Научная статья на тему 'Использование средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин'

Использование средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
422
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лабораторные работы / практические занятия / информационные технологии / виртуализация / гипервизор / виртуальная машина / laboratory works / practical training / information technologies / virtualization / hypervisor / virtual machine

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Васильева Ирина Николаевна, Родин Владимир Николаевич, Чернокнижный Геннадий Михайлович

В статье исследуется возможность применения технологии виртуализации при организации проведения практических (лабораторных) работ по компьютерным дисциплинам. Проводится анализ существующих средств виртуализации с учетом опыта их использования в преподавании дисциплин профессионального цикла для специальности «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» в Санкт-Петербургском университете МВД России и направления подготовки «Информационная безопасность» в СПбГЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Васильева Ирина Николаевна, Родин Владимир Николаевич, Чернокнижный Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Virtualization tools in teaching of IT Disciplines

The article explores the possibility of using virtualization technology in the organizing the practical (laboratory) works on computer disciplines. The analysis of the existing virtualization tools based on experience accounting in the teaching of the professional cycle disciplines specialty «Information Security in Law Enforcement» at the SaintPetersburg University of MIA of Russia and the direction of «Information Security» training in UNECON.

Текст научной работы на тему «Использование средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин»

22 Список литературы

гч 1. Алексеев, С. А. Модели и процедуры автоматизированного определения требуемого набора технических средств обучения тренажерной подготовки специалистов // Научное обозрение. - 2012. - № 2. - С.

^ 172-181.

^ 2. Алексеев, С. А., Алексеева, Е. К. Задачи квалиметрии прогноза и диагностики достигнутого качества

к тренажерной подготовки специалистов по судовождению // Журнал университета водных коммуникаций. -

8 2012. - № 1. - С. 172-179.

Рч 3. ГОСТ 34.003-90 Автоматизированные системы. Введ. 01.01.92. - М.: Стандартинформ, 1992.

ЧД 4. Куватов, В. И. Исследование операций. - Петродворец: ВМИРЭ, 2003. - 287 с.

§ 5. Шлаен, П. Я. Эргономика для инженеров. - Тверь: ТвГУ, 2004. - 476 с.

¡2 6. Большакова, Л. В., Яковлева, Н. А. Современные математико-статистические методы обработки ин-

^ формации в научной и практической работе // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 7.

и а

<и «

В

- С. 49-52.

7. Домбровская, Л. А., Яковлева, Н. А., Стахно, Р. Е. Современные подходы к защите информации, мето-^ ды, средства и инструменты защиты // Наука, техника и образование. - 2016. - № 4. - С. 16-19.

8. Алексеев, С. А., Стахно, Р. Е., Гончар, А. А. Проектирование интегрированной автоматизированной

§

« системы управления территориальных органов внутренних дел // Наука, техника и образование. - 2016. - №

4. - С. 12-15.

о и

а &

а

S © Алексеев С. А., Большакова Л. В., Яковлева Н. А., 2018

(D

УДК 378.147.88

И. Н. Васильева, В. Н. Родин, Г. М. Чернокнижный

и «

н ВАСИЛЬЕВА, Ирина Николаевна, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-

Петербургского университета МВД России, кандидат физико-математических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 848-81-91. E-mail: i_vasy@mail.ru.

VASILYEVA, Irina Nikolaevna, Associate Professor of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Physic-Mathematical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 848-81-91. E-mail: i_vasy@mail.ru.

РОДИН, Владимир Николаевич, доцент кафедры специальных информационных технологий Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 227-10-81. E-mail: vl.rodin@ mail.ru.

RODIN, Vladimir Nikolaevich, Associate Professor of the Department of Special Information Technologies of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: +7 (812) 300-89-94; +7 (911) 227-10-81. E-mail: vl.rodin@mail.ru.

ЧЕРНОКНИЖНЫЙ, Геннадий Михайлович, доцент кафедры вычислительных систем и программирования Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат технических наук, доцент. Адрес: Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21. Тел.: +7 (812) 458-97-30, доб. 2680; +7 (911) 919-55-49. E-mail: gmcher@gmail.com.

CHERNOKNIZHNYI, Gennadii Mihailovich, Associate Professor of the Department of Computer Systems and Programming of the Saint-Petersburg State Economic University, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 191023, Saint-Petersburg, Sadovaya str., 21. Ph.: +7 (812) 458-97-30, add. 2680; +7 (911) 919-55-49. E-mail: gmcher@gmail.com.

