. Солдатова, А. Мартин, М. Резник и др. ассоциируют цифровую компетентность и готовность применять цифровые технологии в профессиональной деятельности на том же уровне как и каждый день в обычной жизни [3; 7].
М.П. Мозговая отмечает, что использование интерактивных инструментов на уроках математики предоставляет широкие возможности учителю для организации уроков математики [17].
Под компьютерной наглядностью Д.А. Денисовец и В.В. Казаченок пони-
мают «совокупность наглядных средств обучения, созданных с помощью информационных технологий, реализуемых с использованием компьютерной техники, и предназначенных для формирования у обучающихся образовательных компетенций» [10]. Чтобы обеспечить успешное обучение математике нужно сконструировать средства визуализации, опираясь на разные способы представления информации. К средствам компьютерной наглядности относится интерактивная онлайн доска.
Под визуализацией мы понимаем способ получения и обобщения знаний на основе зрительного образа, который основан на ассоциативном мышлении и системном структурировании информации [10]. Ряд зарубежных исследователей выделяют три уровня визуализации: визуализация данных, визуализация информации и визуализация знаний [21].
С.П. Голышева считает, что в образовательном контенте дополнительным инструментом грамотной визуализации материала, наглядным средством обучения, и способом простого восприятия и запоминания информации является инфо-графика [8]. Разные ученые под инфогра-фикой понимают следующее:
- синтетическая форма организации информационного материала, которая включает в себя визуальные элементы, тексты c пояснениями (Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова) [13];
- область коммуникативного дизайна, в основе которого - графическое представление информации, связей и знаний (В.В. Лаптев) [16];
- способ передачи идеи, который основан на сопровождении информации иллюстрациями в виде сведений или количественных данных (О.А. Кондратенко) [14];
- способ представления объёмного материала в чёткой, лаконичной форме с целью экономии времени на восприятие и интерпретацию текущей информации
(Е.В. Аликина, Т.Б. Рапакова) [1];
- передача информации путём графического изображения (С.П. Голышева) [8].
О.А. Кондратенко пришел к выводу, что инфографика является довольно эффективным методом развития визуального мышления студентов [14]. В работе [20] С.А. Филичев говорит о том, что при правильном использовании наглядных средств повышается интерес к изучаемой дисциплине, особенно когда обучающиеся активно вовлечены в процесс создания инфографики и ментальных карт.
Одним из видов инфографики является интерактивный плакат. Под ним мы будем понимать созданное с помощью цифровых технологий наглядное средство представления информации, которое позволяет взаимодействовать пользователю с наполнением плаката.
Также к инфографике относят ментальные карты. В.И. Королев под ментальной картой понимает способ структурирования учебной информации на основе визуализации посредством установления взаимосвязей между понятиями, а также графическое представление информации, которое помогает развивать креативное и ассоциативное мышление, улучшает запоминание и позволяет структурировать знания [15].
Изначально идею применения ментальных карт предложили Тони Бьюзен и Хорст Мюллер [4; 6], другие же ученые в большинстве интерпретируют их идею исходя из собственных требований практической деятельности.
Проанализировав научные исследования, мы пришли к выводу, что использование средств визуальной наглядности в обучении математике позволяет повысить наглядность материала, облегчить его структурирование и повысить мотивацию к изучению математики. Однако, нет исследований, которые раскрывали бы особенности использования различных средств визуальной наглядности для будущих учителей математики, а именно интерактивных онлайн досок, интерак-
тивных плакатов и ментальных карт по математике.
Цель статьи - провести анализ существующих платформ для создания средств визуальной наглядности в обучении математике, привести примеры уже созданных средств и описать методику их применения.
Изложение основного материала. Нами разработана модель профессиональной цифровой компетентности учителя математики, включающая три компонента, а именно математико-цифровой, методико-цифровой и проектно-циф-ровой [11]. Каждый из компонентов формируется в процессе освоения определенных дисциплин учебного плана при подготовке бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль: Математика и информатика). Обучение будущих учителей математики использованию средств визуальной наглядности происходит в рамках дисциплины «ИКТ в обучении математике и информатике». Мы предлагаем им выполнение собственных проектов по созданию интерактивных плакатов по математике, ментальных карт, а также подготовке материалов на интерактивных онлайн досках для проведения урока.