Использование средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин Visualization tools in teaching of IT Disciplines

В статье исследуется возможность применения технологии виртуализации при организации проведения практических (лабораторных) работ по компьютерным дисциплинам. Проводится анализ существую-

щих средств виртуализации с учетом опыта их использования в преподавании дисциплин профессионального цикла для специальности «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» в Санкт-Петербургском университете МВД России и направления подготовки «Информационная безопасность» в СПбГЭУ

Ключевые слова: лабораторные работы, практические занятия, информационные технологии, виртуализация, гипервизор, виртуальная машина.

The article explores the possibility of using virtualization technology in the organizing the practical (laboratory) works on computer disciplines. The analysis of the existing virtualization tools based on experience accounting in the teaching of the professional cycle disciplines specialty «Information Security in Law Enforcement» at the Saint-Petersburg University of MIA of Russia and the direction of «Information Security» training in UNECON.

Keywords: laboratory works, practical training, information technologies, virtualization, hypervisor, virtual machine.

В настоящее время в Санкт-Петербургском университете МВД осуществляется подготовка курсантов по специальности 10.05.05 «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере». Учебный план подготовки по специальности включает ряд ИТ-дисциплин, отнесенных к профессиональному циклу, таких как «Операционные системы», «Системы и сети передачи данных», «Программирование: языки, методы и технологии», «Специальные информационные технологии в правоохранительной деятельности», «Информационные технологии в аналитической разведке», «Программно-аппаратная защита информации», «Криптографическая защита информации» и др. Преподавание этих дисциплин имеет ряд особенностей, основная из которых - необходимость закрепления теоретических знаний в ходе практической работы на компьютерах, получение навыков использования современных информационных технологий, систем и средств защиты информации. Такая работа предусматривает знакомство с широким спектром системного, прикладного и специального программного обеспечения, что существенно влияет на уровень требований к оснащению учебных компьютерных классов и лабораторий. Хорошим решением в этой связи является использование виртуальных машин (ВМ). Сегодня виртуализация стала базовой технологией не только для серьёзных инфраструктурных проектов, таких, например, как центры обработки данных, облачные сервисы, но и эффективным инструментом в преподавании ИТ-дисциплин в учебных заведениях.

Использование технологии виртуализации позволяет:

- избежать необходимости физически устанавливать на компьютеры, используемые в учебных целях, все задействованные в процессе обучения программные продукты, что снижает общую нагрузку и повышает эффективность работы системы в целом;

- обеспечить приемлемый уровень требований к аппаратной части компьютеров учебных лабораторий;

- обеспечить для обучающихся и преподавателей возможность индивидуального использования заранее подготовленных ВМ как в компьютерных лабораториях, так и для самостоятельной работы в домашних условиях;

- относительно быстро включать в учебный процесс новые ИТ-системы за счет простоты создания и распространения ВМ;

- обеспечить большую степень отказоустойчивости задействованных в обучении систем, легкость резервирования информации.

Изложенные соображения применимы к преподаванию ИТ-дисциплин и для других специальностей и направлений. Рассмотрим подробнее вопросы использования ВМ в процессе проведения практических занятий с использованием компьютерных систем. Воспользуемся следующим определением. Виртуальная машина (ВМ) й виртуальная вычислительная система, которая состоит из виртуальных устройств обработки, хранения и передачи данных и которая дополнительно может содержать программное обеспечение и пользовательские данные [1].

Виртуальная (гостевая) машина предоставляет интерфейс, полностью аналогичный интерфейсу обычной (хостовой) машины. Операционная система (ОС) создает иллюзию одновременного исполнения нескольких процессов, каждого в своей (виртуальной) памяти. Существует три основных типа виртуализации [2]:

- виртуализация представлений;

- виртуализация приложений;

- виртуализация серверов и рабочих станций.

Виртуализацию представлений можно рассмотреть на примере терминальных служб Windows Server. Клиенты получают ресурсы сервера, а клиентские приложения выполняются непосредственно на сервере. Сам же клиент получает только результаты работы данного приложения.

Виртуализация приложений позволяет запускать каждое приложение в своей изолированной среде («песочнице», sandbox^). Делается это с целью защиты системы от недоверенных или сбойных приложений. Данный тип виртуализации позволяет запускать конфликтующие между собой приложения и даже несколько версий одного приложения.

Виртуализация серверов и рабочих станций позволяет программно или аппаратно эмулировать виртуальный компьютер, имеющий, как и все компьютеры, процессор, память, жёсткий диск и т.д. Эмуляция осуществляется за счет использования монитора виртуальных машин (гипервизора).

В педагогической практике наиболее перспективным представляется использование последнего

о

<N

£ s s

о о

о рц

сз H <D

S

О

а

(D «

S

и

^

S

5

о и

а

6

а

(D H <D

w s и н о

<D

m

типа: виртуализация серверов и рабочих станций, т.к. позволяет практически без ограничений создавать любую вычислительную среду для проведения занятий по ИТ-технологиям.

Рассмотрим особенности виртуализации в различных аспектах. Напомним, что гипервизоры бывают первого типа (требующие аппаратной поддержки) и второго типа (работающие как приложение поверх базовой ОС). Гипервизоры первого типа (например, VMware ESXi Server, Microsoft Hyper-V, Citrix XenServer) используются в крупных информационных системах для серверной виртуализации, позволяющей развернуть на одном физическом сервере несколько виртуальных, обеспечивая тем самым расширенный функционал системы и экономя на оборудовании, площадях, текущих издержках. В виртуализации рабочих станций они способны поддерживать сотни гостевых операционных систем. В педагогической практике гипервизоры первого типа представляют интерес, скорее, как собственно предмет для изучения в некоторых дисциплинах, а не как инструмент преподавателя. Как правило, это дорогие лицензионные продукты, их сложнее устанавливать и использовать в учебных лабораториях.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы обеспечить платформу для изучения различных ИТ-приложений, необходимых по программе данной дисциплины. До «эпохи виртуализации» все нужные приложения ставились на хостовой машине лаборатории. В результате компьютерная система оказывалась перегруженной до такой степени, что эффективность работы с ней в рамках учебного процесса резко падала. Более того, в таких дисциплинах, как «Операционные системы», «Системы и сети передачи данных», «Программно-аппаратная защита информации», где необходимо изучать различные ОС, системы защиты информации (СЗИ), системы обнаружения вторжений (СОВ), одновременная установка множества требуемых программных продуктов на одном хосте может оказаться просто невозможной. Еще одно требование при изучении указанных дисциплин - необходимость предоставления учащимся прав администратора, что делать на хостовых машинах учебных лабораторий нецелесообразно по соображениям безопасности, обеспечения отказоустойчивости и непрерывности обеспечения учебного процесса. Здесь на помощь преподавателям пришли гипервизоры второго типа. Их установка на хостовой машине аналогична любому приложению, а развертывание ВМ с их помощью требует минимальной подготовки. Такую подготовку авторы проводят в форме одной из начальных практических работ «Установка и настройка ВМ» в цикле компьютерных дисциплин (например, в рамках курса «Операционные системы»). Далее в процессе занятий преподаватель должен подготовить и предоставить обучающемуся такую ВМ, которая необходима для конкретного практического занятия. На этой ВМ может быть предустановлено изучаемое приложение, либо, если это предусмотрено планом занятия, студент

самостоятельно устанавливает приложение и приступает к работе с ним.

Существует ряд гипервизоров второго типа, с помощью которых можно создавать и использовать ВМ. Проанализируем их возможности с точки зрения использования в педагогической практике.

Исторически первыми и по сей день одними из самых популярных являются гипервизоры компании VMware . Для использования в учебном процессе можно рекомендовать VMware Workstation pro, VMware Workstation Player, VMware vSphere. Продукты VMware используются в профессиональной практике ИТ-специалистами, поэтому у обучающихся желательно сформировать навык работы именно с этими продуктами. Гипервизоры VMware работают на хостовых машинах с ОС Windows и Linux. Вместе с тем VMware Workstation pro является коммерческим продуктом, он довольно дорог с точки зрения приобретения достаточного количества лицензий, т.к. линейка гипервизоров лицензируется по количеству физических процессоров хост-машин. Поэтому он доступен не в каждом учебном заведении. VMware Workstation Player бесплатен, но лишь для частного использования, а по функциональным возможностям значительно уступает VMware Workstation pro. Он может быть рекомендован студентам в рамках самостоятельной работы. Программное обеспечение VMware vSphere - ведущая платформа виртуализации, в т.ч. для создания облачных инфраструктур. Этот продукт значительно дороже VMware Workstation pro , при этом не продаётся без технической поддержки и подписки. Существует возможность бесплатного использования гипервизора, сопоставимого с VMware vSphere. Речь идёт о бесплатном продукте VMware vSphere Hypervisor (ранее ESXi Х Free). Он более сложен в управлении, чем предыдущие, и требует значительно больше ресурсов хостовой машины. Кроме того, возможны ограничения на ресурсы поддерживаемых ВМ. Например, бесплатный VMware ESXi 5 позволяет использовать сколько угодно виртуальных машин на сервере с произвольным числом процессоров и ядер, однако совокупная сконфигурированная память всех включенных виртуальных машин не должна превышать 32 ГБ [3]. Справедливости ради следует отметить, что компания-производитель предоставляет ограниченные по времени версии продуктов VMware Workstation pro и VMware vSphere для свободного ознакомления. Подводя итог, можно сказать, что гипервизоры VMware доступны тем учебным заведениям, которые могут купить лицензии, имеют современный парк компьютеров и хорошую техническую поддержку в лице собственного ИТ-подразделения.