Рассмотрим отдельно каждое средство визуальной наглядности и приведем примеры их использования в обучении. Начнем с рассмотрения интерактивных онлайн досок. Применение их в учебном процессе заключается, кроме демонстрации слайдов презентации и видеофрагментов, также в возможности делать пометки прямо на изображении, чертить, динамично изменять нужные фрагменты, передвигать объекты и надписи [9]. Процесс обучения будет динамичнее, нагляднее и интереснее если учитель заранее подготовит необходимый материал.
При знакомстве с интерактивными онлайн досками мы предлагаем студентам не только рассмотреть и освоить использование некоторых из них, но и провести самостоятельный подбор и анализ
существующих досок, а потом, на основе полученной информации, выбрать наиболее интересные, в которых выполнить разработку фрагмента урока математики по выбранной ими теме. При оценке данных проектов учитывается уровень визуальной наглядности, а также использование, кроме маркеров, изображений и математических формул.
Нами предлагается познакомится с наиболее интересными на наш взгляд онлайн досками, например Miro, IDroo, SBoard, Geoma и Classuper. Проанализировав подобранные студентами доски, м ы выделили еще Whiteboard, Ziteboard и Scratchwork, однако, для демонстрации фрагмента урока математики выбирают в большинстве случаев такие доски, как IDroo, SBoard, Geoma и Classuper. Первые три из указанных выше онлайн досок являются приоритетными для будущих учителей математики в связи с возможностью вставки математических формул, что является весомым преимуществом по
сравнению с остальными, и построения геометрических фигур. 8сгМеЬмогк хоть и дает возможность работать с формулами, но требует дополнительных знаний ввода математических формул в ЬаТех, что требует дополнительных затрат времени на онлайн уроках.
Интерактивная доска Classuper позволяет учителю создавать тесты с моментальной проверкой, отслеживать построение логики рассуждений и, при необходимости, ее корректировать, публиковать задания для самостоятельного решения и домашнее задание, а также выставлять оценки учащимся. Пример использования данной доски (рис. 1) при изучении темы «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Ученикам предлагается заполнить цепочку, выполнив необходимые вычисления, тем самым восстановив ее полностью. Для контроля правильности вычислений учитель может добавить в эту цепочку промежуточные ответы.
Рисунок 1 - Пример использования доски Classuper
Интерактивная онлайн доска Оеоша имеет в своем функционале больше средств для построения геометрических фигур и быстрого создания формул, позволяет строить графики функций и имеет
библиотеку фигур. На рисунке 2 приведен фрагмент актуализации знаний учащихся по теме «Квадратные уравнения» в 8 классе с использованием доски Geoma.
Рисунок 2 - Пример использования доски Geoma
Учащимся предлагается дописать определения понятий «квадратное уравнение» и «приведенное квадратное уравнение», распознать квадратные уравнения, а также преобразовать квадратные уравнения к приведённым.
Безграничная онлайн доска Югоо дает возможность записать решение задания, добавить изображения, ввести математические формулы. На рисунке 3 приведен пример применения данную доску при первичном закреплении изученного материала в 7 классе по теме «Четвертый признак равенства прямоугольных треугольников».
Одной из известных российских онлайн досок является 8БоаМ, которая так же, как и рассмотренные выше, дает возможность написания текста, вставки картинок, текста и формул, вместе с тем она имеет большую коллекцию плоских и стереометрических фигур.
На рисунке 4 приведен пример задания по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Необходимо заполнить пустые клетки, чтобы в ответе получилось число, которое изображено в центре цветка.
При проведении уроков математики учителя пользуются плакатами, однако интерактивный плакат поможет визуализировать больший объем информации, чем обычный. Для разработки таких плакатов существуют специальные программы (MS PowerPoint, OpenOffice Impress и др.) и онлайн сервисы (Glogster, Genial.ly, Padlet, dasstools, Interacty.me, Canvastera, Thinglink и др.).
В MS PowerPoint интерактивные плакаты делаются при помощи триггеров и гиперссылок, например, на рисунке 5 приведен фрагмент плаката по теме «Умножение натуральных чисел», при нажатии на каждкю кнопку, появляется соответствующий материал (задания для устного счета, свойства умножения, отдельно каждое, и задания для закрепления.