Наряду с VMware, в тройку наиболее популярных гипервизоров входят Oracle Virtualbox и Hyper-V от компании Microsoft.

Гипервизор Oracle Virtualbox по своим функциональным возможностям сопоставим с рассмотренным ранее VMware Workstation pro. Virtualbox может быть установлен на машинах с ОС Windows, Linux, Macintosh и Solaris. Продукт не имеет жестких

аппаратных требований, обладает дружественным интерфейсом, прост в применении, русифицирован, постоянно обновляется, поддерживает практически все ОС и, что немаловажно, распространяется бесплатно. Поэтому он чаще всего устанавливается в учебных лабораториях, используется преподавателями для подготовки занятий, а студентами - для самостоятельной работы. Далее в этой статье примеры создания и использования ВМ в учебном процессе будут проиллюстрированы именно для Virtualbox.

Основной вендор по продвижению ОС для рабочих станций, используемых в учебных заведениях, компания Microsoft, также предлагает свои решения в области виртуализации. Сразу после появления ги-первизора VMware компания Microsoft разработала и выпустила на рынок сопоставимый с ним по возможностям гипервизор Virtual PC. В силу доступности и свободной интеграции с ОС Windows это приложение сразу стало использоваться преподавателями, в т.ч. авторами, в учебном процессе [4]. Основным недостатком Virtual PC является поддержка только операционных систем Microsoft. Однако в настоящее время компания Microsoft отказалась от поддержки этого приложения в пользу гипервизора Hyper-V для 64-разрядных ОС й также свободно распространяемого и поставляемого в составе ряда операционных систем Windows. Вначале Hyper-V входил только в серверные ОС, начиная с Windows Server 2008R2 (как роль), что сужало возможности его использования в учебном процессе. Но, начиная с ОС Windows 8, гипервизор стал входить и в состав дес-ктопных ОС (версий Pro и Enterprise). Обновлённые версии Hyper-V поддерживают создание гостевых ОС Windows, начиная с XP SP2 и позднее, а также Linux-систем, FreeBSD, Red Hut, Ubuntu, Debian. Этот список скромнее, чем у гипервизоров, рассмотренных выше. При этом Linux-системы поддерживаются с ограничениями. Большое количество «оговорок», указанных в мануалах по установке Linux-систем, например, в части доустановки драйверов, указывает на неудобство использования Hyper-V для данного семейства ОС. Ведь в учебном процессе требуется скорость и простота развертывания ВМ. Интерфейс гипервизора хотя и не сложен, но уступает по доступности рассмотренным выше VMware Workstation и Virtual Box. Кроме того, Hyper-V предъявляет определенные системные требования: наличие 64-битового процессора, поддержка процессором преобразования адресов второго уровня (SLAT), поддержка и включение в BIOS технологии аппаратной виртуализации и аппаратного предотвращения выполнения данных (DEP) [5]. Проверка совместимости оборудования может быть проведена с помощью системной утилиты systeminfo. Основным же преимуществом Hyper-V является высокая производительность гостевых ОС. В целом Hyper-V ориентирован на работу в корпоративных локальных вычислительных сетях (ЛВС). В итоге Hyper-V может быть рекомендован к использованию в учебном процессе в тех случаях, когда компьютерные лаборатории оснащены современным оборудованием на базе 64-разрядных про-

цессоров, в качестве хостовых систем используются ОС Windows 8/ 8.1/10 и предполагается изучение программного обеспечения только на базе Windows-систем. В остальных же случаях, на наш взгляд, предпочтительнее установить Oracle Virtual Box.

Возможность использования гипервизор ов не ограничивается тремя рассмотренными семействами. Неплохо зарекомендовали себя свободно распространяемые Parallels Workstation от компании Parallels, а также Qemu й бесплатный инструмент с открытым исходным кодом для эмуляции и виртуализации работы ОС на компьютере, разрабатываемый в рамках проекта Linux KVM (Kernel-based Virtual Machine).

Продукт Parallels Workstation позволял пользователю создавать неограниченное число виртуальных машин на компьютерах с Windows или Linux. Это решение поддерживало большинство дистрибутивов Windows и Linux как в качестве основной, так и в качестве гостевой ОС. Функционально и по интерфейсу программа напоминает Virtual Box. Очень похожа также инсталляция гостевой машины. Однако поддержка гипервизора была прекращена, хотя он и доступен к использованию для виртуализации устаревших ОС (последняя из которых Widows 7). Пришедший ему на смену Parallels Desktop [6] является коммерческим продуктом и ориентирован на macOS в качестве хостовой системы - с тем, чтобы запускать на ней виртуальные ОС Windows и Linux и доступные для них приложения. Благодаря «узкой специализации», он более удобен для macOS, чем, например, Virtual Box, и может быть рекомендован в случае использования компьютерной техники от Apple.

Qemu может работать в среде Windows, Linux, MacOS и даже на Android, т.е. достаточно универсален. Не вдаваясь в подробности архитектуры Qemu, отметим, что его cборка и установка выполняется в интерфейсе командной строки с помощью стандартных текстовых редакторов Linux (обычные этапы создания диска, задания памяти, выбора образа ISO и т.д.) [7]. Таким образом, Qemu может быть рекомендован лишь тем преподавателям и студентам, которые имеют опыт подобной работы, для остальных программа вряд ли подойдет.

Рассмотрим теперь основные моменты в использовании гипервизоров и созданных на их базе виртуальных машин в практике проведения лабораторных работ.

В среде пользователей ВМ, в т.ч. преподавателей, появилось неформальное деление «виртуалок» на «лёгкие» и «тяжёлые». Эту степень определяют, в первую очередь, по размеру диска виртуальной машины. К «лёгким» относят старые Windows до XP включительно (диск чистой XP Professional\32 - без установленных приложений - около 1.5 ГБ) и UNIX-потомки (Debian, Ubuntu, FreeBSD, Solaris и др.), которые в «чистом виде весят» 1-2.5 ГБ. К «тяжёлым» относят ОС Windows 7 и старше, серверные версии Windows, Ubuntu, RedHut. Размер дисков начинается с 5.5 ГБ и более. Сильно «потяжелеть» ВМ (даже «лёгкие») могут при установке на них приложений.

о

<N

s s

о о

О рц

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сз н

(D

Ё

О

а

(D «

S

и

^

S

5

о и

а

6

а

(D Н (D

W S

и н о

(D

m

Например, Windows Server 2016 с диском 9.5 ГБ после установки роли контроллера домена вырастает более чем на 5 ГБ. Машина Windows Server 2008R2 с SQL Server 2012 имеет диск порядка 20 ГБ. Для «переноски» файлов такого размера потребуется внешний жёсткий диск или флэш-накопитель достаточного объёма, размеченный в файловой системе exFAT или NTFS. Эти моменты необходимо учитывать при подготовке ВМ для конкретной учебной дисциплины. Данные по объёму дисков авторами приведены для гипервизора VirtualBox. Как показывает практика, размер виртуального жёсткого диска определяется типом гостевой ОС, а от типа самого диска и типа гипервизора практически не зависит.

Гипервизоры создают и поддерживают несколько типов (расширений) дисков ВМ. В частности, VirtualBox может создавать следующие типы дисков:

- VDI (VirtualBox Disk Image) - формат диска VirtualBox, используемый по умолчанию;

- VMDK (Virtual Machine Disk) - формат дисков VMware;

- VHD, VHDX (Virtual Hard Disk) - формат дисков VPC и Hyper-V;

- PHD (Parallels Hard Disk) - формат дисков Parallels;

- QED (QEMU enhanced disk) - формат для QEMU/KVM;

- QCOW (QEMU Copy-On-Write) - формат для QEMU (qcow2).