Одним из интересных и очень нестандартных решений для создания интерактивного плаката выступает интеллектуальная доска Padlet.
На рисунке 6 представлен пример разработанного плаката по теме треугольник и его компоненты. При нажатии на каждую из заметок, открывается дополнительные сведения по каждой составляющей.
Рисунок 3 - Пример использования доски Югоо
Рисунок 4 - Пример использования доски ^Боагй
Умножение натуральных чисел
Устный счет
Свойства
Задания
Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. Переместительное
Сочетательное
единицы
10 •(4,2)=(10 4)'2=80 а-(Ь-с)=(а-Ь)-с нуля
Рисунок 5 - Пример создания интерактивного плаката в MS PowerPoint
Наташа Свистунова • меньше минуты
Моя интеллектуальная доска Рас11е1
Определения
Медианой треугольника, проведённой изданной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны {основанием медианы). Медианой треугольника, проведённой из данной вершины, называется отрезок, соединяющий эту вершину с серединой противолежащей стороны {основанием медианы). Биссектрисой треугольника, проведённой изданной вершины, называют отрезок, соединяющий эту вершину с точкой на противоположной стороне и делящий угол при
Медиана
•Отрезок соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника. •Любой треугольник имеет три медианы
ОТ высота
•Перпендикуляр проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей
противоположную. Сторону, называется высотой треугольника
•Любой треугольник имеет три высоты
Рисунок 6 - Пример создания интерактивного плаката в РаЛе(
Онлайн редактор Оета1.1у для создания интерактивных плакатов дает возможность учителю математики легко и быстро создавать различные наглядные материалы, с возможностью добавления видео и аудио, создания викторин и игр. Приведем на рисунке 7 пример интерактивного плаката по теме «Признаки равенства треугольников». При наведении
курсора мыши на каждый признак равенства всплывает теоретические сведения, при нажатии на признаки равенства треугольников открывается видео с соответствующим материалом, также при нажатии на задания, открываются задания, разработанные в сервисе Learningapps, в котором мы обучаем работать будущих учителей математики.
@9
£
Выполни задания
А
^12 3
Равенство ИШэльников
■изнаки
¡треугольников
I признак Доказательство
признак
признак
Рисунок 7 - Пример создания интерактивного плаката в ОетаНу
Одним из самых эффективных способов увеличения наглядности по математике является создание ментальных карт. Она позволяют структурировать большой объем информации в виде схем со связями между каждым элементом. Материал представляется в ментальной карте в виде
иерархической структуры, в связи с чем, выделяют преимущества использования:
1) учащийся может видеть структуру, например, всей темы или курса, что влечет за собой более осмысленный процесса обучения;
2) информация быстрее усваивается
за счет наглядности, процесс запоминания информации происходит быстрее, так как визуальная информация вообще запоминается лучше, чем аудиальная;
3) информация, которая имеет сложную структуру, воспринимается эффективнее, так как ее можно визуально разделить на меньшие разделы.
Интеллект-карта (ментальная карта) должна иметь определенную структуру, а именно в центре помещают основное понятие, которое будет начальной точкой для дальнейшего ветвления, а дальше они могут разделяться на более мелкие ветви.
Ментальные карты можно разрабатывать в таких программах, как MS Power Point, Adobe Photoshop, Paint, а также в онлайн сервисах, например, в MindMup, MindMeister, Drawio, Prezi, Coggle, MindManager.
При создании ментальной карты в сервисе Prezi есть возможность к каждому элементу добавить активную кнопку для открытия материала (текстового,
Онлайн сервис Coggle имеет большое количество доступных пиктограмм, помогающие выделять смысловые блоки, также имеет историю изменений карты, чтобы была возможность вернуться к прошлой версии. Особенностью сервиса является возможность создания нестандартных мен тальных карт, которые имеют несколько центральных элементов. Данный сервис
аудио или видео), что позволяет не только создать карту темы, но и изучить каждый ее элемент. Например, на рис. 8 представлена ментальная карта по теме «Треугольник». Тема разделена на виды треугольников по сторонам и по углам, отдельно выделена сумма углов треугольника и его периметр. При нажатии на каждый вид треугольника открывается дополнительное окно, в котором дано определение, приведен рисунок и выделены соответствующие свойства и признаки.