Если не планируется использовать создаваемый виртуальный диск с другими гипервизорами, можно оставить формат VDI. Отметим, что формат VHD успешно работает на гипервизоре VPC, но Hyper-V требует для своего использования диски, созданные непосредственно в нем. Поэтому диск VHD, созданный в VirtualBox может не работать с Hyper-V без дополнительной установки сервисов интеграции.

Некоторые гипервизоры имеют возможность экспортировать и импортировать ВМ из одной среды виртуализации в другую с использованием открытого стандарта для хранения и распространения виртуальных машин OVF (Open Virtualization Format) в его формате OVA. Диск ВМ, созданный, например, в VMware и экспортированный в OVA, может быть затем импортирован в VirtualBox и запущен как ВМ в его среде. Эта возможность заявлена для всех ведущих гипервизоров: VMware, VirtualBox, Hyper-V.

У «тяжёлых» ВМ есть еще одна важная характеристика, которая может ограничить их использование: объём необходимой для их работы оперативной памяти. Например, ВМ с ОС XP Professional хорошо работает при выделении ей оперативной памяти объемом 128 МБ, а работа с Windows 7 при минимуме 512 МБ будет заметно менее эффективна. Как правило, для обеспечения учебного процесса с использованием ВМ вполне достаточно компьютеров с объёмом оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) 4 ГБ. Однако если нужно смоделировать сеть из нескольких ВМ, то для «тяжёлых» машин понадобится хостовый компьютер с большим объёмом ОЗУ - 8 ГБ и более. Но у «лёгких» ВМ остается перспекти-

ва в проведении лабораторных работ. Поэтому в тех случаях, когда платформа не имеет большого значения, а важно изучить устанавливаемое на ней приложение, например, СЗИ, СОВ, можно, по мнению авторов, использовать «лёгкие» ВМ.

Все рассмотренные гипервизоры дают возможность запускать ВМ в нескольких сетевых режимах. При этом одним из наиболее важных моментов при планировании использования виртуальных машин для работы с внешней сетью являются соображения безопасности. Для примера будем использовать терминологию VirtualBox.

По умолчанию гостевая ОС подключается к сети с использованием технологии трансляции сетевых адресов - Network Address Translator, режим «NAT». В этом случае в хостовой ОС работает независимый DHCP-сервер, который назначает внутренние IP-адреса виртуальным машинам в пределах сети хоста 10.0.X.0 (как правило, адрес начинается с 10.0.2.15, маска 255.255.255.0). Виртуальная машина может инициировать соединение во внешнюю сеть посредством специального сервиса, осуществляющего преобразование IP-адресов. При таком типе сетевого взаимодействия ВМ используют один IP-адрес хостовой системы, они не видны из внешней сети и не могут взаимодействовать между собой, поскольку все сетевые соединения изолированы друг от друга. Пользователь и программное обеспечение работают с сервисами внешней сети, не предоставляя при этом во внешнюю сеть свои сервисы. Если при изучении определенного приложения достаточно выхода в Интернет, никаких дополнительных настроек гостевой ОС и хоста в этом режиме не потребуется.

В режиме «Сеть NAT» ВМ могут взаимодействовать между собой, имеют выход в Интернет, но остаются закрытыми со стороны внешней сети. По сути, это - расширенный режим «NAT».

В рассмотренных режимах ВМ не смогут взаимодействовать в рамках ЛВС. Для такого взаимодействия нужно выбирать другой тип подключения - «сетевой мост». При выборе этого режима нужный сетевой адаптер должен определиться автоматически. ВМ получают IP-адрес от сервера DHCP корпоративной сети, могут выходить в ЛВС, в Интернет и взаимодействовать между собой. Этот способ является основным для проведения лабораторных работ, связанных с решением сетевых задач, но могут возникнуть ситуации, когда от режима «сетевой мост» следует отказаться. В частности, если по ходу работы необходимо установить на виртуальном контроллере домена роль сервера DHCP, то при завершении установки эта ВМ станет полноценным сервером корпоративной сети и будет раздавать IP-адреса из своего пула всем компьютерам сегмента ЛВС, а не только тем, для которых это предусмотрено практической (лабораторной) работой. Это может привести к сбою в работе сторонних компьютеров в части доступа в Интернет и к общедоступным серверам. Также не рекомендуется использовать этот режим при изучении СЗИ, СОВ, моделировании сетевых атак и т.п.

Васильева И. Н., Родин В. Н., Чернокнижный Г. М. Использов Для подобных случаев существует режим «внутренняя сеть» (рис. 1). Созданные и запущенные на гипервизоре данного хоста ВМ будут взаимодействовать в пределах хоста как изолированная сеть без выхода в ЛВС и глобальную сеть. Компоненты внешней по отношению к хосту сети также не имеют к ним доступа. Служба автоматической частной IP адресации (Automatic Private IP Addressing, APIPA) хоста автоматически выдаст всем ВМ IP-адреса из своего пула: 169.254.Х.Х, маска 255.255.0.0.

Рис. 1. Взаимодействие ВМ в режиме «внутренняя сеть»

Остальные режимы используются реже.

В режиме «виртуальный адаптер хоста» создается подсеть 192.168.56.0 между хост-системой и виртуальными машинами для обмена данными напрямую, как через коммутатор, без физического сетевого адаптера. Внешнего интерфейса с ЛВС и Интернетом нет. По использованию сходен с внутренней сетью.

Режим «универсальный драйвер» использует драйверы специальных типов, входящие в пакет расширений УпШаШох. Практического значения для преподавания этот режим не имеет.

К важным настройкам гипервизоров для использования в педагогической практике относятся создание общих папок между ВМ и хостом, а также подключение флэш-накопителей к гостевой машине. Настройки ВМ для решения этих задач просты, интуитивно понятны и не требуют комментариев (за исключением серверных версий Ыурег-У, для которых предварительно должен быть включен режим расширенного сеанса [8]). Указанные функции требуются для установки приложений на ВМ, сохранения студентом результатов лабораторной работы и написания отчёта по ней, т.к. заявленные функции общего буфера обмена между хостом и гостевой ВМ в большинстве гипервизоров, к сожалению, не работают или работают частично.

Еще одним ограничением ВМ, безотносительно к используемому гипервизору, является отсутствие поддержки флэш-накопителей (ШВ-токенов, смарт-

<ле средств виртуализации в преподавании ИТ-дисциплин карт) в загрузочной среде. Это ограничение затрудняет изучение с использованием ВМ отдельных СЗИ, требующих аппаратной (двухфакторной) аутентификации на этапе загрузки ОС. Вместе с тем аппаратная аутентификация приложению остается доступной для изучения, хотя и может потребовать дополнительной настройки ВМ.

В заключение обратим внимание на вопросы обеспечения безопасной работы с ВМ в учебном процессе. Подход к безопасности здесь несколько иной, чем при работе в производственной ЛВС [9]. Известно, что при использовании виртуализации количество возможных уязвимостей возрастает, а традиционные внешние угрозы (такие, как вирусное заражение, DoS / DDoS атаки, переполнение буферов, SQL-инъекции, XSS, и т.д.) остаются [2]. Поэтому общим требованием, позволяющим снизить вероятность внешних угроз, является минимизация работы ВМ в режиме сетевого моста, когда пользователи выходят в Интернет. Если такая необходимость существует и обусловлена учебным процессом, требуется предпринять достаточные меры безопасности, такие же, как и для обычной (хостовой) машины: использовать сильные пароли, включить брандмауэр, установить антивирусный пакет (например, из числа бесплатных: Avast, Avira, MS Endpoint Protection и др.), стараться не работать в сети Интернет под административной учетной записью и т.п. В случае, если ВМ в результате атаки окажется пораженной, это может привести к выходу из строя не только хостовой машины, на которой она развернута, но и всей сети учебного заведения. Если поражена только сама ВМ, то ее восстановлением заниматься не имеет смысла: проще и быстрее удалить ВМ и установить копию, которая всегда должна иметься в распоряжении преподавателя или в ИТ-подразделении. Аналогично следует поступать и в случаях реализации внутренних угроз, которые исходят от обучающихся: компрометация, перемещение, удаление, появление неуправляемых, неизвестных ВМ - все проявившиеся негативные моменты легко устраняются ИТ-специалистами или самим преподавателем путём создания аналогичной ВМ с использованием существующего виртуального диска.

Итак, можно сделать вывод, что использование ВМ значительно повышает эффективность занятий в части изучения большего количества операционных систем и приложений, скорости их развертывания, динамики проведения учебного процесса. Достоинства ВМ значительно превосходят те недостатки, о которых говорилось выше. Из рассмотренных ги-первизоров, на основе практического опыта авторов, наибольшей доступностью и эффективностью обладает Oracle Virtualbox.