Сервис МММир работает без регистрации и имеет интуитивно понятный интерфейс. Он позволяет создавать блоки в виде картинок, вставлять таблицы и гиперссылки. На рисунке 9 показана ментальная карта по теме «Геометрическая прогрессия», которая содержит в себе все формулы, которые необходимы ученикам при решении задач. Данную ментальную карту можно сделать более красочной либо сохранить минималистичный дизайн.
позволяет бесплатно создавать до 3 карт.
Сервис MindManager имеет простой и удобный интерфейс, есть возможность добавлять значки в блоки и форматировать текст. Представлены шаблоны различных ментальных карт, в том числе создание блок-схем. Минусом данного сервиса является отсутствие бесплатной версии.
Рисунок 8 - Пример ментальной карты в Prezi
Еще одним сервисом для создания ментальных карт является онлайн сервис Draw.io. Он является бесплатным, но с ограничением на количество созданных ментальных карт. Предлагается более сотни шаблонов, есть варианты изменения фигур, стрелок, цвета заливки блоков, тек-
Выводы. В результате анализа средств визуальной наглядности в обучении математике сделан обзор средств, с помощью которых будущему учителю можно создавать и использовать интерактивные плакаты, ментальные карты и применять интерактивные доски организации учебного процесса. Студенты должны обучаться структурировать большие объемы информации и представлять их в более компактном виде (таблицы, схемы, интеллект карты и т.п.).
Исследования проводились в ФГБОУ ВО «ДонГУ» при финансовой поддержке Азово-Черноморского математического центра (Соглашение от 29.02.2024№ 075-02-2024-1446).
1. Аликина, Е.В. Формирование инфографи-ческой компетентности в научно-исследовательской деятельности курсантов военного вуза в процессе изучения иностранного языка / Е.В. Аликина, Т.Б. Рапакова //Вестник ПНИ-
ста и фона. Преимуществом для учителей математики является возможность добавлять математические формулы и картинки. В Draw.io можно работать без регистрации, сохранять файлы на компьютер в формате картинки. На рисунке 10 представлена интеллект карта по теме «Дроби».
ТУ. Проблемы языкознания и педагогики. -2019. - № 1. - С. 147-157.
2. Бодрова, Е.Г. Цифровые инструменты и сервисы в профессиональной деятельности современного педагога / Е.Г. Бодрова, Л.Н. Дег-теренко // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2. - С. 48-56.
3. Бочарова, Ю.И. Модель реализации подготовки учителей-наставников и студентов-интернов в сфере цифровых педагогических компетенций / Ю.И. Бочарова, П.С. Ломаско, А.Л. Симонова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2018. - № 3. - С. 6-19.
4. Бьюзен, Т. Суперпамять / Т. Бьюзен. -Минск: Попурри, 2021. - 240 с.
5. Везиров, К.Т. Цифровая грамотность и цифровая компетентность студентов среднего профессионального образования / К.Т. Везиров //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14, № 4. - С. 14-17.
Рисунок 9 - Пример ментальной карты в МтёМыр
Правильные дроби
Конечные десятичные дроби
Неправильные дроби
I
Обыкновенные дроби
т
ДРОБИ
т
Десятичные дроби
Смешанное число
Бесконечные десятичные дроби
Периодические
Непериодические
Рисунок 10 - Пример ментальной карты в Draw.io
6. Воробьева, В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках методическое пособие / авт.-сост.: В.М. Во робьева, Л.В. Чурикова, Л.Г. Будунова. Москва : ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 44 с.
7. Воронина, Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура / Ю.В. Воронина // Вестник оренбургского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4 (32). - URL: http://vestospu. ru/archive/2019/articles/17_4_ 2019.html (дата обращения: 14.12.2023).
8. Голышева, С. П. Инфографика как средство визуальной наглядности в обучении математике студентов вуза / С.П. Голышева // Актуальные вопросы инженерно-технического и технологического обеспечения АПК : Материалы X Национальной научно-практической конф. с международным участием, Молодёжный, 6-8 октября 2022 г. - Молодёжный: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского, 2022. -С. 329-336.