Список литературы:

1. ГОСТ Р 56938-2016. Защита информации. Защита информации при использовании технологий виртуализации. Общие положения. - М.: Стандартинформ, 2016. - 31 с.

2. Евелев, Ю. Е., Чернокнижный, Г. М. Уязвимости мониторов виртуальных машин // Научно-технический вестник СПб ГУИТМО. - 2011. - № 2 (72). - С. 149-153.

22 3. Бесплатный VMware ESXi 5 - новые ограничения и немного новых возможностей [Электронный ре-

cn сурс] // Сайт «VMgu.ru». - 2011. - 18 июля. - URL: http://www.vmgu.ru/news/vmware-esxi-5-free (дата обраще-

Р ния: 21.01.2018).

^ 4. Чернокнижный, Г. М. Использование средств виртуализации пользовательских операционных сред в

^ самостоятельной работе студентов // Инновационные методы уровневого образования в университете : мат-

к лы учеб.-метод. конф. проф.-преп. состава 20 января 2011 г. - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - С. 356-358. о 5. Требования к системе для Hyper-V в Windows 10 [Электронный ресурс] // Сайт компании «Microsoft».

Рч - 2016. - 2. мая - URL: https://docs.microsoft.com/ru-ru/virtualization/hyper-v-on-windows/reference/hyper-v-

ЧД requirements (дата обращения: 21.01.2018).

§ 6. Parallels Desktop 13 для Mac [Электронный ресурс] // Сайт «Parallels». - URL: https://www.parallels.com/

¡2 ru/products/desktop/ (дата обращения 21.01.2018).

g 7. Джонс, М. Эмуляция систем с помощью QEMU [Электронный ресурс] // Сайт компании «IBM». -

а 2008. - 18 янв. - URL: https://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-qemu/ (дата обращения: 21.01.2018). « 8. Использование локальных ресурсов на виртуальной машине Hyper-V с VMConnect [Электронный

^ ресурс] // Сайт «Microsoft TechNet». - URL: https://technet.microsoft.com/ru-ru/library/dn282274(v=ws.11).aspx (дата обращения: 21.01.2018).

тельных систем и программирования СПбГЭУ». - 2014, май. - Режим доступа: http://infosec.spb.ru/wp-content/ g uploads/2014/05/Monografia_2012.pdf.

8

и 9. Безопасность современных информационных технологий : монография / под общ. ред. Е.В. Стель-

а машонок. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - С. 26-48. См. также: [Электронный ресурс] // Сайт «Кафедра вычисли-&

а

<и н <и

с

I

й © Васильева И.Н., Родин В.Н., Чернокнижный Г.М., 2018

О

§ УДК 378

1С ^

<ц Н.Ф. Гейжан, С.С. Никитина

m

ГЕЙЖАН, Наталия Фёдоровна, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8911-771-6485. E-mail: naftus@yandex.ru.

GEYZHAN, Natalya Fyodorovna, Professor of the Department of Personnel Management and Personnel Work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Ph.D. in Pedagogical Sciences, professor, Honored Teacher of Higher School of the Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchuka Pilyutova str., 1. E-mail: naftus@yandex.ru.

НИКИТИНА, Светлана Сергеевна, профессор кафедры управления персоналом и кадровой работы учебно-научного комплекса по исследованию проблем кадровой работы и морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор политических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: (812) 730-26-96.

NIKITINA, Svetlana Sergeyevna, Professor of the Department of Personnel Management and Personnel Work of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia of Educational and Scientific Complex on Research of Problems of Personnel Work, Moral and Psychological Support of Internal Affairs Bodies, Ph.D. in Political Science. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchuka Pilyutova str., 1. Ph.: (812) 730-26-96.

О методологии педагогики высшей школы

The methodologies of higher school pedagogy

В статье рассматриваются разноаспектные вопросы методологии, определяющей фундаментальные основы развития образования и научно-исследовательской практики в высшей школе. Раскрывается сущность и соотношение методологических категорий и понятий на разных уровнях исследования педагогической реальности. Систематизируются и иллюстрируются уровни методологии педагогического исследования. Обсуждаются его особенности в высшей школе.

Ключевые слова: методология педагогики, высшая школа, научно-педагогическое исследование, методологические категории и понятия, парадигмы образования.

The article considers various aspects of the methodology which determines the fundamental principles of the development of education and scientific-research practice in higher education. The essence and correlation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.