9. Демина, Н.В. Использование возможностей интерактивных онлайн-досок в работе учителя / Н.В. Демина, Л.В. Сабанова, Д.В. Демина // Современные научно-исследовательские решения в условиях технологических и цифровых новаций : Материалы XLI Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 03 декабря 2021 года. Часть
I. - Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2021. - С. 74-77.
10. Денисовец, Д.А. Компьютерная наглядность при обучении математике /Д.А. Денисовец, В.В. Казаченок // Университетский педагогический журнал. - 2021. - № 2. - С. 30-39.
11. Евсеева Е.Г. Приёмы формирования трехкомпонентной профессиональной цифровой компетентности у будущих учителей математики в бакалавриате / Е.Г. Евсеева, Д.А. Скворцова // Человеческий капитал. -2023. - № 12(180). - С. 106-116.
12. Евсеева, Е.Г. Моделирование цифровой компетентности учителя в контексте математического образования / Е.Г. Евсеева, Д.А. Скворцова // Дидактика математики: проблемы и исследования. - 2023. - Вып. 2 (58). - С. 29-36. - DOI: 10.24412/2079-91522022-58-29-36.
13. Ермолаева, Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - №11. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14302.htm (дата обращения: 03.01.2024).
14. Кондратенко, О.А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления / О.А. Кондратенко // Научный диалог. Психология. Педагогика. - 2013. - № 9 (21)-С. 92-99.
15. Королева, В.И. Методические аспекты использования ментальных карт в процессе обучения математике / В.И. Королева // Актуальные проблемы развития математического образования в школе и вузе : материалы XII региональной научно-практической конференции, Барнаул, 16-17 ноября 2023 года. -Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2023. - С. 79-81.
16. Лаптев, В.В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику. - Санкт-Петербург: Эйдос, 2012. -180 с.
17. Мозговая, М. П. Интерактивные инструменты цифровой образовательной среды как средство повышения качества образования на уроках математики / М.П. Мозговая // Форум. - 2021. - № 2(22). - С. 90-92.
18. Письменский, Г.И. О некоторых аспектах методологии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования / Г.И. Письменский, С.В. Сафонова // Человеческий капитал. - 2022. - № 5(161). -Т.2. - С. 42-58.
19. Скворцова, Д.А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей математики /Д.А. Скворцова //Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : материалы VII Международной научной конф., Красноярск, 19-22 сентября 2023 г. / под общ. ред. М.В. Носкова. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. -С. 523-527.
20. Filichev, S.A. (2018). Modern means of providing visualization in the educational process of a technical university. Professional education. 2018. No. 2 (30). P. 180-185.
21. Masud, L. Valsecchi, F., Ciuccarelli, P., Ricci, D., Caviglia, G. (2010). From data to knowledge. Visualizations as transformation processes within the data - information - knowledge continuum. 14th International conference information visualisation; July 26-29; London, UK. : IEEE;рр. 445-449. DOI: 10.1109/IV.2010.68.
USING VISUAL COMMUNICATION TOOLS CLARITY IN TEACHING MATHEMATICS
Skvortsova Darya,
Post Graduate Student, Donetsk State University, Donetsk, Russian Federation
Abstract. The article is devoted to the actual problem of forming the digital competence of a mathematics teacher. The concepts of "computer visibility", "visualization", "in-fographics", "means of visual visualization" in the context of teaching mathematics are clarified. The use of visual visualization tools in teaching mathematics is considered. An overview of interactive online whiteboards was conducted, and examples of student-led projects for developing lessons using various whiteboards were shown. The methodology of using online whiteboards such as IDroo, SBoard, Geoma and Classuper in teaching mathematics is described. An overview of programs and services for the creation of interactive posters and mental maps with examples of developed posters and intelligence maps in them was also conducted. The technique of creating interactive posters in special programs (MS PowerPoint, OpenOffice Impress, etc.) and online services (Glogster, Genial.ly , Padlet, Lasstools, Inter-acty.me, Canvastera, Thinglink, etc.).
Keywords: digitalization, digital competence, training of future mathematics teachers, visual aids, infographics, interactive poster, interactive online whiteboard, mental map..
For citation: Skvortsova D. (2024). Using visual communication tools clarity in teaching mathematics. Didactics of Mathematics: Problems and Investigations. No. 1(61), pp. 90—100. (In Russ., abstract in Eng.). DOI: 10.24412/2079-9152-2024-61-90-100.
Статья представлена профессором Е.Г. Евсеевой.
Поступила в редакцию 20.01.2024